Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был 26 апреля 13:43

Пяльма, Пудож, Няндома — Россия Сентябрь 2022

Сегодня на Урале выпал первый снег… Лето закончилось, но оставило после себя прекрасные воспоминания о насыщенном автопробеге по Северо-Западу.

Почему такое название у цикла? Вообще-то, я давно мечтал о поездке в Карелию. Очень давно. Еще в конце 1960-х, мальчишкой увидев в журнале «Вокруг света» фотографию Преображенской церкви в Кижах, был поражен красотой этого многоглавого храма. Тогда и появилась мечта наяву увидеть это великолепие.

Шли годы… И вот в наступившем 2022 пасьянс наконец-то сложился. Во время подготовки, на карте помимо Кижей, добавилось много других точек. Постоянно что-то менялось — одни вычеркивались, другие прибавлялись. И лишь за месяц до путешествия маршрут был окончательно «утвержден». Кроме Карелии были Архангельская, Ленинградская, Вологодская области. А это все территория бывшей Олонецкой губернии, существовавшей с 1801 по 1922 годы.

Сразу скажу, что в этом цикле мои читатели практически не увидят мест, исхоженных массовым туристом и распиаренных СМИ. Да и топовые места вы увидите немного не в том ракурсе, как их показывают гиды.

В обзорном отчете использованы выдержки из моего путевого дневника и размышления после поездки о каждом дне этого двухнедельного путешествия. Наиболее заинтересовавшие меня места будут удостоены отдельных рассказов. Поехали?

День 1. 4 сентября.

Боюсь сглазить, но, вроде бы, моя Карелия наконец-то станет реальностью! Сколько лет какие-то причины не пускали меня в этот край? То домашние дела, то отсутствие надежного попутчика, то реставрация в Кижах, то еще что-то. Этот день наступил! Ясный, яркий, погожий!

Знакомый уже до каждого поворота Московский тракт до Перми. У нас в области ремонт полным ходом — скоро стыковка с новой магистралью Москва — Казань — и дальше…

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Поля убраны, лишь валки соломы еще не состогованы.

На подъезде к Перми, похоже, попадем под ливень… Впереди что-то уж сильно черно на небе.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Обошлось, казавшаяся издалека грозовым фронтом туча минула нас.

Два региона позади. Заезжаем в Кировскую область.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Еще свежи в памяти воспоминания об июньской Вятке. Особенно о некоторых участках дороги… Но, чудо! Нацпрограмма «Дороги» действует! Почти весь Кировский участок М7 «Волга» отремонтирован. Только кое-где осталось реверсивное движение.

К сожалению, эти реверсы нам не на руку. Уже вечереет, и хотя часы перевелись на московское время, до запланированной стоянки мы засветло не успеем. Татьяна о своих обязанностях штурмана не забывает — быстро находит в навигаторе подъезд к берегу довольно большого озера возле Белой Холуницы. И пусть подход к воде оказался заросшим и заболоченным,

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

поляна была очень приличной, и, главное, не загаженной.

День 2. 5 сентября.

Не люблю тупой доездинг до точки, лишь бы побыстрей… Надо же по пути и достопримечательности какие-то осмотреть. Утром оказалось, что рядом с нашим импровизированным ночлегом стоит небольшая часовенка во имя Николая Чудотворца.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Хороший знак — Никола Угодник поможет путешествующим! Часовня совсем свежая, лет 7 всего. До уреза воды метров 10, здесь же и небольшой причал.

Редкие рыбаки в этот утренний час уже на воде, спешат ухватить удачу за карасий хвост. Мы же спешим дальше, надо наверстывать вчерашний недоезд.

Границу Кировской области и Республики Коми проехать мимо невозможно. Еще не встречал таких информационно насыщенных площадок на стыке двух регионов. В лучшем случае — каменная стела. Обычно — простой дорожный указатель. Здесь же, помимо большой стелы с названиями регионов,

уже на территории Коми большая площадка, где размещены и информационный стенд о республике,

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

и деревянные скульптуры — символы этого края.

Здорово, ничего не скажешь!

С границы Коми — Архангельская область начинаются более — менее знакомые места.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Да и погода напоминает ту, трехлетней давности.

Поляна в лесу, не доезжая Черевково, тоже не изменилась. Лишь пара сосен, поваленных сильным ветром, добавилась. Словно вчера уехали отсюда…

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

В прошлый раз почему-то не разглядел, что сосны на угоре неестественной формы, с уродливо изогнутыми стволами и ветвями. Ветра здесь, видимо, не шуточные дуют.

День 3. 6 сентября.

Что изменилось за эти 3 года, так это дорога вдоль Северной Двины. Помню ужасный грейдер, где почти на каждом километре сидели в песчано-глиняном покрытии этой «трассы» фуры. Сейчас почти везде новый асфальт. Завтракали в «Печке» на повороте на Верхнюю Тойму.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Увы, не то… Как там у Карцева? «Те, вчера, по 5 рублей, ну очень большие! А сегодня по 3, но маленькие…»

По новому-то асфальту и график стали опережать. Почему бы не свернуть к берегу Северной Двины? Больше ведь в этот раз возможности увидеть великую северную реку не будет. Поворачиваю куда-то на грунтовку и неожиданно оказываемся у паромной переправы. Зачем нам паром? Паром нам не нужен, успеем еще, прокатимся в другом месте.

Небо хмурое, от этого и река темная, неприветливая.

Вроде бы не грешил… Кто-то там, наверху, решил проверить меня в очередной раз. До Няндомы немного не доехали, «кореец» замолчал… График маршрута трещит по швам… Спасибо ангелу — хранителю, все как-то быстро разрешилось. Определили «корейца» в автобольничку, а сами определились в добротной по-советски гостинице.

День 4. 7 сентября.

С утра мастер Дима пообещал до обеда машинку вылечить. Пошли гулять по Няндоме. Очень приятно удивил этот пристанционный городок! Как прекрасно восстановили модерновые деревянные домики!

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

А какой, оказывается, классный музей!

Сдается мне, не просто так железный коняшка взбрыкнул перед Няндомой. Ему на пользу стоянка пошла, а мы много новой информации получили. И тема для отдельного материала образовалась!

Еще раз спасибо няндомским ребятам с золотыми руками!

В Каргополь заезжать не стали.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

В прошлый раз хорошо по нему погуляли, да и ждали нас в Гавриловской. Но урочище Красная Ляга проехать мимо не могли. Огромное поле, как забором огороженное высокими деревьями и таким же огромным борщевиком.

Когда-то здесь, около небольшого озерца (ляга, по В. Далю, «лужа, ямина с водой», а красная — от красивая) стояло небольшое село. Нет уже этого карстового озера, нет и села. А уникальная Сретено — Михайловская церковь, построенная в 1655 году, стоит.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Стоит творение мастеров — плотников назло всем непогодам и назло табличке «Охраняется государством». Держатся на стенах резные орнаменты, крест, шикарные наличники.

На восьмерике сруба шатровая крыша с луковкой на барабане даже не отклонилась в сторону.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Вот только внутрь не попасть… Да и пусто там. Изумительное по красоте трехярусное «небо» давно в Каргопольском музее,

Фото 2019 года.
иконостас и утварь тоже где-то растворились… Свежие леса все же наводят на мысль, что не пропадет храм, дадут люди ему вторую жизнь. По своей архитектуре церковь уникальна — шатровые восьмерики считаются в русском деревянном зодчестве одними из самых древних. В своей поездке в 2019 году по Архангелогородчине я встречал только одну аналогичную — в деревне Погост (Ошевенское). Но та церковь гораздо ниже и срублена с выносом алтаря и трапезной.

С небольшой грустинкой едем дальше. Вот они, дороги российской глубинки! Не зря на автофорумах не советуют ездить из Каргополя в сторону Пудожа. То грейдер — гребенка, то неровно уложенные плиты. Тыгы-дым, тыгы-дым…

Деревня Гавриловская, входящая в куст деревень Лядины. До 2013 года была известна своим ансамблем — тройником, стоящем на погосте. Из-за молнии 5 мая того года сгорели колокольня и Покрово-Власьевская церковь 1761 года постройки. Деревянных тройников после этого на Севере осталось только 6…

Мы же едем сюда в гостевой дом и музей «Лядинские узоры».

Ухоженная деревенская улица. 200-летние дома-корабли.

В одном из них стараниями местной жительницы Надежды Федоровны Ворощук и расположен музей северного деревенского быта недалекого прошлого.
Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Хозяйка сама проводит экскурсию по этому народному музею.

Русская печь делит избу на 3 части. Небольшая кухонка, где на стеллажах и в шкафах разместилась нехитрая утварь — горшки, чашки, берестяные емкости.

Над печкой полочка с каргопольскими игрушками, а под ней на печи «важничают"пузатые самовары и угольные утюги.
Один из таких утюгов, с трубой (кажется, их «пароходами» называли, или что-то вроде), мне очень знаком. Но Надежда сделала для меня открытие, указав на дверцу-задвижку. На ней изображен Лев Толстой! Оказывается, это делали в начале прошлого века, после предания писателя анафеме. «Гори ты в геенне огненной!»

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Большая гостиная с обилием домотканых ковриков и занавески с северной вышивкой.

Две небольшие спаленки, в которых и размещаются на ночлег гости.

В хозяйственной части дома, куда ведет дверь из избы, конечно, все переделано под музей. Не живет сейчас здесь скотинка, и в помещении собрано то, что было необходимо для жизни. Столярные инструменты, изделия бондарей, охотничьи и рыбацкие принадлежности, то, без чего не обойтись на сенокосе.
В хлеву все устроено максимально правдоподобно, даже муляжи кур и овечки присутствуют.
Выйдя во двор, сильно повеселился от скамеечки в виде тещиной головы с прибитой огромным гвоздем языком!

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Увы, переночевать в этом древнем доме нам не удалось. Все-таки осень, и протопить такую домину для двух человек довольно накладно. Надежда разместила нас в другом, небольшом домике. Пусть и современный, но внутри деревенский дух присутствует. Все в стиле пэч-ворк, как сейчас говорят.

И банька рядышком!

Пока не стемнело, прошлись по деревенской улочке до уцелевшей в пожаре церкви Богоявления Господня.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1
Двенадцатиглавый храм по архитектуре схож с Покровской церковью в Кижах. Построенный в 1793 году, ныне храм на реставрации. Внутреннее убранство тоже, только у местных жителей сомнения в том, что вернутся «небо» и иконы, спрячут их в запасниках музеев. Звездное «небо» вот только под крышей крыльца и останется…

День 5. 8 сентября.

Попрощавшись наутро с хозяевами, двинулись в сторону Пудожа. Почти сразу за Гавриловской началась территория Кенозерского нацпарка, его Морщихинского сектора. Ох, и поматерился, трясясь по колдобинам… Дирекция парка специально, что ли, не ремонтирует дороги? По принципу: хуже дороги — меньше народу — целее природа? И, как по мановению волшебной палочки, с окончанием территории парка, возник асфальт. Ну, здравствуй, Карелия!

В Пудоже заправился 92-м по умопомрачительной для меня цене — 49.85 за литр. Дома-то на Башнефти по 44.20 бензин лью.

С Пудожа начинается наша Онежская кругосветка. Против часовой стрелки обогнем третье по величине озеро в России. А точек-то сколько в навигаторе краснеет!

Первой стоит отметка в деревне Пяльма. Именно деревня, которая стоит на берегу одноименной речки. А то некоторые путают с поселком, расположенным дальше по трассе.

Проехали деревню и остановился у моста через реку. Вроде бы и основание у сооружения крепкое, и машины на том берегу стоят, но… Не поехал, пешком прогуляемся.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Спокойная речушка, с небольшими перекатами, по берегу — просто северная идиллия. Дома-корабли, баньки…

Взгляд чуть в сторону, и за огромным домом, на деревенском погосте, вырисовывается силуэт небольшой часовни.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Часовня Илии Пророка, построенная в начале 18 века по клетскому типу. Двускатная крыша над молельным помещением и небольшая шатровая звонница над сенями.

В Кенозерье много аналогичных. Часовня в 80-е годы прошлого века была подреставрирована, отсюда, наверное, и хорошо сохранившиеся элементы — полотенца, серьги.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Дверь на задвижке с воткнутой палочкой — еще раз здравствуй, Север! Внутри чисто, обихожено. Рама иконостаса, вроде бы, сохранившаяся старинная, только в рамках вставлены репродукции икон.

Забрался на звонницу. Удивительно, но висит небольшой колокол. Практически ни в одной часовне со звонницей колоколов не видел.

Онежская кругосветка или по Олонецкой губернии. Ч.1

Сверху стало видно, в каком состоянии обшитая тесом крыша и коньковые балки. Нужен срочный ремонт…

Ильинская часовня стоит совсем недалеко от устья реки, впадающей в Онего-озеро. Но за густым лесом оно нам так и не показалось. Встреча откладывалась.

На этом прервусь, хоть день далеко не закончился. Лимит фото, понимаешь ли.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия