Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 23 апреля 16:43
70-й рассказ, красивая цифра!

Калининград — Россия Август 2022
Верхнее озеро и Марауненхоф.

Августовский отпуск, непривычно летний, я решила провести в Калининграде и его окрестностях. Дорога до Новосибирска, почти шестичасовой перелет, и я на Балтике. Около аэропорта уже ждал автобус-экспресс 244Э, который и домчал меня до гостиницы «Турист» . Номер мой был уже готов, обычные формальности на ресепшн, и я в комнате. Подойдя к окну я вспомнила, что просила номер повыше и с видом на Верхнее озеро. Какая красота!

Верхнее озеро. Вид из окна моего номера в отеле Турист.
Верхнее озеро. Вид из окна моего номера в отеле "Турист".

Замечательное место, а за ним не просто красивые домики, это один из исторических районов Кенигсберга под названием Марауненхоф.

Душ освежил и снял дорожную усталость, кофе взбодрил, хотелось поскорее познакомиться с городом, особенно прогуляться по озеру и заглянуть в Марауненхоф.

Храм Христа Спасителя на ПлощадиПобеды.

Для начала я решила поехать в центр и заглянуть в туристический центр на пл. Победы, 1, может что подскажут, посоветуют. Там тепло принимают всех путешествующих, выдали мне Паспорт туриста Калининградской области, который дает право не некоторые бонусы.

В паспорте карта города, список достопримечательностей, где поесть и что посмотреть, как в Калининграде так и в области, а также предлагались варианты туристических маршрутов по Калининграду. Пообщавшись с сотрудниками и просмотрев предложенные экскурсии, я выбрала «Разноцветную провинцию».

Немного погуляв по центру города, я решила вернуться в отель дорогой вдоль Верхнего пруда, или как чаще его называют — Верхнего озера. Мне не терпелось познакомиться с районом, в котором я буду жить ближайшее время.

От площади Победы я перешла на замечательную пешеходную улицу имени Профессора Баранова, приятное открытие. Этим маршрутом я впоследствии ходила не раз. Милая улочка вывела меня прямо к Башне Врангеля.

Башня Врангеля.

Башня Врангеля, территория в настоящее время используется лишь для театральных постановок. Не сходила я туда на спектакль, но я была на другом представлении, расскажу позже.

Свободного входа нет, можно лишь походить вокруг, только осторожно. Башня практически большей частью окружена водой. Крепостной ров Башни Врангеля наполняет водой ручей Парковый, вытекающий из Верхнего озера.

Калининград, знакомство состоялось. Верхнее озеро и Марауненхоф

Даже в такой «луже» рыбаки пытаются что-то поймать.

А кое-кто решил и охладить пыл в этой мутной воде, купается, отчаянные парни здесь однако.

Рядом Калининградская «блошка», уровень товара возрастает от настоящего хлама до более интересных предметов, груды немецкого стекла, которого я встречу еще немало, янтарь в обязательном порядке. Заманчиво было купить что-нибудь интересное, что именно я так и не определилась, поэтому пошла дальше.

Я же обошла отель Mercure Kaliningrad и спустилась к озеру.

Калининград, знакомство состоялось. Верхнее озеро и Марауненхоф

Дорожки разделены для пешеходов и велосипедистов, обычные казалось бы вещи удивляют, потому что не во всех городах такие элементарные удобства.

Отель Mercure , вид с Верхнего озера.

На берегу есть площадка для скейтов, детский парк, прокат катамаранов. Где-то читала, что один из парков построен прямо над каким-то фортификационным сооружением.

Калининград, знакомство состоялось. Верхнее озеро и Марауненхоф

Погода прекрасная, время вечернее, катамараны пользуются спросом и рассекают водную гладь аж до моего отеля «Турист».

Современная коттеджная застройка, из-за живой изгороди дома видны только с противоположного берега.

Башня Дона оказывается совсем рядом.

Калининград, знакомство состоялось. Верхнее озеро и Марауненхоф
Из обрывков речи проходящих калининградцев я поняла, что они приезжают сюда из других районов города. Озеро притягивает.

Верхний пруд — самый большой водоем Калининграда, до 1949 года именовавшийся Обертайх, имеет искусственное происхождение, практически исторический объект. Еще в 1270 году его вырыли рыцари Тевтонского ордена для разведения рыбы и как хранилище водных запасов, перекрыв плотиной приток реки Преголя. В начале 20 века Верхнее озеро было вне города, когда же фортификационные сооружения около озера утратили свое военное значение, город стал разрастаться, на западном берегу началось строительство престижного района Марауненхоф.

Верхнее озеро и Марауненхоф.

Озеро стало местом отдыха горожан, дно было очищено, разместились купальни и кафе, лодочные причалы.

Калининград, знакомство состоялось. Верхнее озеро и Марауненхоф

В послевоенные годы озеро пришло в запустение, насколько я поняла нынешний облик озера и набережной получены всего лет десять назад. На одном из ограждений написаны слова благодарности РЖД за помощь в реставрации.

Скульптура  Морские животные и отель Mercure.
Скульптура "Морские животные" и отель Mercure.

Скульптуры морских животных из искусственного камня настоящее украшение озера. Фигуры морского слона, морского льва, моржа и тюленя работы скульптора Германа Тиле, были установлены в Кёнигсберге на западной набережной Верхнего пруда еще в 1913 году. В настоящее время только две подлинные скульптуры, две другие воссозданы после реставрации уже в наше время.

Скульптуры  Морские животные на берегу Верхнего озера.
Скульптуры " Морские животные" на берегу Верхнего озера.

Верхнее озеро и правда замечательное, прогуливаясь забываешь о спешке, набираешься сил, релаксация полная.

Верхнее озеро.

Озеро причудливо извивается, по Белому мосту можно перейти сразу в Марауненхоф, рыбаки повсюду.

Длина озера чуть меньше одного километра, в некоторых местах оно широкое, а в районе моего отеля очень узкое.

Зоны отдыха для ищущих уединение почти на середине озера.

Зона отдыха на Верхнем озере.

Несколько кафешек удобно разместились вдоль озера. Я была в «Чайке у озера», очень милое место с цветами и видом на озеро, да и ужин мой оказался замечательный.

Отель Вилла Татьяна Верхнеозерная и кафе  Чайка у озера
Отель "Вилла Татьяна Верхнеозерная" и кафе " Чайка у озера"

Вечером озеро помогает расслабиться и отдохнуть. По озеру погуляли, пора сходить в гости к тем красивым домам, на которые смотрит окно моего отельного номера.

Марауненхоф.

Район получил своё название по имени прусского фермера Maraun, который приобрел землю в данной местности в 1605 году. Позже на этом месте было возведено поместье Марауненхоф.Этот городской район-сад начал застраиваться около 1910 года небольшими домами, виллами, в стиле деревенского домика, в духе югендстиля. Жилые кварталы Марауненхофа — зелёные, тихие, цветущие, уютные, словно специально созданы для прогулок.

Начинается живописный район от набережной Верхнего пруда. Застройка Марауненхофа велась в соответствии с теми же принципами, что и в другом кёнигсбергском районе-саде Амалиенау. Однако виллы Марауненхофа были в большинстве своём более скромными, чем в Амалиенау. С центром города Марауненхоф связывал трамвайный маршрут, проложенный по аллее герцога Альбрехта (ул. Тельмана), который действовал до 2012 года.

Завернув на одну из улиц я увидела настоящий особняк, не очень он был похож на старинный, однако что это за роскошь. У проходящей мимо женщины я поинтересовалась. Оказалось, это что-то типа дома приемов одной нефтяной компании, в настоящее время никто не живет, однако есть охранник и надписи запрещающие фото.

Моя собеседница рассказала, что хорошо сохранившихся немецких старинных вил здесь немного. Одна из них принадлежит российскому писателю Евгению Гришковцу, который уже много лет здесь живет, правда купил ее сначала отец. Ох, соседи, все знают. В этой немецкой вилле начала двадцатого века я узнала тот дом, на который выходит окно моего номера в отеле, вон тот зелененький.

Вот оказывается, где живет мой известный земляк-сибиряк.

Поблагодарив моего неожиданного гида, я продолжила знакомиться с Марауненхоф.

Дома и правда разной степени поношенности, есть практически аварийные, есть и отреставрированные.

Хочется просто разглядывать, но надо же и фото сделать.

Улицы извилистые, с неожиданными заворотами. Одни из самых интересных, дома на улице Гоголя, стоящие друг против друга.

Вилла 1905 года постройки на Гоголя , 1.

В первом номере сохранились мозаики, но зайти в подъезд не просто, остается верить источникам. Забор второго дома достаточно высок, закрывает почти половину строения.

Но все равно видна необычная архитектура с башенками. По соседству еще несколько интересных домиков.

Например вот этот дом, это тоже отреставрированная немецкая вилла.

Улица причудливо заворачивает, а за поворотом такой сюрприз.

Еще более ста лет назад виллы строили вместе с гаражами, это очень удивляло русских переселенцев после войны. Об этом мне рассказала еще одна новая знакомая. Обратите внимание на почтовые ящики, они тоже из прошлого века.

Калининград, знакомство состоялось. Верхнее озеро и Марауненхоф

Центр Марауненхофа — это улица Тельмана, где до сих пор сохранилось немало старых домов. Это и небольшие многоэтажки, и виллы, над дверями которых почти наверняка можно увидеть оригинальное украшение-барельеф.

Дом начала 20 века .

Музыкальная школа находится в объекте культурного наследия «Общинный дом прихода кирхи памяти герцога Альбрехта», 1913 год». Здание было заложено 19 мая 1911 года. Кирха памяти Герцога Альбрехта, была единственной кирхой Кёнигсберга, построенной в неороманском стиле, снесена в 1972 году. Сохранился общинный дом, в котором и размещается музыкальная школа.

Рядом со школой стелла в память о советских воинах, погибших при освобождении Кенигсберга перед самым окончанием войны.

На Тельмана, 14, в историческом здании, находится Консульство Германии.

Памятник Эрнсту Тельману, лидеру немецких коммунистов и главному оппоненту Гитлера.

Небольшой сквер, площадь большая, но неухоженная. Знакомство с Марауненхофом можно совместить с прогулкой по Ботаническому саду , он совсем рядом, но у меня как-то не получилось.

Старые дома перемежаются новостройками, хотя и современные частные дома преимущественно соответствуют стилю квартала.

Калининград, знакомство состоялось. Верхнее озеро и Марауненхоф

Некоторые реставрируемые особняки скрыты за такими высокими заборами, что подсмотреть невозможно.

Ретро-крышки люков, с надписями на немецком, напоминают о прошлой жизни района.

Нагулялась я отлично, знакомство состоялось, впечатлений для первого неполного дня в Калининграде достаточно. Пятичасовая разница во времени, и бессонная ночь требовали сна и восстановления сил. Завтра будет новый день, и новые впечатления.