Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.12 — Усть-Ордынский и ледокол «Ангара»

Иркутск, Усть-Ордынский — Россия Август 2020

«Россия необъятна. Не только своим поразительным разнообразием человеческой природы, разнообразием культуры, но и разнообразием уровней — уровней во всех душах её обитателей…" Д. С. Лихачёв

Напомню, это серия кратких заметок о нашем автомобильном путешествии из Якутска в Кемерово. В одной машине находилось пять человек, два постоянных участника и три пассажира, маршрут у которых был индивидуальным.

Кто-то выходил в одном из городов и улетал домой, другие прилетали и продолжали путь. Лично я закончил автовояж длиною более трёх тысяч километров в Иркутске.

Сюда мы прибыли накануне вечером, но ночевать здесь не стали. Два человека остались в Иркутске, а трое, включая меня решили рвануть в посёлок Усть-Ордынский. Он является центом Усть-Ордынского Бурятского округа — административно-территориальной единицы с особым статусом в составе Иркутской области.

Нам очень хотелось побывать в аутентичном населённом пункте имеющем свою неповторимую историю, точнее даже целую легенду.

В начале XIX века разнесся слух, что в далекой Витимской тайге найдено золото. И вот в это время житель улуса Кукунут Хахалов решил своего сына Бадму поселить на дороге. Женил его на тугутуйской девушке Анне, но так как отец не соглашался отдать дом за некрещеного бурята, Бадму перед свадьбой окрестили.

Тугутуйский поп при крещении дал ему имя Петр и присвоил свою фамилию Татаринов. Осматривая местность для поселения, Петр, с пренебрежением заметил: «Ну и место, кругом болото, грязь, хархана (кустарник). Это слово дало впоследствии название деревне — Харханай».

«Ничего, сынок, — ответил ему отец,- зато здесь будет золотое дно». И, действительно, на первый взгляд место неуютное: кочки, болота, заросли жимолости, тальника. Поэтому люди проходили это место, никто здесь не селился. Выбрали место посуше. У слияния Ордынки поставили избушку, кузницу, баню. И зажили молодые Татариновы на новом месте.

Народ стал к ним заходить, заезжать. Отец по окрестным селам скупал фураж, продукты, одежду. Петр перепродавал их. Работа в кузнице тоже давала доход. Хозяйство быстро росло и крепло.

Подрастающие четыре сына Василий, Алексей, Михаил, Ефим помогали родителям. Впоследствии сыновья женились, выделились в самостоятельные. Так разрасталась деревня Харганай, увеличивалось племя Татариновых. И долгое время не было здесь других фамилий кроме Татариновых.

Существует и вторая версия образования поселка. Известный ученый-топонимист М. П. Мельхеев в своем труде «Географические названия Восточной Сибири», отмечал, что до 1837 года это было бурятское село Хужир (в переводе — «солончак», «солонец»).

Название это связано с большой засоленностью почв в окрестностях села, когда в сухую погоду земля покрывается белёсоватым налётом соли. Рядом с Хужиром ещё в начале XIX века находилась Усть-Ордынская почтовая станция в один двор, которая ещё называлась Швед, так как когда-то станцию содержал некий шведский военнопленный.

Со временем село, по устью реки Ордушки, основанное как первоначальный пункт, почтовая станция, стало разрастаться и преобразовалось в аймачную столицу.

Со времени образования Эхирит-Булагатского аймака в 1918 году административными центрами поочередно являлись села Ользоны и Баяндай. Но в связи с их неудобным местонахождением центральные аймачные учреждения были переведены в Усть-Орду. Источник

Сегодня население Усть-Ордынского около 15 тысяч человек. Из национальностей на первом месте — буряты, на втором месте — русские.

Достопримечательностей в Усть-Ордынском немного. Из главных это этнографический музей и дацан Тубдэн Даржалин.

Свою историю Усть-Ордынский дацан ведет с 1919, когда был построен Муринский дуган близ деревни Алужино Иркутской губернии. Ранее, в 1912, был построен Кырменский дацан. По воспоминаниям, он отличался особой роскошью и красотой.

Дуган был построен в три этажа, на крыше была высокая стелла. На северной стороне находился алтарь со статуями будд из бронзы, глины, дерева. Когда дуган был построен, службы в нем проводили 5–6 лам.

По словам старожилов, в этом дацане были хорошие лекари, которые собирали целебные травы в окрестностях. В 1932 дацан был закрыт, бронзовые статуи будд увезены в Иркутск на переплавку, другие материальные ценности разграблены, ламы арестованы.

В советское время на территории дацана располагалась силосная яма. Торжественное открытие нового дацана состоялось 4 августа 2011. Для местных жителей это было важное событие.

Ещё из колоритного встретилась вот такая скульптура под названием «Усть-Орда». Бурятская принцесса на лошади.

Ну, а самым памятным моментом в Усть-Ордынске стало посещение шамана. За всю поездку мы посетили двух шаманов. Первый был в Якутии. Он конечно потряс своей безудержной энергетикой и харизмой. О нём я писал во второй части.

Сегодняшний шаман был попроще, спокойнее и интеллигентнее. Один из нас захотел пообщаться с ним через духов и спросить советов для дальнейшей жизни. В принципе всё прошло успешно. Наставления для будущего были даны в полной мере.

Как бы невзначай, решили спросить у духов, а есть или нет дети у конкретного человека. Понятно, что вариантов было немного: детей нет, 1, 2 или 3 ребёнка. К нашему удивлению, шаман дал правильный ответ — двое детей.

На этой мистической ноте мы попрощались с Усть-Ордынском и поехали в Иркутск. Старые и новые участники автопробега продолжили маршрут, а я в одиночестве остался в шестом по величине городе Сибири.

Тут я провёл половину дня, ночь и утро. Пешком ходил очень много. В Иркутске я впервые (до этого проезжал только мимо на поезде), поэтому хотелось увидеть больше различных деталей города.

По Иркутску мы прогуляемся вместе в отдельной заметке, а сейчас я хочу рассказать о достопримечательности, которую я случайно посетил прямо перед вылетом в Москву.

Утром я заказал такси и попросил водителя прокатится по нескольким местам, в которые я не успел накануне.

Финальной точкой стал ледокол «Ангара». Я планировал его увидеть и сфотографировать хотя бы со стороны. Правда, приехал почти за два часа до открытия.

Мне повезло, внутри был сотрудник, который пустил меня на ледокол. Было необычно и приятно оказаться единственным посетителем на легендарном корабле.

«Ангара» — пароход-ледокол российского и советского флотов, в настоящее время корабль-музей, один из пяти дореволюционной постройки. Один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире (наряду со шведским S/S «Bore»(1894) и финским «Tarmo»(1907)).

«Ангара» была спущена на воду озера Байкал 25 июля 1900 года в селе Лиственичном, куда её доставили в разобранном виде из Ньюкасла (Великобритания), где ледокол был изготовлен на стапелях верфей «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко».

Заказчиком судна выступал Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрёл у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Оба судна предназначались для обеспечения Байкальской железнодорожной переправы, как временная мера до постройки путей вокруг озера.

Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см.

После Октябрьской революции 1917 года пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами и стало совершать рейды по уничтожению чехословацких войск на побережье Байкала.

Осенью 1918 года, в связи с переходом власти в руки белых, «Ангара» вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.

В мае, когда на Байкал вернулись красные, «Ангара» вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года.

25 декабря 1929 года ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул.

Во время ВОВ ледокол перевозил баржи с рыбой и ходил до 1949 года, когда был поставлен на второй капитальный ремонт.

Из-за осложнений с использованием старого стапеля, «Ангара» смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года. Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, пароход был исключён из состава флота в связи с износом оборудования.

До 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ.

В 1975 году общество отказалось от ледокола и он должен был быть разрезан на металл, но про него забыли и «Ангара» долгое время простояла в одном из заливов Иркутского водохранилища.

В 1987 году, когда по инициативе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей.

Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив иркутского микрорайона Солнечный. Источник

На этом всё! Хронологию всего путешествия я вам полностью показал, но осталось ещё очень много фото из некоторых городов. Так что позже я выложу по ним материалы. Спасибо за внимание!

Предыдущие дни по Якутии и другим субъектам Восточной Сибири

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.6 — Алдан и Нерюнгри

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.8 — Нерчинск, Агинское

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.9 — Агинский дацан, Алханай и Чита

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.10 — Арейское озеро и Петровск-Забайкальский

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.11 — Улан-Удэ, Изумрудное озеро, Бабушкин маяк

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия