Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 17:19

Толвуя, Типиницы, Кондобережская, Великая Губа — Россия Сентябрь 2022

День 6. 9 сентября.

При взгляде на карту Онежского озера видно, что вся его северная часть изрезана узкими длинными заливами, а суша образует большой полуостров. Заонежье. Заповедный край, хотя формально заповедником не является. В этих лесах спряталось от массового туриста столько сохранившихся шедевров русского деревянного зодчества, что двух дней еле хватило на беглый осмотр части из них.

Впечатления от этих деревянных церквушек, домов, родников остались настолько неизгладимыми, что негоже рассказывать о них сухим текстом путевого дневника. Решение подсказало название, уже употребляемое для нескольких сохранившихся образцов плотницкого искусства. Кижское ожерелье.

В здешних лесах порой не отпускает чувство, что находишься в волшебном царстве. Так почему бы и мне не уподобиться некоему ювелиру из сказки и не создать украшение для онежской красавицы? Вытянутый силуэт Заонежского полуострова так напоминает изящную девичью шейку, что бусы на ней будут очень к месту. Материал? Конечно, речной жемчуг! Его в изобилии добывали на Русском Севере в старину. Что ж, начну, пожалуй, нанизывать бусинки-жемчужинки на льняную нить.

Почему льняная? Шелкопряд в этих краях отродясь не водился, шелковые ткани купцы привозили из далекого Китая. А вот лен всегда был, что называется «нашим всё». В каждой избе долгими зимними вечерами при свете лучины женщины пряли кудель, наматывая нить на веретена.

В зависимости от умения пряхи нить получалась то тоньше, то толще. Так же и наша для волшебных бус. Этой нитью будут дороги полуострова. Ооо, это отдельная тема!

Вообще-то от Медвежьегорска до пристани Оятевщина, лежащей на берегу узенького пролива, разделяющего полуостров с островом Кижи, можно, не заморачиваясь, проехать по отличному, свежеуложенному асфальту.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Но трасса эта проходит минуя деревеньки и хутора. Проезжабельна она для любых авто, даже заниженных Приор. Зато остальные дороги… не скажу, что «ужас ужасный», но на некоторых участках проехать можно, не травмируя автомобиль, лишь имея повышенный клиренс.

А есть участки (к примеру Типиницы — Сибово — Кондобережская — Великая Губа) — просто песня для джиперов! Нет, засадные болота и месиво грязи отсутствуют, но полный привод для собственного успокоения включать приходилось.
Красота же! Направление в виде двух тропок-колей, машина бортами едва не задевает молодую поросль, выросшую по краю «дороги», за крышу, словно пытаясь остановить, хватаются ветви-руки деревьев постарше.
«Не ходи туда! Это уже наше царство! Люди ушли оттуда…" Но нет, леший с бабой Ягой так и не появились.

Одну дорогу, отмеченную в навигаторе (Поля — Тамбицы), я так и не нашел. Заросла она кустами-деревьями, и следа не осталось. Только из Тамбиц в лес звало направление, ведущее в неизвестность…

Украшения для онежской красавицы. Бусы

С нитью наших волшебных бус разобрались, начнем нанизывать жемчужные бусинки. Каждый перламутровый шарик — это поселок, деревня, несуществующее уже поселение, где остается только доживающая свои века часовенка… Как и речной жемчуг, все они разные. И крупные, сияющие перламутровым блеском, и серенькие, неказистые, с редкими блестками отдельных элементов. О каждой бусинке расскажу подробно. Каждая жемчужинка имеет свое имя.

Кефтеницы.

Одна из самых скромных бусинок. Часовня Георгия Победоносца середины 17 века. После многочисленных перестроек в наше время представляет собой три помещения под отдельными двускатными крышами — молельное, трапезная и крыльцо. Из декоративных отделочных элементов сохранились резные деревянные столбики, поддерживающие крышу крыльца.

Шуньга.

Один из ярких перламутровых переливов этой бусинки — церковь во имя Богоявления Господня.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Свежий храм, освященный в 2019 году, но стоит на том же месте, где стояла пострадавшая в двух пожарах, частично восстановленная, но все же сгоревшая в 1941 году при отступлении Красной Армии, старая 5-купольная Богоявленская церковь.

Блестками на этой бусинке в раннее утро засверкали и виды, открывающиеся с церковного холма.

Паяницы. (Подгорская)

На высоком холме рядом с деревней Паяницы стоит часовня Михаила Архангела конца 17 века постройки.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Одна из самых ярких жемчужин в наших волшебных бусах. Озеро Путкозеро настолько узкое и длинное, что создается впечатление, будто это река.

К храму — пешочком, негоже на машинах. Да и не проехать — огромные валуны преграждают путь.

Часовня, хоть и хорошо сохранилась, сильно пострадала. Скорей всего, в прошлом веке. На срубе видны пазы от опоясывающего когда-то часовню гульбища, но в хорошей сохранности все резные элементы.
Внутри на месте расписного «неба» свежие доски. Медальон только старинный, с едва заметными фрагментами былой росписи.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Неподалеку от часовни, под холмом стоит заброшенный дом. Не один век этому «кораблю», но старик умирать пока не собирается.

Толвуя.

Тоже скромная бусинка. Не осталось в поселке свидетельств о пребывании здесь в ссылке инокини Марфы. Были в те времена в этом одном из самых древних заонежских погостов три храма, но сгорели они в начале 18 века. В 1876 году была построена каменная церковь Георгия Победоносца, но в 20 веке почти полностью разрушена. Сейчас храм восстанавливается.

Шунгитовый карьер.

Решил же, что бусы для онежской красавицы будут из речного жемчуга. Но не могу не нанизать бусинку из уникального минерала — шунгита. О его целебных свойствах известно с древности. На шунгитовых водах Петр I построил первый в России курорт Марциальные Воды. Здесь, в Заонежье, можно побывать на карьере, где добывается этот минерал.

И даром набрать камешков, а не по баснословным ценам в сувенирных магазинах.

Царицын ключ.

Эта жемчужинка связана непосредственно с инокиней Марфой. Будучи в ссылке, она тяжело болела. Местные жители посоветовали ей ходить к роднику неподалеку от Толвуи. И пришло исцеление. В память о «царице Марфе» над родником установили часовенку, которая была разрушена при Советской власти. В 2013 году источник и часовню восстановили и освятили 17 июля, в день памяти царских страстотерпцев.

Не знаю, как с целебными свойствами, на вкус водичка очень даже хороша!

Поля.

Нет уже этой деревни. Только наполовину сохранившиеся остовы нескольких домов.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

И среди полей стоит церковь Илии пророка 1873 года постройки.

Кто знает, какая судьба была бы у этого храма, если бы не энтузиасты, поддерживающие в ней жизнь. Какие элементы декора сохранены! На крыше храмового помещения бочка с главкой, покрытой лемехом, резные причелины здесь же.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

А какой красоты был ажурный гребень на коньке перехода из церкви в колокольню!

Внутри все отремонтировано. Некоторые старые доски оставлены, лишь ошкурены от векового потемнения.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Вдохнуло «Общее дело» искорку жизни в старинную церковь, а у нас — очередная бусинка на нити.

Типиницы.

В рассказах о Заонежье встречал упоминание о дороге Поля — Тамбицы. Но за несколько прошедших лет дорога эта заросла, и я ее не нашел. Пришлось ехать с небольшим крюком, через Типиницы.

Здесь мы продернем нить через две бусинки. Первая — часовня Сошествия Святого Духа постройки конца 19 века.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Благодаря реставрации, проведенной на рубеже 20–21 веков, часовенка выглядит очень нарядной. Если добавить сюда проходящую за ней старинную улочку и такой обычный для Севера дверной «замок», то эта бусинка засияет очень яркими цветами.

Было в Заонежье село Яндомозеро. Большое село, 83 двора с 903 жителями. В 1656 году построили здесь небольшой клетский храм Варвары Великомученицы. В 1710 году его расширили, надстроили над основанием восьмерик с шатровой крышей. Чуть позже пристроили шатровую колокольню. В конце 20 века село стало умирать. Чтобы спасти эту уникальную, одну из самых старых шатровых церквей на Русском Севере, Министерство культуры приняло решение о переносе Варваринской церкви в Типиницы. И вот в 2016 году началось восстановление храма на новом месте. За 5 лет в ходе реставрации удалось сохранить бОльшую часть бревен старинных срубов церкви и колокольни.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Глядя на эту красавицу, не думаешь о том, сколько лет или веков причелинам, лемехам на главках, полам в трапезной и в молельном помещении.

Жаль, что не сохранилось «небо».

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Вроде бы все, нанизал эту бусинку, но на обратном пути, когда вновь подъезжали к Типиницам, перламутровый шарик сверкнул такой яркой блесткой! Остановился, вышли из машины и долго смотрели на внезапно открывшийся из-за леса вид.

Вороний остров.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

На въезде в деревню стоит часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи начала второй половины 19 века постройки.

Видно, что за часовней приглядывают, внутри заметны следы недавнего ремонта, с сохранением старинных элементов.

Жемчужинка для волшебных бус очень даже неплоха!

Тамбицы.

На окраине деревни, возле кладбищенской ограды, стоит яркий образец клетских храмов — часовня Николая Чудотворца.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Построенная в середине 18 века, она неплохо сохранилась. Конечно, реконструкции не обошли стороной Никольскую часовню — реставрированы резные элементы декора.

С храмовыми «небесами» в Заонежье просто беда. Если в Кенозерье практически в каждой часовне любовались уникальными росписями, то здесь, в лучшем случае, сохранились только рамы на потолке.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Может быть, иконы пропали в годы финской оккупации здешних земель в Великую Отечественную.

Хотел уже нанизать эту бусинку, как заметил нечто, указывающее на прежнего «владельца». Входные двери не менялись с прошлого века. На белой краске видны следы карандаша. Когда-то часовню использовали под склад, и кладовщик, не заморачиваясь по поводу отсутствия бумаги, прямо на дверях записывал, сколько принял на хранение «капусты, турнепсу, бураков и брюквы».

Сибово.

Был в раздумьях по поводу этой бусинки. Но память человеческая многого стоит. Пробираясь по практически несуществующей дороге от Типиниц до Сибово, не то, что деревни (или следов от нее) не увидел, но и чуть было не проехал этот незатейливый знак.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Помнят люди и о селе, и о церкви, стоявшей здесь. Введенская церковь была третьей, относившейся к Кижскому приходу в 19 — начале 20 веков, помимо Преображенской и Покровской на самом острове. Пусть в моих волшебных бусах этот шарик, как и щит, напоминает об утраченном храме.

Кондобережская.

На высоком берегу губы Великой Онежского озера стоит скромная часовня Самсона.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Построенна в середине 19 века, часовня сохранила только внешний облик. Элементы декора и внутреннего убранства утрачены.

Космозеро.

На берегу узкого и длинного, протянувшегося с севера на юг почти через весь полуостров, озера лежит село Космозеро. В центре села, возвышаясь своим шатром над невысокими домами, стоит церковь Александра Свирского.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Построенная в 1769 году, она входила в состав ансамбля-тройника, включавшего в себя еще летнюю Успенскую церковь и колокольню. Эти сооружения сгорели в 1942 году. Церковь Александра Свирского построена по классической схеме шатровых храмов — восьмерик на четверике. Храм в довольно хорошем состоянии. Выделяются некоторые элементы отделки — пояса на восьмерике, гребень бочки на крыше алтаря.

Жаль, что двери были закрыты на настоящий замок, а не на веточку, воткнутую в задвижку. Внутрь попасть не удалось. Но жемчужинка в бусах от этого не стала менее красивой.

Узкие.

Через десяток километров дальше к северу вдоль Космозера, на въезде в деревню Узкие, стоит часовня Космы и Дамиана, 1720 года постройки.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Невысокая, спряталась за двумя огромными елями так, что, не зная, с дороги можно и не заметить.

Характерная по архитектуре для большинства заонежских часовен, эта недавно отремонтирована. К сожалению, при реставрации утрачены внешние элементы декора — серьги, полотенца, наличники на окнах, резные столбики на крыльце. Зато какой вид открывается со звонницы! Даже в этот хмурый вечер от окрестностей глаз не оторвать!

Вёгоруксы.

В южной части Уницкой губы Онежского озера есть ответвление от нее — губа Вегрук. На берегу этого заливчика стоял когда-то куст деревень Вёгоруксы. В центре, на холме у старого кладбища, от которого и могил-то не осталось, в 1750 году была построена часовня Николая Чудотворца. Часовня эта переходом соединялась с отдельно стоящей колокольней.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

В 19 веке по просьбе прихожан часовню преобразовали в церковь. В 20 веке храм сильно обветшал и сейчас находится в стадии начавшейся реставрации. Внутри мало что сохранилось, лишь некоторые фрагменты убранства — детали иконостаса, царских врат со старинной росписью.

С колокольни видно, что осталось от некогда крупного села.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

А вот вид на озеро с другой стороны не оставил сомнений в том, где мы разобьем лагерь для ночевки.

И не пожалели! Вечерний закат подарил нам прекрасные минуты, а мне, для волшебных бус онежской красавицы — редкую голубую жемчужину.

Украшения для онежской красавицы. Бусы

Что ж, мое украшение собрано. Плохо ли, хорошо ли — это мой первый опыт «ювелира». Но на столе еще осталось несколько кучек драгоценных камешков и отдельно бриллианты красивейшей огранки. Попробую в следующий раз изготовить подвеску к этим бусам.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия