Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — сейчас на сайте
С праздником женщины! Чтобы все дни в году у вас были как сегодня. Любви и здоровья!

Саха (Якутия) — Россия Июль 2020

Наступил четвёртый день нашего автомобильного путешествия. До этого мы посмотрели Якутск, съездили в гости к шаману и посетили знаменитые Ленские столбы. Сегодня нам предстояло переправится из Якутска на противоположный берег великой северной реки.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Пока тут нет моста, попасть на другую сторону Лены можно только с помощью парома, который ходит из Якутска в Нижний Бестях каждый день с утра до позднего вечера на протяжении почти пяти месяцев.

Расстояние в 20 километров гружённый паром проходит примерно за 80 минут.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Это время можно поспать в машине либо наслаждаться видами. Правда они в этом районе не столь живописны.

А это «зайцы», которые бесплатным проездом могут и не пользоваться, они ведь спокойно могут перелететь с одного берега на другой.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Чайки здесь только из-за пассажиров. Кормление птиц — единственное развлечение на пароме.

Местные знают про это и берут с собой хлеб.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Вскоре мы благополучно добрались на тот берег. В поселке городского типа Нижний Бестях у нас был забронирован отель. На карте это место обозначено как Маандай (скорее всего это старое название населённого пункта).

День только начинался, нам нужно было его чем-то занять. Знаковых достопримечательностей поблизости нет, поэтому мы просто решили проехаться на машине по известной трассе «Колыма». Но не 2032 (протяженность от Якутска до Магадана), а хотя бы километров 50–60.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

В итоге мы добрались до крупного села Тюнгюлю. Вот самая крайняя точка за его пределами, где мы сделали памятные снимки и развернулись, чтобы вернутся назад в Нижний Бестях.

А теперь, что удалось посмотреть до этого финального момента. Фотографировали из окна машины и во время остановок пейзажи и их разные фрагменты.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Около дороги на холме увидели этот памятник. Только сейчас нашёл информацию по нему и этим людям. Гранитная плита установлена на месте гибели борца за власть Советов. Это про Попова Н.М. (слева). Второе имя Платон Алексеевич Слепцов (Ойунский) — якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы. По дате смерти понятна причина.

Мы не проехали мимо и не пропустили ни одной географической стелы или вывески. Ими обозначаются наслеги, аласы и улусы. Наслег это низшая административная единица Якутии, соответствующая сельсовету или сельскому поселению. Алас — типичное для равнинной Якутии геологическое образование и форма рельефа. Улус — сельскохозяйственные муниципальные районы.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Вот въезжаем на территорию самого крупного по площади аласа в Мегино-Кангаласском улусе Якутии.

Хотун Тюнгюлю образован, как и все аласы, геокриологическим путём, в результате протаивания и просадки многолетнемёрзлых пород на открытых участках местности. Внутри аласа находится ныне раздробленное на много частей озеро Тюнгюлю.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

По преданиям, первые якутские поселенцы появились вокруг озера Тюнгюлю в 1630–1640-е годы, когда эти места облюбовал и переселился в них из долины Туймаада белый шаман Быйанг-Тенгюлгэ.

Население 11 тысяч человек. Населённые пункты — Тюнгюлю, Тарат, Тумул. Также данный алас — крупный сельскохозяйственный регион в улусе.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Два из вышеупомянутых села мы посетили. Сначала мы заехали в Тумул. Здесь проживает около тысячи человек. Большинство — якуты.

Мы немного окунулись в сельский колорит. Людей мы практически не видели, наверное все были на работе либо сидели по домам на карантине.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Зато можно близко пообщаться со свободно гуляющими лошадками.

Время терять не стали и отправились в более крупный населённый пункт в названии которого целых три буквы «ю»- Тюнгюлю. От Тумула до него всего лишь несколько километров.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Тут проживает более двух тысяч тюнгюлюнцев. Пообщаться удалось лишь с одним из них. На кадре не он, а Денис, который записывал разговор с местным жителем на видео. Может когда-нибудь доведётся посмотреть фильм про эту поездку на его Ютуб канале.

Поселение основано в 1930 году и сегодня на первый взгляд оно выглядит как обычная русская деревня.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Но, некая аутентичность всё-таки присутствует. Например, смотрите какой необычный, деревянный спорткомплекс. Открыт в 1988 году.

Рядом парк или что-то типа зоны отдыха. Здесь проводятся важные мероприятия. Может вам повезёт и вы приедете сюда во время красочного национального или локального праздника на который съезжаются колоритные коллективы из разных улусов.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Вот нашёл в интернете фото с праздничного события — проведение в Тюнгюлю «голубого топлива».

Не пропустите в Тюнгюлю одну достопримечательность. В 2015 году здесь увековечили память участников АЛСИБа.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Трасса «Аляска — Сибирь» (АЛСИБ) — воздушная трасса между США и СССР, организованная в 1942 г. и действующая по 1945 г., по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в СССР по договору ленд-лиза.

Один из засекреченных запасных аэродромов находился в селе Тюнгюлю. Он был предназначен на случай затяжной непогоды в Якутске, где были размещены основные аэродромы, ремонтная база и радиоцентр.

Вот так выглядит обелиск спустя 5 лет после его открытия. Видно, что заменена табличка. Интересно, какая надпись была раньше.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Это место находится на холме, поэтому является так же отличной смотровой площадкой, причём на 360 градусов. Весь Тюнгюлю как на ладони.

На окраине примечательного села я сделал больше всего фото.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

Мы тут заметили влажные луга на которых паслись коровы и лошади.

Лошади на фоне природы мне очень нравятся.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю

У меня бы получилось несколько хороших снимков, но Денис запустил дрон прямо над животными и они убежали с полей через дорогу, где уже такой красоты не было. Зато ещё участник автопробега (большой любитель фауны) оказался у стада на пути и смог сделать видео. Наверное, ему не хватило нескольких ночей в Южном Судане, где мы совсем недавно жили прямо около коров и общались с ними каждый день.

На этом наше сегодняшнее путешествие закончилось. Мы вернулись в Нижний Бестях, чтобы поужинать и отдохнуть перед завтрашним днём. Намечался длинный переезд и интересные природные остановки. Продолжение следует…