Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 15:28

Кижи — Россия Сентябрь 2022

День 7. 10 сентября.

На остров Кижи можно попасть различными способами: на круизном теплоходе, на «Комете», на «Хивусе» на воздушной подушке и даже на вертолете.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Все эти варианты предусматривают старт из столицы Карелии Петрозаводска. Я же выбрал способ, по-моему, ни разу не описанный на Туристере. Почти напротив пристани в Кижах, на другом берегу узкого пролива (метров 500) расположена пристань Оятевщина. За символическую плату в 500 руб/чел перевозчики мигом доставят вас к причалу Кижи на скоростных катерах.

У меня был еще и свой интерес к этому способу переправы. «Кижское ожерелье».

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

На островах по соседству с островом Кижи расположено несколько шедевров деревянного зодчества. Про официальные экскурсии ничего не читал, а вот местные перевозчики из Оятевщины проводят водные прогулки по всем этим островам.

Исходя из официального названия и родилась у меня идея этого рассказа. Побуду-ка я вновь ювелиром и к уже собранным бусам изготовлю подвеску.

Онежские шхеры.

Замочком, соединяющим жемчужное ожерелье с подвеской, будет этот скоростной катер, на котором его шкипер Андрей провел для нас экскурсию по островам.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Накануне вечером подъезжали к пристани Оятевщина «на разведку» и договорились на утро.

С погодой вот только не повезло. Напомнило мне ситуацию на рыбалке — рыба клюет вчера и завтра. Также и тут — ясная солнечная погода была вчера и будет завтра, как выяснилось позже. А этим ранним утром набегающая сплошная облачность не давала шансов на сочные фото.

На пирсе уже стояли желающие переправиться. На другом берегу без всяких оптических приборов и зумов четко вырисовывались дома и Успенская часовня в деревне Васильево, входящей в заповедник.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Народ, а это был обслуживающий персонал, спешащий на работу, ждал своего лодочника. Подъехавший Андрей быстро обрисовал самый оптимальный маршрут, и мы лихо отчалили. Вперед, за красотами!

По внешнему краю моей подвески основой будут шхеры — узкие проливы между островами.

Буквально через полминуты после старта вдали за кормой, на фоне пропадающего среди облачности голубого неба открылся вид, встречи с которым я ждал больше полувека… Ансамбль Кижского погоста. До него оставалось меньше километра и пару часов времени.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Катер шел на приличной скорости, Андрей рассказывал о житье-бытье в этом краю, а мимо проплывали островки, поросшие невысоким лесом, бобровые хатки, остовы домов в исчезнувших деревнях…

Подъельники.

Первая остановка, и первый ограненный камешек в оправу подвески. За высокими елями и оградой из огромных валунов виднеется деревянный сруб с маленькой главкой.

Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского середины 19 века постройки. Поляна, на которой стоит часовенка, настолько мала, что невозможно выбрать место, откуда открылся бы вид на весь маленький храм целиком — обзор закрывают гигантские еловые лапы и гранитные валуны. Объектив выхватывает лишь отдельные элементы.
И неприятная неожиданность — дверь часовни не только на огромном замке, но и опечатана пластиковой пломбой.

Еглово.

На небольшом мысу острова Еглов, отделенном от деревни Еглово еще и болотцем, буквально в метре от уреза воды, стоит часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Часовня эта была построена в деревне Липовицы на рубеже 18–19 веков. Позже перенесена сюда, в Еглово.

Насоновщина.

Швартуемся у причала на Волкострове. Здесь, в деревне Насоновщина, стоит самая древняя в окрестностях часовня Петра и Павла. По тоннелю из сплетенных ветвей деревьев, по деревянному настилу через небольшое болотце подходим к ограде из неоструганных жердей.

Отодвигаю жерди, и мы стоим у этой красавицы.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

В середине 17 века была построена небольшая клетская часовня, к которой примерно через век были пристроены сени со звонницей и крытая галерея — гульбище.

Строгая, не видно обилия элементов декора. И в то же время нарядная — серьги и резные столбики подчеркивают это.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Часовня по своему восприятию выделяется среди всех виденных мной в Заонежье. Стоит не на окраине деревни — дома вплотную подступают к церковной ограде. Не растут и ели рядом, как в других местах. Наоборот, вокруг большой луг.

Хотелось зайти внутрь, посмотреть убранство, взглянуть на сохранившееся «небо», но замок и пломба грозно сказали — низзя! Жаль, эта часовня, наряду с часовней в Паяницах оставили самое неизгладимое впечатление от церковной архитектуры Заонежья.

Корба.

Дальше наш путь лежит на Большой Клименецкий остров, мимо восточного берега острова Кижи. Интересно посмотреть на дома, фотографии которых видел только со стороны суши. «Кометы» и теплоходы с массовым туристом проходят вдоль другого берега.

Пудожский сектор заповедника Кижи. Мимо проплывает часовня Трех святителей,

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

дома крестьян Васильева, Бутова, Поташева.

Деревня Ямка. Часовня Спаса Нерукотворного и дома крестьян из деревни Усть-Яндома, ветряная мельница из деревни Вороний остров.

Знакомые названия — мимо этих практически несуществующих деревень накануне мы пробирались по такой же почти исчезнувшей дороге. Вот и Кижский погост во всей красе!

Минуя мельницу с Волкострова и часовню Михаила Архангела,

Андрей меняет курс в глубину шхер.
Причаливаем у урочища Корба. Среди высоких елей едва заметна главка с крестом.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Пройдя по тропинке в березово-еловой роще, оказываемся на небольшой поляне, где стоит часовня иконы Божией Матери «Знамение».

Построенная во второй половине 18 века, эта клетская часовня довольно строга, без особенных изысков во внешнем оформлении. В глаза бросилась только звонница. Почти у всех виденных ранее часовен колоколенка срублена в «замок». Здесь же венцы соединены в «чашу».

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Вот и все, Кижское ожерелье осмотрели. Курс на причал Кижи. По пути, не останавливаясь, сфотографировал на Большом Клименецком хорошо сохранившийся старинный дом и ветряную мельницу Конькова из деревни Толвуя начала 20 века.

Во внешнюю оправу моей подвески вставлены все драгоценные камни.

Кижи.

Теперь предстоит самое сложное. О моих приготовленных для установки в оправу бриллиантах с острова Кижи не раз, и не два рассказано в отчетах наших туристов. Постараюсь еще раз показать красивейшую огранку этих «камешков».

Швартуемся у причала Кижи, где «отдыхают» в ожидании своих пассажиров, убежавших на экскурсии, круизный лайнер «Леонид Красин» и «Комета» из Петрозаводска. Возле сувенирных рядов на пристани тишина.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска
Долго стоим у билетных касс, благо народу никого и разбираемся в ценниках. Вот это точно надо, и это, а сюда однозначно не пойдем, и это под вопросом… Девушка — кассир, видя наши терзания и муки выбора, подсказала:«Так возьмите базовые, на месте, если захотите, можно приобрести дополнительные билеты." Уф-ф, как быстро все разрешилось. Заходим через рамку на территорию, и вот она, мечта моего детства — ансамбль Кижского погоста! Т. к. сейчас я вроде ювелира и мастерю подвеску, то этот бриллиант вставлю в оправу в последнюю очередь. А пока пройдемся по другим памятникам архитектуры.

Сразу после войны, в октябре 1945 года, постановлением ЦИК Карело-Финской ССР территория острова была объявлена государственным заповедником. В 1966 году был основан Государственный историко — архитектурный музей «Кижи». Сюда были свезены хозпостройки, дома, часовни не только из Заонежья, но и всей Карелии. Что же удалось сохранить?

Дом Ошевнева из деревни Ошевнево 1876 года постройки.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Огромный дом по северному типу, где жилая 2-этажная изба соединена с хозяйственными постройками под одной крышей. Бросаются в глаза резные элементы — все эти наличники, ставни, полотенца, серьги, балясины. Особо выделяются балкончики чердачного помещения и гульбище, опоясывающее дом со всех сторон. Кстати, назначение этого балкона сугубо прозаичное — ставни закрывать.

Дом стоит на берегу озера. Здесь же мостки, возле которых «отдыхает» лодка — «кижанка», сушатся сети, тут же с приветливо открытой дверью стоит банька из деревни Мижостров.

Кижские ограды… Они не являются памятниками архитектуры, во времена былые всего лишь определяли границы участков, да служили заграждением покосов от потравы скотом. Простенькие, из тоненьких жердин, но до чего изящные! Именно они во многом создают эффект присутствия в настоящей деревне.

Дом Елизарова из деревни Середка, вторая половина 19 века. Будет поскромней дома Ошевневых, но тоже со своими «изюминками».

Стоящая рядом с домом на берегу баня из деревни Усть-Яндома вся пропитана духом топки «по черному». От банного духа нахлынули воспоминания о старой бане у дяди в деревне, когда, неловко поскользнувшись, цепляешься за пропитанные сажей стены и, чертыхаясь, трешь эту черноту…

Дом Щепина из деревни Щепино. Самый «скромный» дом.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска
Такие четырехстенки с сенями характерны больше для Центральной России, теряется он среди северных громадин.

В стоящей по соседству кузнице из деревни Суйсарь ворота открыты настежь. Оттуда слышны удары молота по наковальне. Кузнец дает юному поколению мастер-класс.

Такие дома, как дом Сергеева из деревни Логморучей, наиболее характерны для Русского Севера. Эти пятистенки на высоком подклете с пристроенным 2-этажным хозблоком разной степени сохранности стоят почти во всех деревнях и селах Архангельской и Вологодской областей, в Карелии.

Вот с водяной мельницей Стафеева из урочища Березовая Сельга в заповеднике явно «промахнулись».

Если все постройки в кижской импровизированной деревне стоят так, словно построены были здесь полтора века назад, то с мельницей по Станиславскому:«Не верю!» Где мало—мальский ручеек, где запруда? Вспоминается аналогичная мельница в Кенозерье, где на экскурсии и воду пустили, и показали в работе водяные колеса и жернова. Между наблюдением в действии всех механизмов и рассказом экскурсовода «на пальцах» большая разница!

Часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро конца 17 века — типичный образец клетских часовен.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Внутри все строго и аскетично, ничего лишнего, только двухярусный иконостас и 12-гранное «небо». Вся утварь и иконы в часовне «родные», находящиеся в ней с момента постройки. Паникадило, иконостас, «небо» — все это конца 17 века.

Ветряная мельница Биканина с Волкострова, в отличии от своей водяной «сестры», смотрится очень даже на месте.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Стоит на открытом пригорке навстречу всем ветрам. Освободи шестерни вала от стопоров, поверни сруб мельницы воротилом на поворотном круге, и закружатся крылья, заскрипят жернова, перемалывая зерно, посыпется мука в лари.

Последним драгоценным камнем в нашей подвеске станет церковь Воскресения Лазаря из Муромского монастыря.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска

Самый древний деревянный храм в России. Узкий перешеек отделяет Онежское озеро в его восточной части от Муромского озера. На этой полоске земли, куда добраться можно только по воде, в 14 веке византийский монах Лазарь, выбрав место для сурового подвижничества, основал монастырь. Первым построенным им храмом и стала Лазаревская церковь. Точная дата постройки неизвестна, но посудите сами. Преподобный Лазарь скончался в 1391 году. Значит, церковь построена до этого года. Почти 650 лет назад… В голове не укладываются такие цифры возраста деревянного сооружения. Хотя, может быть, сохранность объясняется тем, что в 19 веке в монастыре над этой церковью был построен деревянный футляр — реликварий, и служба в ней совершалась один раз в году, в Лазареву субботу. Забегая вперед скажу, что наша попытка попасть в труднодоступный Муромский монастырь не увенчалась успехом. На Онего-море разыгрался шторм, было бесполезно даже пытаться выйти на открытую воду.

Вот и подошли мы к тому, чтобы вставить в центр оправы нашей подвески самый изумительный бриллиант. Ансамбль Кижского погоста.

Украшение для онежской красавицы. Подвеска
Один из шести сохранившихся на Севере церковных тройников. И самый великолепный из них!

Существует много способов огранки бриллиантов. У нашего будет огранка «квадратом». Четыре основные грани — ограда, колокольня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Спаса Преображения.

Серебряный блеск осиновых лемехов на главках двух храмов поначалу затмевает все остальные, кажущиеся неприметными, детали погоста. Невысокая ограда почти не видна на фоне величественных сооружений. Лишь подойдя поближе, начинаешь осознавать мощь этого заградительного вала. Высокий фундамент из огромных валунов, и на нем стоит непрерывный бревенчатый сруб. Только в трех местах эта стена имеет проемы — центральный вход у Покровской церкви и две калитки с ажурными дверками.

Ограда была возведена в 1780-е годы. Мне кажется, строительство мощной оборонительной стены было отзвуком на восстание приписных крестьян олонецких петровских заводов в 1771 году. Народный гнев страшен, не разбирает он, что жечь, а что оставить…

Колокольня была построена во второй половине 19 века по классической схеме на месте обветшавшей. Шатровая крыша на звоннице, венчающей сруб — восьмерик, стоящий на основании — четверике. Но даже имея 30-метровую высоту, колокольня теряется на фоне превосходящей ее по росту Преображенской церкви.

Кижский погост упоминается с 16 века. В конце 17 века оба храма, стоявшие здесь в то время, сгорели от попадания молнии. В 1694 году началось строительство зимней Покровской 10-главой церкви на месте сгоревшей. Нынешний облик она получила после перестройки, в 1764 году. Своей многоглавостью она стала удачно гармонировать с летней Преображенской церковью.

В настоящее время храм является музеем, но периодически в нем проводятся богослужения. Иконостас в Покровской церкви собирали в 50-е годы прошлого века из икон заонежского письма 17–19 веков.
Украшение для онежской красавицы. Подвеска

В трапезной при нашем посещении размещалась выставка древнерусской живописи — иконы, фрагменты «небес"из фондов заповедника.

И, наконец, самая изящная грань нашего бриллианта для украшения онежской красавицы. Церковь Спаса Преображения. Шедевр плотницкого искусства.

Об этом величественном храме столько написано, что не буду повторяться. Моя самая давняя мечта сбылась — я стоял у стен храма, поразившего своей красотой на фотографии в далеком детстве.

Внутри Преображенская церковь не менее великолепна. Более 100 икон в резном золоченом иконостасе. Практически все подлинные, стоявшие здесь с давних времен. Во время войны территория была оккупирована финнами, и они вывезли при отступлении шедевры древнерусской иконописи. Только 5 маленьких икон с царских врат не вернулись домой. Сейчас на их месте новодел.

Не вернулось и «небо». Грустная история. Сторож здания, где хранились иконы, использовал доски с росписью «небес» в качестве дров… Сейчас ведутся дискуссии о возможности реконструкции потолочной росписи. Я даже подсмотрел у гида, проводившего рядом индивидуальную экскурсию, фрагмент компьютерного наброска проекта новых «небес».

Зря мы ломали голову у касс… В итоге зашли во все дома, посмотрели интерьеры быта крестьян разного достатка, познакомились с промыслами Заонежья, полюбовались интерьерами во всех храмах. По острову можно бродить долго, выискивая какие-то «изюминки». Но на причале нас ждал шкипер Андрей, на другом берегу пролива — железный конь и неизведанная пока дорога дальше в этой Онежской кругосветке.

Катер, урча мощным двигателем, отчалил от пристани. Я сидел на корме и смотрел, как уплывали вдаль главки величественного Преображенского храма, пока они совсем не скрылись за береговым изгибом…