Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:31

Верхотурье — Россия Август 2015

Поездка в Верхотурье с фирмой в августе была запланирована давно и именно двухдневная, так как понятно, что за два дня увидишь гораздо больше и без спешки. Это была моя пятая поездка по Уралу с этой турфирмой, организовано все, как обычно, хорошо и особенно повезло с гидом. Надежда Абрамовна все четыре с лишним часа до Верхотурья рассказывала интересное сначала об основании Екатеринбурга, затем о городах, мимо которых проезжали. А проезжали мимо Невьянска, Нижнего Тагила — рассказывать было о чем: Урал богат историей! С погодой нам также повезло, что очень редко бывало этим летом, дождь обещали, но он так и не решился испортить нам поездку. За окном мелькали великолепные уральские пейзажи, время пролетело незаметно.

Верхотурье — это древний город, расположенный на левом берегу реки Тура, на восточных склонах Среднего Урала, в 306 км к северу от Екатеринбурга. Он построен на месте мансийского городища Неромкарр. Начиная с Ермака, все экспедиции пытались найти наиболее удобные пути в земли, сказочно богатые пушниной. Сначала основным был путь через реки Вишеру, Лозьву и Тавду. Но затем крестьянин Соликамского уезда Артемий Бабинов разведал путь по Туре, который назвали Бабиновской дорогой.

Верхотурье - духовный центр Урала

Это был самый популярный водный путь в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а потом вниз по Туре в Обь. По этому пути оправилась в путь государственная экспедиция Василия Головина и Ивана Воейкова. Они основали в 1598 году для защиты этого пути город Верхотурье, который стал главной крепостью на пути в Сибирь.

Здесь была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары, с которых собиралась пошлина. Купцы с товарами из Смоленска, Москвы, Новгорода через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Соликамск попадали в Верхотурье, а оттуда в Сибирские города Тюмень, Тобольск и далее — в Монголию и Китай. Благодаря этому город быстро развивался, строились красивые здания. Строительство других дорог было запрещено. С XVII века была учреждена государственная ямская служба. Профессия «извозных людей» — ямщиков была одной из самых распространенных среди мужского населения города. Их коробки и сани развозили служилых людей и купцов с товарами по всей Великой Сибирской дороге.

Верхотурье - духовный центр Урала

На пушнину существовала особая государственная монополия: все сделки по ее продаже между русскими и манси могли заключаться только на гостином дворе в Верхотурье.

Через Верхотурье проследовало множество известных людей: по пути в ссылку здесь останавливались протопоп Аввакум, князь А. Д. Меньшиков, Бирон, а также побывали многие ученые и путешественники, такие как Витус Беринг, Семен Дежнев. А еще Верхотурье было местом ссылки царских невест. В первой половине XVII века здесь проживали опальные царские невесты — Мария Хлопова, невеста царя Михаила Фёдорович и Евфимия Всеволожская, невеста царя Алексея Михайловича.

Верхотурье - духовный центр Урала

Это был богатейший город Урала. И продержалась такая ситуация почти до 1753 года, когда Елизавета упразднила все таможни, а затем закрыли и Бабиновский тракт.

Все это история города, воссозданная в краеведческом музее Верхотурья, где мы были на экскурсии. Но прервемся ненадолго.

Приехав в Верхотурье, мы сразу поселились в гостиницу «Соболь». Это обычное место, куда размещают всех, купивших двухдневный тур. Думаю, что кроме гостевого дома при монастыре, другой здесь нет. Гостиница простенькая, но номера чистые, есть горячая вода, чайник и работающий телевизор, что еще нужно, для того, чтобы переночевать одну ночь.

Верхотурье - духовный центр Урала

С крыльца гостиницы открывается великолепный вид, от которого сразу поднимается настроение. Это Свято-Троицкий собор — шедевр русской архитектуры, который по решению международной конвенции 1959 года в Гааге включен в число наиболее значимых архитектурных памятников в мире.

Верхотурье - духовный центр Урала

В центре площади — памятный знак в честь 400-летия основания Верхотурья, установленный в 1998 году «в память о славных деяниях предков от благодарных потомков». На знаке портрет царя Федора Иоанновича и слова из его грамоты от 12 октября 1598 года с указаниями первым верхотурским воеводам по строительству нового города. Не забыт и губернатор Свердловской области Э. Э. Россель, под руководством которого в 1996 году было начата реализация программы возрождения Верхотурья.

В Верхотурье находится кремль, самый маленький В России. За Уралом их всего два — верхотурский и тобольский, более древний.

Первые постройки кремля относятся к 1598 году, когда на скалистом берегу Туры, на Троицком камне, поставили ряд изб, которые защищал двойной ряд бревен с землей. Деревянная крепость расширялась и перестраивалась, но, как обычно, сгорела. В 1699 году по указу Петра I в. Верхотурье началось строительство каменного кремля. После этого стали возводить каменные постройки, но поскольку крепость уже не имела военного значения, это был укрепленный дом воеводы и служебные постройки — амбары для казны, постоялый двор. К настоящему времени от того каменного кремля сохранились лишь восточная стена с воротами и Троицким собором.

Верхотурье - духовный центр Урала
Все здания первого каменного кремля в начале XIX века были заменены административными зданиями в стиле классицизма. Сейчас в здании государевых амбаров размещается краеведческий музей, а остальные используются как административные для нужд города. В доме воеводы, например, размещается администрация города Верхотурье.
Государевы амбары построены в 1703 году, перестроен в начале ХХ века. Сейчас здесь размещается краеведческий музей. Экспозиция музея состоит из 6 разделов: археология, история Бабиновской дороги, история города Верхотурье, гостиная и рабочий кабинет чиновника XIX века, история города с 1917 по 1990-е годы, возрождение Верхотурья.
Но самое интересное здание верхотурского кремля, конечно, Свято-Троицкий собор! Каменный собор был заложен в 1703 году по указу царя Петра І и благословению митрополита Сибирского и Тобольского Филофея. Строился он соликамскими мастеровыми до 1709 года. Это прекрасный образец стиля «московское барокко» на Урале.
Верхотурье - духовный центр Урала
У него уникальное архитектурное решение — объем храма представляет собой «восьмерик на четверике», увенчанный пятиглавием, включающим центральную главу и четыре дополнительных, расположенных крестом по сторонам света. Детали этого удивительного собора хочется рассматривать бесконечно!
Верхотурье - духовный центр Урала
На колокольню можно подняться, но сделать это нужно с 12 до 17, во время службы доступ закрывают. Мы были в кремле после обеда, экскурсия закончилась около 17, я подняться не успела. Успели те, кто не стал слушать рассказ экскурсовода музея, а она говорила интересные вещи.
В 1932 году храм был закрыт. Сохранился он только благодаря тому, что в нем была районная библиотека, а не склад, гараж или баня.
Верхотурье называют духовной столицей Урала. Славится Верхотурье Свято-Николаевским мужским монастырем, основанным в 1604 году.
Верхотурье - духовный центр Урала
Богатеть и развиваться монастырь стал с 1704 года после переноса туда святых мощей Симеона Праведного Чудотворца из села Меркушино. С этого времени сюда стали стекаться тысячи богомольцев, даже издалека. Накопленные средства позволили полностью перестроить монастырь в камне. В 1728 году был построен каменный Николаевский храм; в 1759 году воздвигнута каменная стена вокруг монастыря.
В 1844 году появился новый Преображенский храм с приделами. Металлоконструкции, которые выступают из колокольни храма, пока не демонтированы. Накануне проводили работы по подъему и установке на колокольне шестнадцатипудового колокола «Николай II». Его для Верхотурья изготовили в Каменске-Уральском, это третий по величине колокол на Урале.
Верхотурье - духовный центр Урала
Святые ворота, устроенные в 1752 году в византийском стиле, получили надвратную церковь в честь святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Последним был построен в 1905–1913 годах в модном тогда византийском стиле Крестовоздвиженский собор. Архитектор — Александр Турчевич, известный на Урале. Открытие собора было приурочено к празднованию 300-летию дома Романовых, ждали Николая II, но он не смог приехать. Собор огромный, в сети упоминается, что он третий по величине в России после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Но сейчас может это уже не так, в последнее время строят много больших храмов. В соборе покоятся мощи Святого Симеона Верхотурского, которого считают небесным покровителем Урала.

Внутри собора находятся уникальные фаянсовые иконостасы, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1998 году к 400-летию города. Фаянсовые иконостасы удивительной красоты я видела только в уральских храмах. Сейчас их делают в Сысерти.
Монастырь закрыли в 1925 году, Николаевский храм был разрушен, а в монастыре разместили колонию для малолетних преступников. Например, в Преображенском храме был спортзал.
Вернули все церкви в начале 1990-х, сразу началось восстановление.
В 1996–1998 годах в память разрушенного храма Во Имя Святого Николая Чудотворца 1712–1736 годов на его месте построен храм-часовня.
В сохранившемся здании игуменского корпуса располагается Православный музей, в котором нам рассказали об истории монастыря, показали сохранившиеся элементы от разрушенных храмов и много другое.
Верхотурье - духовный центр Урала
Недалеко от мужского монастыря находится Покровский женский монастырь. Это первый женский монастырь за Уралом, он был основан в 1621 году первым сибирским епископом Киприаном. У монастыря долгая история, он был деревянные, несколько раз горел, пока в XVIII веке не был отстроен в камне. Монастырь этот существовал при поддержке и помощи граждан города Верхотурья и благодаря помощи благотворителя — купца и горнозаводчика Максима Походяшина.
Так, на деньги М. М. Походяшина в монастыре была построена в 1744–1753 годах каменная Покровская церковь без колокольни, а затем рядом еще один храм, тоже каменный с колокольней. Новый храм был заложен в 1754 году, а освящен в 1768 году. Церковь стала называться Иоанно-Предтеченской, но в народе ее называли «Походяшинской». Этот каменный двухэтажный храм с 50-метровой колокольней затмил скромную Покровскую церковь. Если судить по снимкам из интернета, это было потрясающе красивое здание!
Верхотурье - духовный центр Урала
Но, пока церковь строили, в 1764 году согласно императорскому указу Покровская обитель не вошла в список монастырей, имеющих право на дальнейшее существование. Некоторое время монахини жили на пожертвования М. М. Походяшина, но к 1782 году монастырь был закрыт.
Вот в таком состоянии сейчас Покровская церковь.
Верхотурье - духовный центр Урала
На ее стенах еще можно увидеть остатки росписи.
А от Иоанно-Предтеченской церкви остался только нижний ярус, утративший архитектурные формы и детали, с разрушениями несущих конструкций. Его использовали под гараж.
Выполнен не так давно проект реставрации храма, которым предусмотрено восстановление исторического облика Иоанно-Предтеченской церкви Покровского женского монастыря в полном объеме. Считают, что реставрация данного памятника историко-культурного наследия позволит сохранить для потомков одну из интереснейших ветвей уральского барочного зодчества.
В 1896 году Покровский монастырь вновь открыли, но на другом месте неподалеку, а в 1898–1902 годах построили Ново-Покровскую церковь. В 1926 году монастырь снова закрыли, монахинь отправили в ссылку, а в церкви вскоре была открыта баня. Вновь Покровский монастырь открыли в 1991 году, сейчас он возрождается, идет реставрация. В Ново-Покровской церкви находится очень красивая икона Пресвятой Богородицы «Умиление» и мощи сибирского юродивого Космы Верхотурского.
Верхотурье - духовный центр Урала
В Верхотурье интересна и гражданская застройка, где встречается много интересных зданий.
Земская аптека уездной больницы, 1888 г. Как видите, до сих пор используется по назначению.
Я заранее подготовилась к поездке и отметила на карте их местонахождение. Поэтому в свободное время вечером прошла по улицам и все нашла.
Жилой дом подрядчика А.М.Балашова, 1910 г.
Верхотурье - духовный центр Урала
Обязательно нужно сходить на подвесной мост через Туру, спуск к которому начинается в крытой галерее слева от кремля.
Верхотурье - духовный центр Урала
Сейчас трудно поверить, что напротив кремля на реке Туре в XVII веке существовала купеческая пристань, принимавшая до ста судов в год. Здесь «из российских городов купцы, приезжая с товарами весною, каждогодно грузились и вниз в сибирские породы плавали». Неподалеку находилась и судоверфь, где строили карбасы, дощаники и лодки. Однако к середине XVIII столетия Тура сильно обмелела, и купеческие суда стали грузиться уже ниже по течению.
Верхотурье - духовный центр Урала
С моста открывается великолепный вид на кремль и купола Троицкой церкви.
А с площадки у подножия угловой башни кремля можно любоваться закатом.
Верхотурье - духовный центр Урала
Вот такое оно — Верхотурье, самый старый и самый малочисленный город Свердловской области. Сейчас здесь живет меньше восьми тысяч человек. Живут трудно и бедно, от работающих предприятий осталась одна лесопилка. На работу люди ездят в соседний Тагил и Екатеринбург.
Вся надежда на программу превращения Верхотурья в крупный туристический и паломнический центр и создания уральского Золотого кольца. Будем надеяться, что так и будет!
Второй день: Меркушино и Актай.
  1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»