Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:08

Сандакан — Малайзия Март 2019

Малайзия. Остров Борнео. Город Сандакан — обезьяны и медведи

Наше весеннее путешествие по Юго-Восточной Азии, начатое в Сингапуре, продолжается. Проведя в небольшом султанате Бруней пару насыщенных впечатлениями дней, вылетели в расположенный на этом же острове Калимантан (Борнео) малайзийский город Сандакан. Он находится в северо-восточной части провинции Сабах и привлекает всех туристов прежде всего своими природными достопримечательностями.

Там можно довольно близко познакомиться с хорошо сохранившимся и оберегаемым властями штата местным животным миром. Первым делом мы посетили, находящийся в море Сулу, остров Селинган. На нем мы наглядно увидели весь процесс воспроизводства черепахового потомства и убедились в том, что их хрупкий мир этом месте надежно защищен.

Вернувшись в Сандакан, у нас еще оставалось время до вылета в город Кота-Кинабалу и мы использовали его для посещения двух заповедников. В одном из них познакомились с интересным видом приматов — обезьянами-носачами, а в другом — с малайскими медведями и другим видом приматов — орангутангами.

Карта расположения заповедников обезьян-носачей, орангутангов и малайских медведей

Эти животные размещены в двух разных парках-резервациях, но, как бы на одном пути. Первым мы решили посетить более дальний — Заповедник обезьян-носачей в Лабук бэй (Labuk Bay Proboscis Monkey Sanctuary). На обратном пути заехать в Sepilok Orangutan Rehabilitation Centre и познакомиться там с орангутангами и находящимися с ними по соседству малайскими медведями, а уже потом вылетать в Кота-Кинабалу.

Обезьяны-носачи

В отеле Hotel Four Points by Sheraton Sandakan 4*, в котором мы останавливались, заказали трансфер с водителем и, загрузившись сразу с вещами, довольно быстро приехали в Заповедник обезьян-носачей. До него было 45 километров и, фактически, машина все время шла через пригороды и дачно-сельские районы этой части полуострова.

Этот заповедник был создан по инициативе владельца частных масличных пальмовых плантаций, примыкающих к заливу Лабук. В нем в определенное время с 9:30 и 14:30 наступает кормление обезьян на платформе A, а затем в 11:30 и 16:30 на платформе B, находящейся на расстоянии в 1 км от первой. По оценкам специалистов, в заповеднике площадью 6 кв. км, обитает около 300 диких обезьян этого вида.

Обезьяны и медведи острова Борнео

Входной билет на территорию, где можно посмотреть на носачей, приходящих из джунглей к определенному времени на кормежку, для туристов стоит 60 ринггитов ($15) и 15 ринггитов для малазийцев. За пользование фотоаппаратом нужно доплатить отдельно 10 ринггитов. Съемка на телефон — бесплатно.

Обезьяны и медведи острова Борнео

Мы как раз очень удачно приехали — были почти первыми из посетителей, а обезьяны только-только начали выходить из джунглей к подготовленной им кормежке. Они соскакивали с окружавших научный центр деревьев на стоящий вокруг него забор с широкими перилами и удобно рассаживались на нем в ожидании подачек от туристов. Приготовленная им еда от заповедника тоже ожидала их чуть в сторонке.

У этих обезьян было такое строение морды-лица, что даже невооруженным глазом явственно виделись все эмоции, переполнявшие этих носачей. Каждый поворот головы был с каким-то своим выражением и подтекстом. Так и читалось: «Ну, чем вы меня хотите удивить?» Или: «Ну, и что вы мне сейчас дадите?»

Обезьяны и медведи острова Борнео

Носачи — или носатые обезьяны (лат. Nasalis larvatus) являются эндемиком Борнео и, хотя есть места, где их тоже можно встретить, численность этого вида приматов заметно падает. Продолжительность их жизни относительно других видов обезьян невелика и составляет около 20–25 лет. Причиной этому является их близкое сожительство в мангровой среде с аллигаторами.

Обезьяны и медведи острова Борнео

Ученые относят их к виду приматов из семейства мартышковых. Самым бросающимся в глаза признаком носача является его крупный нос, похожий на огурец, однако такой большой он имеется только у самцов. У самочек — поизящнее. Зачем Природа одарила их носами таких размеров? Есть предположение, что он служит для сексуальной привлекательности — чем больше нос, тем больше шансов впечатлить и завоевать самку! И, конечно, самую лучшую! По другой версии, размер носа определяет статус самца в группе — особи, обладающие самыми крупными носами, занимают и более высокое положение среди сородичей.

Обезьяны и медведи острова Борнео

Носачи живут в тропических или мангровых лесах, находящихся недалеко от воды. Вот и в этом месте неподалеку есть морской залив Лабук Бей с его мангоровыми и слегка болотистыми берегами. Они являются отличными пловцами и могут прыгать в воду прямо с деревьев.

Еще одним отличительным признаком носачей, приближающим их к наивысшему примату — человеку, является то, что они могут проходить довольно большие расстояния, находясь в вертикальном положении! Но такого нам увидеть не удалось. Они сидели около нас с унылыми выражениями на физиономиях типа: «Ну когда вы уже отсюда уйдете? Пришли даже без конфет Рошен…»

Обезьяны и медведи острова Борнео

Зато, когда к нему приблизилась наша Лиза, стало видно как самец начал тут же проявлять естественное желание поближе познакомиться с молодой девушкой. Его выражение так говорило об этих его намерениях — «Ах, Лиза! Ну подойди, поближе, Лиза!»

Но когда ее место сменила другая туристка постарше возрастом, выражение его морды-лица стало совсем другим — «Нет! Ты мне не нравишься — уходи!». Просто поразительная смена мимики от набегающих на самца волн впечатлений и эмоций…

Обезьяны и медведи острова Борнео

Ну, а уж когда за селфи взялись мужчины, тут он совсем затосковал — «Вас еще здесь не хватало»! Вот так! Обезьяна обезьяной, а в половом диморфизме приматов разбирается хорошо и, более того — нормально ориентирована…

Заповедник орангутангов

Простившись с носачами, вырулили в заповедник орангутангов Sepilok Orаngutan Rehabilitation Centre. Он находится как бы в обратном направлении на полпути в город Сандакан и в аэропорт, с которого мы должны вечером вылетать в Кота-Кинабалу.

Купив билеты, проходим по мосткам через лесные заросли. Кругом журчит вода и под нами несутся ее мутные желтые потоки. Это влажные джунгли или, иначе говоря — мангровые дождевые леса…

Обезьяны и медведи острова Борнео

Этот центр был создан в 1964 году для восстановление поголовья орангутангов и реабилитации орангутангов-малышей, которые по тем или иным причинам остались сиротами. Точно так же, как ребенка человека, молодого орангутанга-сироту (а обычно они живут с матерью в течение 5–6 лет) нужно учить тому, как справляться с дикой природой и тщательно следить за их здоровьем.

Заповедник расположен в смешанном лесу и хорошо имитирует естественные места обитания орангутангов. Уход за ними устроен так, что их постепенно отучают от молока и бананов, которыми кормят как малышей и приучают к добыче естественного питания, которое можно найти самостоятельно в джунглях. Цель этого заповедника — в конечном итоге добровольное возвращение в дикую природу.

Обезьяны и медведи острова Борнео

Посетители Sepilok могут наблюдать за обычной игровой жизнью в течение всего дня, а за сеансами кормления в 10:00 и 15:00 с платформы и смотровой галереи. До них можно дойти по дощатому настилу через густой и болотистый лес. Много интересного об этих видах приматов можно также узнать и в информационном центре этого парка.

Обезьяны и медведи острова Борнео

Поскольку многие болезни человека поражают и орангутангов, посетителей просят не трогать их — даже несмотря на то, что трудно удержаться от того, чтобы не погладить забавного малыша, идущего вам навстречу по мостику. Очень интересно наблюдать за ними, когда они играют. Ну совсем как мы в детстве! Катаются, лазают по протянутям в разные стороны канатам, качаются на качелях, прыгают и бегают друг за другом — ни минуты покоя, в вечном движении…

Обезьяны и медведи острова Борнео

Есть в этом центре и взрослые самки, но во время нашего посещения мы видели только малышей — середнячков. Наверно, мамаши были заняты совсем маленькими детками. А вообще, помимо этого места в провинции Сабах, орангутанги обитают в Малайзии еще в джунглях западного штата Саравака, а также в Индонезии на острове Суматра.

Интересно посмотреть на этих малышей через несколько лет — смогут ли они адаптироваться к дикой жизни, если здесь они, живя на всем готовом, стали почти ручными? Сложный процесс, но сотрудники решают его, заменяя постепенно подаваемый корм на подножный — ищите себе сами, ребята! В джунглях обезьяне пропасть трудно — практически любой листик — Еда…

Обезьяны и медведи острова Борнео

Мы прощаемся с нашими дальними, но все же близкими братьями-приматами и, пройдя по мостику, направляемся к другим интересным представителям животного мира, обитающим в тропиках — солнечным медведям!

Малайские медведи

Это будут так называемые малайские медведи, или бируанг (лат. Helarctos malayanus). Они небольшие по размерам — их длина не превышает полутора метров и могут отлично лазать по деревьям. Они проводят много времени в их кронах и даже строят там из веток эдакие лежанки, на которых и спят. На груди этого вида медведей обычно имеется большое беловатое или рыжее пятно в виде подковы, которое напоминает по форме и цвету восходящее солнце. Потому-то их еще и называют ещё и «солнечными мишками».

Обезьяны и медведи острова Борнео

Этот вид медведей не является эндемиком Борнео. Они встречаются и во многих других регионах Юго-Восточной Азии. Помнится, мы знакомились с ними в зоопарках Вьетнама и Макао. Однако численность их стремительно падает и причиной этого является человек, с одной стороны — безжалостно сокращая их ареал обитания, уничтожая джунгли, а с другой — используя в медицинских целях некоторые из его органов.

Солнечные медведи всеядны и питаются насекомыми, ящерицами, листьями, ягодами, а также побегами, корневищами и плодами растений. Всего этого в джунглях полно. Но все же их любимой пищей является мед. Они мастерски умеют находить как дикие, так и сделанные человеком улья. Вот здесь то и нужен их длинный язык, чтобы достать из дупла или улья медовые соты. И, что интересно — пчелиные укусы для них ничего не значат…

Обезьяны и медведи острова Борнео

Несмотря на довольно скромные габариты и небольшой вес около 45 кг, малайский медведь является довольно опасным и агрессивным хищником, который способен успешно защитить себя даже от тигра.

Китайцы и вьетнамцы нашли этим мишкам еще и медицинское применение, делая экстракции медвежьей желчи. Полагая, что она обладает некими уникальными целебными свойствами, они научились выкачивать ее из бедных мишек, обрекая их на инвалидность. Делают они это уже не одну сотню лет, однако ни одно современное медицинское исследование не показало никакой особой пользы для человека ни при каком виде патологии. Однако мода и восточные традиции продолжают рулить…

Обезьяны и медведи острова Борнео

Что интересно — обилие еды и благоприятный климат совершенно избавляют бируанга от необходимости сезонной спячки. Они круглый год, в отличие от наших медведей, бодрствуют. Кроме того, они как-то практически не приспособлены к передвижениям на дальние дистанции. А если еще внимательно посмотреть и на походку этого медведя, то можно, как говорится, умереть со смеху, потому что он передвигается, закручивая вовнутрь все четыре лапы! Иными словами — является самым косолапым из всех видов медведей на Земле!

Как рассказала нам гид, солнечные медведи очень разборчивы в любовных связях и являются моногамными, т. е. сохраняют верность в паре друг другу. Этот вид медведей легко адаптируется к неволе, но, к сожалению, поголовье его постоянно уменьшается и он уже занесен в Красную Книгу исчезающих и редких животных. Однако, в то же время, их мех продолжает идти на выделку изделий, а сердце и желчь активно использовать в восточной медицине.

Закончив экскурсию, выруливаем сразу в аэропорт — благо, мы взяли с собой все вещи, зная, что это будет по пути. От Центра орангутунгов и солнечных медведей до него всего 16 километров. Нам предстоит перелет в город Кота-Кинабалу — там будут свои интересные «примочки» в виде встреч с даяками — «Охотниками за головами» и грязевыми вулканами.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры