Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 15:52

Города Урала: Каменск-Уральский

Каменск-Уральский — Россия Май 2021

Посмотреть Каменск-Уральский хотела давно. Погода вдруг предоставила передышку в установившейся на Урале майской жаре, и я решилась, тем более что и спутница для поездки есть: Ольга Варежкина (manola). Расстояние от Екатеринбурга до Каменска-Уральского — 100 километров, в путь отправились автобусом с Северного вокзала.

Знакомство с городом начали с его исторической части, которую называют Старым Каменском. История уральских городов начиналась, как правило, с завода. Каменск-Уральский не исключение, это один из старейших промышленных городов Урала. В 1701 году вышел Указ Петра I о строительстве на берегах Каменки, где в XVII была обнаружена железная руда, железоделательного завода, а уже в октябре 1701 года был выплавлен первый чугун. Это был первый на Урале чугунолитейный завод, а вокруг него выросло поселение, которое называлось Каменским Заводом.

Справа, где возвышаются корпуса завода «Уралэлектромаш», и был первый Каменский чугунолитейный завод, который проработал 225 лет и был закрыт, так как устарело оборудование. Слева - здание, где находятся регулирующие механизмы плотины городского пруда.

Памятник «Пушка» установили на горке в 1967 году в честь рабочих казенного Каменского чугунолитейного завода. Это был пушечный завод, где отливали пушки для многих войн, производили снаряды и железо, а также отливали колокола для многих храмов мира. Пушки, изготовленные на заводе, участвовали в 1709 году в исторической Полтавской битве, а через столетие в Отечественной войне 1812 года. Это копия тех знаменитых орудий. На пьедестале с одной стороны слова: «Каменским рабочим, пушечных дел мастерам, — тем, кто Россию прославил…», а с другой стороны — выдержка из Указа Петра I об основании Каменского завода.

С горки от памятника открывается прекрасный вид на пруд, плотину, Соборную площадь. Плотина такой, какой мы ее видим сейчас, стала в 1955 году.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Улица Ленина — главная улица Старого Каменска когда-то называлась Большой Московской, здесь были дома мелкой буржуазии и лавки каменских купцов. Кое-что сохранилось, но состояние не радует. Одной из самых красивых купеческих усадеб была усадьба, построенная в конце XIX века, последним владельцем которой был зерноторговец купец А. А. Воробьев. Сохранился жилой дом с элементами барокко. После революции в здании располагались различные конторы. Сейчас это собственность местного предпринимателя, он и финансирует реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения.

Центральная площадь поселения Каменский завод, так до 1940 года назывался Каменск-Уральский, — площадь, которая с 2008 года называется Соборной, а до революции она была Кафедральной, потом Торговой и площадью 25 Октября.

Главное здание на соборной площади — Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1839–1840 годах по проекту известного уральского архитектора, главного архитектора Екатеринбургского управления горных заводов М. П. Малахова. Мне очень нравится архитектура этого собора — необычный купол, колокольня с ротондой.

Это не первая церковь на этом месте, первый деревянный храм построили еще в 1701 году. Собор закрыли в 1930 году. Здание использовали для различных целей, здесь были пионерский клуб, музей, библиотека, позже его передали швейной фабрики, а колокольню до 1940-х годов использовали как парашютную вышку. В результате в 1990 году вернули церкви в аварийном состоянии.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Соборная площадь — своеобразный памятник архитектору М. П. Малахову, здесь целый комплекс зданий, построенных по его проектам. Здание управления Каменского казенного чугунолитейного завода (первая половина XIX века), единственный в городе объект культурного наследия федерального значения. Сейчас входит в комплекс Краеведческого музея им. И. Я. Стяжкина. Краеведческий музей в городе был открыт в 1924 году, начало его коллекции положил учитель И. Я. Стяжкин, это его имя носит музей.

Рядом стоит солидное здание Складских помещений Каменского чугунолитейного завода, построенное в 1825–1828 годах. Это также детище М. П. Малахова, но в середине прошлого века была произведена большая реконструкция здания для размещения кинотеатра, драматического театра и библиотеки. Похоже, что здание по-прежнему не используется, хотя была информация, что оно передано Каменской епархии.

Города  Урала: Каменск-Уральский

От Соборной площади хорошо просматривается на высоком берегу Каменки Храм в честь Преображения Господня Свято-Преображенского мужского монастыря. Когда-то этот храм, построенный в 1861–1878 годах, Свято-Троицкий собор и Покровская церковь были высотными доминантами Старого Каменска.

На Соборной площади находятся также:

• Памятник «Жертвам политических репрессий», открытый в 2001 году. Ажурный чугунный крест отлит в Златоусте.
  • Памятник «Героям и жертвам гражданской войны 1918–1921 годов», установленный в 1964 году над братской могилой.

Напротив собора стоят рядом два интересных здания, где сейчас размещается городской «Водоканал», а в начале XX века здесь было женское двухклассное училище и магазин. Мы были ограничены во времени, так как торопились на заранее запланированное мероприятие, внимательно рассматривать здания и выбирать лучшие ракурсы было некогда.

Каменск-Уральский — город просторный, он расположен на двух берегах реки Исеть. Два его района соединяет единственный автомобильный мост. Нам нужно было на другой берег реки, путь лежал к площади Ленинского комсомола.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Площадь Ленинского комсомола — главная площадь города, где проходят различные общественные праздники и мероприятия. Здание с часами занимает администрация Каменска-Уральского городского округа. А часы говорили о том, что нам стоит поторопиться, поэтому было не до изучения окружающих площадь достопримечательностей.

В 2001 году напротив площади к 300-летию города был построен Храм-часовня во имя святого благоверного князя Александра-Невского.

Города  Урала: Каменск-Уральский

А мы взяли такси и поехали к причалу на реке Исеть, где у нас была заказана двухчасовая речная прогулка. Причал находится у здания Лыжно-лодочной базы «Металлист».

Вот наше плавсредство, его капитан и помощник, который проводил экскурсию. Лучше забронировать место на катере заранее, тогда вы точно будете уверены, что поездка состоится. Телефон для связи написан на борту катера.

Скажу сразу, поездка нам очень понравилась, несмотря на погодные условия. На реке было холодно, спасали только пледики, которые мы успели взять. Да и условия для фотосъемки были не из лучших, освещение моей камере явно не нравилось.

Река Исеть в Каменске-Уральском — одна из главных городских достопримечательностей. Во время речной прогулки можно увидеть, как памятники природы, так и творения человеческих рук. В городе два моста через Исеть: уникальный арочный железнодорожный мост пролетом 140 метров, построенный в 1938–1940 годах по проекту московского инженера, профессора В. А. Росновского. При его строительстве использована на тот момент новая технология — трубобетон, заполнение стальных труб бетоном.

Все, что я вам сейчас покажу, находится в пределах городской черты. Смотришь, и не верится, что это та же самая Исеть, что и у нас в Екатеринбурге.

На левом берегу р. Исети высится православный поклонный крест, освященный в честь святого Исаака Сирина, тезки отца-основателя г. Каменска-Уральского игумена Исаака (Мокринского).

Памятник «Лось» с 1980 года стоит на высоком берегу Исети на территории Разгуляевского лесопарка. Это работа известного в городе скульптора и художника В. В. Пермякова. Скоро он снова будет оранжевым и заметным издали. В этот день как раз шла подготовка к покраске, работал промышленный альпинист.

В воскресенье 30 мая в городе состоится традиционная «Каменская прогулка», во время которой в покраске лося сможет принять участие любой желающий.

Во время экскурсии нам рассказывали о всем интересном, что встречалось по пути. Местные, конечно, сами знают названия всех этих скал, а мы без гида не всегда успели бы разглядеть нужное.

Каждая скала здесь имеет свое название и свою легенду. Вот «Лобастый камень» — красивая скала, в образе которой можно увидеть профиль великана или индейца с пером на лбу.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Вот место слияния рек Исети и Каменки.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Вы тоже видите здесь забавную улыбающуюся рожицу?

Вот «Динозавр» пьет воду из реки: огромное туловище, маленькая голова на длинной шее и даже есть глазик.

Города  Урала: Каменск-Уральский
Из серии: Я тут был (в пледике).

Огромный Кинг-Конг стоит на страже, эту скалу называют «Гориллой».

Города  Урала: Каменск-Уральский

По пути встретился подвесной мост, на него можно попасть со стороны лыжероллерной базы «Березовая роща» или со стороны поселка Мартюш. Видите, мужчина идет по мосту с велосипедом.

Здесь, в черте Каменска-Уральского, Исеть — настоящая заповедная река: она стремится по узкому скальному коридору, где множество отвесных скал, есть пещеры, зеленые холмы, березовые и сосновые леса. Местами река образует узкий каньон глубиной до 30 метров.

Города  Урала: Каменск-Уральский

А эта скала похожа на лежащую собаку.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Скала справа, состоящая из пластов известняка, называется «Три пещеры». На самом деле там только одна небольшая пещерка, но когда-то в нее было три сообщающихся входа-отверстия. Сейчас их осталось только два, один вход обрушился и завален известняковыми породами.

Наверху на скале — база отдыха «Сосновый бор», на территорию которой приходят, чтобы сверху посмотреть на самую знаменитую скалу Исетского каньона.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Это скала «Каменные ворота» — огромный каменный монолит с отверстием-входом посередине, образовавшийся в скальной породе несколько миллионов лет назад вследствие геологических процессов. Эта скала, единственная из всех, — памятник природы областного значения. Высота проема — 10 метров.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Неподалеку от «Каменных ворот» находится скала «Филин» — отвесная стена высотой 20–25 метров, протянувшаяся вдоль реки на 120–140 метров.

Прогулка неспешная, катерок доходит до «Каменных ворот» и отправляется в обратный путь. По пути можно разглядеть еще какие-то детали. Вот, например, из горы выползает крокодил.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Рыбаки встречались на берегу не раз, но не думаю, что свой улов они решатся отдать даже коту. Просто получают удовольствие от процесса.

Мы тоже получили удовольствие от прогулки. Тут и солнышко выглянуло, можно продолжить прогулку по Красногорскому району Каменска-Уральского.

С набережной прошли на Бульвар Парижской коммуны, новое общественное пространство в этом районе города, его в прошлом году реконструировали и продолжают благоустраивать. Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу на бульваре установили в 1971 году, к 100-летию Парижской коммуны. До этого с 1949 года он стоял в сквере у ДК УАЗа.

На бульваре есть спортивные и детские площадки, велодорожки, скамейки, а в центре — барельеф «Каменная река» — плиты с изображениями скал Исетского каньона.

История Красногорского района началась в 1930-е годы, когда на Среднем Урале открыли месторождения бокситов, и было принято решение о строительстве Уральского алюминиевого комбината. Поэтому неудивительно, что главная улица этого района — Алюминиевая, которая начинается от проходной УАЗа (Уральского алюминиевого завода). По ней и пойдем.

Здание, которое сейчас принадлежит Каменск-Уральскому политехническому колледжу, построено в 1957 году для Уральского алюминиевого техникума.

Драматический театр Каменска-Уральского называется «Драма номер три», так называлась передвижная труппа в 1920-х годах, которая стала основой для создания театра.

А это мечеть «Махалля».

Городок алюминщиков заложили рядом с деревней Красная Горка. Одновременно с алюминиевым комбинатом строили Красногорскую ТЭЦ. Интересна застройка соцгорода УАЗа 1930–1950-х годов, именного тогда сформировался архитектурный облик Красногорского района. Потом уже пошли обычные хрущевки, затем панельные дома.

Города  Урала: Каменск-Уральский

Генеральный план Уральского алюминиевого комбината с прилегающим к нему рабочим поселком на 20 тысяч жителей был разработан Ленинградским проектным институтом «Монтажпроекталюминий» в 1934 году.

Ядром района была главная площадь, которая с 1971 года называется площадью им. Горького, ее пересекают все основные улицы района.

Римский фонтан на площади появился еще в 1959 году, а это его точная копия — воссозданный вариант 2019 года. Прекрасный фонтан, а вечером он еще и подсвечивается.

Города  Урала: Каменск-Уральский

А начинался городок алюминщиков с Центральной жилищной секции (ЦСЖ) — комплекса из четырех домов в формах конструктивизма, но с декором в формах советской неоклассики. В основу проекта был положен план свердловского «Городка чекистов». Кроме четырех жилых домов пилообразной формы должны были построить общежитие — «Корпус холостых», а в центре квартала — объекты соцкультбыта. Но не построили. Как я поняла, вместо «Корпуса холостых» как раз и стоит то здание, что на снимке выше за фонтаном.

Во дворе квартала скрывается еще одна городская достопримечательность — фонтан «Слоненок» 1950-х годов, восстановленный не так давно, после многолетнего запустения.

Города  Урала: Каменск-Уральский

В таких соцгородах я чувствую себя, как дома: все это очень напоминает мне родной город — Комсомольск-на-Амуре.

По улице Алюминиевой мы дошли до еще одной городской достопримечательности — Дворца культуры УАЗа, построенного в 1947 году по проекту свердловского архитектора В. В. Емельянова. Этот дворец, построенный по индивидуальному проекту, считали одним из лучших образцов культурно-просветительских зданий советского периода в Уральском регионе. Он получил в 1947 году вторую премию на Всероссийском конкурсе по качеству строительства. Нам рекомендовали посмотреть монументальную живопись и картины-панно в его интерьерах. Но дворец на реставрации, надеемся, что он будет снова украшать город.

В сквере напртив дворца находится «Памятник уральским алюминщикам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками». Здесь на плитах нанесены 353 фамилии и горит Вечный огонь. Памятник открыт в 1969 году.

К сожалению, наше время истекло, нужно было успевать на электричку в Екатеринбург. Здание железнодорожного вокзала станции Каменск-Уральский также памятник архитектуры, оно было построено в 1952 году. Здесь же на площади и городской автовокзал, но возвращаться нам было удобнее по железной дороге.

Нам понравилась эта поездка одного дня, город Каменск-Уральский заслуживает внимания, особенно его природные достопримечательности. Возможно, я сюда вернусь, ведь остался неисследованным соцгород Синарского трубного завода и многое другое. А еще нужно обязательно сходить на экскурсию на знаменитый колокольный завод, где делали колокола для многих храмов мира.

Да, чуть не забыла: этот город дал Туристеру двух активных путешественников! Это Лера Белоусова (ValeriiaBel) и Денис Миронов (den-ekb).

1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»