Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:45

Сандакан — Малайзия Март 2019

Наше весеннее путешествие по Юго-Восточной Азии, начатое в Сингапуре, продолжается. Минувшие два дня, которые мы провели в небольшом султанате Бруней, были насыщены впечатлениями, хотя, если честно сказать, в этой стране их не так уж и много.

Проведя весь второй день в автомобильной поездке по этой крошечной стране, на следующий день утром вылетели на восток в соседнюю Малайзию. Там мы будем знакомиться с природными достопримечательностями, выезжая к ним из трех городов — Сандакан, Кота-Кинабалу и Мулу. В каждом из этих мест будет своя изюминка. В Сандакане встретимся с интересным животным миром в виде обезьян-носачей, орангутангов, малайских медведей и черепах. В Кота-Кинабалу будет знакомство с культурой даяков и грязевыми вулканами, а в местечке Мулу — с уникальными и одними из самых грандиозных в мире пещерными комплексами.

С информацией по этой части Малайзии и экскурсией в Кота Кинабалу нам очень помогла проживающая там русскоязычный гид Ирина Поплаухина (она есть в списке гидов Туристера). Большая ей благодарность!

Расстояние между городами — брунейским Бандар-Сери-Бегаван и малазийским Сандаканом небольшое — всего 360 километров. Но прямого авиарейса в удобное для нас утреннее время не было и пришлось взять билеты с пересадкой в Кота-Кинабалу. Потому на весь этот короткий маршрут ушло почти шесть часов. Доминирующей авиакомпанией в Малайзии является AirAsia. Она относительно бюджетная и билет по этому маршруту обошёлся в $110.

Город Сандакан

Прилетев, заселились в стоящий на берегу морского залива отель Hotel Four Points by Sheraton Sandakan 4* и немного освежившись в расположившемся почти на крыше отельном бассейне, я немного прогулялся по городу. Но можно было бы этого и не делать — в нем не было ничего особенного — только шумные и с простецкой архитектурой улицы.

Селинган — остров черепах на море Сулу

Судя по официальным данным, по азиатским меркам город относительно небольшой — в нем населения всего около 400 тысяч. Сандакан, протянувшийся вдоль морского побережья километров на десять, живет в основном портовой и туристической жизнью. На улочках, по которым я прошелся, было множество всяких мелких магазинчиков, базарчиков и торговцев, сидящих прямо на улицах возле своих торговых точек. После короткой ознакомительной прогулки, сделали разведку насчет ресторана на ужин и остановились на нашем — отельном.

Добро пожаловать в наш отель!

Отель Four Points by Sheraton Sandakan, в котором мы остановились, находится в очень выгодном и удобном месте в самом центре города и на самом берегу моря. Рядом с ним находится, красиво обрамленная пальмами, стандартная для многих туристических мест инсталляция типа I Love…

Селинган — остров черепах на море Сулу

Отель является одним из самых высоких зданий в городе и из окон его комнат, и из бассейна открывались хорошие морские дали.

А когда мы следующим утром удалялись на остров черепах, силуэт отеля еще долго виднелся на горизонте, пока, наконец, он не растаял вдали.

Остров Черепах — Selingan Turtle Island

На следующий день у нас состоялась одна из интереснейших экскурсий, на которой каждому, кто всерьез интересуется Природой, стоит в своей жизни побывать — познакомиться с тем, как живут и в каких условиях размножаются черепахи. Помнится, я хотел увидеть этот процесс еще в Коста Рике, в местечке с многообещающим названием Тортугьего (Ловец Черепах). Но, увы! — была Не Судьба! Мы были там в январе и все черепахи до нашего приезда уже «отелились» — самки снесли яйца, а черепашки, созрев, все (кому удалось!) ушли в океан.

Повезет ли на этот раз? Сейчас здесь, во второй половине марта, судя по долговременным наблюдениям — «самый сезон» — черепахи каждую ночь выходят на берега многих островов этих мест и, выкапывая в песке яму, откладывают в нее яйца. Потом засыпают их песком и уходят, оставляя на произвол судьбы эту кладку, в море. Навсегда. Так никогда и не увидев своих детей…

И вот сейчас мы направляемся на такую экскурсию, которая будет проходить с ночевкой на острове Черепах (Selingan Turtle Island), который расположен в мало кому известном в наших кругах море Сулу. Это мероприятие ($180/чел) заказывалась далеко заранее — месяца за четыре, так как количество мест для ночлега на острове ограничено. Ну и еще важный фактор — конец марта-начало апреля будет «самый сезон» для кладки яиц — эдакого шоу для туристов! До острова около 40 километров и наш быстроходный катер прошёл это расстояние за полтора часа. Хорошая безветренная погода, спокойное море, яркое и тёплое солнышко — что ещё надо для релакса? Время в пути пролетело незаметно и вот мы уже причаливаем к острову с широченными песчаными берегами.

Селинган — остров черепах на море Сулу

Мы прибыли в Национальный парк Остров Черепах (Turtle Islands), который включает в себя несколько островов, являющимися необитаемыми. Но на каждом из них присутствуют научные сотрудники, которые проводят работы по учету и сохранению поголовья черепах. С принципами этой работы мы сегодня и познакомимся.

В этом месте региона малазийского штата Сабах в акватории мало кому известного моря Сулу, ограниченного островами Малайзии и Филиппин, находится множество больших и малых островов, которые облюбовали черепахи для продолжения своего рода. На больших и населенных людьми островах, их пришествия ждут как манну небесную — население безжалостно забирает весь снесенный ими урожай. На малых, принадлежащих Малайзии и взятых под охрану ЮНЕСКО, этот процесс является естественным и доходит до своего логического конца. Правда — с активной помощью человека. И мы это увидим.

Итак, высадившись на берег, расселились по довольно скромным в комфортном отношении комнатам в деревянных бунгало. В комнатах были все удобства, а ресторан, в котором нас ждало трехразовое питание — ланч, ужин и завтрак, находился в главном здании поближе к пристани. Собственно, как таковая, пристань отсутствовала — лодки причаливали прямо к песчаному берегу, а затем вставали чуть подальше от берега «на якорь».

Селинган — остров черепах на море Сулу
Бунгало для туристов на острове Сепилок

Перед заселением нас проинструктировали и изложили план действий на этот день. После ланча можно будет прогуляться по острову и покупаться в море. В шесть часов вечера, когда начнет темнеть, состоится инструктаж и пройдет экскурсия в небольшой музей черепах, который находится на втором этаже над рестораном, затем ужин и после него пойдем на финальное представление — посмотрим процесс кладки черепахой яиц и после этого выпустим в море уже вылупившихся молодых черепашат! А рано утром — обратно в Сандакан!

Секреты острова Селинган

Устроившись в бунгало, прошли к берегу моря. По пути обратили внимание на большое огороженное от животных поле с какими-то прозрачными сетчатыми баночками. Это, объяснил нам гид Ахан, места прикопки черепашьих яиц, которые забирают после каждой отдельно взятой кладки с берега моря. На каждой такой баночке стоит дата и количество яиц, которое было там прикопано и которые там созревают. Сотрудники нашего центра, финансируемого ЮНЕСКО, достаточно точно знают, когда будет новый приплод и, собрав его, полностью выпускают всю эту молодь в океан.

Огород для созревания черепашек. На солнечном участке родятся самочки

Пройдя мимо этих «огородов» с созревающими черепашатами, вышли к широкой пляжной линии. Горячий желтый песок и бирюзовый океан манили к себе. Но, ступив в воду, я обомлел — там на мелководье плавали вараны! Эдакие маленькие крокодильчики. И довольно большие, почти метрового размера. Они плавали и совершенно нас не боялись! Но все-таки у них видимо взыграла совесть и вараны потихоньку скрылись в кустах. У-ф-ф! Ну, теперь можно совершенно спокойно и окунуться!

Селинган — остров черепах на море Сулу

Искупавшись, решили прогуляться и обойти остров по кругу, двигаясь против часовой стрелки. В местах, приближенных к нашим бунгало, была хорошая пляжная полоса, удобный заход в море и стоял даже спасательный пост с дежурившим на нем парнем. Думаю, он тут был неспроста — наверняка, как всегда между островами, и здесь есть хитрые течения, которые могут отнести от берега заплывшего далеко туриста.

Селинган — остров черепах на море Сулу

Вдали виднелся какой-то большой остров, на котором вечером засветились огни. Это уже Филиппины, сказал нам сидевший в тенёчке спасатель. И вот как раз на этом кусочке пляжа, метрах в двадцати от берега, мы и будем вечером наблюдать как черепаха-мама, выкопав почти полуметровой глубины яму, будет откладывать в неё яйца.

Спросив у спасателя разрешения на дальнейшую прогулку по берегу, не спеша побрели по мелководью дальше. Но вскоре песчаный берег закончился и мягкий песочек заменила жесткая и острая вулканическая лава. Идти босиком по такому берегу было не очень комфортно. Да и, насколько позволяло расстояние, он был таким и дальше и выглядел пустынным. Поэтому приняли разумное решение вернуться в бунгало и отдохнуть там, переждав послеполуденную жару.

Селинган — остров черепах на море Сулу

Перед ужином нам прочитали небольшую лекцию об этом и еще двух соседних островах, которые также находятся под контролем этой же программы ЮНЕСКО. На них сохраняют популяцию морских черепах двух видов — зеленых и каретта. От всех черепах, которые выползают на берега этих островов и откладывают яйца, весь этот урожай собирают и прикапывают на специальном огородике, который мы видели. Там молодь созревает и вылупляется под контролем рейнджеров. Затем родившихся черепашат ночью аккуратно выпускают в океан. Почему ночью? Да чтобы не вызывать соблазна у всякого рода хищников типа чаек, бакланов, варанов и других животных и птиц …

Селинган — остров черепах на море Сулу

После лекции мы поднялись на второй этаж и осмотрели небольшой музей, который был там организован. Многие, наверно, задаются вопросом — а кто же такие эти черепахи. Судя по тому, что они имеют лапы, похожие на крылья и несут яйца из которых вылупляются малыши, может быть это птицы? Ведь есть как морские, так и сухопутные черепахи. Но, оказывается, нужно копнуть очень далеко вглубь и тогда становится понятным, что черепахи являются одними из самых древнейших живых существ на нашей Земле — ископаемые остатки черепах прослеживаются на протяжении более 220 миллионов лет.

Мы не будем вдаваться в детализацию происхождения черепах, а то с непривычки можно будет запутаться в таких терминах как анапсиды, диапсиды, лепидозавроморфы, архозавроморфы. Главное отличие для нас, что они есть морские и наземные. Мы сейчас имеем дело с морскими — с двумя их видами — зелеными и т.н. каретта.

Зеленая черепаха. Из интернета

Зеленая (супова́я черепа́ха) черепаха имеет хорошо развитые большие ласты, которые позволяют им и плавать, и передвигаться по суше. Каждая из конечностей еще имеет и коготок. Вес средней особи — 80–100 кг, но не редкость и экземпляры весом в 200 кг. Однако были зафиксированы и рекордные по весу морские Зеленые черепахи — 400 и даже 500 килограммов! Обычно эти черепахи держатся поодиночке, однако в период спаривания они сбиваются в стаи и между самцами наступают самые настоящие драки за обладание самкой. Хотя, непонятно зачем драться — популяция самок в количественном отношении превосходит количество мужских особей. Стой себе спокойно в сторонке и, как говорится в одном одесском анекдоте — «И все стадо будет наше» …

Второй вид черепах, который встречается в этих водах — Каретта. Иначе ее еще называют Логгерхед или Головастая черепаха. Она имеет примерно такие же габариты, как и Зеленая, но у нее более массивная голова, покрытая крупными щитками. И, если на Зеленых черепах человек охотился ради мяса, то Каретта представляла интерес с точки зрения добычи яиц. Их яйца считались лакомством, добывались и употреблялись в большом количестве и такое неограниченное собирание яиц привело к заметному сокращению численности Логгерхедов.

Черепаха Каретта (Логгерхед). Из интернета

После знакомства с музеем и ужина, уже около 9 часов вечера, послышалась команда «Turtle time!!!» и нас пригласили на таинство появления на свет новых особей. Мы прошли на берег как раз в то место, где видели днем варанов и купались. Море было тихим и спокойным. Над горизотном светила яркая луна и делала дорожку прямо к филиппинскому острову, который был напротив. Остров был обитаемым и сиял огнями электричества.

Селинган — остров черепах на море Сулу

Сотрудник заповедника, освещая путь фонарем, подвел нас к довольно глубокой яме, в которой уже лежала черепаха. Она сама около часа назад вышла на берег, выкопала эту яму и уже начала процесс откладывания яиц.

Все туристы с умилением смотрели на этот вековой материнский процесс. Нас — туристов из разных стран — было человек двенадцать и фотографировать это было нелегко — каждый стремился залезть со своим телефончиком как можно ближе к черепахе. Да ещё умудряться при этом делать и селфи. Она, бедная, только хлопала, как мне показалось, слезящимися глазами, но процесс кладки не останавливала …

Селинган — остров черепах на море Сулу

Один из сотрудников сразу же собирал снесенные самкой яйца и укладывал их в ведро. Черепаха об этом не ведала и продолжала свое материнское дело. В итоге она снесла около 90 яиц. После этого рейнджер измерил ее и поставил на ней какую-то радиометку, а нас стали выводить с берега посмотреть на только что вылупившихся в «огороде» черепашат. На ощупь яйца черепахи не такие хрупкие как куриные, а какие-то мягковатые и при падении с небольшой высоты или ударе друг о друга, не лопаются.

Селинган — остров черепах на море Сулу

Было жалко расставаться с этим местом. Черепаха выполнила свой материнский долг, оставив в выкопанном ею большом гнезде глубиной около полуметра, почти сотню яиц и сейчас своими ластами уже закапывала его, уверенная в том, что все будущие малыши на месте и через два месяца выкарабкаются оттуда сами. В это же врямя были и другие случаи кладки на нашем острове и рейнджеры за этим следили, но нас к ним не допустили.

Обычно инкубационный период, во время которого происходит созревание плода, длится около двух месяцев и напрямую зависит от температуры песка, в который зарыта кладка. Так же от температуры зависит и пол будущих черепашек: самцы развиваются при более низкой температуре, а самки — при более высокой — если место кладки постоянно находится под солнцем, а не в тенистом месте.

Собранные рейнджерами яйца затем «пересаживают» в инкубатор — огороженное песчаное поле, где они и созревают и, в зависимости от тенистости места, регулируют и половой состав будущего приплода. На солнечных участках, как я уже говорил, появятся самочки, а на более прохладных тенистых — самцы.

Селинган — остров черепах на море Сулу

Вот и наш сегодняшний «улов» нашёл свое место на этом поле. На этикетке стоит дата появления на свет яиц и их количество. Через пару месяцев урожай созреет и будет выпущен в море.

Укладка для созревания (инкубации) яиц нашей черепахи закончена
Укладка для созревания (инкубации) яиц "нашей" черепахи закончена
Селинган — остров черепах на море Сулу

По истечении инкубационного периода маленькие черепашки и в живой природе, и на нашем «огороде», сами пробивают скорлупу специальным яйцевым зубом и выбираются на волю сквозь толщу песка. После того как наш «улов» нашел себе приют, один из рейнджеров пригласил нас на другое таинство — выпуск в море только что родившегося молодняка. Как правило, черепашата вылупляются после заката, созрев и почувствовав перепад температуры песка.

Нам показали только один случай кладки яиц. В этот вечер были еще и кладки, сделанные другими черепахами, но нас на них уже не приглашали и не советовали ходить ночью самостоятельно по острову, чтобы не пугать их. Но каждая такая кладка специалистами этого центра фиксировалась, отбиралась и высаживалась потом на этом яичном «огороде». Вот так работает программа сохранения живого черепашьего мира, финансируемая ЮНЕСКО. Поэтому те, кто хочет увидеть этот процесс, должны выбирать соответствующее время для этой поездки. Мы попали — «в самую точку»!

Все результаты проведенной рейнджерами работы висят на большом панно у главного домика острова. Оно отражает результаты по трем островам. Но на другие два туристов не допускают — там для них нет никакой инфраструктуры и на них работают посменно только рейнджеры, собирая яйца, сохраняя их в таких же «огородиках» и выпуская затем молодняк в океан…

Глядя на эту таблицу, мы видим статистику по нашему острову (PSL) за минувший вечер 22 марта: Тип черепах — GT (Зеленая — Green Turtle); количество вышедших на берег — 19; количество черепах, снесших яйца — 13; всего количество снесенных яиц — 1,076 шт; количество родившихся и выпущенных на волю черепашек — 118 шт.

Таблица статистики

На этом мы прощаемся с островом Черепах, на котором нам удалось побывать в море Сулу. Когда рано утром отплыли от берега острова и он постепенно растаял вдали, для меня возник большим вопросом известный, но непостижимый факт — как черепаха, созрев и никогда не видев свою мать и родного дома-острова, приплывет именно на него, чтобы отложить яйца своего будущего потомства? И это при размере мозга с горошину…

Да и многие ли из них вернутся сюда? Согласно статистике, уйдя в океан, выживают немногие. Уцелевшие появятся в этом месте только лет через тридцать — столько времени проходит между их рождением и зрелостью. Специалисты называют это время как «пропавшие годы» — Lost years. Где они были и что делали все это время — не узнает никто…

Прощай, остров Селинган!

По прибытии в Сандакан нас ждут другие встречи с Природой Малайзии — мы познакомимся с интересным животным миром в виде обезьян-носачей, орангутангов и малайских медведей. А потом перелетим в Кота-Кинабалу и Мулу — там будут свои «примочки» в виде даяков — «Охотников за головами», грязевых вулканов и гигантских пещер.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия