Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 5:39

Берёзовский — Россия Май 2017

Продолжаем знакомиться с городами Урала. В этот раз я поехала в город Берёзовский, второй по величине город-спутник Екатеринбурга. О первом, Верхней Пышме, я вам уже рассказывала. Находится Берёзовский на речке Берёзовке всего в 12 километрах на северо-восток от Екатеринбурга, но практически слился с ним в единое целое. Это небольшой, очень зеленый город с населением около 60 тысяч человек. Добраться из Екатеринбурга можно без проблем на пригородных автобусах.

Когда спрашиваешь людей, живущих не на Урале: «Что ты знаешь о городе Берёзовском?», нередко отвечают, что это туда сослали Меншикова. Не нужно путать город Берёзовский с поселком Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе, куда когда-то сослали светлейшего князя Александра Меншикова с семьей, а потом декабристов. У Берёзовского своя, не менее интересная история, попробуем с этим разобраться!

Показывать достопримечательности рабочих уральских городов сложно: здесь нет поражающих красотой архитектурных шедевров, мало что осталось от старых храмов. В Берёзовском все обычно, как в большинстве провинциальных российских городов: стандартная застройка разного периода,

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

большая часть города занята индивидуальными домами, не всегда похожими на особняки. Но иногда попадаются домики довольно интересные. К сожалению, один я пропустила, а он входит в число городских достопримечательностей — «Дом умельца В. Н. Вольхина» по ул. Воротникова, 2а. Есть и особняки в достаточном количестве, но этот вид достопримечательностей меня интересует мало.

Чем же знаменит город Берёзовский? Этот город считается родиной российского золота. В этих местах в 1745 году житель села Шарташ Ерофей Марков нашел куски кварца с вкраплениями золота, о чем, как положено, сообщил горному начальству. Это сообщение встретили с недоверием и без всякого энтузиазма. Поиски на указанном Марковым месте сначала не дали никаких результатов, не смогли найти даже признаков золота. Ерофея Маркова заподозрили в укрывательстве настоящего месторождения, долгое время держали под арестом.

Золото все же через пару лет нашли, в 1748 году был основан рудник. Это было поистине великое историческое событие, много значившее для России, так как до этого на территории страны месторождений золота обнаружено не было. Год основания золотоносного рудника считается и годом основания Берёзовского. Недалеко от города у дороги на Реж установлен памятник на месте, где Ерофей Марков нашел золото.

В Берёзовском есть Исторический сквер. Его построили в 1970-х на месте городского пруда и плотины, рядом с которыми стоял первый золотопромывательный завод. В 1973 году в сквере установили памятник первооткрывателю российского золота Ерофею Маркову, выполненный по проекту братьев-скульпторов Зайцевых.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Сквер красивый, но меня огорчил, нет у него хозяина. Все здесь есть: и лавочки, и мостики, перекинутые через забранную в бетон речку Берёзовку, и детская площадка. Но речка давно пересохла, а в канале валяется мусор; несмотря на запрещающую табличку, в сквере выгуливают собак, да и пахнет местами далеко не весенними цветами. Грустно смотрит на всё это сидящий у забора Ерофей Марков!

Ненадолго отвлечемся от истории и погуляем по городу. В Берёзовском у основных городских достопримечательностей установлены щиты с картой, где они нанесены, и информацией о той достопримечательности, у которой щит установлен. На зданиях такая информация закреплена на фасаде.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Начнем прогулку от здания городской администрации, на фасаде которого герб города — лев, держащий в лапе символ золота.

В Берёзовском интересные «Аллеи славы», замена обычным доскам почета,- большие цветные портреты лучших людей города.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Слева от здания администрации стоит Дворец молодежи, а за ними — Парк Победы.

Главное в парке Победы — Мемориал воинской и трудовой славы, открытый в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне на средства, собранные жителями города. Это целый комплекс, включающий памятник воинам Великой Отечественной, перед которым горит вечный огонь; стену с барельефами на военную тему и плиты с именами жителей Березовского, участников войны.

К 50-летнему юбилею Победы в парке появилась военная техника — две пушки, боевая машина пехоты и пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-75, а к 60-летию Победы на главном входе в парк установили колоннаду. Для Берёзовского С-75 считается особенным символом: именно таким комплексом местные ракетчики в мае 1960 года сбили самолёт американского лётчика-шпиона Гарри Пауэрса.

Одновременно с входной группой в начале центральной аллеи парка был установлен памятник «Триумфальное шествие Победы» — в честь березовчан-фронтовиков, Героев Советского Союза, а также участников Парада Победы в 1945 году.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Это Мемориал погибшим в локальных войнах.

Парк мне понравился — очень ухоженный, уютный. В нём было оживлённо: гуляли женщины с детьми, сидели на лавочках пенсионеры, и проходило какое-то мероприятие школьников. За Дворцом молодежи есть светомузыкальный фонтан, но думаю, он работает по выходным. Судя по арке, украшенной сердцами, и клумбе в форме сердечка рядом, сюда приезжают на фотосессию молодожены.

Со стороны улицы Строителей у края парка установлен памятник Льву Ивановичу Брусницыну, второму великому человеку в истории города Берёзовского. И снова немного истории.

Как я уже говорила, в 1745 году, благодаря находке Ерофея Маркова, в этих местах открыли месторождение рудного золота и началась его промышленная добыча. А в 1814 году Л. И. Брусницын открыл здесь самородные золотые россыпи, что совершило переворот в золотодобывающей промышленности России. Золото, добытое из россыпей, обходилось казне (а до 1874 г. владельцем Березовских золотых промыслов было государство) в несколько раз дешевле, чем золото, добытое из коренных месторождений. Не надо было строить шахты, бороться с подземными водами, разработка велась открытым способом и это было очень выгодно.

Интересна история жизни Брусницына, который родился в простой семье мастеровых, работающих на золотых приисках. Получил начальное школьное образование и сам с десяти лет стал работать промывальщиком на золототолчейной фабрике. Он обладал большими способностями, а всю горную науку освоил на практике. Благодаря Л. И. Брусницыну было открыто еще несколько месторождений золота в различных районах Урала.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Кроме производственной, Л. И. Брусницын занимался изобретательской деятельностью. 1836 году была запущена в работу усовершенствованная им промывальная машина, что позволило увеличить ее производительность в три раза, а в 1844 году он усовершенствовал амальгамационный способ извлечения золота.

К 1845 году Россия выходит на первое место по количеству добываемого золота — 47% мировой добычи (до открытия уральских приисков только 3%) и удерживает первенство целых тридцать лет.

Лев Иванович продолжал работать до 1845 года, когда вышел в отставку по состоянию здоровья. Умер в 1857 году и был погребён на Ивановском кладбище в Екатеринбурге. Человека, заложившего основу золотой революции, не оценили: небольшие денежные награды и скромная серебряная медаль, маленький очередной чин, и это в середине XIX века — времени расцвета в добыче золота, времени золотых лихорадок…

Спустя сто лет и могила Л. И. Брусницына была практически утрачена. Но уже в нашем столетии нашлись энтузиасты, взявшиеся за восстановление имени Льва Брусницына. Были проведены историко-археологические и другие научно-исследовательские работы по изучению места захоронения, нашли потомков, давших разрешение на эксгумацию, и в институте проблем освоения Севера СО РАН специалиста по скульптурной реконструкции лица. Е. Алексеева великолепно справилась с задачей, этот памятник — результат её работы. Теперь мы видим, как выглядел Л. И. Брусницын, которого называют «Колумбом золотых россыпей России». Памятник установили в 2016 году.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

К парку примыкает старое городское кладбище, рядом с которым стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы. На снимке снизу — на переднем плане строящийся рядом с храмом православный центр.

Церковь заложена в 1868 году, а освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы 18 августа 1874 г. Позже с западной стороны была пристроена часовня. С 1942 г. службы не проводились, в здании размещались конторские помещения, затем склад. Здание частично было разрушено, утрачены купола, колокольня. Возвращена верующим в 1993 году, восстановлена по сохранившимся фотографиям.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

У церковной стены в 2014 году произвели перезахоронение останков Л. И. Брусницына и его младшего сына, перенесенных с кладбища в Екатеринбурге. Сейчас собирают деньги на установку памятника на могиле.

Обратила внимание рядом с часовней на необычную для кладбища ротонду. Надпись на памятнике прочитать не смогла, позже нашла в интернете информацию, что там захоронены две княжны, представители грузинской царской династии Эристави, и сын выдающегося русского ученого XIX века в области минералогии Николая Кокшарова Иван. Читала, что собирались ротонду восстановить, но похоже так и не собрались.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

С улицы Строителей сворачиваем на улицу Ленина которая проходит через весь город. Вот еще одна знаковая достопримечательность Берёзовского — памятник «Горняцкая Слава», который открыли в 2013 году к празднованию Дня шахтера. Монумент был установлен для увековечения памяти всех поколений березовских золотодобытчиков. Место для установки было выбрано неподалеку от бывшего здания Березовского рудоуправления.

Необычное для Березовского здание, каменных зданий XIX века в городе я встретила всего два. То ли их неузнаваемо перестроили, то ли просто город был деревянным. Это — построенный в конце XIX века доходный дом купчихи Бойцовой. В годы гражданской войны в нём некоторое время размещалась колчаковская контрразведка.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

На противоположной стороне от улицы Ленина отходит улица Коммуны. Там с 1970 года находится музей золотоплатиновой промышленности Урала. Сейчас это филиал областного краеведческого музея и называется он «Музеем золота». Поход в музей у меня был запланирован, а тут и погода подогнала — пошёл дождь, а поскольку в прогнозе он отсутствовал, зонта с собою не было.

Начинать знакомство с процессом добычи золота можно уже с музейного дворика. Здесь напротив входа в музей установлены старинные весы для взвешивания, ковш для разработки россыпных месторождений золота, клеть шахтного лифта для спуска старателей на глубину, шахтный электровоз, который тянул на глубине вагонетки с добытым золотом.

Музей небольшой, всего пять залов, каждый рассказывает о каком-то этапе в истории города и добычи золота. Поскольку я была одна, осматривать пришлось самостоятельно.

Первый зал рассказывает о богатствах недр, о том, что такое золото и о золотодобыче в целом, где и сколько его добывается, о культе и значении золота в старину и в современное время, о применении золота в искусстве, промышленности и быту. Во всех залах есть современное мультимедийное оборудование, которое дает посетителям дополнительную информацию.

Вот вы знаете, что литровая бутылка золотого песка весит целый пуд — 16 кг, а из 1 грамма золота можно вытянуть нить длиной 3 км?

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Второй зал посвящён открытию Ерофея Маркова и началу золотодобывающей промышленности на Урале в XVIII веке. В углу зала расположена композиция, изображающая крестьянина-старообрядца Ерофея Сидоровича Маркова с найденным им в долине реки Берёзовки куском кварц с золотыми вкраплениями. Можно посмотреть на орудия труда, которые использовались в первые годы добычи золота на Урале. Не рассчитывайте увидеть в музее подлинное золото, в витринах лежат муляжи слитков и самородков.

В третьем зале рассказывается об открытии Львом Брусницыным золотых россыпей и о быте старателей XIX века. На стендах много архивных интересных фотографий приисков и города Берёзовский. Есть фотографии простых старателей, зажиточных работников и просто жителей города Берёзовска, есть предметы их быта, одежда.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Следующий зал представляет реалистичный макет штрека шахты, где благодаря спецэффектам доноситься приглушенный звук капающей воды, мелькают тени старателей, громыхающих цепями. Первыми золотодобытчиками в основном были каторжники и беглые крестьяне, а в 1824–1840 годах рудники в городе Берёзовском считались каторгой.

Пройдя через штрек шахты, попадаешь в последний зал, посвященный истории города Берёзовский в XX веке и современной золотодобыче, которая ведётся и в настоящее время.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Пока знакомилась с экспозицией «Музея золота», дождь кончился, и я пошла дальше смотреть городские достопримечательности.

В школьном сквере напротив дома купчихи Бойцовой стоит памятник Героям Гражданской войны. Суровый такой товарищ!

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Там, где улица Ленина делает крутой поворот рядом с Историческим сквером, есть несколько интересных объектов. Например, здание Детской школы искусство № 2. К сожалению, не нашла, для чего оно было построено, школа размещается в нём не так давно.

Через дорогу от Исторического сквера находится Экстрим-парк «Горизонт» — спортивный парк, предназначенный для занятий различными экстремальными видами спорта, открытый летом 2014 года. В парке есть рампы для скейтбординга и велофристайла, трасса для маутинбайка, площадка для воркаута и многое другое. Я видела, что там выделывают мальчишки с самым простым самокатом.

Рядом с лесницей спуска в парк есть площадка с необычной композицией «Дворик». Это творение местного скульптора, выпускника Уральской художественной академии УралГАХА, Алексея Самолова. Все фигуры выполнены вручную из листового железа, каждая насчитывает свыше 100 деталей. Но какая удивительная работа: у всех персонажей такие выразительные лица!

Продолжаю движение к очередной цели по улице Ленина. Основная застройка интереса не представляет, изредка попадаются частные владения разного рода, отличающиеся от стандарта: пивоварня, кафе, гостиный двор.

Здание в классическом стиле, построенное в 1891 году для купца Гавриила Рожкова занимает военкомат. Это одна из городских достопримечательностей, здесь в 1918 году был оборудован первый городской кинотеатр, потом размещалась школа, а через двадцать лет городская администрация.

Возле школы № 1 установлен памятник преподавателям и учащимся школы, погибшим в боях за Родину в 1941—1945 гг.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Холмик, под которым скрывается заброшенное бомбоубежище, украшает небольшой цветник и надпись «Берёзовский». Ну что же, неплохо! Видимо создано стараниями соседнего алкомаркета, как и пара красивых шарообразных цветников рядом.

А шла я вот к этой красивой зеленой даме с ящеркой у ног. «Хозяйку Медной горы» увидела ещё из автобуса, когда проезжала мимо из Екатеринбурга.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Она стоит рядом с шахтой «Южная» Берёзовского рудника. Это Аллея славы, ведущая к въезду на шахту.

Березовский рудник — единственное в городе Берёзовском предприятие, история которого насчитывает несколько веков. Отсчет его истории начался в 1745 году, когда крестьянин Ерофей Марков нашел в долине реки Березовки золотоносную породу. На здании у ворот шахты висит мемориальная доска в форме свитка, на которой написано, что Берёзовский рудник основан в 1748 году.
Шахта «Южная» ведет добычу в южной части Берёзовского месторождения, она введена в эксплуатацию в 1948 году, сейчас работы ведутся уже на глубине около 500 метров.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Для информации: В Берёзовском есть уникальная возможность спуститься в самую настоящую шахту и попробовать себя в качестве старателя, промыть золотосодержащие пески. Это всё доступно в интерактивном музее-шахте. На экскурсии в музей-шахту нужно заранее записаться по телефонам: 8(34369)-4-47-11, +7‒950‒205‒62‒36.
Музей-шахта находится в г. Берёзовский, пос. Ленинский, 9а, работает без выходных с 9–00 до 18–00.

В сквере стоит памятник С. М. Кирову. На Урале Кирова особенно уважали, памятники ему есть во многих городах, а здесь в советское время рудник носил его имя.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Возвращаясь в Екатеринбург, я сделала еще одну остановку у посёлка Новоберёзовский, чтобы посмотреть на построенную в 2006–2009 годах церковь Иоанна Воина.

Посёлок Новоберёзовский — это район Берёзовского, хоть и расположен на некотором расстоянии от города. Он возник в 1937 году, как рабочий посёлок Берёзовского завода строительных конструкций (БЗСК) — будущего флагмана советского крупнопанельного домостроения, построенного в 1944 году. Именно на БЗСК в конце 1945 года был собран первый в СССР крупнопанельный дом, посмотреть на который приезжали со всей страны.

Для меня эта аббревиатура значит многое. БЗСК — поставщик качественного железобетона для электростанций, все электростанции Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана построены из их сборного железобетона. Каталог БЗСК был настольной книгой больше десятка лет, когда мы строили крупную электростанцию в Западной Сибири. Теперь масштабы не те.

Была рада узнать, что БЗСК жив и работает! К сожалению, больше совсем других примеров из жизни бывших непрофильных активов, принадлежавших Минэнерго СССР.

Города Урала: Берёзовский — родина российского золота

Вот такой он, рабочий город Берёзовский — родина российского золота, до сих пор стоящий на золоте. Похоже, что золота городу перепадает немного, в соответствии с написанным на памятнике: «Золото — родине, горнякам — честь». А мне город понравился!

1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»