Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:47

Верх-Нейвинский — Россия Июль 2019

Думаю, что только единицы из тех, кто прочитает рассказ, слышали название этого поселка. Я узнала о Верх-Нейвинском на одном из уральских сайтов, поселок заинтересовал. Дважды проезжала мимо по пути в Нижний Тагил, наконец собралась съездить.

Верх-Нейвинский — старейший населенный пункт Урала, официально он основан в 1662 году. Добраться до поселка можно автобусом «Екатеринбург-Новоуральск» с Северного автовокзала либо электричкой на Нижний Тагил, расстояние около 80 километров. Мне нравится больше по железной дороге «Ласточкой», в пути всего 54 минуты. Автобус без остановок до окраины Екатеринбурга идет не больше, а вот потом по городу… Пробки, ремонты…

Станция Верх-Нейвинск существует с 1878 года, ее открыли вместе с Уральской Горнозаводской дорогой. Кроме электричек здесь останавливаются поезда дальнего следования, следующие до станции Приобье в Ханты-Мансийском автономном округе и фирменный поезд «Ямал» Москва-Новый Уренгой.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Вокзал построен лет сорок назад, его недавно отреставрировали, а вот водонапорная башня перед зданием вокзала — достопримечательность, она сохранилась с 1878 года. Чтобы сфотографировать, пришлось спросить разрешение у охранника на территории. Увидев, что я снимаю вокзал, он сказал, что этого делать нельзя, но было поздно.

А за вокзалом находится Новоуральск, до 1994 года — Свердловск-44. Это и сейчас ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование), т. е. город за железобетонным забором с колючей проволокой поверху, где градообразующее предприятие производит изотопы урана. Хотя заборчик разрисован очень симпатично, проезжала мимо на автобусе.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Вокзал находится на берегу пруда, с платформы к нему переход по виадуку, с которого открываются великолепные виды не пруд и поселок Верх-Нейвинский на его противоположной стороне.

Верх-Нейвинский стоит на реке Нейва, где при строительстве заводов были построены две плотины и два водохранилища. Вот это большой Верх-Нейвинский пруд, построенный в 1762 году для железоделательного и чугуноплавильного завода.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

От автовокзала в поселок регулярно ходит рейсовый автобус, пешком идти никакого смысла: дорога без пешеходного тротуара, и интересного по пути ничего нет. Останавливается он на главной площади поселка — площади Революции, как я поняла, местные жители называют ее Красной.

На площади стоит небольшой памятник В. И. Ленину, смотрится вполне соразмерно площади. Большой выглядел бы в небольшом поселке нелепо. Его установили к 40-летию Октябрьской революции в 1957 году. Необычность памятника в том, что Ленин указывает «верный путь» левой рукой. Присмотрелась — практически зеркальное отражение памятника Ленину в Екатеринбурге.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Еще на площади установлен Памятник воинам-интернационалистам

и Мемориальный комплекс «Вечный огонь» памяти воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

За мемориалом пара симпатичных домиков, в переулке рядом виднелся пруд, я решила заглянуть туда.

Теперь с другой стороны пруда — закрытый город Новоуральск. Похоже, город вполне современный и очень зеленый, там живет немногим более 80 тысяч человек.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

За памятником Ленину — самое красивое здание Верх-Нейвинского, построенное в 1904 году в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Говорят, что по обе стороны от парадного входа когда-то стояли статуи львов. Это здание заводской больницы, что довольно необычно для небольшого заводского поселка тех лет. Больница здесь была до 70-х годов прошлого века, а сейчас Центр дополнительного образования школьников.

Мне понравилась табличка на здании, не безликая, а с портретом человека, благодаря которому оно появилось.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

На противоположной стороне площади частично еще сохранились здания, принадлежавшие когда-то купцам и служащим завода. Жаль, но понемногу и их превращают в современные безликие облепленные сайдингом магазины.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Главная достопримечательность Верх-Нейвинского — «Дом графин», как называют его местные жители. Это здание Заводоуправления, одно из самых старых уральских зданий, построенное в последней четверти XVIII века. Сейчас его занимает Администрация поселка.

С этим зданием связана местная легенда, что форма этого здания — чудачество Прокофия Демидова. Якобы Демидову принесли на согласование проекты здания, когда он обедал, а на столе стоял ром в графине. Он, поскольку любил почудачить, распорядился построить здание «как вон тот графин». Пожелание выполнили, другого такого здания нет нигде на Урале. Но, говорят, что это только легенда, так как дата постройки здания относится ко времени, когда у завода был уже другой владелец.

Справа - проходная завода.

Часы на башенке смотрят на все четыре стороны. Говорят, что они рабочие, но сейчас стоят. Скромно живет администрация, не мешало бы крышу покрасить.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Напротив «Дома-графина» — Центр культурного досуга (Дворец культуры+Музей). Сложно представить, но это был Свято-Никольский храм, построенный в 1858—1878 гг. по проекту главного архитектора уральских горных заводов Карла Турского. Храм в 1930-х годах закрыли, первое время там содержались заключенные, работавшие на заводе, а потом разместили Дом культуры.

Рядом к 350-летию поселка и 250-летию завода открыли Исторический сквер. У входа по этому поводу установили камень, где указан инициатор и спонсор — филиал «Производство сплавов цветных металлов» ОАО «Уралэлектромедь». Это тот самый завод, которому и исполнилось 250 лет. Меняются владельцы и названия, завод на месте.

В сквере установлен поклонный крест в память о похороненных здесь в XIX–XX веке священнослужителях Свято-Никольского храма и почетных гражданах поселка.

С горки из сквера увидела красивое здание.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Это здание в стиле эклектики построено в 1901 году для народного училища. К началу XX века в заводских поселках обычно были только церковно-приходские школы и очень редко земские. И те, и другие давали два класса образования, после чего дальнейшего обучения не предполагалось. Сначала это было народное училище, а в 1909 году ему присвоили статус городского четырехклассного училища, после чего можно было поступать в гимназию. Это второе здание, построенное благодаря управляющему Верх-Нейвинским заводом Гавриилу Маркову.

Сейчас это корпус № 2 (начальная школа) Средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза А. Н. Арапова.

Неподалеку в сквере еще одна довольно интересная достопримечательность поселка: Памятник Борцам за власть Советов, погибшим в Гражданскую войну. Черный чугунный шар, опоясанный красной лентой, на постаменте — фамилии погибших в гражданскую войну и герб СССР. До революции на этом постаменте был памятник Александру II — царю-освободителю от крепостного права.

Рядом две чугунных плиты. Что написано на плите, огороженной цепями, прочитать не смогла, как ни старалась. Потом нашла в сети, что там выбиты стихи Л. И. Пальмина: «Не плачьте над трупами павших бойцов, погибших с оружьем в руках». А за постаментом — могила Александра Евдокимова, первого председателя Ревкома и Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов п. Верх-Нейвинский.

В сквере есть еще необычный памятник. Необычный не по форме, по содержанию. В 1918 году рядом с Верх-Нейвинским были ожесточенные бои красногвардейцев с белочехами и солдатами армии Колчака. Красногвардейцы не должны были пропустить белых к Нижнему Тагилу. Они стояли насмерть около месяца, но силы были неравные, 15 августа 1918 года поселок и станцию заняли колчаковцы и белочехи. С Советами жестоко расправились, Урал был занят белой гвардией до следующего лета.

На плите написано: «Вечная память павшим красноармейцам 1-й бригады 2-й Уральской дивизии и павшим воинам 2-го Иржи из Подебрад и 3-го Яна Жижки чехословацких полков. Каждый солдат уваженья достоин, русский, мадьяр, словак или чех, божия милость снисходит на всех!».

Напротив памятника борцам еще один дом с башенкой. Сам дом простой, а вот деревянная башенка шатровой формы довольно необычная. Говорят, что здание отремонтируют и разместят там краеведческий музей.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Дом волостного правления построили в 1898 году. Прочитала, что и к нему причастен Гавриил Марков, реализовавший похожий проект в 1896 году в Верхнем Тагиле. Площадка была дозорной, для наблюдения за поселком и окрестностями. Колокол на башне созывал на собрания и предупреждал о пожаре.

А ведь я видела это здание в Верхнем Тагиле, когда ездила туда на экскурсию четыре года назад! Правда о той поездке не писала. Там здание Марков построил также для волостного правления, его сейчас занимает Краеведческий музей.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

В поселке сохранилось довольно много деревянных зданий со следами былой красоты и разной степенью сохранности деталей. Вот, например, этот домик. Посмотрите, как красиво оформлен фронтон!

А здесь можно только догадываться, какими были эти ворота в лучшие времена.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Дом с мезонином принадлежал когда-то владельцу кирпичного производства Скороходову. На вид простой, но нужно рассмотреть детали: декор фронтона мезонина, украшения под карнизом кровли по всему ее периметру.

Я хотела посмотреть поселковую церковь, которая возвышалась над поселком на косогоре, но сфотографировать не получалось, мешали дома. Местная жительница показала мне тропинку между домами, взбирающуюся на пригорок, по ней я и пошла.

Церковь Воскресения Христова выросла из старообрядческой часовни, стоявшей на этом месте. Когда в середине XIX века правительством был взят курс на обращение старообрядцев в единоверие, управляющий Верх-Нейвинского завода выделил деньги на перестройку часовни. Построили новый каменный храм в формах провинциального классицизма с деревянной колокольней, его освятили в 1848 году. Богослужения прекратили в 1940-х, во время войны здесь был детский летний лагерь, а потом заводской склад магния. К 1980-м от храма остались руины, разорили и церковное кладбище. Восстанавливать начали в 1990-х, сейчас это единственная церковь поселка, а было три церкви и часовня.

В церковь не заходила, там идет ремонт. Пока шла, женщина рассказывала мне о священнике, отце Михаиле, которого в поселке уважают, и что ездит он, в отличие от многих других, на старенькой «четверке».

От кладбища на горке у церкви ничего не осталось, кроме деревянного креста на какой-то могиле. Теперь здесь пасутся козы.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Рядом с храмом в 2002 году поставили памятный крест в память всех христиан, похороненных на разоренном Верх-Нейвинском погосте.

С бывшей кладбищенской горки замечательные виды на горы, пруд и Новоуральск на его дальнем берегу.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

А я пошла в обратный путь, так посмотрела все намеченное В поселке живет около пяти тысяч человек, застроен он в основном частными домами, хотя есть и здания 50-х годов, и пятиэтажки более позднего периода. Но меня больше интересовали деревянные домики с резными наличниками.

А вот домик пусть и с сайдингом, но все сделано с любовью, много цветов.

Эта парочка друзей чувствовала себя хозяевами поселка: бегали независимо, на попытки пообщаться не обращали внимания. На пути встречались несколько раз.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Корпус № 1 средней общеобразовательной школы имени А. Н. Арапова. Арапов — Герой Советского Союза, отличившийся в боях на Курской дуге, где и погиб.

Возникновение поселка связано с металлургическим производством и относится к 1662 году. Уже в первой половине XVII века здесь занимались изготовлением железа, задолго до появления первых заводов. Первые жители на территории поселка занимались охотой, земледелием и изготовлением железа с помощью обжига руды. Как пишут историки, в 1660-х годах в верховьях реки Нейва были небольшие заводы у мужиков.

В первой половине XVIII века здесь добывали руду для демидовского Невьянского железоделательного завода. Разрешение построить в этом месте завод на реке Нейва выдал император Петр III Прокофию Акинфиевичу Демидову 3 апреля 1762 года, этот день считается днём основания Верх-Нейвинского железоделательного завода. В том же году там был выплавлен первый чугун.

Прокофий Демидов завод построил, но продолжать дело деда и отца не хотел, в 1768 году он продал шесть своих заводов, и Верх-Нейвинский в том числе, Савве Яковлеву. С тех пор и до революции заводом владели Савва Яковлев и его наследники, то есть демидовским завод был всего шесть лет.

За более чем два с половиной века своего существования, завод претерпел много изменений: менялась технология производства, выпускаемая продукция. В послевоенные годы завод стал выпускать сплавы цветных металлов. Сейчас это подразделение мощной компании «Уралэлектромедь», которая базируется в Верхней Пышме.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

А я продолжаю рассматривать деревянные здания. В каждом населенном пункте есть свои особенности. Недавно обратила внимание на окна домов в городе Касли, а здесь посмотрите, как оформляют фронтоны и окошки фронтонов.

Вот это просто сарай или может быть амбар был когда-то. А посмотрите, как он оформлен! Когда-то хозяин строил с любовью и на долгие годы.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Учитывая размеры частной застройки, думаю, что здесь еще есть, на что посмотреть.

До отправления ближайшего автобуса на Екатеринбург времени оставалось много, еще раз вышла к пруду. Там было утиное царство: плавали утки с утятами разных возрастов.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

Вот эта четверка плавала в одиночестве, я решила, что это сиротки.

Уральская глубинка: Верх-Нейвинский

На снимке ниже можно увидеть стоящую у вокзала электричку, но я на нее опоздала.

Надеюсь, вы поняли, чем меня заинтересовал Верх-Нейвинский, и почему я решила сюда приехать. Мне поселок понравился: пусть достопримечательностей там не так много, но они необычные и интересные.

Что могу рекомендовать: поездку в Верх-Нейвинский, на осмотр которого вполне достаточно трех часов, лучше совместить с поездкой в Невьянск. Это удобно даже на общественном транспорте. Либо осмотр исторических и архитектурных достопримечательностей совместить с посещением природных достопримечательностей. Всего в 6 км от поселка находятся одни из самых живописных скал Среднего Урала — скалы-останцы Семь братьев и одна сестра, скалы Три сестры.

1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»