Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Невьянск — Россия Август 2020

В Невьянске я уже была пять лет назад в холодном январе. Приезжали в гости сибирские подруги, и сын возил нас туда смотреть достопримечательности. В Невьянске находится, пожалуй, главная архитектурная достопримечательность Среднего Урала — Демидовская наклонная башня.

Если о городе мало кто знает за пределами Урала, то о башне слышали многие. О ней я расскажу немного позже, пока хочу немного рассказать о Невьянске. У города богатая история и он заслуживает внимания, несмотря на то, что выглядит очень скромно, как и большинство провинциальных городов нашей страны.

Города Урала _ Невьянск

В Невьянск я приехала автобусом, в пути порядка полутора часов. «Ласточкой» можно добраться немного быстрее. Автовокзал и вокзал в городе находятся в одном здании, до главного для туристов можно подъехать на автобусе, а я пошла пешком.

Начало было позитивным: обещанный дождь откладывался, температура комфортная для походов. Иду, фотографирую знаковые объекты, а также то, что понравилось. Например, милых котиков на воротах дома, или резные наличники.

Города Урала _ Невьянск

Невьянск — один из старейших городов Урала, старше его на Среднем Урале только Верхотурье и Туринск. Городом Невьянск стал в 1919 году, а до этого был поселком Невьянский завод. Городок небольшой, население всего 22,8 тыс. человек. Он находится на полпути между Екатеринбургом и Нижним Тагилом, примерно 75 километров до того и другого по трассе.

Начнем прогулку с площади, на которой находится великолепный архитектурный ансамбль: Наклонная башня Демидова, Историко-архитектурный музей в здании бывшей заводской электростанции и Спасо-Преображенский собор.

Города Урала _ Невьянск

О соборе я уже написала подробно, не буду повторяться. Кому интересна его история, может прочитать отзыв: Спасо-Преображенский собор в Невьянске.

В собор нужно обязательно зайти, чтобы посмотреть на великолепные фаянсовые алтари работы уральских мастеров Сысертского фарфорового завода.

В начале XVIII века по указу Петра I на реке Нейве был основан государственный чугуноплавильный и железоплавильный завод. 15 декабря 1701 года на заводе выплавили первый чугун и эта дата считается днем рождения города. Река тогда называлась Невьей, поэтому и город называется Невьянском.

В марте 1702 года завод указом Петра I был передан в собственность заводчику Никите Антуфьеву (Демидову), основателю династии Демидовых. Именно с Невьянского завода началась история Демидовских заводов на Урале. Поэтому его и называют «дедушкой уральских заводов».

Памятник Петру I и Никите Демидову. На площади идет подготовка к празднику, на следующий день был «День башни».

Руководил делами на заводе сын Никиты Демидова — Акинфий Демидов. В эти времена Невьянский завод выпускал лучшее в мире железо, именно это железо впервые в истории России стали экспортировать за рубеж, а до этого железо в страну ввозили из-за границы. Здесь работала самая большая на тот момент в мире домна.

После смерти Акинфия Демидова завод получил его старший сын Прокофий, человек добрый, но совершенно не интересующийся заводами. Он любил ботанику, птичек, собрал гербарий, который потом передал Московскому университету, и активно занимался благотворительностью. Кстати, именно он основал в Москве Нескучный сад.

Не буду долго рассказывать, продал Прокофий Демидов в 1768 году завод Савве Яковлеву, который вместе со своим сыном продолжил развивать производство. Долго поселок Невьянский завод был самым крупным на Урале заводским поселком. В начале XIX он был столицей горного округа.

Города Урала _ Невьянск

В середине XIX века Невьянский завод начал терять свое значение для металлургии Урала. Причина была в том, что истощились ближайшие железные рудники и были вырублены леса. В 1869 году на заводе открыли механический цех, а в 1902 году на его базе впервые в России организовали производство первой машиностроительной продукции — драг для добычи золота и платины. В 1904 году погасили домны, завод стал машиностроительным предприятием.

Я заранее записалась на экскурсию на Наклонную башню, в условиях ограничений формируют небольшие группы на посещение. В этом большой плюс, пять лет назад это была шумная компания школьников с соответствующими последствиями. В этот раз на экскурсии нас было только трое. Можно было спокойно все сфотографировать и рассмотреть. Обещаю, все расскажу и покажу, а сейчас о городе.

Каждый уральский завод  начинался с пруда. Это Невьянский пруд, построенный вместе с заводом в 1701 году. Сказали, что его длина 12 километров.
Каждый уральский завод начинался с пруда. Это Невьянский пруд, построенный вместе с заводом в 1701 году. Сказали, что его длина 12 километров.

Летом разрешают выйти на открытую площадку башни, посмотреть на город. До 2003 года башня была на закрытой заводской территории. В 2003 году открыли на доступ посетителям, в тот же год был освящен восстановленный Свято-Преображенский собор.

С башни открывается отличный вид на купола и колокольню собора.

Города Урала _ Невьянск

После посещения башни я сходила в Историко-архитектурный музей, который открыт в 2002 году в здании бывшей заводской электростанции. Музей отличный, рекомендую, но покажу тоже позже.

Идем дальше по аллее вдоль Невьянского пруда. Должна же я выполнить то, о чем мечтала пять лет.

На Среднем Урале нет больших рек, выручают пруды уральских заводов.

Вот этого я давно хотела — сфотографировать вид на башню и собор с другой стороны пруда!

Города Урала _ Невьянск

Жалею, что не поднялась на горку, оттуда вид еще лучше, решила, что будут мешать деревья, а зря, потом увидела фотографии. На снимке, где шлюз, видна лестница, по которой нужно подняться и затем свернуть вправо.

В сквере на площади Революции перед зданием Спасо-Преображенского собора находится Мемориал павшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. На плитах мемориала высечены имена жителей Невьянска, погибших во время этих войн, и горит вечный огонь.

В сквере еще несколько памятников. Якорь установлен в 1996 году в честь 300-летия Российского флота. Якорь в столь далеком от морей городе? Это не удивительно, Невьянский завод, кроме выплавки чугуна и железа, обеспечивал военное ведомство якорями, оружием и боеприпасами. Есть также памятники труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны и пограничникам.

Памятник морякам-подводникам, участникам первого похода к Северному полюсу в 1962 году. Возглавил этот поход командующий 1-й флотилией подводных лодок А. И. Петелин, родившийся в селе в Невьянском округе.

В сквере есть еще один необычный памятник. На Невьянском заводе случались забастовке, на постаменте стоит чугун, выпущенный в землю во время забастовки 1916 года.

В сквере есть еще оно здание Историко-архитектурного музея — выставочный зал. Сейчас оно закрыто на капитальный ремонт.

Рядом на площади заводоуправление Невьянского механического завода. Когда началась Великая Отечественная война завод снова стал выпускать вооружения, как и два с половиной века назад. В короткие сроки здесь наладили выпуск трассирующих и бронебойных снарядов, 76-мм зажигательных снарядов и стаканов к ним, 85-мм зенитных снарядов, 82-мм ракетно-осколочных снарядов для реактивной артиллерии. В 1940-90-х годах завод оставался предприятием ВПК и выпускал боеприпасы для армии.

Сейчас завод выпускает вилочные погрузчики, компрессорные станции высокого и среднего давления, оборудование для нефтегазовой отрасли и др.

Сейчас немного пройдем по улице Кирова, в ее начале на площади стоит памятник Ленину. Небольшой такой Ленин. За елями прячется здание Администрации Невьянского городского округа.

В Невьянске порядка шести десятков зданий в списке культурного наследия, но мало из них выглядит достойно. Вот это практически руины особняка с лавкой купца М. Д. Мередина, построенного в конце XVIII — начала XIX века. Со стороны площади дом был закрыт полотнищем с описанием здания и заслуг известного в городе купца, теперь и оно упало. Боюсь, что скоро и здание следом может упасть.

Особняку Носова середины XIX века повезло больше, в начале нашего века его восстановили. У него нетрадиционное для Невьянска архитектурное оформление: второй этаж украшен маскаронами в виде человеческих и львиных голов.

Города Урала _ Невьянск

По соседству также купеческие дома конца XIV века.

Напротив — здание пожарной охраны. В Невьянске в администрации явно кто-то любитель веселеньких розовых тонов. Но ничего, главное, что ремонтируют.

Города Урала _ Невьянск

Свято-Троицкая (Царская) церковь была построена в 1850–1853 годах как единоверческая на средства казны в соответствии с правительственной программой о внедрении единоверия среди старообрядцев. Изначально — пятиглавый крестово-купольный храм без колокольни. С 1937 года в здании был музей, потом пищекомбинат. В 1995 году вернули верующим. Церковь действующая, по мере возможностей идет реставрация.

Встречаются очень красивые здания. Например, вот этот Особняк купца Власова конца XIX века (ул. Луначарского, 4).

Города Урала _ Невьянск

Встречаются на улице Луначарского и симпатичные деревянные домики с резными наличниками.

Ул. Луначарского

А это уже приметы наших дней.

Города Урала _ Невьянск

Это «Уральский горнозаводской колледж имени Демидовых», история которого началась в 1931 году, когда открыли Невьянский механический техникум для подготовки технических кадров для машиностроительного завода. В здании в годы войны размещался госпиталь. Не смотрите на внешний вид, в колледже все в порядке, просто нужен ремонт фасада.

Заканчивают ремонт «Особняка купца Дождева». Это памятник архитектуры, образец городской усадьбы середины XIX века в стиле позднего классицизма. Не знаю, что здесь будет, но видела информацию, что сюда переедет музей «Дом Невьянской иконы».

Города Урала _ Невьянск

Водная станция, место для отдыха жителей города. Как я поняла, здесь можно купаться, есть прокат лодок и катамаранов, а зимой — прокат лыж и коньков.

Города Урала _ Невьянск

Купальный сезон на Урале закончился, освободившиеся места заняли рыбаки.

«Центр творчества», а когда-то была школа, где учился Герой Советского Союза В.Гомзин.

Города Урала _ Невьянск

В этом здании явно тоже не из наших времен находится «Станция юных натуралистов».

Города Урала _ Невьянск

Виды на пруд замечательные!

Город скромный, застройка самая разная: солидные предвоенные дома для специалистов, хрущевки 1960-х, панельки 1970–1980-х, большая доля частного сектора.

Памятник павшим за Советскую Родину.

Сразу понятно, что это здание ГИБДД. Тоже памятник архитектуры конца XIX века, как и соседний купеческий дом, построенный в 1890 году.

А я возвращаюсь на вокзал по улице Карла Маркса. Красивый домик, непонятно, зачем всю красоту закрыли рекламой.

Города Урала _ Невьянск

Напротив красивое здание гимназии. На табличке пишут, что это купеческий особняк середины XIX века. Но что-то мне непонятно, стиль явно модерн, для середины XIX века как-то рановато.

Культурно-досуговый центр Невьянского городского округа, бывший «Дворец культуры машиностроителей». Заводской дворец культуры начали строить летом 1940 года силами рабочих завда, которые работали на строительстве по три часа после основной трудовой смены. Строили очень долго: война, отсутствие средств. Открыли Дворец в декабре 1960 года.

Сейчас здесь работают десятки самодеятельных коллективов, четыре из них имеют звание «Народного самодеятельного коллектива». Рядом небольшой парк, вдоль аллеи стоят бюсты писателей и поэтов.

Рядом Спортивный комплекс УГМК. Если УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) вложилась, значит жить будет!

Города Урала _ Невьянск
Памятник «Ветеранам войн  в знак уважения от земляков» и памятник ВДВ.
Памятник «Ветеранам войн в знак уважения от земляков» и памятник ВДВ.

Что могу сказать: конечно, Невьянск городок скромный, но он определенно заслуживает внимания. Интересна как его история, так и главные достопримечательности, даже если вы не сочтете нужным гулять по городу.

Обязательны для посещения:

1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»