Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 12:25

Петрозаводск, Кивач, Надвоицы — Россия Сентябрь 2022

Возвращаюсь к своему путевому дневнику.

Попрощавшись у причала в Оятевщине с Андреем, познакомившим нас с укромными уголками кижских шхер, сели в дожидавшийся на парковке автомобиль и поехали в сторону Медвежьегорска. Понятное дело, уже не забуриваясь в лесные дебри в поисках деревянных часовен. По недавно уложенному отличному асфальту мигом домчались до небольшой полянки на берегу Онежского озера, где ночевали перед знакомством с Заонежьем.

День 8. 11 сентября.

Никак не хочет Онего дарить нам красочные рассветы. По утрам какая-то хмарь пугает возможностью дождя, бродят непонятные тучки. Настроение тоже не ахти какое. Грустно… Сегодня «точка невозврата». Долго копаюсь в навигаторе и калькуляторе, сопоставляя дни и километры. Если ехать в Беломорск и дальше вдоль берега Белого моря до Нюхчи, то в Каршево на Бесов Нос времени не остается. В итоге вместо Осударевой дороги и беломорских петроглифов делаю выбор в пользу онежских петроглифов. Но от кусочка трассы Кола на север не отказываюсь и, выехав из Медвежьегорска, поворачиваю по указателю на Мурманск.

Наверное, все северные трассы похожи друг на друга. Еду по Карелии, а пейзаж мало чем отличается от нашего уральского. Те же скалы с прорубленной между ними дорогой, та же «ржавая» растительность на болотах вдоль трассы, такие же торговцы ягодой с машин на обочинах. Да и цены те же, что и у нас.

Остается в стороне Сегежа, не заезжаем и в Надвоицы. На сегодняшний день цель — красивые места и объекты, которые построил человек, уставший ждать милостей от природы.

Поселок Надвоицы известен с 17 века. В 18 веке в его окрестностях добывалась медь для Олонецких горных заводов и золото. В 1930-х здесь появилось отделение СЛОН и БелБалтЛаг. Поселок стоит рядом с Выгозером, которое стало частью Беломорканала.

Подъезжаем к 10-му шлюзу ББК. В шлюзе никаких плавсредств, вода спущена, но на стенах и воротах видно, до какого уровня поднимается вода при шлюзовании судов.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Откуда такое название у поселка? Все просто. На протекающей речке Нижний Выг в послеледниковое время образовался равнинный водопад. Гавриил Романович Державин, первый губернатор Олонецкого наместничества, писал о нем так: «По объявлению здешних поселян рудник Воицкий так, как и селение, именуется от находящегося в полутора верстах вниз по реке водопада, который, шумя от стремящейся воды, как бы воет». Мы не услышали этот «вой» за 18 километров… Все-таки и водопад потерял былую мощь после строительства ББК, и шумоизоляция в машине хорошая. Мы Воицкий падун сначала увидели. С тылу, так сказать.

Поставив машину на небольшой полянке, свободной от каменных валунов, выступающих из земли, вышли на край скальных уступов и забыли о времени. Этот равнинный водопад (падун, как их называют в Карелии) завораживал.

Конечно, нет в нем той мощи, что у «топовых» водопадов мира. Тихая и спокойная речка перед уступом ускоряется, ее бурые воды с шумом срываются вниз, и после бурных водоворотов вновь успокаивается и тихо продолжает свой путь среди скал к Выгозеру.
Понравилось, как про Воицкий падун написал Михаил Пришвин: «… Гул, хаос! Трудно сосредоточиться, немыслимо отдать себе отчет, что же я вижу? Но тянет и тянет смотреть… Очевидно какие-то таинственные силы влияют на падение воды, и в каждый момент все ее частички иные: водопад живет какой-то бесконечно сложной собственной жизнью…»
Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Не доезжая до падуна, в лес уходит неприметная дорожка. После того, как прервали медитацию у водопада, свернули на нее. Привела дорожка к тому же 10-му шлюзу ББК, но с обратной стороны.

С этого места открылся прекрасный вид на Беломорканал. Заросшие лесом скалистые берега, рукотворные островки-ряжи параллельно берегу и ни одного судна вдали…

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Ледник, отступая, хорошо «порезвился» в этих краях. Рельеф с небольшими перепадами высот повсеместно создал дополнительные сложности при строительстве канала. Имеет он при сравнительно небольшой длине 19 шлюзов, порой образуя каскады. Возле Надвоиц тоже расположено два. И от 10-го шлюза мы едем к 11-му, в десятке километров. В районе этого гидроузла есть и уникальная плотина. За несколько сот метров, еще не видя Шаваньскую плотину, мы ее услышали.

За полтора года, с января 1932 по август 1933, в условиях отсутствия механизмов, стройматериалов, жестокой эксплуатации ручного труда, на ст. Шавань в протоке Печка реки Нижний Выг была построена плотина, регулирующая уровень водохранилища. Вдумайтесь в эти цифры. При строительстве использовано 334 погонных километра бревен, 17 тысяч кубометров бетона, окружающий рельеф лишился 53 тысяч кубометров скалы и 130 тысяч кубометров грунта. Вручную! Конструкция простейшая — деревянные ряжи, заполненные камнем. Во время войны многие шлюзы и плотины ББК подверглись бомбардировкам или были взорваны при отступлении Красной Армии. Шаваньская плотина не пострадала. В своем первоначальном виде она дожила до наших дней. Ехал сюда с надеждой увидеть уникальное сооружение. И опоздал… Нет, плотина на месте.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

По берегам протоки бульдозеры, экскаваторы. Проходивший мимо рабочий подтвердил, что идет ремонт. Не знаю, насколько сильно изменили конструкцию плотины, но заметных на фото туристов выступающих из воды деревянных ряжей я не увидел.

Что ж, у дерева век недолог. Пусть бревна в воде, без доступа кислорода, но и в таком состоянии они гниют. И лучше вовремя провести ремонт, чем дожидаться прорыва плотины.

Еще готовясь к поездке, решил, что в распиаренные места заезжать не буду. Перед поворотом с трассы к водопаду Кивач все же отбросил сомнения и свернул. Сыграло свою роль желание сравнить Воицкий падун с »вторым по величине, после Рейнского, равнинным водопадом Европы».

Воскресенье, послеобеденное время. На обочине неширокой автодороги перед входом в заповедник «Кивач» полукилометровая «очередь» из автомобилей. Встаю в хвост и дальше пешком.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Скажу честно, благоустройство на территории мне понравилось. Вежливые сотрудники и охрана, деревянные медведи, информационные щиты, сувенирные лавки, кафе, чистота и порядок.

Сразу к водопаду не пошли. Тек он тысячи лет, не утечет за полтора часа. Сходим-ка мы вначале в музей и погуляем по дендрарию.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии
Музей оказался небольшим помещением с двумя залами, где за стеклом рассказано о природе Карелии и заповедника, его обитателях.
Нас больше интересовала информация о карельской березе. Что за чудо такое, если поделки всего лишь из шпона стоят непонятных денег из четырех-пятизначных цифр?
Посмотрели — почитали. Прониклись. Пошли гулять по дендрарию, где произрастает небольшая рощица этих деревьев. Посмотрели — пощупали. Не прониклись. По внешнему виду — худосочное деревце с кривым стволом, покрытым буграми.
По своей сути, карельская береза — это мутант с генными отклонениями, редко передающимися по наследству. Из 10 семянок «карелки» только 2 ею становятся. Из-за этих изменений и древесина чуднАя. За красоту древесного рисунка повывели карельскую березу, осталась она в заповедниках, да питомниках. Даже здесь эти несколько стволов под контролем. В рощице бродил с виду неприметный человек, похожий на «топтуна» из спецотдела МВД, и зорко следил, чтобы посетители при фотосессии не нанесли вред слабеньким деревцам.

Теперь можно и к водопаду спуститься. Нее, такие зрелища не по мне. Пока мы изучали березки, подъехали 2 экскурсионных автобуса, и весь вновь прибывший контингент выстроился вдоль оградительных лееров, бродил по узким тропкам вдоль скал, великовозрастные детишки с шумом собирали камни по окрестностям, чтобы настроить пирамидок… Для запечатления себя, любимого, на фоне водопада прождал минут 5, и то оказался немного не в том месте…

Может, из-за этого и почернели краски впечатлений от водопада.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Где державинское: «Алмазна сыплется гора… Кипит внизу, бьет вверх буграми…»?

Конечно, после строительства каскада ГЭС на Суне мощность водопада снизилась. Но не сила водного потока повлияла на мои эмоции. В Надвоицах мы были одни, и падун показался каким-то своим — уютным, домашним. Только шум воды и перекличка пернатых в лесу. Все, никакого ора — гама: «Люся, не стой близко! Петя, ты где? Миша, уйди оттуда!»

Ну, да ладно. Отметку в личной карте сделал — я тут был.

В 1702 году по указу Петра I в. Олонецкий край прибыли рудознатцы, обнаружившие здесь месторождения руд и определившие места строительства заводов. В 1703 году был заложен Петровский железоделательный завод, слобода при котором положила начало Петрозаводску.

Знал, что в паре мест можно увидеть останки тех заводов. Мне они были интересны. Ведь Олонецкие Петровские заводы явились как бы предтечей Уральских железоделательных заводов. И руководил ими человек, впоследствии организовавший производство на Исетском заводе и положивший начало Екатеринбургу — Вильгельм де Геннин.

Поселок Кончезеро. Где-то здесь. Ориентируюсь по небольшой речке и шуму падающей воды. Спускаюсь. Да, именно здесь была плотина и вода приводила в действие механизмы на Кончезерском заводе. Сейчас только пеньки от свай, да кое-где еще не сгнили бревна.

«Обещанных» руин завода нет. За глухим металлическим забором виднеются современные здания. Что ж, может в столице республики повезет.

В Петрозаводск приехали уже в сумерках. Найдя приют в мини-отеле рядом с набережной, несмотря на некоторую усталость, пошли прогуляться по красиво оформленному и ярко освещенному берегу Онежского озера.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Прогулялись среди тусующейся молодежи и неспешно прогуливающихся людей постарше,

посмотрели на обилие арт-объектов,

100 лет Республике Карелия.
полюбовались на восход Луны (за отсутствием красочных восходов Солнца).

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

День 9. 12 сентября.

Наутро экипаж получил время до обеда на захват и разграбление города. Капитан же завис на своей теме… Больше старинной архитектуры в городах я люблю уличную скульптуру и различные арт-объекты. Может, это оттого, что во времена молодости кроме гранитных, бетонных, чугунных, бронзовых статуй Ильича и большевиков-ленинцев, высящихся на постаментах на площадях, взгляду остановиться было не на чем. Ах, да. Еще в парках гипсовые пионэры трубили в горны и били в барабаны, а девушки с веслами очаровывали своей грацией. Сейчас скульпторы получили полный карт-бланш на осуществление своих фантазий и своего видения мира (Хотя за некоторые работы авторам надо бы просто бланшей наставить). Петрозаводск в этом плане оказался просто пиратским сундуком, до верха набитым золотом. Арт-объекты здесь повсюду. На набережной, вторую половину которой не прошли вечером.

Пушка.
В Центральном парке и рядом, помимо памятника Петру I (реалистичней будет в сравнении с современными «шедеврами» Церетели и Шемякина)

есть несколько интересных.

Александр Сергеевич.
Поначалу заинтриговала эта шифровка Юстас — Алексу.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Все оказалось просто. Это формула древостроя карельского леса. Соотношение пород деревьев: 4 сосны, 3 ели, 2 березы, 1 осина. В самом городе попадались не менее интересные арт-объекты и скульптуры.

Карельский медведь.
Мне так показалось, что тренд N1 в Карелии — это комар? Милое жужжащее насекомое здесь повсюду. В воздухе — не верьте гидам, обещающим отсутствие этих злобных монстров в сентябре. Они есть! На сувенирной продукции — на схематичной карте Карелии среди рыбы, лосей. медведей, волков и этот зудящий вампир. Ну. и конечно, среди арт-объектов. Накануне в Киваче видел двоих.
В Петрозаводске зашел посмотреть на бывший завод — вот он, кровопийца!

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

А напротив этого «малыша» вообще монстр!

Таковы истинные размеры карельского комарика!

Петрозаводск мне, что называется, «зашел». Чистый, приветливый, много молодежи, нет неулыбчивых, злобных взглядов. В плане архитектуры — да, старинные особнячки почти не встречаются. Но и здания помоложе неплохо выглядят. Откровенных развалюх не встретил, наоборот, город активно застраивается. Лишь несколько фото без привязки к месту и истории.

Добрался я и до бывшего Александровского завода, построенного в 1774 году, преобразованного в середине прошлого века в Онежский тракторный завод.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Современные купцы, поселившиеся в этом здании, стесняются, что ли, своих предков, трудившихся здесь? Образец продукции, выпускавшийся на заводе, сиротливо спрятался в зарослях кустов, замаскированный еще и забором соседней стройплощадки.

Жаль, ведь без этих трелевочников лесная промышленность была, как без рук. Парадный фасад деловые отремонтировали, а за ним… Цеха, наверное, с 18 века не видели побелки.

Рядом протекает небольшая речка Лососинка, энергией воды которой и пользовался старинный завод.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Беглый осмотр столицы нынешней Карелии, бывшей Олонецкой губернии закончился, как и планировали, в обед. Мысленно пожелав городу процветания и роста, покатили дальше.

Исстари на западном берегу Онежского озера добывали камень. Мужики, не занятые рыбным промыслом, уходили за хорошим заработком на работы в карьеры. Первой остановкой после Петрозаводска и у нас стал карьер. Сейчас здесь добывается гранит, а еще 100 лет назад это было единственное место, где добывали малиновый кварцит.

Село Шокша. Редкую и прочную горную породу здесь ломали издавна, но до 19 века использовали для облицовки печей и как брусчатку. В 19 веке шокшинский кварцит получил мировую известность. Из него был изготовлен саркофаг Наполеона. В России самые известные места, где можно встретить этот отшлифованный камень — буквы Л Е Н И Н на Мавзолее, Могила Неизвестного Солдата, брусчатый пол в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Не имея точных координат, я немного заплутал и бродил по какому-то сказочному лесу.

Потом нашел заброшенный карьер, на камнях которого проступали малиновые пятна. Может, это он и был, малиновый кварцит. Ведь большинство камней до обработки и шлифовки имеют бледный, неприглядный вид.

А еще здесь, в Шокше, Онежское озеро впервые показало нам свои просторы, без виднеющегося вдали противоположного берега.

Время приближалось к вечеру, но я не спешил. Знал, что у музея, в который надо было попасть, сегодня выходной. Все же подъехали к нему, мало ли что изменилось.

Село Шёлтозеро. «Столица» прионежских веппсов, малой народности, потомков легендарного племени весь. Здесь, в бывшем доме Мелькина 19 века постройки, располагается веппский этнографический музей им. Р. П. Лонина.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Убедившись в правильности имеющегося у нас расписания, уехали на берег Онежского озера, где нашли замечательную стоянку. Широкая песчаная прибрежная полоса. По подмытому берегу, удерживаемому открытыми корнями сосен, можно судить о мощности штормов.

Сейчас же на озере, как мы уже привыкли, стоял полный штиль.

Онежская кругосветка. Водопады и столица Карелии

Среди прибрежных сосен тоже было тихо, даже зловредные комары почти не донимали. Встретив лунный восход,