Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Матера — Италия Январь 2020

О том, что на юге Италии есть такая Матера, я узнал совсем недавно. Сначала увидел несколько рассказов на Туристере, а потом еще и сестра там побывала. И у всех присутствовали фотографии с удивительными наползающими друг на друга домиками, буквально облепившими склон горы. Выглядело это так, как будто бразильские фавелы взяли и перенесли на европейский континент:)

Каменные фавелы итальянской Матеры

В таком месте надо было обязательно побывать. И когда мы выбирали, в какое место Италии поехать, тут-то и возникла идея насчет Матеры. Тем более что и знаменитый Альберобелло там тоже рядом:)

Итак, с чего начать знакомство с Матерой? Мы решили, что прежде всего надо найти смотровую площадку, откуда все делают те самые снимки с «фавелами». Это на другой стороне ущелья, пешком вы туда вряд ли дойдете, а если и дойдете, то потеряете слишком много времени. А потому мы сразу поехали на машине.

Каменные фавелы итальянской Матеры

В конце там будет парковка, от которой, если чуть-чуть пройти, как раз и откроется тот самый знаменитый вид на Матеру. Из города вы такого не увидите:)

Тени в начале января с утра очень длинные и все время лезут в кадр. Так что оптимально приходить сюда попозже, но не слишком поздно, а то солнце уйдет на ту сторону и будет светить в лицо, тогда хороших кадров не сделаете:)

Каменные фавелы итальянской Матеры

А это у самого края обрыва большая площадка для фотосессий:)

Но есть на другой стороне ущелья и еще одна локация, менее известная. Раз уж мы были на машине, то заехали и туда тоже:)

Погода к тому времени, правда, уже испортилась, набежали тучи, а потом еще и дождь ливанул, пришлось скрываться в машине и пережидать там:)

Каменные фавелы итальянской Матеры

Но когда тучи ушли, удалось сделать несколько кадров с видами на Матеру

А еще здесь среди пещер оборудована крошечная церквушка - Chiesa Rupestre della Madonna delle Vergini. Кстати, в этих местах в названии многих церквей присутствует слово Rupestre - "скальная".

Каменные фавелы итальянской Матеры

В самих пещерах по случаю только что прошедшего Рождества устроена инсталляция на тему Иосифа, Марии и их приезда в Вифлеем

Как раз с пещер вся история Матеры и началась. Пещер здесь было много, и первые люди, пришедшие в эти места, это преимущество сразу оценили. Когда пещерных жилищ стало не хватать, рядом начали долбить новые. Так постепенно на месте нынешней Матеры возник целый пещерный город.

Каменные фавелы итальянской Матеры

Со временем люди научились строить дома, но пещеры при этом никуда не делись. Дома стоили дорого, а пещеру можно было выдолбить в склоне горы бесплатно :)

Пока в Риме строили Колизеи и Пантеоны, в Матере люди продолжали жить в пещерах. Пик пещерного строительства пришелся на VIII век, когда Римская Империя уже распалась, а юг Италии оказывался то под одними завоевателями, то под другими.

(Мы же, вернувшись в Матеру, оставили машину на парковке у отеля и пошли гулять уже по самому городу:))

Каменные фавелы итальянской Матеры

В Матере со временем началось имущественное расслоение. Бедняки долбили пещеры и продавали камень более обеспеченным соседям, которые поверх пещер уже строили дома. Но и сами пещеры тоже благоустраивались. В какой-то момент жители додумались соединить верхние и нижние этажи сложной системой водопроводов. В каждой пещере был свой резервуар, куда сверху стекала дождевая вода. Когда резервуар наполнялся, излишки воды уходили уровнем ниже. При этом на каждом уровне шла фильтрация. Резервуары строились в виде воронки, где мусор оседал на дне в узкой части и не попадал в трубы, которые вели на нижние «этажи».

Хотя я конечно сомневаюсь, что такой хитрый водопровод был у всех. Наверняка же было много пещер «эконом-класса» ;) куда воду носили ведрами.

Каменные фавелы итальянской Матеры

Всего в Матере в пещерах проживало около 15 тысяч человек. Юг Италии всегда был бедным и перенаселенным, так что "квартиры" не пустовали. Как выглядело типичное пещерное жилье, сейчас можно посмотреть в музее — Casa Grotta nei Sassi.

Кровать в доме обычно была одна, где спали старшие члены семьи. Маленьких детей укладывали в люльках, дети постарше располагались в выдвинутых ящиках комода, а подростки — на сундуках. Обеденный стол был маленький, за ним помещались только взрослые, дети же ели стоя. Канализации не было, нужду справляли в горшок, содержимое которого потом сливали в реку.

Каменные фавелы итальянской Матеры

И такое жилье существовало вплоть до середины XX века, когда уже стало сложно не замечать, что где-то в европейской стране люди еще живут в таких первобытных условиях. В 1952 году была принята государственная программа по переселению, для переезжавших из пещер начали строить новые дома, но процесс затянулся еще лет на двадцать, так как не все хотели покидать привычное жилье. И лишь к 1970-м годам этот вопрос был окончательно закрыт.

И с тех пор часть пещерных жилищ стоят заброшенные (которые дальше от центра), а часть приспособлены под отели и музеи. Есть несколько пещерных церквей, куда можно попасть, купив билет. Но там не разрешают фотографировать.

Каменные фавелы итальянской Матеры

В пещерном отеле было бы интересно остановиться, но дорого — около 300 евро за ночь — да и вещи из машины тащить далеко:) Так что лучше просто вставлю для примера несколько фотографий, утянутых с Букинга:)

Ну, а мы дошли до ключевой точки Матеры …

… где стоит большая церковь в скале — Chiesa Rupestre di Santa Maria di Idris

А рядом с ней, но чуть пониже выстроена еще одна — Chiesa di San Pietro Caveoso

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо и скальная церковь Санта-Мария

Вид со смотровой площадки на каньон. Где-то там наверху та самая смотровая площадка, где мы были с утра.

Каменные фавелы итальянской Матеры

Через каньон теоретически можно перебраться по подвесному мостику, а потом по тропинке подняться наверх. Но у кого из туристов найдется на это время? :)

От скальной церкви широкая лестница идет вниз

Скальная церковь остается позади

Неожиданная встреча на улицах Матеры — тук-тук прямо как в Индии:)

Каменные фавелы итальянской Матеры

Здесь улица огибает ущелье, выходящее в основной каньон

Святой Петр и Святая Мария над ущельем

Каменные фавелы итальянской Матеры

Пройдя немного вдоль ущелья, начинаем подъем в гору. Надо же дойти до той колокольни, что видна на всех фотографиях:)

Кафедральный собор с длинным названием — Basilica Pontificia Cattedrale di Maria Santissima della Bruna e Sant’Eustachio

Каменные фавелы итальянской Матеры

Вид на старый город со смотровой площадки у собора. Можно заметить, что далеко не все дома в хорошем состоянии, у многих провалились крыши.

Дальше начинается уже более современный старый город — примерно XVIII век

В конце улицы — дворец Palazzo Lanfranchi

А рядом с дворцом располагается одна из самых впечатляющих смотровых площадок — Belvedere di Piazza Giovanni Pascoli

Здесь можно зависнуть очень надолго, пытаясь сделать максимально широкую панораму :)

Каменные фавелы итальянской Матеры

Но мне в последнее время больше нравятся вот такие квадратные панорамы, а то на широких детали теряются

Если в пещерном городе резервуары для воды были индивидуальные, то в центре строили большие, общего пользования. Самый большой из них — Palombaro Lungo. Туда можно спуститься с экскурсией. Увы, мы про это не знали, поэтому фото для иллюстрации возьму из сети :)

Каменные фавелы итальянской Матеры

Вход в подземелье производится с площади Витторио Венето. Сейчас посмотрел по карте, мы в эту сторону даже и не ходили.

Опять спускаемся вниз по узким улочкам старого города

Каменные фавелы итальянской Матеры

Домики в центре довольно кривые, но судя по аккуратным ставням, внутри или живут, или что-то выставляют.

Каменные фавелы итальянской Матеры

Наступают сумерки. Капитан Очевидность подсказывает, что на знакомство с Матерой надо выделять чуть больше, чем один неполный день:)

Когда я делал эти кадры, подумал — а что это за массивный дворец возвышается там вдалеке? Но сейчас сверился с картой и это оказался тот самый Палаццо Ланфранки, у которого мы недавно были, но только с другой стороны :)

Каменные фавелы итальянской Матеры

Возвращаемся на смотровую площадку у скальной церкви Санта-Мария. Так Матера выглядит ночью.

Скальная церковь Санта-Мария-ди-Идрис

На юге Италии есть свое фирменное пирожное, называется по нашим временам неполиткорректно — «Груди монашки». Про него мы как раз перед самой поездкой услышали в «Орле и решке». Если вкратце, легенда там следующая. Одному рыцарю недоброжелатели внушили, что его жена неверна ему. Тот потребовал у нее объяснений. Оскорбленная женщина отрезала себе груди и преподнесла мужу на блюде. После чего ушла в монастырь.

Внутри у пирожных оказался безумно вкусный желтый крем. А наткнулись мы на них в Матере совершенно случайно. Сейчас пирожные официально называются как-то по-другому, но уже выходя из кафе, я заметил у дверей вывеску — Tette delle Monache :)

Каменные фавелы итальянской Матеры

Да, следует признать, что Матера это просто настоящая жемчужина, причем не только юга Италии, но и всей страны в целом. Тем более странно было прочитать в сети, что этот город, оказывается, не очень сильно известен среди туристов. Наверно это все же устаревшие сведения, потому как даже в начале января туристов здесь было очень даже прилично. Интересно, что же здесь бывает летом?

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ САМОЛЕТОМ, ПОЕЗДОМ, МАШИНОЙ ► Восхождение на Везувий

Общее оглавление всего проекта —

1. Милан. Первый день нового года

2. Читта-Альта. На Вышгороде в Бергамо

3. Три замка с видом на Везувий

4. Удивительные трулли в Альберобелло

5. Каменные фавелы итальянской Матеры

6. Восхождение на Везувий и развалины Помпеи

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия