Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 5:41
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Ерофей Павлович, Тында — Россия Август 2020

Наступил седьмой день нашего автомобильного путешествия. Накануне вечером мы прибыли из Нерюнгри в город Тында. Утром после завтрака отправились знакомиться с этим небольшим населённым пунктом Амурской области.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

По одной из версий, название города восходит к эвенкийскому «тэнда», корень которого «тэн» переводится как «ровный перевал», а производное «тэндэ» означает — место, где пасут оленей.

В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

По архивным данным, в 1907–1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был спроектирован в целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058 десятин. Однако участок тогда так и не был заселён.

В 1917 году посёлок Тындинский стал перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Город Тында был основан как один из опорных пунктов строительства БАМ. Сегодня здесь проходит Амуро-Якутская автодорога, располагаются участок Дальневосточной железной дороги и аэропорт. Поэтому Тында — крупный транспортный узел. Об этом говорит изображение в гербе ключа. Бородка ключа сделана в виде крылатого колеса — традиционной железнодорожной эмблемы.

Фигура оленя показывает, что город находится в районе исторических и ныне существующих эвенкийских оленеводческих поселений. Ель — символ вечности и долголетия в гербе символизирует окружающую город природу — девственную непроходимую тайгу, экологический источник жизни.

А это скульптурное пано мы нашли в ДК Русь. Слева — Байкал, справа — Амур. Получается что Тында это девушка.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек. Поселение обрело «вторую жизнь» в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль, которая строилась силами заключённых БАМлага.

Уже 1 ноября этого же года по ветке БАМ — Тында отправился первый паровоз. Вскоре поселение приобретает статус посёлка и становится одним из крупнейших населённых пунктов на севере Амурской области: согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, там проживало около четырёх тысяч человек.

17 февраля 1941 года населённый пункт Тында был преобразован в рабочий посёлок Тындинский.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Впервые за многие годы о посёлке вспомнили уже в середине 1960-х годов, когда БАМ вновь стал нужен. Уже после того, как магистраль стала подходить к посёлку, он был переименован и получил статус города. С 15 ноября 1975 года посёлок стал городом Тындой.

Строители БАМа из различных республик СССР обосновывались в новом городе, который стали называть столицей БАМа. Наблюдался большой приток населения. К концу 1990-х годов, по неофициальным данным, население города должно было достигнуть ста тысяч человек.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Тынду строили люди очень многих национальностей из разных городов СССР, в том числе москвичи, поэтому главная улица города называется Красная Пресня. Слово «Арбат» вы видели на верхнем фото.

В 1985 году был заложен фундамент будущей обувной фабрики, которая так и осталась фундаментом, а также запущен новый мясо-молочный комбинат. В 1986 году поставка продовольствия и сырья городу была значительно урезана.

По БАМу в десятки раз снизилась перевозка грузов. Но несмотря на это, город развивался, по переписи 1989 в Тынде проживало 62,3 тысячи человек.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Численность населения достигла своего пика в январе 1991 года, по данным переписи, в городе проживало 65 тысяч человек. Но уже к концу 1990-х годов в городе насчитывалось около 47 тысячи человек.

Начался резкий отток населения. Город перешёл в разряд бесперспективных, количество рабочих мест сокращалось, строительство жилых домов было прекращено. Правительство признало магистраль убыточной.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Сегодня в городе проживает около 34 тысяч человек. С двумя из них нам удалось пообщаться. Это молодой парень, работающий барменом в нашем отеле и его друг, который вызвался нам помочь и провести экскурсию по своему городу. Ребята в центре кадра.

Парни учатся в институте. Очень грамотные и рассудительные. Рассказали, что в отличие от 90-х и начала двухтысячных годов, молодёжь сейчас не пьёт, многие занимаются спортом и стараются получить хорошее образование, чтобы уехать жить и работать в города миллионники. Прежде всего в Новосибирск.

У одного из ребят мы увидели вот такую необычную татуировку на руке. На ней изображены знаменитые высотки Тынды.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Несмотря на то, что тут не самая лучшая жизнь на свете, парни с добротой говорят о своё городе, где трудились их отцы, дедушки и бабушки. Эта татуировка будет напоминать им о городе детства и юности.

Ни один буклет, зарисовка, фильм о БАМе не обходятся без этих зданий, символизирующих столичный лоск города железнодорожников. Самые высокие дома города были построены москвичами в начале 80-х годов. Точно такие же шестнадцатиэтажки расположены в Москве на улице Красная Пресня.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

А это администрация города на которой висит герб Тынды и часы с датой нашего там пребывания — 3 августа.

Почта России. Минимализм. Отправь письмо в бесконечность:)

Собор Святой троицы.

Очень скромный, но важный памятник города.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Почти мой ровесник. У этого камня жизнь менее интересная, чем у меня, но зато будет намного дольше.

По городу гуляли все вместе, но позже у меня было немного свободного времени и я побежал искать на карте Тынды несколько локаций. Как любитель подобных объектов, сначала я заинтересовался названием «Маяк». Я тогда ещё подумал откуда в центре города маяк? Карта не обманула, но разочаровала.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Ещё мне нравится современная городская скульптура. Вижу на карте есть такая, называется «Доктор Айболит». Подбегаю к нужной точке и снова облом. Персонаж конечно примечательный, тем более связан с моей любимой Африкой, но художественное исполнение и материал не в моём вкусе.

Важной достопримечательностью Тынды является ж/д вокзал. Был открыт 26 мая 1986 года.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Железнодорожный вокзал во многом уникальный: здание имеет сложную ломаную форму, изображающую силуэт птицы. Оно является самым высоким на Дальнем Востоке — 48 метров. По площади вокзал считается самым большим в Приамурье — 4000 м².

В 1984 году проект вокзального здания был удостоен третьего места на международном архитектурном конкурсе в Софии.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Закончить знакомство с Тындой я хочу вот этой масштабной скульптурой. Она расположена на улице, названной именем руководителя Главбамстроя К. В. Мохортова.

Перед собой мы видим памятник силе, мужеству и непреклонности строителей мостов и тоннелей БАМа. Памятник сооружен в 1984 году, и горожане увидели его впервые утром 7 ноября.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Самыми сложными объектами при строительства БАМа были как раз тоннели и мосты. При создании магистрали было построено 2230 больших и малых мостов, в том числе 142 моста длиной более 100 метров. А Северо-Муйский тоннель построили вопреки всем опасениям иностранных специалистов.

Возвращаемся в отель и собираем вещи. Денис напоследок запускает дрона. Жаль пока не вышел фильм про данный город на его канале «POINT THE MAP». Многие уже ждут:)

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Покидаем Тынду и едем дальше. До первой остановки 160 километров. Начался дождь. Населённые пункты в пути встречаются крайне редко.

А вот и долгожданная остановка (цифра 2 на карте). Федеральная автомобильная дорога А360 «Лена». Протяжённость автомагистрали — 1157 км. Мы проехали её от Якутска за 3 дня.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Затем нам нужно было проехать ещё 160 километров до третьей точки с редким географическим названием — Ерофей Павлович.

Въезжаем в посёлок городского типа в Сковородинском районе Амурской области.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Жилой дом на пересечении улица Чапаева и Байдина. В очередной раз понимаешь насколько Россия сложна и многогранна.

Первое упоминание этого места (как станции строящейся Амурской железной дороги) относится к 1909 году. Официально статус посёлка получил в 1934 году. Назван в честь русского землепроходца Ерофея Хабарова.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Население — 4438 человек. Поскольку дождь не прекращается, смотрим на Ерофея Павловича из машины.

Единственное, где мы решили пробежаться это снова железнодорожный вокзал.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Железнодорожная скамеечка. Снял её для своей фото коллекции «лавки со всего света».

Задерживаться мы здесь не стали. Через 38 километров подъехали к границе Амурской области и Забайкальского края.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович

Далее от границы нам предстоял марш бросок в 438 километров до отеля в посёлке городского типа Чернышевск. Этот путь мы успешно смогли преодолеть за 5 часов. Наш очередной отель.

Ночь, утро, завтрак и далее новый день о котором я вам расскажу в следующей части. Спасибо за внимание!