Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Саранда, Дерми, Бутринти — Албания Сентябрь 2018

Греция

Македония

Албания (начало)

Предыдущая часть (Нижняя Лабова и Голубой глаз)

Безусловно, мы остались довольны визитом к Голубому глазу и с чистой совестью продолжили свой путь. До побережья меньше часа пути. Из забортных картинок понравился живописный канал, вдоль которого нам пришлось ехать довольно долго. Похоже, что он имеет прямое отношение к ГЭС «Бистрица». А это значит, что Голубой глаз всё ещё нас не отпускает.

К Ионическому море подъехали аккурат в Саранде — весьма популярному месту отдыха в среде беларусов. Здесь — отель на отеле. Боюсь даже представить, что творится в городе в разгар туристического сезона. Но в сентябре — штиль.

Как и на море. На рейде стоит самая большая в мире парусная яхта — «А». Вся Саранда за ней наблюдает, восхищается и перешептывается: «К нам в гости пожаловал российский олигарх». Яхта «А» и вправду принадлежит российскому миллиардеру Мельниченко. Кстати, беларуского происхождения — чем не повод для «гордости»?

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

В Саранде мы не останавливаемся. Едем на самый юг Албании. Проезжаем ещё один популярный курорт — Ксамил и только через пяток километров достигаем цели. Последняя достопримечательность на сегодня — Бутринт (Butrinti). Это важнейший в Албании сайт, ибо наряду с Бератом и Гирокастрой он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В разрезе исторической ретроспективы попали мы сюда весьма удачно. Ранее я уже говорил, что к античным развалинам был довольно равнодушен. И именно в этой поездке меня, что называется, пробило. Напомню, что началось всё в турецком Афродисие. Бутринт же стал четвёртым подобного рода сайтом в нашем текущем трипе. И, пожалуй, самым притягательным. Прежде всего, благодаря тому, что расположен он не на голой равнине, как все предыдущие, а на утопающем в зелени холме — в самом сердце одноимённого национального парка — оазисе редкого спокойствия.

К сожалению, к подобным выводам я пришёл лишь под конец нашего визита, потому как сначала изрядно взбесился. Дело в том, что билеты в Бутринт достаточно дорогие: типа как в Германии. За такие деньги хочется получить какой-нибудь информационный буклет. Про русский я уже молчу. Но вот отсутствие английского, на фоне изобилия всех остальных мыслимых и немыслимых языков, и явилось причиной моего возмущения. Пришлось воспользоваться польским.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Отличительная черта Бутринта — это то, что его многочисленные и неплохо сохранившиеся памятники отражают каждый отдельный этап богатой истории, начиная с эллинистического и римского периодов и заканчивая византийским и венецианским.

Греческий шедевр — это театр, датируемый III веком до р.х. Правда, римляне его маленько под себя переделали, но это не мешает устраивать в нём спектакли даже сейчас.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Поблизости — ещё более древнее сооружение — храм Асклепия (он же Эскулап), бога медицины и защитника города.

Римляне прибыли в Бутринт в первом веке — на готовенькое. Им оставалось только лишь возвести ряд дополнительных сооружений.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Сейчас некоторые из них являются иллюстрацией раннего христианства. Прежде всего Большая базилика. Глядя на её внушительные стены создаётся впечатление, что храм моложе лет эдак на тысячу, нежели есть на самом деле.

Визитная карточка Бутринта тоже относится к римскому периоду. Это баптистериум, от которого остались лишь фрагменты стен и колонн.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Его фишка — чумовой мозаичный пол с 69-ю медальонами. К сожалению, нас и здесь постигло разочарование. В целях сохранности его засыпали слоем песка. Хорошо, что хоть догадались установить стенд с иллюстрацией.

Важнейший артефакт византийской эпохи — Львиные ворота.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

На барельефе — изображение, символизирующее ожесточённую оборону города: лев, вгрызающийся в горло поверженного быка. Видимо, оно навеяно событиями 551 года, когда Бутринт захватили и разрушили вестготы.

Лаз под Львиными воротами — это самый короткий путь на вершину холма.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Там, на месте бывшего акрополя, нынче находится венецианский замок.

Венецианский период — это апогей расцвета Бутринта. Кажется странным, что хозяйственные османы, которые оккупировали здешние края в середине прошлого тысячелетия, так и не смогли найти достойного применения городу и его сооружениям.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Видимо, к тому времени он не имел важного стратегического положения. Посему Бутринт был заброшен. Сейчас на территории крепости находится археологический музей, но артефактов там не очень много.

К тому же бравый охранник карикатурного вида и пенсионного возраста зорко следит за тем, чтобы в музее: «No photo!»

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Крепостная башня Бутринта — офигенный бельведер. Виды, открывающиеся с неё настолько разнообразны, что некоторые из них нуждаются в персональном упоминании. (Кстати, аналогичная ситуация и в крепости Розафа, что под Шкодером.)

Озеро Бутринт.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Канал Вивари, соединяющий озеро с Ионическим морем.

Паромная переправа через канал и дорога к ней.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Замок Али-паши на берегу Вивари. Кстати, ещё одно наследие венецианцев.

В который уже раз приходится констатировать, что «сюда нужно приезжать на полдня минимум». Чтобы переправиться на прикольном пароме через канал. К слову, не обязательно на машине.

На другом берегу посетить крепость Али-паши.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Прогуляться по национальному парку вокруг озера, посетив парочку церквей.

Кстати, озеро Бутринт не совсем обычное. Вода в канале Вивари самопроизвольно меняет направление течения дважды в сутки, поэтому само озеро наполовину солёное, наполовину пресное.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 45

Ну, а нам пора снова в путь — на поиски ночлега у Ионического моря, дабы с утра там искупать Машу.

Выбор пал на посёлок Дерми (Dhërmi). Точнее, на конкретный кемпинг в данном селении, который я случайно приметил, просматривая гугло-карты. Дорога вдоль побережья довольно нудная. Даже в условиях нулевого трафика. Небезопасная, узкая и крайне извилистая трасса то поднимается в горы, то спускается непосредственно к воде; одни посёлки огибает, другие прошивает насквозь. Местность, безусловно, красивая, но в потёмках оценить это достаточно сложно.

На преодоление 90 километров ушло более двух часов. Так что на место мы прибыли в начале восьмого. Далее нам предстоял изматывающий квест, поскольку здесь, как нигде, уместен афоризм про чёрную кошку в тёмной комнате. То есть я занялся поисками кемпинга, которого уже не было. Осложняло ситуацию то, что прибрежная зона Дерми (уверен, что это касается и аналогичных албанских туристических центров) представляет собой чередование пустырей, стройплощадок и некоторого количества уже завершённых объектов. В отчаянии я обратился за помощью в подвернувшийся пятизвёздочный отель. Там к моей проблеме отнеслись доброжелательно, даже позволили подключиться к своему вай-фаю, но в решении квеста это никак не помогло. О наличии кемпинга по соседству никто не знал. Правда, посоветовали попытать счастья на параллельно идущей улице. Мне ничего не оставалось, кроме как прислушаться. Собственно, так мы и наткнулись в полной темноте на скромный «Camp Paradise», находящимся под управлением греческой семьи. Кстати, Дерми — это ведь греческое село, коренные жители которого говорят на редком диалекте. К счастью, наш хозяин неплохо знал английский язык.

Забавно, что поначалу за персонал я принял молодую пару, которая сидела за одним из столиков в кемпинговом кафе, потому как одеты они были в одинаковые чёрные майки. Вдвойне забавно то, что они оказались русскоязычными мужем и женой. Но он -немец, а она — бывшая москвичка. Причём опознал в нас «родственных душ» именно Макс, когда уловил в моей безграмотной английской речи русские связующие слова. Мы ещё проведём с ними остаток вечера, а пока, разобравшись с тем, что, где и почём, нам следовало установить палатку и пристроить машину. Кемпинговая братия — это особая каста людей. Здесь взаимовыручка принята по умолчанию. Вот и в этот раз кто-то из соседей сходу предложил мне воспользоваться налобным фонарём, дабы облегчить ориентирование на местности. Я, конечно, принял предложение, правда, впоследствии долго не мог найти хозяина гаджета, поскольку не сумел в темноте запомнить его лицо…

Далее воспоследовал ужин. Готовили в кемпинге «вкусно и недорого». С выбором блюд нам помогли наши новые знакомые. Макс даже вызвался быть переводчиком. Вообще, довольно занимательна их история. Маша, разумеется, вытянула всё на поверхность, «в обмен» на наши истории про путешествия.

Немец, кстати, сын миллионера, — новоиспечённый археолог. Между прочим, «истинный ариец», красавчик и умница. Он всегда хотел иметь русскую жену. В Москву приехал для очного знакомства с подругой по переписке, но совершенно случайно столкнулся с будущей женой — просто на улице уточнил, как найти нужный адрес. Москвичка оказалась не лыком шита. Смекнув что к чему, тут же взяла парня в оборот. Девочка была весьма уверена в себе, ибо смогла себя выдать за славянку, хотя её «нечистокровность» для меня, к примеру, совершенно очевидна. Также, на мой весьма предвзятый взгляд, она чересчур заблуждалась насчёт своей неотразимой внешности и прочих женских параметров. Но Макс оказался слабохарактерным малым, поэтому из ловко расставленных сетей выпутаться уже не смог. Или не захотел? Возможно, именно такую женщину он и искал, которая создавала бы уют и не мешала самосовершенствоваться. Ради любви(?) он даже вынужден был пойти на жертву, овладев русским языком в совершенстве и говоря на нём практически без акцента. Его партнёрше адаптация тоже далась нелегко. Язык, поиски работы. Причём начинать пришлось чуть ли не с посудомойки/горничной. Ситуация с жильём решилась довольно просто. Деньги на квартиру выделил папа-миллионер. Но не подарил, а одолжил! Сейчас они вроде как выглядят счастливой парой, но бывшая москвичка взвалила на себя роль серого кардинала. Утром они вели себя весьма отстранённо. От вечернего радушия и благожелательности не осталось и следа. Очевидно, что ночью с Максом была проведена работа. Причина перемены настроения нам неведома. Возможно, тот факт, что после ужина немец проявил поистине русскую щедрость: воспользовавшись подвернувшимся поводом, стал угощать нас, персонал кемпинга и некоторых гостей шнапсом, которым его снарядила в дорогу мама.