Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 23 апреля 16:43
70-й рассказ, красивая цифра!

Калининград — Россия Август 2022
Музей янтаря. Декоративные тарелки XVI век.

После прекрасной прогулки по Кенигсбергской провинции. продолжаю знакомиться с Калиниградом. Сегодня я хочу направиться на запад Калининграда, или в пригород Кенигсберга.

По пути буду знакомиться с милыми местными жителями-хомлинами. Все кто бывает в Калининграде обязательно ищет встреч с семьей хомлинов— ставшей визитной карточкой, фишкой, изюминкой, талисманом, в общем неотъемлемой частью города. Кто-то называет это выгодным маркетинговым ходом, в любом случае это милая туристическая забава.

Эта славная семейка расположилась в самых популярных местах, и таким образом знакомит гостей с достопримечательностями. Оказывается имена своим любимцам придумывал весь город, и в результате народного голосования каждый новый член семьи получал имя. Сейчас вся семья из семи хомлинов в сборе, и каждый занял свое место.

Так как хомлины напрямую связаны с янтарем, с 2020 года они появлялись в преддверии Всероссийского дня Янтаря, такой праздник решили устраивать в янтарном крае.

Я не стала исключением, знакомство с этой семьей входила в мои планы. Сегодня я встречусь с большей частью этой семьи, а главное, побываю в тех местах, которые они «представляют». У меня намечается практически девичник, за исключением малыша Антошки.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

Свой путь, как не трудно догадаться, я начала с прогулки вдоль Верхнего озера. Дорожка привела меня прямо к Башне Дона, посмотрите какая милая картина. Вот по этому мостику, на нижнем снимке, я прошла мимо янтарной ярмарки, и вышла на площадь перед музеем.

Выход по дорожке прямо на площадь перед Башней. И в очередной раз я порадовалась удачно выбранному отелю.

Прежде хочется осмотреться на площади маршала Василевского, где и находится Башня Дона.

Площадь  маршала Василевского.
Площадь маршала Василевского.

Около площади Храм Александра Невского, который очень органично вписался в городской пейзаж.

От площади отходит не менее интересный Литовский вал, усыпанный оборонительными сооружениями. Здесь же мощный бастион Грольман, Королевские и Закхаймские ворота.

Вал конечно давно зарос, типа парковой зоны, но местами уж очень неухоженный.

Туда я пойду в следующий раз, а на сегодня план такой: Башня Дона и Музей янтаря, Башня Врангель, затем по полюбившейся пешеходной улице до площади Победы, от нее по проспекту Мира, или Хуфен аллее в бывший пригород Кенигсберга, побывать в квартире-музее Altes Haus, прогуляться по Амалиенау, и обязательно заглянуть в соседний район Ратсхоф, в народе именуемый Вагонкой.

Башня Дона и «Музей янтаря».

Музей янтаря в Башне Дона.

Башня Дона (DER DOHNA) — памятник оборонительного зодчества, расположилась на правом (восточном) берегу Верхнего пруда, год рождения 1853, а получила название в честь генерал-фельдмаршала Фридриха Карла Дона. Генерал находился на службе в составе русско-немецкого легиона, участвовал в войне против Наполеоновской армии.

Башня Дона.

Отопление каминного типа, вентиляция и канализация, дренажные устройства обеспечивали гарнизону достаточно комфортное нахождение внутри башни. Вторая мировая война стала для Башни Дона испытанием на прочность. Однако значительных повреждений она не получила. Со всех сторон бастион был окружен советскими войсками, к тому же комендант города уже подписал приказ о капитуляции. Бастион сдался, и вскоре над башней уже развивался красный флаг. Об этом историческом событии напоминает надпись.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

Долгое время после войны башня выполняла функции склада, там хранили то продукты, то тару. Распоряжался историческим объектом Военторг. В 1972 году занялись реконструкцией башни, и через семь лет открылся единственный в стране «Музей янтаря».

Росгартенские ворота образуют с Башней Дона единый архитектурный ансамбль.

Росгартенские ворота
Над центральным проездом сделана арка, с двумя медальонами по бокам — портретами прусских генералов времен войны с Наполеоном. Это генералы Шарнхорст и Гнайзенау. С этими воротами связана легенда о Мюнхгаузене, согласно которой, по дороге из России в Германию барон Мюнхгаузен останавливался здесь, чтобы выпить пива.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

В настоящее время здесь располагается ресторанчик, а подвесной мостик через ров в летнее время используется как летняя терраса ресторана. Мне не довелось побывать в нем, все было некогда.

Вернемся к Башне Дона, в которой находится «Музей янтаря», а справа от входа расположилась бабушка хомлин по имени Марта, которая встречает гостей с клеверным листом и мешочком янтаря.

Хомлин бабушка Марта.

Музей к тому времени уже открылся, и я среди первых посетителей начала знакомство с экспозицией. Что можно увидеть в музее. Как добывается янтарь, обрабатывается, виды янтаря, и всевозможные изделия из него.

Второй по весу янтарь в России. Был добыт в 1996 году в поселке Янтарном.
Интересен стенд, рассказывающий о рекламе Кенигсбергской государственной янтарной мануфактуры, которая пользовалась популярностью в Европе, и украшала витрины многих европейских столиц. Среди прочих звезд немецкого кино и моделей, в рекламе участвовала и русско-германская актриса Ольга Чехова, жена актера Михаила Чехова.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад
Не буду много показывать музей, на сайте альбомов о нем предостаточно, так как это одна из визитных карточек Калининграда, единственный в России, и побывать здесь должен каждый турист.

Теперь самое время направиться к сестре Доны — Башне Врангеля, которая расположилась на западном берегу Верхнего пруда.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

По бывшей Врангельштрассе, мимо исторических казарм Врангельского кирасирского полка лежит мой путь.
Кирасирские казармы.

Это мощное здание впечатляет, и сколько я ни проезжала или проходила мимо него, каждый раз любовалась. В 1910 году, многие военные объекты, в том числе и Врангелевские казармы были проданы военным ведомством городскому управлению. Там некоторое время в одной стороне был лицей имени Бисмарка, а в другой — народная восьмилетняя школа имени Гердера. После взятия Кенигсберга часть казарм была разрушена. В настоящее время этот исторический объект сдается в аренду.

Башня Врангеля немного младше Доны, ее строительство началось, когда Дона была «сдана в эксплуатацию».

Башня Врангеля также носит имя генерала — генерал-фельдмаршала графа Фридриха Генриха Эрнста фон Врангеля. Во время Первой Мировой войны в башне размещался лазарет. После, и до 1945 года в ней располагался молодежно-туристический клуб. В годы Второй Мировой войны в башне функционировали госпиталь и крупный опорный пункт. Во время обстрелов в апреле 1945 года стены и своды башни были повреждены, но так ни разу не были пробиты. Ворота Башни завешены, подсмотреть что-то внутри не получилось. Однако, там проходят театральные постановки, как я понимаю только в летнее время, а еще прочитала о том, что к 2023 году внутри закончатся ремонтные работы, и башня будет доступна для посещения.

Однако, некоторые местные жители считают, что там будет очередной ресторан. Поживем, увидим.

Солнечная мама Варя, приветствует и шлет воздушный поцелуй.

Хомлин мама Варя.

А я по протоптанной дорожке двигаюсь в сторону площади Победы.

С площади Победы направляюсь в сторону проспекта Мира, или как сказали бы раньше, прогуляюсь по Хуфен аллее.

Постепенно я ступаю на территорию бывшего района Хуфен. Когда- то это была территория сельской общины, упоминание о которой появляется несколько веков назад, а со временем район превратился в пригород Кенигсберга.

Восхитительные зубры, жаль, что вокруг еще не закончены ремонтные работы, хотелось увидеть их во всей красе. На проспекте много интересных зданий, театр, памятники.

Проспект Мира.
Гостиница «Москва», историческое здание было построено еще в 1936 году для страхового общества «Нордштерн».

Гостиница Москва.

Пострадало здание не сильно, поэтому после ремонта и незначительной реконструкции в нем появилась гостиница с просторными номерами, 29 квартир для бывших сотрудников страховой компании «Нордштерн» идеально подошли под гостиничные номера.

Хомлин Уля.
Гордость района- Калининградский зоопарк. Привет Улечка, не обижайся, не пойду я сегодня в зоопарк. Жара невыносимая, и пару часов на таком пекле не прельщает. Лучше я дойду до Центрального парка. Там погуляю в тенечке, где фонтанчик и очень милое здание бывшей кирхи памяти королевы Луизы.
Кирха памяти королевы Луизы , в настоящее время театр кукол.

Кирха, построенная в память о королеве Луизе, и пострадавшая во время войны, долгое время простояла в руинах, и уже планировалось ее снести. Однако, один из архитекторов «заступился» за историческое здание и взялся за его реконструкцию. В качестве театра кукол здание существует уже более полувека, и внешне соответствует тому облику, который был до войны.

Парк, не смотря на свое громкое название, совсем небольшой. В основном тут детские развлечения. Что интересного в парке -скульптура Мюнхгаузена, несколько фонтанов, большой летний театр, памятник Владимиру Высоцкому.

Памятник Владимиру Высоцкому.
В парке хорошо гулять, комфортно, но мне надо идти дальше, самое интересное впереди. Парк находится на границе Хуфена и Амалиенау, когда то отделившегося от первого в самостоятельный район.

Прежде чем начать знакомиться с Амалиенау я заглянула в музей Альтес Хаус.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

Билет заранее я не брала, купила на месте без проблем, ближайший сеанс через сорок минут. Отлично, есть время передохнуть, набраться сил, посидеть в холодке, поздороваться с малышом Антошкой.

Хомлин  малыш -Антошка.
Хомлин малыш -Антошка.

Билеты в музей продаются в соседнем кафе Густав Гроссман . У кафе и музея один владелец, так же как и Густав Гроссман сто лет назад проживал в квартире где сейчас музей, а здесь была его продуктовая лавка. И хотя при покупке билета в кафе действует скидка на мой любимый кофе, при такой жаре я предпочла прохладительный напиток.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

Кафетерий одновременно и антикварный магазин, в витринах выставлены старинные предметы, которые можно рассматривать, а можно и купить.

Кафетерий музея.
За разглядыванием интерьера время пролетело быстро, и в положенное время начался сеанс в квартире-музее Альтес Хаус.

Добро пожаловать в Старый дом , именно так переводится с немецкого название музея. До мельчайших подробностей воссоздан интерьер квартиры, здесь ждет погружение в жизненный уклад на рубеже XIX–XX веков.

Прихожая, гостиная, спальня, кухня и ванная комната помогают нам представить жизнь тех лет. Шикарный, чудом сохранившийся старинный камин, второй из квартиры был «утерян» в период коммуналок. Даже батареи отопления подлинные, их правда нашли на свалке, но после реставрации они не только засияли, но и выполняют свои прямые обязанности.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

В музее можно не только созерцать, но потрогать предметы, ощутить дух ушедшей эпохи. Умиляет пылесос столетней давности, миниатюрная швейная машинка, жаровня для кофе, нагреватель для столовых приборов, и прочие необходимые мелочи. Часовая экскурсия пролетела быстро.

Теперь меня ждет Амалиенау, который в свое время отсоединился от Хуфена. Еще один город-сад на территории Кенигсберга. Я воспользовалась помощью буклетов с маршрутами, которые набрала в туристическом центре в день приезда. После музея я свернула на улицу Кутузова, потом прошлась по Каштановой Аллее, а после я перестала уже смотреть на карту и бродила как вздумается. Зажиточные, знатные горожане строили здесь виллы. Элитный район выстраивался домами в разных стилях, здесь есть и югендстиль, и классика, и ренессанс.

Вилла Маковски, яркая, с желто-красным фасадом, принадлежала купцу Маковски, который возил в Кенигсберг ямайский ром и прочие напитки.

Сквер российско-белорусской дружбы, который в прошлом был площадью королевы Луизы (Луизенплатц), находится в окружении жемчужин Амалиенау. Барочная вилла- одна из бывших резиденций обер-бургомистра Кенигсберга, построена в 1910 году.

В период Советского союза шикарное здание было партийной резиденцией, и здесь несколько раз останавливался Никита Хрущев. Сейчас роскошная вилла под охраной военного ведомства.

Еще один яркий представитель района — вилла Шмидта , которая находится напротив бывшей виллы обер-бургомистра.

Почти каждый особняк строился по индивидуальному проекту. Их украшали башенками, барельефами, сложными крышами. Однако грянула Первая мировая война, и положила конец роскоши, дома стали строиться по скромнее. На первое место вышли скорость и меньшая цена.

Вилла «Арон»в югендстиле, получила название по имени первого владельца-ювелира Арона. Этот стиль был очень популярен в Восточной Пруссии до Первой мировой войны.

Вилла Арон
Вилла "Арон"

Каждый дом здесь особенный. Вилла «Мел» на Каштановой аллее, названанная по имени свлего создателя архитектора Эрнста Мела. Уровень второго этажа украшает фахферковый декор.

Вилла Мел

Вилла «Розенталь» на улице Огарева практически в первозданном виде.

Еще немного красивых домов Амалиенау.

Готическая краснокирпичная кирха св. Адальберта, литовский сквер напротив, подаренный городу шестью городами Литвы.

Кирха Святого Адальберта.

В центре сквера очень изящный памятник просветителю XIX века Людвикасу Резе.

Калининград, знакомство продолжается, идем на запад

Интересен район и тем, что здесь нет улиц с прямыми углами, они извиваются, вдруг образуя небольшие площади, и уходя уже в новую улицу.

Проспект Победы, куда я вышла вновь, условная граница между помпезным Амалиенау и рабочим районом Ратсхоф, именуемым в народе Вагонкой.

Вагонка.

Я свернула на улицу Радищева, бывшую Вибенштрассе, я оказалась уже на территории «Вагонки».

В начале XX века промышленные предприятия начали выносить за городскую черту. В 1906 году владелец кенигсбергского вагонного завода «Штайнфурт» Феликс Хойманн предложил построить рядом с заводом рабочий поселок, с недорогими, но удобными и благоустроенными квартирами.

Улица Поперечная
В основу легла уже полюбившааяся концепция город-сад. Предусматривалось строительство двухэтажных домов с мансардами, подвалами и прилегающими к дому полисадниками.
Каждая квартира имела прихожую, кухню, кладовую, санузел, в больших квартирах были даже балконы. Ванная комната располагалась в подвале, там же мусорные ведра.

В целях экономии улицы были очень узкие, между домами было что-то наподобие сада, оборудовались детские площадки.
Ремонтная улица.
Яркие домики, я и не ожидала, что место это будет до такой степени атмосферным. Мне повезло побывать в одной такой квартире, но не простой, это музей инклюзов, украшений и изделий из янтаря «50 миллионов лет».
Музей 50 миллионов лет
По дороге мне составила компанию пара из Удмуртии. Они правда шли в другое место, и ничего не знали об этом музее, но турист туриста видит издалека.

В музее нас встретил Александр, который рассказал нам о янтаре, который можно было не только посмотреть. Ну и конечно инклюзы, за чем собственно я и шла. Под микроскопом мы увидели в янтаре просто чудо -чудное возрастом в миллионы лет. Александр натренированной рукой сделал фото этого чудесного насекомого на мой телефон.

Разумеется здесь можно и купить всевозможные изделия из янтаря. Начался мой день с одного янтарного музея, а закончился другим.

Поблагодарив Александра мы отправились дальше, каждый своей дорогой, а он любезно нас проводил.

День прошел насыщенно, увидела много необычного для себя, интересного, я довольна.