Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 17 марта 13:29
70-й рассказ, красивая цифра!

Кенигсбергская провинция

Знаменск, Зеленополье, Железнодорожный, Правдинск + 2 города — Россия Август 2022
Поселок Железнодорожный(Гердауэн)

Экскурсионный маршрут, который мне приглянулся в туристическом центре Калининграда, предстоял по небольшим городам и поселкам, куда без машины добираться неудобно, а если соединять самостоятельно общественным транспортом, уйдет много времени.

В назначенный день и час комфортный микроавтобус ждал меня на пл. Василевского, группа оказалась небольшая, в двенадцать человек. Экскурсовод Марина ознакомила нас с маршрутом, он оказался действительно хорошо продуман, пустых длинных переездов нет.

Поселок Зеленополье. Кирха Борхерсдорфа.

Первая остановка недалеко от Калининграда в Гурьевском районе , поселок Зеленополье (до 1946 года Борхерсдорф), руины Кирхи Борхерсдорфа. Развалины кирхи с уникальной мозаикой — главная достопримечательность этих мест. Считается, что подобного произведения искусства на данную тему в технике смальтовой мозаики нигде больше нет. Побробно об этом месте и его истории я написала в  Сеятеле надежды.

Правдинск (до 1946 года Фридланд)

Церковь Святого Георгия Победоносца, в прошлом кирха Святого Георга.

Правдинск (Фридланд), следующая точка нашего маршрута, впервые упоминается в исторических документах в 1312 году, когда Тевтонским орденом была заложена крепость Фридланд. Поселение обустраивалось, и на следующий год в северо-восточной части поселения началось строительство кирхи Святого Георгия.

Крепость со всех сторон была окружена водой: с севера рекой Алле (ныне река Лава), с юга — Мельничным прудом, с запада и с востока были прорыты рвы. Часть городской стены сохранилась, ее мы видим и сегодня, а справа заросший оборонительный ров.

На этом месте до 1859 года стояли городские ворота Домнауэр Тор. С течением времени городские укрепления теряли свое значение, и в стену стали массово встраиваться жилые дома.

Фахверк. Старинный дом встроенный в городскую стену.
Кстати, у городских ворот, разыгрались самые драматичные сражения заключительной фазы Фридландского сражения в июне 1807 года. Русские полки под командованием князя П. И. Багратиона отбивали попытки французов пройти в город.

Считается, что выщерблины от картечи на стене сохранились еще с тех боев. Командующие русской армии оценивали ход сражения наблюдая со смотровой площадки кирхи Святого Георга.

Расскажу, что еще довелось увидеть в Правдинске (Фридланде).

Площадь Ленина в Правдинске.
Площадь Ленина, нетрудно догадаться по виднеющемуся памятнику, с отреставрированными старыми домами. Почему то меня раньше памятники вождя не задевали, я совсем их не замечала, но в Калининградской области на фоне немецких кирх и фахверка они смотрятся как-то по особенному.

Рядом с крепостной стеной исторический дом, в котором останавливался Наполеон. В советское время на первом этаже располагался хлебный магазин. Сейчас он полностью огорожен, укрыт и рассыпается. Как нам рассказала Марина, этот дом еще в 2000 годах был куплен известным бизнесменом Виктором Батуриным. Что Батурин боготворит Наполеона и скупает все возможные его вещи, об этом я знала. Но что так далеко и серьезно зашла любовь для меня открытие. Так вот, бизнесмен планировал после реставрации создать музей Наполеоновской эпохи. Однако после скандалов, судов и бракоразводного процесса дом перешел его бывшей жене, которой он совершенно неинтересен. Кто новый собственник дома неизвестно, хотя ходят слухи о покупке этого строения калининградским бизнесменом.

Экскурсовод также поведала печальную судьбу музея в Черняховске, где была интересная коллекция и инициатором являлся тоже Батурин, однако после известных событий музейная коллекция таинственным образом исчезла.

Что касается этой эпохи, то далее, на улице Кутузова есть памятный знак и братская могила русским воинам погибшим в 1807 году. Памятник русским воинам установлен жителями Фридланда в знак благодарности. Раненных русских солдат размещали в госпитале, умерших воинов хоронили прямо у стены госпиталя.

Бывший госпиталь и братская могила русских солдат погибших в 1807 году. В настоящее время детский сад Правдинска. Фото из интернета.

В настоящее время в здании бывшего госпиталя размещается детский сад. На фасаде здания сохранился колокол. Мы проехали мимо, фото настолько кривые, воспользуюсь имеющимися в интернете.

Оказывается, этот госпиталь описывает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». В Советское время об этом памятнике-могиле умалчивали, надпись на русском появилась уже намного позже.

Название Фридланд переводится с немецкого языка как «мирная земля».

Ангел мира
"Ангел мира"

Не удивительно, что к 700- летию города установлена композиция «Ангел Мира» , в виде земного шара, венчает который скульптура трубящего ангела. По экватору шара размещены таблички с названиями и гербами городов, которые когда-то носили или носят название Фридланд.

Это не просто знак, в 1993 году возникла идея встреч городов-тезок. «Фридланд — Мирная Земля — Мирная Европа!»- под таким девизом прошла первая встреча. Фридландская восьмерка встречалась ежегодно, а в 1999 году и Фридланд — Правдинск принимал гостей.

Памятник Георгиевскому Кресту именно в Правдинске-Фридланде тоже не случайно. Первые награждения солдатским Георгиевским крестом, учрежденным незадолго до этого, состоялись как раз после Фридландского сражения.

По городку немного походили, а теперь хорошо бы взглянуть на него с высоты птичьего полета, оттуда, откуда русское командование следило за ходом Фридландского сражения.

Кенигсбергская провинция

Храм Святого Георгия Победоносца , в прошлом кирха Святого Георгия, главная достопримечательность и украшение города. Как я уже упоминала ранее, кирха была заложена сразу после строительства крепости, однако тогда она была деревянная. Как известно, деревянным зданиям страшны пожары. Новое, каменное здание кирхи возводится с 1360 по 1510 год. Вот это здание сейчас мы и видим, с учетом ремонтных работ и прочих вмешательств.

Это вторая по величине готическая церковь, расположенная на территории Калининградской области, больше только Кафедральный собор в Калининграде. Интересный факт, циферблаты часов размещены только на трех сторонах башни, на стороне, выходящей на Мельничный пруд их нет. Объясняется это тем, что в той стороне никто не жил, практичные немцы.

Церковь Святого Георгия Победоносца. Одна из стен.

Любопытно, но после Второй мировой войны здание кирхи не пострадало, и оставалось совершенно целым до 1948 года, когда в одну ночь оно была полностью разграблено. А потом все как обычно, никто не следил, был склад, все рушилось и т. д. В девяностые годы началось восстановление, а затем пришла существенная помощь от бывших жителей Фридланда. Организовала ее Урсула Клюге, которая родилась и жила в Фридланде до января 1945 года. Об этом событии есть памятный знак в здании храма. В 2005 году был освящен храм в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Очень приятно, что у храма осталось его имя.

В соборе Святого Георгия Победоносца.

Подняться на смотровую площадку храма предлагается за пожертвование в размере ста рублей.

Вид со смотровой площадки собора на город.

Город как на ладони, чудесный вид компенсирует трудное восхождения.

Как я узнала позже, подняться на смотровую удается не всем, часто бывают запреты, мы счастливчики.

Кенигсбергская провинция

Однако при спуске случилось то, чего я всегда боялась, но в этот раз забыла, начался колокольный звон.

К счастью был недолго, и в момент начала боя я стояла на лестнице твердо.

Красивая и звонкая точка в знакомстве с Фридландом поставлена.

А мы по прекрасной дубовой аллее едем в поселок Железнодорожный, за окном мелькают кирхи и прочие старинные постройки.

Живописная дорога чуть было не стала жертвой особо усердных служителей ГИБДД. Дубы решено было вырубить во имя безопасности дорожного движения. Общественность и жители близлежащих мест выразили такой явный протест, что эту красоту оставили. Для Калининградской области это окраина, и движение здесь очень редкое.

Железнодорожный (до 1946 года Гердауэн)

Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название связывают с именем одного из племенных вождей пруссов по имени Гердава. Сейчас же это поселок Железнодорожный.

Мы остановились на бывшей рыночной площади, которая в настоящее время ремонтируется, и по бывшей Марктштрассе пошли знакомиться с поселком.

Как-то нынешний губернатор Калининградской области заинтересовался этим населенным пунктом, в плане сделать из него туристический объект и приехал инкогнито. Погуляв, посмотрел что к чему, захотел перекусить, а в поселке нет даже захудалого кафе. Не для кого, туристов нет, поселок от Калининграда далеко.

И принято было решение привести в порядок центр поселка, отреставрировать, приукрасить, сделать туристической конфеткой. Вот с 2019 года и идет облагораживание «городка».

Видно, что работы еще предстоит много, но красивые домики уже есть, как и разваливающиеся старые фахверковые склады, которым не одна сотня лет.

Кенигсбергская провинция

За это время появилась даже небольшая семейная гостиница с мини- кафе и «Музеем патефона». Но, как нам объяснила Марина, проблему с туризмом этим не решить, кроме развалин кирхи и восстановленных домов смотреть здесь не на что. Еще один вариант, близость к Польской границе, транзитный пункт, сейчас тоже не актуален.

Дома, постройки начала двадцатого века, после реставрации. Забавные значки с кюар кодом расскажут о доме, что было и что стало, о программе реставрации. У этого дома даже сохранился камень в основании со старинной надписью.

Гердауэн несколько раз горел, и неоднократно восстанавливался. Крепость Гердауэн была освящена в 1325 году в день Святых Петра и Павла , с тех пор эти покровители на гербе Гердауэна.

Мы вышли прямо к приходской кирхе Гердауэна, которая была построена во второй четверти пятнадцатого века.

Кирха Гердауэна.

Северная стена кирхи не имела окон, она выполняла функции крепостной стены.

Стена кирхи Гердауэна , которая была продолжением крепостной стены.
Остатки бывшей крепостной стены сохранились и по сей день, вот эта жалкая кучка — она самая.

По описаниям кирха была очень симпатичная: деревянный расписной потолок, орган, алтарь, все как положено. Во время Первой Мировой войны кирха сильно пострадала, еще и перед этим случился пожар. Во времена Второй мировой кирха уцелела, однако это не спасло ее от дальнейшего разрушения. Какое -то время в ней располагался Дом культуры, использовалась как склад, была и пунктом по приему стеклотары. Разрушенная черепичная кладка дала свои плоды, а следом прогнили и стропила, в общем началось обрушение.

Ризница.
В 1992—1998 гг. в ней впервые за послевоенный период проводились реставрационные работы при немецкой финансовой поддержке. Были выполнены работы по консервации фундамента, башни и ризницы, установлена металлическая винтовая лестница в башне, для подъема на смотровую. Но работы по реставрации вскоре были приостановлены. Кто и когда поднимается не могу сказать, вход внутрь закрыт, да и похоже там небезопасно. Однако купель для крещения подлинная, и была установлена совсем недавно.
Старинная чаша для крещения
История купели и откуда привезена- неизвестно, возможно скоро экскурсоводы узнают, и будут делиться информацией. Вокруг храма местами сохранилась старинная брусчатка.

Кенигсбергская провинция

Пройдемся еще по городским улочкам, некоторые домики так хороши, что сами просятся в камеру.

На этом доме герб в виде кота стал еще крупнее после реставрации.

Работы еще предстоит немало, что-то выглядит очень эффектно, а где-то еще нужна доработка.

Видите мальчишек, это не просто жители Железнодорожного, это юные бизнесмены. С тех пор, кактуристы начали приезжать в поселок, ребятня решила не тратить время зря и понемногу зарабатывать, предлагать немецкие крышки от пивных бутылок. До войны, близ поселка был пивзавод, который выпускал очень хорошую продукцию, После войны некоторые специалисты остались и работали при Советской власти. Также был и консервный завод, переселенцы какое -то время ходили и набирали там сгущенное молоко. Вообще в районе были маргариновый макаронный заводы, однако после развала СССР все пришло в упадок. В общем, все что находиться в округе предлагается на продажу.

Привет Ильичу и едем дальше, в сторону Мазурского канала. Раньше возле канала было почти 20 деревень, сейчас же остались Дружба да Озерки.

Озерки. Мазурский канал.

Шлюз Озерки Вольные расположен около дороги рядом с поселком Озерки, бывшим Георгенфельд, недалеко от поселка Железнодорожный. Еще в 17 веке в Восточной Пруссии решили соединить отдаленные земли с портом для развития торговли. Так появилась идея связать Мазурские озера с Балтийским морем.

Строительство началось в 1911 году, но войны мешали быстро осуществить проект. Во время перелома во Второй мировой войне строительство было заморожено, хотя к тому времени большая часть работ была выполнена. А после войны Восточная Пруссия была поделена между Россией и Польшей, и канал стал находиться в двух государствах. Около Первого шлюза «Дом-музей смотрителя Мазурского канала».

Конечно, на самом деле, никакого смотрителя не было и в помине. Это импровизированное место памяти канала, здесь много информации о нем, а также это место для отдыха и перекуса туристов, местные фермеры здесь продают свою продукцию, желающие могут прикупить старинные вещи.

Поселок Дружба (до 1947 года Алленбург), здесь единственная достопримечательность- кирха Алленбурга.

Кирха  Алленбурга.
Кирха Алленбурга.

Алленбургская кирха основана Великим магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингеном в 1405 году. Кирха пострадавшая в Первую мировую, после Второй мировой осталась неповрежденной. Использовалась как зернохранилище и склад. Сейчас она находится в ведении Свято-Георгиевского прихода города Правдинска.

Часы на кирхе Алленбурга после реставрации.
Часы на колокольне кирхи были восстановлены благодаря средствам, собранным общиной бывших жителей города Алленбурга. Инициаторами стали сын бывшего пастора Алленбургской кирхи Питер Райх и глава Алленбургского землячества Уте Безманн.

Кенигсбергская провинция

В настоящее время кирха находится в аренде, в ней проходят различные концерты и т. д. Около кирхи есть стенд, где можно познакомиться с ее историей, а также с информацией о проводимых в бывшей кирхе мероприятиях.

Стена кирхи в Алленбурге.
А еще на крыше живут аисты.

Кстати, кирха Алленбурга, как я поняла еще не показывалась на сайте. Премьера.

Знаменск (Велау).

Знаменск— финальная точка нашего маршрута. В туристическом комплексе семьи Тюниных у нас был обед, созерцание речных красот и кирхи Святого Якоба.

Туристический комплекс. Старинные постройки.
Туристический комплекс расположен в очень удобном и живописном месте, где Лава впадает в Преголю. Здесь сплавляются на байдарках, разработаны разные маршруты, работают инструкторы.

Чудо, что сохранилась кирха Святого Якоба(1260—1280 гг. постройки), выполненная в барочном стиле. Зданию не хватает крыши и вообще оно нуждается в долгой и кропотливой реставрации, однако снаружи церковь выглядит довольно крепко и очень живописно.

Она стала своего рода символом Знаменска. Сегодня среди древних стен играют свадьбы и проводят концерты классической музыки. Кирха также в аренде у Тюниных, место очень популярное, билеты нарасхват, жаль что во время моей поездки не было выступлений.

В интернете нашла фото концерта в кирхе Святого Якоба.

Еще один замечательный и познавательный день в Калининградской области подошел к концу. Разумеется, мне не хватило времени чтобы побродить по каждому из поселков, но в целом я довольна.

Приятно и мне внести свою лепту, некоторые поселки из рассказа впервые представлены на нашем сайте.

*****

Рассказ может и получился длинным, но я не стала его делить, хотелось показать в целом картину знакомства с Кенигсбергской провинцией. Спасибо всем, кто дочитал до конца.

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия