Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 23:01
Скиньте пож. материал у кого есть, как лучше организовать неделю в Ханое с Халонг. Нужны советы.

Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.10 — Арейское озеро и Петровск-Забайкальский

Забайкальский край, Бурятия + 1 город — Россия Август 2020

«Находясь на середине озера, можно увидеть всю красоту окружающего мира, а закрыв глаза, услышать.»

В прошлый раз я вам рассказал про посёлок Агинское, природный парк Алханай и город Читу Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.9 — Агинский дацан, Алханай и Чита

После Читы, вечером того же девятого дня, мы прибыли на место ночлега. Турбаза конечно у нас была колоритная, прямо бюджетный пионерлагерь из советского прошлого.

На территории есть маленькие корпуса и вот такие побольше. Люди приезжают и отдыхают тут неделями. Прямо как декабристы о которых я напишу ниже.

Буквально в нескольких метрах находится озеро Арахлей.

Это самое большое озеро Ивано-Арахлейской системы озёр на юге Витимского плоскогорья в Забайкальском крае (цифра 1 на карте).

Озеро Арахлей отличается от других Ивано-Арахлейских озёр значительными глубинами — наибольшая 19,5 метров в северо-восточной части водоёма. На берегах озера расположены сёла Арахлей, Преображенка и различные базы отдыха.

Десятый день путешествия я как раз встретил на этом озере в полном одиночестве. Жаль, что не было красочного рассвета. Задерживаться мы здесь не стали, собрали вещи и отправились дальше. В планах было прокатиться по достаточно редкой, экзотической дороге Бурятии.

Мы добрались до границы Забайкальского края и Бурятии (цифра 2 на карте) а потом поняли, что идея не самая лучшая. Сразу вспомнилась дорога в Де-Кастри, где мы 300 км ехали 9 часов.

Точнее дорога для этих мест может и ничего, но вот автомобиль с пятью членами экипажа у нас был не самый подходящий. Вот как раз проходящая мимо машина и люди в ней дают нам это понять.

Таким образом, в Бурятии мы пробыли всего лишь пол часа и снова вернулись в Забайкальский край. Ничего не поделаешь, едем другим маршрутом. Мы не расстроились, тем более там все дороги экзотические.

Особенно для туристов из Москвы и окрестных равнинных городов, как например моя Тула.

У нас на пути тоже были не Алтайские горы, но местами пейзажи всё равно радовали своей природной красотой.

Я был особенно доволен, люблю когда на небе облака разной конфигурации.

Целый день облачная картинка постоянно менялась.

Чистое небо по погоде это всегда надёжно, но скучно. Так что пусть лучше переменная облачность. Смотрите, какая красота!

Следующей точкой на карте Забайкальского края стал ещё один примечательный водоём под названием Арейское озеро (цифра 3).

Арейское — озеро, расположенное на высоте 996 метров над уровнем моря в седловине между Малханским и Яблоновым хребтом на территории Улётовского района Забайкальского края. Является памятником природы и активно используется в рекреационных целях.

Длина озера — 3,1 км, ширина — 2 км. Наибольшая глубина — 13,5 метра. Минерализация воды — 200–250 мг/дм3. Дно водоёма вблизи берегов покрыто водной растительностью и выстлано серыми песками, черными и коричневыми илами.

В Арейском озере обнаружено высокое содержание калия, определены кремниевая кислота, бром, фтор, литий и другие активные элементы. Вблизи береговой линии — выход источника «Глазной», вода которого содержит 55 мг/л кремниевой кислоты.

Работы, проведенные иркутскими и читинскими медиками, подтвержденные Томским НИИ курортологии и физиотерапии, показывают, что воды и грязи озера Арей имеют ярко выраженный терапевтический эффект при дерматозах, особенно при лечении псориаза и дерматита. Получен уникальный эффект при лечении трудно заживающих трофических язв.

Тут вы сможете не только подлечиться, но и почувствовать себя в образе настоящего африканца. Во многих странах эта тема запретная, но у нас в России, где не было никогда колоний (Аляска и Средиземноморье не в счёт) мы можем спокойно пошутить таким вот образом. Тем более наши сознательные граждане всегда были против расизма и порабощения.

Мчимся дальше вдоль железнодорожных путей.

Остановились сфотографировать памятник на обочине. На табличке надпись «На этом перевале 1 октября 1979 г. военными дорожниками был уложен последний метр асфальта автомобильной дороги Чита — Улан-Удэ».

Дорога отличная. Статистику не ведут, но хочется верить, что с каждым годом дураков в нашей стране становится меньше, а хороших дорог больше.

Зелени и воды в Забайкальском крае конечно в избытке.

Во второй половине дня мы добрались до города Петровск-Забайкальский (цифра 4).

Населённый пункт был основан в 1789 году по указу императрицы Екатерины II и получил название Петровский Завод, по одной версии — в честь императора Петра I, много сделавшего для развития российской чёрной металлургии, по другой — по местному храму апостола Петра.

Выросший при заводе посёлок в 1926 году получил статус города и название Петровск-Забайкальский; определение «Забайкальский» включено в название для отличия от города Петровск в Саратовской области. При этом железнодорожная станция сохранила прежнее название.

В 1830–1839 годах в Петровском Заводе отбывал каторгу 71 декабрист. Их перевели сюда двумя отрядами пешком из Читинского острога. Здесь же жили 11 жён декабристов.

В первое время жёны, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году мужьям разрешили жить в домах жён, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.

На фото музей декабристов основанный в 1973 году (открыт в 1980). Располагается в усадьбе, где в 1830–1839 годах жила княгиня Е. И. Трубецкая, жена декабриста С. П. Трубецкого на улице Декабристов (бывшая Тумановская).

Сохранилось историческое кладбище с некрополем декабристов на котором мы провели больше всего времени.

Заслуживает внимания склеп-часовня А. Г. Муравьёвой, жены Н. М. Муравьёва, построенная по проекту Н. А. Бестужева.

В склепе также похоронены дочери Муравьёвых — Ольга и Аграфена и младенец Иван Фонвизин. Перед склепом — надгробие дочери Анненковых Анны. Неподалёку расположены могилы И. И. Горбачевского, А. С. Пестова, Саши Ивашева, коменданта С. Р. Лепарского.

Рядом с часовней, находилась Петропавловская церковь, возведённая на средства декабристов в 1837 году. До наших дней и она не дожила, сгорев в 1939-м.

Теперь на месте церкви установлена памятная стела работы архитекторов В. С. Маслова и В. В. Оленева, на которой высечены имена всех погребённых на старом кладбище декабристов и членов их семей.

Несмотря на трагичность места, было интересно ходить и рассматривать старинные надгробия и разные сохранившиеся детали.

Чтобы всё показать, это надо отдельный альбом делать.

Обязательно ещё посетите ж/д вокзал. Помимо мозаичного группового портрета декабристов и их жён, здесь находится памятник Ленина и барельефы самых известных декабристов.

Практически сразу после города мы снова оказались на границе двух субъектов и теперь уже полноценно въехали в Республику Бурятия.

Проезжаем «Разрез Тугнуйский», который входит в тройку крупнейших разрезов России по добыче каменного угля.

Предпоследней точкой сегодняшнего дня стало село Тарбагатай (цифра 5 на карте). Здесь в сентябре 1830 года во время перехода из Читинского острога в Петровский завод у декабристов был день отдыха.

Сегодня Тарбатагай — это одно из крупнейших старообрядческих сёл Забайкалья.

А финалом десятого дня авто путешествия стал вечерний Улан-Удэ. Как только мы заселились в отель, я сразу же ушёл гулять. С этого замечательного города я и начну свой следующий рассказ…