Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был 17 апреля 21:14

Медвежьегорск, Повенец, Чёлмужи — Россия Сентябрь 2022

День 5. 8 сентября. (Продолжение)

Говорят, что на 3 вещи можно смотреть бесконечно. На текущую воду, например.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Но чем дольше смотреть на эту речку Пяльму, тем дальше основные цели маршрута. Вернулись к мосту и поехали дальше.

Все, длинные перегоны, по несколько сот километров от заправки до заправки, закончились. С возрастом начинаешь уставать от бесконечной дороги, взгляд самопроизвольно все чаще останавливается на датчике бензобака. Э-хе-хе… Как пел Владимир Семенович: «Где мои 17 лет?..»

Каких-то 35 километров, и мы в селе Чёлмужи. И снова погост. На самом берегу озера. Первым делом, конечно, надо поздороваться с Онего — долго добирался до этой встречи.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Здравствуй, море Онего! Простор только здесь совсем не морской. Вся северная половина Онежского озера изрезана узкими и длинными заливами. Губами, как зовут их на Севере. Сейчас передо мной Чёлмужская губа. Мелковатая, у берега заросли рогоза и камыша.

Выход из залива настолько узкий, что «оперативный простор» и не просматривается.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Главная же цель у нас в этом месте — одна из самых старых церквей в Заонежье.

Церковь Богоявления Господня. В 1577 году на одном из самых старых новгородских погостах в этом краю был построен клетский храм. Начался 17 век. В 1605 году из ссылки в Толвуе, что лежит на противоположном берегу губы, возвращается инокиня Марфа. В миру — княгиня Ксения Ивановна Романова. В самом конце 16 века Борис Годунов сослал всех Романовых в самые глухие места страны. А главного противника, Федора Никитича, и его жену еще и постриг в монахи.

Небольшое отступление. Интересные коленца порой судьба выкидывает. Вроде бы катаюсь по разным регионам, а с первыми Романовыми очень часто сталкиваюсь. Пермский край, Ныроб — здесь сидел в яме и умер ссыльный Михаил Никитич, дядя первого царя из династии. Троицкий Антониево-Сийский монастырь на Архангелогородчине — здесь служил Богу монах Филарет, будущий патриарх и отец Михаила-царя. Чуть забегу вперед, и в Толвую, место ссылки инокини Марфы, в этот раз заехали. Остается освежить в памяти Кострому и зайти в Ипатьевский монастырь, место венчания на царство Михаила.

Так вот, в 1606 году инокиня Марфа покидает Толвую и в благодарность за доброту и заботу о ней одаривает местных жителей. Энную сумму она жертвует и церкви в Чёлмужах на перестройку и благоустройство. Тогда и превратился небольшой клетский храм в красавицу шатровую церковь.

Онежская кругосветка. Часть 2.

И все эти 400 лет судьба церкви связана с Романовыми. Михаил Федорович дарует храму родовую икону Божьей Матери. В конце 18 века, опять же на царские пожертвования, над сенями поставлена шатровая колокольня.

А к 300-летию дома Романовых провели глубокую реставрацию. Заменили подгнившие венцы срубов, заменили доски полов, потолков, крыши, построили новое крыльцо.

Онежская кругосветка. Часть 2.

В 20 веке церковь уцелела, хотя все, связанное с Романовыми, уничтожалось. Более того. Во время Великой Отечественной линия фронта проходила неподалеку, и церковные шатры были отличным ориентиром. Их разобрали. Но в 50-х годах (вторая волна богоборчества!) церковь полностью восстановили!

Такая вот судьба у этого уникального, как по архитектуре, так и по возрасту, храма.

В церкви закончилась служба, вокруг началось движение туда-сюда прихожан, и мы потихоньку удалились.

За селом остановились у родника. Сидим обедаем, проход к водичке не загораживаем. Подъезжает маленькая машинка с питерскими номерами, и вышедшие из нее дамы начинают " пытать» меня про какую-то Чёлмужскую косу, где «таак красиво!» Я и знать не знаю, где это и что это. Залез в навигатор, показал и объяснил, как ехать. Но у самого-то в одном месте шило проснулось и зашевелилось! Как так? Столько готовился, а про топовое место ничего не знаю. Наплевав на график, поворачиваю в ту сторону, куда уехали ленинградки.

Объясняя дамам по навигатору дорогу, понял, что Чёлмужская коса — это та узкая полоска суши, отделяющая Чёлмужскую губу от просторов Онежского озера.

Видимо в небесной канцелярии решили одарить меня бонусом! Это я понял, когда доехал почти до оконечности косы.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Песчаная полоска, шириной от силы 50 метров, поросшая небольшими соснами. Оцените ширину. Кайрон с разных ракурсов, и вода с обеих сторон совсем рядом.

Не знаю, как здесь в жару летом, когда вода прогревается. Наверняка яблоку упасть нкуда. Сейчас же только птичьи голоса нарушали тишину.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Не дойдя немного до мыса, понял, почему не увидел выход из губы, глядя от погоста. Противоположный берег-то — вот он, совсем рядом.

Онежская кругосветка. Часть 2.

На «большой» воде совершенный штиль.

Мелковато, недалеко от берега чайки стоят-сидят на песчаной отмели.

Онежская кругосветка. Часть 2.

А уже в нескольких километрах (извиняюсь, кабельтовых) от берега рыболовецкий траулер «бороздит просторы…»

Хорошо видна отсюда и Богоявленская церковь, где мы час назад были.

Одним словом — лепота!

С какой неохотой уезжал с этого места! Было желание забыть про график движения, тормознуть, устроить дневку, отдохнуть… Но неизведанное звало вперед. И не знал тогда, что будут еще остановки в местах, ничуть не уступающие по красоте этому месту.

Поселок Повенец. Старинное поселение, с 15 века, с богатой историей, но ассоциируется в первую очередь с тем, что в 30-х годах прошлого века был столицей Беломорканала.

Для нас Повенец тоже начался с этого канала. Точнее, с красного сигнала светофора на дороге через 2-й шлюз ББК.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Кораблей ни на шлюзовании, ни на подходе не было.

Сразу за шлюзом большая стоянка перед церковью Николая Чудотворца.

Онежская кругосветка. Часть 2.
Погрузимся в историю. Повенец впервые упомянут в 1563 году. С 16 века через него проходила тропа богомольцев в Соловецкий монастырь. В начале 18 века, во время Северной войны, по распоряжению Петра I сюда, на берег Онежского озера, из Нюхчи на берегу Белого моря была проложена «Осударева дорога» для переброски войск. Тогда же в Повенце построили чугунно-литейный завод, который проработал лишь до середины того века. В 19 веке уездный город становится местом ссылки. «Повенец — свету белому конец» — это с тех времен.

В начале 30-х годов прошлого века уже поселок, утративший статус города, становится столицей великой стройки. В Великую Отечественную Красная Армия, отступая, взорвала плотину и водяным валом смыло большинство построек в Повенце…

В 2003 году на средства Совета по туризму Санкт-Петербурга и семьи Никифоровых был построенхрам Николая Чудотворца.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Стоит он на берегу ББК не просто так. Освящен он еще и в память Великомучеников 30-х годов 20 века, трагически погибших при строительстве Беломоро-Балтийского канала. Своей архитектурой церковь перекликается с гидротехническими сооружениями по соседству. 37-метровая железобетонная башня, напоминающая сторожевую. На фоне этой бетонной махины теряются и сруб-основание, и деревянный восьмерик с шатровой крышей.

Несколько памятников по соседству тоже не выделяются. Николаю Чудотворцу,

Павшим защитникам Родины,

Осударевой дороге.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Около этого камня я постоял с чувством некоторого сожаления. Было в планах доехать до Нюхчи (по асфальту, конечно). Туда, откуда в 1702 году практически волоком, за 8 дней дотащили два фрегата до Повенца. Хотя этот факт (легенда?) сейчас опровергается учеными. Мол, достоверно не зафиксировано. А мне нравится! Представляю, как пройдя по Онежскому озеру, Свири и Неве на Балтике перед опешившими шведами появляются корабли Петра!

Поднялся на берег канала.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Здесь что-то вроде бетонного мостика, доходящего до середины канала.

Беломорканал впечатляет! Особенно, когда знаешь, в каких условиях проходила стройка. Какие там механизмы! Кирка, лопата, да тачка — вот и вся техника. Как можно было в короткие сроки выстроить такое мощное гидросооружение, функционирующее до сих пор?

Онежская кругосветка. Часть 2.

На начало Осударевой дороги попасть не удалось, но еще с парочкой шлюзов на ББК встреча состоится.

До Медвежьегорска, крайней северной точки Онежского озера, оставалось совсем недолго, но сразу в город мы не поехали. Есть в его окрестностях место, про которое много слышал, где в 30-х годах произошла одна из многих трагедий годов террора.

Урочище Сандармох. Место массовых расстрелов с 1934 по 1941 года. Убиты свыше 7 тысяч жителей Карелии, заключенных Соловецкой тюрьмы и БелБалтЛага…

Очень тяжелое место. Так же тяжело мне было в Хатыни…

Онежская кругосветка. Часть 2.

Чувство, что это не просто кладбище, не просто мемориал, усиливают деревянные столбики с навершиями-крышами. И фотографии, фотографии… Практически на каждом деревце… Выложенные из камешков окружности — расстрельные ямы…

И много мемориальных плит, крестов. От стран, от диаспор…

Небольшая часовенка Георгия Победоносца.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Помолиться за упокой души невинно убиенных…

В Медвежьегорске почти час простояли на заправке. Залить бак надо было по-полной. На Заонежском полуострове, по которому предстояло колесить, нет ни одной АЗС. Кто поедет — имейте это в виду. И небольшой запас в багажнике. Литров 10. Или 20. На всякий случай. Случаи ведь бывают разные…

Как-то тяжко было на душе. По Медвежьегорску прокатились не останавливаясь на фотосеты. На полочках памяти останется, в нужный момент всплывет.

После Медгоры проехали километров 20, прежде чем нашли подходящий съезд к озеру. Рыбацкая поляна, от берега отходят рукотворные каменные волнорезы-причалы.

Онежская кругосветка. Часть 2.

Темнело, и берег разглядеть толком не удалось — скрывался в наступивших сумерках.

На краю поляны, ближе к урезу воды растет высокая сосна, вблизи которой мы и разбили лагерь. Метрах в 6 от земли, среди веток сидело милое существо, хозяйка этой поляны. С вопрошающим любопытством белочка смотрела на нас, словно спрашивая: «Кто такие? Откуда прибыли? С какой целью?»

Онежская кругосветка. Часть 2.

Оставив возле ствола дерева скромные дары для рыжей красавицы, разбрелись по спальным местам. День был очень насыщенным на впечатления, устали и было не до посиделок с разговорами.

День 6. 9 сентября.

В ожидании чудного рассвета над озером встал ни свет, ни заря. У погоды были свои планы. Поднимающегося из воды оранжевого шарика я так и не увидел. Сквозь рваную облачность лишь изредка пробивались лучи утреннего солнца.

Онежская кругосветка. Часть 2.

По поверхности пробегала небольшая рябь. Казалось, озеро спит. Но в любой момент оно может проснуться и показать свой характер. Об этом я думал, стоя на берегу у памятника-креста неподалеку от нашей стоянки. «Раб Божий Илья с этого места ушел в озеро и не вернулся. Вечная память."

Позже местные не раз будут мне рассказывать, как среди ясного дня внезапно налетает туча, шквалистый ветер и огромные волны, как скорлупку переворачивают мощные катера.

А пока на Онего-море практически штиль…

Онежская кругосветка. Часть 2.

С этой стоянки на берегу начинаются самые захватывающие и эмоциональные дни в этой поездке. Через два дня мы вернемся на это место, но Онежское озеро будет для нас совсем другим.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия