Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 22:47

Алапаевск — Россия Апрель 2021

Я люблю ездить по России самостоятельно, но есть места, куда лучше поехать с экскурсией, чтобы везде успеть и получить подробную информацию о происходивших там событиях. Поэтому в Алапаевск, небольшой городок в 150 километрах от Екатеринбурга поехала на экскурсию. Я была здесь в 2015 году также на экскурсии, так что есть возможность оценить произошедшие за шесть лет изменения.

Печальную известность Алапаевску принесли события 1918 года, когда здесь были убиты члены императорской фамилии Романовых, которых теперь называют алапаевскими мучениками. Об этом и пойдет речь.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

После революции 1917 года и прихода к власти большевики поставили задачу — уничтожить символы царского самодержавия и ликвидировать любое упоминание о доме Романовых. В 1918 году политическая и экономическая ситуация в Советской России значительно ухудшилась, кроме того, продолжалась Первая мировая война, началось германское наступление, угрожавшее Петрограду. Лидеры большевиков сочли опасным нахождение в столице представителей императорского дома Романовых.

Не буду рассказывать о всех перемещениях членов Дома Романовых, но в апреле 1918 года большинство из них были переведены в Екатеринбург — «красную столицу Урала», где у большевиков были сильные политические позиции.

Бывшая гостиница Атаманова в Екатеринбурге. Здание построено в 1893 году.

Первыми прибыли из Вятки великие князья, немного позже из Перми перевели великую княгиню Елизавету Федоровну. Всех их разместили в гостинице «Атамановские номера», на перекрестке современного проспекта Ленина и улицы Вайнера. На здании есть табличка с информацией об этом событии.

Переведенного из Тобольска отрекшегося от престола императора Николая II и членов его семьи определили жить в дом инженера Ипатьева.

Макет дома инженера Н.Н. Ипатьева, где находилась в заточении и была убита семья последнего российского императора Николая II Романова.

Уральские большевики сочли, что в Екатеринбурге собралось слишком много Романовых. 18 мая 1918 вышло постановление Уральского областного Совета, в городе оставили только членов царской семьи, а остальных ссыльных перевели в Алапаевск.

20 мая 1918 года в Алапаевск привезли великих князей — представителей Дома Романовых:

• великого князя Сергея Михайловича, двоюродного дядю императора Николая II;
  • великую княгиню Елизавету Федоровну, старшую сестру императрицы Александры Федоровны;
  • трех князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, троюродных братьев Николая II, детей великого князя Константина Константиновича;
  • князя Владимира Палея, двоюродного брата Николая II, сына великого князя Павла Александровича от морганатического брака.

Здание земской школы построено в 1913-1915 гг. До 1 ноября 2017 года здесь работала начальная школа, а также была Мемориальная комната великой княгини Елизаветы Федоровны.

Для размещения узников освободили здание Напольной школы. В то время школа стояла на окраине города рядом с полем, поэтому так и называлась.

В 2018 году в здании открыли музей — филиал Свердловского областного краеведческого музея — Музей памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске».

Музей мне понравился, я хотела его посетить, это была одна из причин второй поездки в Алапаевск. Организовано все очень достойно, музей не назовешь «местечковой достопримечательностью», как позволяют себе называть музеи в маленьких российских городках некоторые снобы.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

Узников разместили в трех комнатах, куда поставили железные кровати, взятые из местной больницы, столы и стулья. Две небольшие комнаты отвели под кухню и жилье для прислуги. Охрана — алапаевские чекисты, комиссары, депутаты-большевики и красноармейцы — поселилась в комнате у входа в здание.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

Экспозиция каждой комнаты посвящена людям, которые в ней прожили два месяца — с 20 апреля по 18 июля 1918 года. Что мы, учившиеся в советских школах, а в институте изучавшие историю КПСС, знали о членах Императорского дома Романовых? В музее рассказывается не только о трагической кончине, но и об удивительном жизненном пути алапаевских мучеников.

Великую княгиню Елизавету Федоровну, родную сестру императрицы Александры Федоровны, основательницу и настоятельницу Марфо—Мариинской обители труда и милосердия называли «Белым ангелом» не только за белые одежды, но и за ее подвижническую деятельность. В экспозиции комнаты, где была в заточении Елизавета Федоровна, много фотографий: её семья, родители, муж — великий князь Сергей Михайлович, московский генерал-губернатор, в 1905 году убитый террористами.

С музеем знакомились на очень интересной экскурсии, где узнали много нового для себя: какими людьми были великие князья, чем занимались, какие заслуги перед Отечеством. Это позволяет посмотреть на этих людей другими глазами.

Вы знаете, например, что великий князь Сергей Михайлович, фактически создал русскую скорострельную артиллерию, благодаря ему русская армия к Первой мировой войне была подготовлена не хуже германской армии и лучше австро-венгерской? А князь императорской крови Константин Романов был награжден орденом Святого Георгия IV степени, которым награждали только за воинские подвиги.

А о князе Владимире Палее, двоюродном брате императора Николая II, которому был всего 21 год, пишут, что 18 июля 1918 года русская литература потеряла одного из самых многообещающих поэтов.

Музей очень достойный, я напишу о нем отдельно.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

В 1998 году рядом с Напольной школой был основан Свято-Елизаветинский женский монастырь, получивший наименование в честь святой преподобномученицы Елисаветы (великой княгини Елизаветы Федоровны).

Храм на территории монастыря был освящен к 100-летию гибели алапаевских мучеников — 15 июля 2018 года. В храме послушница нам еще рассказала о Елизавете Федоровне, ее деятельности в качестве настоятельницы Марфо—Мариинской обители и гибели.

В Напольной школе узники провели два месяца. Первый месяц режим содержания был нежестким, они посещали церковь в сопровождении красноармейца, могли общаться с местным населением, работали на огороде, который разбили рядом со школой, гуляли в поле, вели переписку.

21 июня 1918 года поступил приказ из Екатеринбурга об ужесточении режима. У узников конфисковали все имущество — деньги, украшения, личные вещи, запретили прогулки и переписку, ограничили питание. Из сопровождавших князей помощников оставили только инокиню Марфо—Мариинской обители Варвару, помощницу Елизаветы Федоровны, и управляющего делами великого князя Сергея Михайловича — Федора Ремеза.

Вид на Напольную школу с монастырской территории.

В ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела в Екатеринбурге царской семьи, под предлогом переезда в более безопасное место Романовых вывезли по заводской дороге в сторону Верхней Синячихи к заброшенной Нижне-Селимской шахте. Здесь их по одному ставили перед шахтой и ударом обуха топора сбрасывали вниз живыми, а великого князя Сергея Михайловича, оказавшего сопротивление, убили выстрелом в голову.

Сейчас у засыпанной Нижне-Селимской шахты установлен поклонный крест.

В настоящее время на этом месте построен мужской Монастырь во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

Монастырь был основан в 1995 году. Он проводит миссионерскую деятельность в г. Алапаевске и прилегающем к нему районе, во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря ведет хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоимущим людям.

Первой на территории будущего монастыря в 1992 году рядом с шахтой была построена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

В составе монастырского комплекса четырехэтажное здание с Храмом во имя Новомучеников Российских, освященным в 2001 году, и совмещенным с ним братским корпусом. Рядом строится звонница.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

В 2015 году освящен Храм во имя царственных страстотерпцев. Когда я была здесь в прошлый раз, только собирались монтировать купол.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

На территорию монастыря ведут двое ворот. Ближайшие к шахте ворота с звонницей со стороны трассы Нижняя Салда-Алапаевск.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

В сентябре 1918 года Алапаевск перешел под контроль адмирала Колчака. По факту смерти узников было начато расследование, 19 октября место казни было обнаружено, в течение четырех дней тела поднимали из шахты. По результатам судебно-медицинской экспертизы было установлено, что все замученные, кроме великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми и умерли от повреждений, полученных при падении и голода.

Тела были помещены в деревянные гробы с футлярами из железа внутри. Гробы установили в кладбищенской Церкви во имя великомученицы Екатерины. 31 октября собор из 13 священников отслужил у гробов заупокойную всенощную.

Алапаевская церковь Екатерины Великомученицы освящена в 1915 году, храм не закрывался никогда. Здесь интересный иконостас, подаренный церкви рабочими металлургического завода и изготовленный в Алапаевских иконостасных мастерских.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

1 ноября 1918 года многолюдный крестный ход отправился от Свято-Троицкого собора Алапаевска к кладбищенской Екатерининской церкви, после панихиды гробы на руках перенесли в собор.

История Свято-Троицкого собора началась в 1702 году с небольшой каменной церкви во имя праведного человека божия Алексея, построенной на средства прихожан. Это был первый на Среднем Урале каменный храм. В течение XVIII века были пристроены еще приделы в честь Архистратига Божия Михаила и Святой Живоначальной Троицы. В 1833 году была построена колокольня с острым шпилем. В 1912 году храм получил статус собора. С 1932 по 1992 год в здании собора размещался хлебозавод.

В соборе усопших отпели, а затем гробы поместили в склеп рядом с собором и замуровали вход.

Красная Армия наступала, в июне 1919 года приняли решение вывезти останки из Алапаевска. 14 июля 1919 года восемь гробов поместили в товарный вагон для отправки в Читу, их сопровождал игумен Серафим с двумя послушниками. В монастыре нам рассказывали, что его еще до ареста просила великая княгиня Елизавета Федоровна похоронить ее по христианскому обычаю.

История вывоза останков за границу непростая, не буду загружать рассказ информацией. В январе 1921 года тела великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были погребены в склепе, устроенном в крипте церкви равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме.

Останки великих князей и Федора Ремеза в ноябре 1920 года были погребены в Пекине, в настоящее время судьба их неизвестна.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

В 1981 году Алапаевские мученики (за исключением Федора Ремеза) были канонизированы Русской православной церковью за границей, а в 1992 году Елизавета Федоровна и инокиня Варвара прославлены Архиерейским собором РПЦ как преподобномученицы.

В Алапаевске в 2017 году на площади у Свято-Троицкого собора установлен Памятник святой мученице великой княгине Елизавете Федоровне Романовой.

А теперь немного о городе Алапаевске. Он берет начало с деревни Алапаихи, основанной по указу царя Михаила Федоровича в 1639 году на берегу речки Алапаихи, рядом с местом, где она впадает в реку Нейву. Все это написано на камне, установленном в сквере рядом с Соборной площадью.

Статус города Алапаевск получил в 1781 году по указу Екатерины II.

Рядом вторая самая известная достопримечательность Алапаевска — Дом-музей П. И. Чайковского, расположенный в старинном особняке — доме управляющего алапаевскими заводами, построенном в 1830 году. В этом доме в детстве с 1849 по 1850 год жил великий русский композитор, а в 1965 году был основан музей, который знакомит с жизнью семьи Чайковских.

Группа пошла в музей, а я пошла смотреть город, так как была там в прошлый раз и успела о нем здесь рассказать. Музей интересный, рекомендую: Дом-музей П. И. Чайковского в Алапаевске.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

В 1696 году неподалеку от деревни Алапаиха нашли месторождение железной руды, а в 1702 году казна начала строить на речке Алапаихе идин из первых на территории современной Свердловской области железоделательный завод. Как обычно, реку перегородили и построили пруд.

На макете, который я когда-то сфотографировала в музее П. И. Чайковского, на берегу пруда стоит Свято-Троицкий собор, правее — здание Музея П. И. Чайковского, а справа от пруда — корпуса Алапаевского завода.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

Сейчас уже сложно представить, что рядом с собором был пруд, склеп стоял у самой его кромки. Алапаевский завод испытывал недостаток в воде, которая приводила в движение заводские механизмы, поэтому стали строить новый завод на более полноводной Нейве.

В 1838 году старый Алапаевский завод закрыли, а в начале XX века пруд спустили, проложили железнодорожные пути и построили мост через пути и речку Алапаиху.

Вид с моста на Свято-Троицкий собор

С другой стороны моста можно посмотреть на речку Алапаиху и сохранившиеся стены молотового цеха Алапаевского завода. Считается, что этот цех, построенный в 1702–1704 годах, — старейший промышленный памятник Свердловской области.

Времени у меня было немного, прошла по центральной улице города — улице Ленина. Здесь немало интересного, но чтобы выяснить это, нужно потрудиться.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

Вот, например, Городской дворец культуры, историко-архитектурный памятник, но таблички, сообщающей об этом, на нем нет, сложно понять даже, когда он построен. А здание с очень богатой историей! В 1897 управляющий Алапаевскмим горным округом француз А.Ю Геллеро обратился к владельцам завода с просьбой о выделении денег для строительства заводского клуба. Весной следующего года началось строительство, а в ноябре 1899 года состоялось открытие и освящение клуба. В 1904 году здесь состоялся первый сеанс синематографа.

Потом это был Народный дом, Деловой клуб, Рабочий клуб, клуб «Металлист», Клуб металлургов, Дворец культуры. В 1933–1937 году была выполнена первая реконструкция здания, тогда его удлинили и надстроили третий этаж.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

Лепнина и скульптуры у входа появились в ходе очередной реконструкции в 1949–1950 годах. Здание окружает Городской парк, который был разбит одновременно со строительство заводского клуба в конце XIX века.

Таблички на зданиях в основном рассказывают о событиях XX века. Например, про дом слева написано только, что в нем проходил первый съезд комсомольцев города.

Справа — здание реального училища, сейчас его занимает «Дом детского творчества». Только по внешнему виду можно догадываться, что здания построены в XIX веке, дат нет даже в списке объектов культурного наследия.

Вот здесь, похоже, когда-то была пожарная часть.

Алапаевск еще известен тем, что в городе 8 марта 1905 года был создан первый в России Совет рабочих депутатов. Это не удивительно, Алапаевск — город рабочий, здесь всегда были сильны революционные настроения. У здания с каланчей находится бывшее здание волостного управления, которое сейчас занимают структуры администрации города. На нем висит табличка, что совет был создан именно в этом здании.

Рядом — сквер имени В. И. Ленина и скромный памятник вождю.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

Нам противоположной стороне улицы — единственное здание, где встретила табличку: «Дом управителя Алапаевского завода, образец жилой каменной застройки XVIII века». Сейчас в здании находится Музыкальная школа им. П. И. Чайковского.

А вот в этом здании на улице Смольниковых с XIX века находится аптека.

Мне нужно было возвращаться, поскольку я не знала, как долго продлится экскурсия в музее П. И. Чайковского. Жаль, немного не дошла до памятника еще одному известному жителю Алапаевска — Игнатию Евстфьевичу Софронову. Это изобретатель-самоучка, который в 1837 году создал и установил на Нейво-Алапаевском заводе первую в России водяную турбину.

А вот дом, который построил для себя в конце жизни изобретатель, я видела, он стоит неподалеку от Музея П. И. Чайковского. Этот необычный дом — первый и единственный до революции в Алапаевске трехэтажный дом. Но пожить в нем И. Е. Софронов не успел. В этом доме был Краеведческий музей. Недавно здание отреставрировали, но пока таблички на нем нет.

Дом изобретателя водяной турбины И.Е. Софронова.

Нужно отдать должное, за прошедшие пять лет многие здания в городе привели в порядок. Жаль, что март — первая половина апреля — не лучшее время на Урале: снег тает, много грязи. Но в этот день нам очень повезло с погодой: предыдущий день и следующий были пасмурными, солнышко даже не выглянуло.

Немного удалось посмотреть, когда ездили на обед в кафе рядом с площадью Победы, где есть Мемориал Великой Отечественной войны.

Здание Александровской церковно-приходской школы, построенной в 1895 году, занимает Управление образования Алапаевска.

Кинотеатр «Заря»» введен в эксплуатацию в 1960 году, он и сейчас выполняет свою задачу.

Алапаевск или по следам алапаевских мучеников

В ожидании, пока дообедают самые неторопливые, покормили и местных собачек. Они, несмотря на грозные размеры, были вполне доброжелательны.

Думаю, не стоит говорить, что поездкой я осталась довольна. Первая смена картинки после долгой зимы была удачной.

1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»