Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Помпеи — Италия Январь 2020

Вообще-то по первоначальному плану подняться на Везувий мы собирались на следующий день после Неаполя. Взяли в аэропорту машину, но потом посмотрели в сторону знаменитого вулкана, а он оказался затянут какой-то дымкой. Эх, подумали, залезем наверх и ничего оттуда не увидим. А потому решили сразу ехать на юг, в Альберобелло. График поездки из-за этого, конечно, несколько поломался.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Пришлось перенести восхождение на Везувий на последний день. А поскольку ночевали мы в Матере, то выезжали еще затемно. Было ужасно жалко ехать совсем без остановок, ведь там столько всего интересного по дороге. Одно только Амальфитанское побережье чего стоит…

А к Везувию ведет довольно крутой серпантин. На машине можно подняться почти на самый верх. И тут я опять нарушил одно из своих правил, которые надо соблюдать в путешествии. А именно, что если кончается бензин, заправляться надо при первой же возможности, а не ждать, когда встретится большая заправка какой-то известной компании:)

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Но попавшуюся нам по дороге маленькую бензоколонку я проигнорировал. Подумал, что ехать нам не очень далеко, а как вернемся, на трассе найдем нормальную большую заправку. И это стало большой ошибкой.

Индикатор бензина у нашего Опеля был цифровой, т. е. все, что он показывал, это одно оставшееся на шкале деление. Кто его знает, на сколько этого деления хватит? Дома-то у меня на машине стрелочка, и я хорошо знаю, что если она опустится ниже самого низкого деления, то это значит, что бензин закончится ну вот прямо сейчас, а потому никогда до такого состояния не довожу. Здесь же мы поднимались по серпантину, а я только и делал, что смотрел на это злосчастное деление:)

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

И вот, когда мы приехали на развилку перед самым последним крутым подъемом, это самое последнее деление на шкале пропало. Машина показывала, что бензина у нас ноль! Да, я конечно понимал, что его там, вполне возможно, для подъема еще хватит, но ведь надо будет и довольно долго спускаться вниз. А без бензина, как известно, ни руль, ни тормоза работать не будут:)

Так что я решил не рисковать, и повернуть обратно на заправку. Ужасно было обидно опять крутится по всем этим серпантинам сначала вниз, а потом опять вверх. Заправились. Вернулись обратно. Готовы подниматься дальше на Везувий!

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

А тут, надо сказать, по сравнению с тем, что было три дня назад, погода довольно заметно ухудшилась. Да, дымка вокруг вулкана исчезла, но при этом поднялся ураганный ветер, настолько сильный, что не только сдувал кабинки туалетов…

… но еще и валил деревья. Температура при этом упала до +5 градусов, и это внизу, на уровне моря.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Но мы все же доехали до самого конца. Сразу насторожило малое количество машин на парковке. Увы, но дверца, ведущая на пешеходную тропу, была закрыта на замок. Распечатка на итальянском и английском языке гласила, что из-за неблагоприятных погодных условий доступ к кратеру Везувия закрыт. Рядом стояла скорая помощь, как будто дополнительно напоминая, что лезть дальше опасно.

Везувий, 3D-панорама с Google Maps. С этого ракурса хорошо видно серпантин, по которому мы проехали. А надпись Vesuvio National Park как раз указывает на парковку, откуда начинается пешеходный маршрут вокруг кратера, на который мы не попали.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Что дверь была наглухо закрыта, это наверно хорошо. Потому что не знаю, как бы мы там карабкались по этой тропинке в такой ураган. К этому моменту градусник в машине уже показывал не то 0, не то -1. Так что, как это ни прискорбно, пришлось разворачиваться и ехать вниз:(

По дороге попытались делать остановки, чтобы заснять какие-нибудь красивые виды, однако ничего особенно интересного нам не попалось.

Вот разве что в одном месте дорога уходила куда-то в сторону и вверх. Проехали туда. Это оказался институт вулканологии.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

А еще рядом было обнаружено заброшенное здание, явно знававшее лучшие времена. Поиск в сети показал, что это бывший шикарный отель Eremo, построенный в 1902 году.

Когда-то отель возвышался над всем Неаполем, его постояльцами были политики и звезды кино, но потом что-то случилось, и он закрылся. Теперь сюда ходят только любители заброшек, к числу которых мы себя не относим, а потому не могу сказать, что мне здесь понравилось.

Сам Везувий отсюда тоже хорошо виден

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Насколько я понимаю, других таких отелей в этом месте больше нет, но никто, тем не менее, не спешит ни восстанавливать нынешний, ни строить на его месте новый. Даже убрать развалины до сих пор не удосужились. То ли они считаются памятником культуры, то ли хозяин не позволяет:)

Зато площадку у подножия отеля облюбовали телекоммуникационные компании, разместив здесь свои вышки. Ну так себе вид, надо сказать:)

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Еще одна остановка в попытке найти смотровую площадку

Но увы, виды в основном были только такие:)

Но зато на обочине дороги была обнаружена вот такая гигантская голова:)

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Еще один вид на Неаполь. Но здесь уже слишком низко.

А на вторую половину дня у нас была запланирована поездка к развалинам Помпеи. Семь лет назад я там уже был, но тогда я ездил туда из Неаполя на поезде. Мы же на этот раз едем на машине.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Итак, вот он, знаменитый древнеримский город, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия почти две тысячи лет назад.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланума, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. Их просто засыпало вулканическим пеплом до самых крыш. Катастрофа была настолько тотальной, что тогдашние власти не стали ничего откапывать, оставив все как есть, и со временем про то, что здесь были какие-то города, все забыли.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Можете оценить, на каком расстоянии от Везувия находился город. Казалось бы, не так уж и близко?

Как-то на одном из научно-популярных каналов был фильм, где ученые пытались разобраться, отчего же все-таки люди оказались засыпаны пеплом, почему не убежали? Пришли к выводу, что в какой-то момент извержения с Везувия вниз сползло облако пирокластических газов, и именно эти газы отравили оставшихся в городе жителей, не дав им спастись.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Вот на этом видео можно посмотреть, как примерно происходило разрушение Помпей в течение того злополучного дня

Но при этом знаете, что интересно? Из общего числа жителей в 20 тысяч человек погибло лишь около 2 тысяч, все остальные успели эвакуироваться. То есть у людей было достаточно времени, чтобы покинуть город, однако сделали это не все.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Предположу, что как и в случае с коронавирусом, были здесь свои «ковид-диссиденты» и «антипрививочники», которые не верили в то, что вулкан может разрушить город и считали, что все обойдется.

Но не обошлось. Все те, кто остался в городе, оказались заживо погребены под слоем пепла. Среди жертв извержения оказался и знаменитый ученый Плиний Старший, создатель первой в мире энциклопедии. Когда началось извержение, он посчитал, что должен находиться в самой гуще событий и погиб в районе Стабии.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Раскопки на месте Помпеи начинались постепенно. Не сразу удалось понять, что погребённый под пеплом город это именно Помпеи. К примеру, в 1689 году, когда рыли колодец, нашли руины с надписью «Помпеи», однако тогда на это никто не обратил внимания, решив, что это одна из многочисленных вилл Помпея Великого.

Когда в XVIII веке археологи наконец поняли, что за город они нашли, раскопки пошли уже в полную силу. Правда поначалу копатели искали лишь произведения искусства, которые можно было продать в частные коллекции, так что после того, как найденные предметы извлекались, откопанные кварталы вновь засыпали землей.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Самое впечатляющее сооружение во всем городе — Большой театр, вмещавший до 5 тысяч зрителей. Рядом был еще и малый театр, поскромнее.

Интересно в Помпеях устроены улицы. Они были заглублены в землю относительно тротуаров, переходили же их вот по таким камням. Видимо, чтобы не запачкать ноги о стекающие по ним нечистоты:)

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Самый же дальний объект в городе — Амфитеатр. Здесь проходили гладиаторские бои. К сожалению, на верхний ярус подняться не удалось, все проходы туда были закрыты.

Амфитеатр в Помпеях, вид с верхнего уровня. Фото найдено в сети.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Подвалов в амфитеатре не было, гладиаторы входили на арену прямо с улицы через одни ворота, а через другие вытаскивали убитых и раненых.

Большое открытое пространство рядом с Амфитеатром — Большая Палестра. Здесь проходили спортивные соревнования.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Кстати, некоторые умники утверждают, что Древнего Рима вообще не было. Но кто тогда построил все это? Неужели монахи-францисканцы? :)

Просто удивительно, сколько всего изобрели и построили древние римляне две тысячи лет назад. И куда это все потом сгинуло?

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

В нескольких местах в Помпеях выставлены гипсовые фигуры людей, чьи останки были погребены под слоем пепла. Со временем эти останки истлевали, образуя пустоты. Археологи придумали заливать в эти пустоты гипс, и в итоге смогли получить изображения погибших людей, причем именно в тех позах, в которых их застала смерть.

Одна из главных улиц города

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

На возвышении стоит уже довольно современного вида церковь, от ее подножия можно заснять крыши древнего города

Сохранились в Помпеях и несколько римских терм

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Раньше сюда заливалась подогретая вода, и римские граждане могли купаться. Две тысячи лет назад у римлян уже были свои аквапарки и спа-центры, просто удивительно:)

Солнце в январе заходит рано. Вскоре на улице начало темнеть.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

И тут я подумал, а если бы Везувий не был закрыт, и мы бы не меньше часа потратили на то, чтобы обойти по тропе его кратер, то во сколько мы бы приехали в Помпеи?

Вообще, надо сказать, в Помпеи надо приезжать на целый день, чтобы можно было не спеша осмотреть весь город. И это даже если не вдаваться во все детали.

Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Увы, не везде мы успели побывать. Последние полчаса ходили уже в сумерках, уворачиваясь от служителей, которые начинали направлять посетителей к выходу:)

А на следующее утро на том же самом поезде «Красная стрела» мы уехали из Неаполя обратно в Милан. По дороге я попытался поработать, подключил ноутбук через мобильный телефон, однако из-за того, что большая часть скоростной ж/д линии проходит по тоннелям, поле то и дело пропадало. Так что есть у скоростных поездов и свои недостатки:)