Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 16:40

Кота-Кинабалу — Малайзия Март 2019

Заканчивая наше путешествие по острову Борнео, мы перелетаем из восточной малайзийской провинции Сабах в более западную Саравак. Провинция Сабах оказалась очень богатой на природные и этнографические достопримечательности. Здесь мы посетили острова Селинган с его черепахами и Тигу с грязевыми вулканами, заповедники с обезьянами и солнечными медведями, а также встретились с потомками свирепых «Охотников за головами».

Следующей природной достопримечательностью, с которой стоит познакомиться на Борнео, станет один из самых грандиозных в мире пещерных комплексов, расположенный в Национальном Парке Gunung Mulu. Чтобы не терять драгоценное дневное время, авиаперелет взяли на самый ранний рейс, вылетающий из Кота-Кинабалу в Мулу в 8 утра. Увы, за месяц до вылета, пришло сообщение, что начало полёта сдвигается на 13:00. Цена авиабилета остается прежней — $64. Плохо, но не смертельно. Наверно что-нибудь за полдня все же можно будет там и посмотреть.

Карта перелета Кота-Кинабалу - Мулу

В полете мы были всего 55 минут и самолет, долетев до Брунея и развернувшись как раз над его столицей Бандар-Сери Бегаван, начал снижение в горные джунгли.

Под крылом самолета столица Брунея город Бандар-Сери-Бегаван
Река Sungai Tetoh

Пролетев над самой большой рекой этого региона Sungai Tetoh, которая несла свои мутные желтые воды в Южно-Китайское море, мы приземлились в небольшом аэропортике Мулу.

Здание аэропорта Мулу

Ожидавший нашу группу водитель быстро транспортировал нас в забронированный заранее на две ночи отель Mulu Marriott Resort 5*.

Рецепшен отеля Марриотт

Отель расположен прямо в джунглях на берегу реки и имеет очень хороший дизайн. Эдакий кантри-стайл. В нем есть бассейн, большой ресторан, а между виллами над мокрыми джунглями проложены мостовые дорожки.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Комнаты в виллах достаточно просторны и оснащены всем необходимым для комфортного отдыха.

Устроившись, вызвали машину и поехали знакомиться с правилами посещения Национального горно-пещерного Парка Gunung Mulu. От отеля до офиса парка около трех километров, но наш Мариотт предоставляет бесплатный трансфер своим постояльцам как до Парка, так и до аэропорта.

Оставив машину на стоянке у берега реки Sungai Melinau Paku, проходим по длинному мосту к главному офису Парка. Видно, что река вполне судоходна для среднего класса лодок и активно используется как местными жителями, так и туристами. По этой реке завтра мы и пойдем на нашу первую экскурсию по пещерам.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Перейдя ее по мостику, свернули направо и, выйдя к главному офису Национального парка Мулу, стали разбираться с программой двух наших следующих дней пребывания в этом месте. Уже четыре часа дня и сегодня мы уже ни на какую экскурсию в пещеры не попадем. Только завтра с утра.

На территории офиса Парка есть свой отельный комплекс. Он, конечно, не такой фешенебельный как наш Марриотт, но гораздо более дешев и вполне приемлем для пары ночевок для непритязательных туристов. Главное — все тропы, по которым можно гулять по джунглям к пещерам — начинаются от каждого такого бунгало. Прямо от администрации Парка были проложены хорошие деревянные настилы-дорожки к Оленьей пещере, к пещере Ланга и подвешенным на высоте около 20 метров между деревьями прогулочным мосткам длиной около 500 метров. К двум другим пещерам нужно плыть на лодке.

А пока набрали в офисе литературы, карты и присели, чтобы разобраться с экскурсиями. В итоге, посовещавшись, решили посетить все четыре пещеры. Такой пермит стоил $50/чел.

Итак, мы в Гунунг-Мулу — Национальном природном парке Малайзии, в котором находится один из самых больших известняковых пещерных комплексов в мире. Его площадь составляет около 53.000 га. С 2000 года это место объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк был назван в честь горы Мулу, второй по высоте вершины в провинции Саравака, а слово «гунунг» на языке местных жителей-даяков означает «гора». Все просто…

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Можно считать, что мы находимся в самой значительной достопримечательности провинции Саравака. Этот пещерный комплекс, длиной 150 км, впервые был исследован в период 1976—1984 гг. Чтобы оценить его по достоинству, нам понадобится как минимум два световых дня. Особой спортивной подготовки иметь не обязательно, однако мой шагомер показал, что в каждый из этих двух дней мы нахаживали от 13 до 15 километров пешком. Пещер в этом регионе очень много, но туристам обычно показывают только четыре из них — Чистой воды, Ветра, Оленья и Ланг. Помимо них есть и еще много других, но они пока не оборудованы ни системами безопасности, ни электрической подсветкой. Однако для большинства туристов, хватает и того что есть. .

Пещерные комплексы Ветра (Cave of the Winds) и Чистой Воды (Clear Water)

Программа следующего дня была очень насыщенной. Утро началось с экскурсии в пещерные комплексы Cave of the Winds (Пещера Ветров) и Clear Water (Чистая Вода). Для их посещения нужно было сначала проплыть километра три-четыре на лодке вверх по течению реки Sungai Melinau Paku.

Пещерные комплексы НП Мулу

На полпути к ним было поселение типа этнографической деревни Batu Bungan, в которое организаторы экскурсии обязательно завозили всех туристов. Выйдя и прогулявшись по ее территории, можно было увидеть уже новые дома местных жителей, поднявших свое благосостояние на примитивных сувенирах собственного производства — всякого рода дудочек-трубочек, горшочков, украшений, бус и других изделий местного творчества.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Но продвигаясь по реке ближе к пещере, уже встречались дома малайзийцев племени Оранг улу, которых туристическое благосостояние не коснулось. Старые дома на сваях, какая-то мелкая живность, которая гуляла между ними. Река заменяет этим жителям и колодец, и душ с баней.

Пещерные комплексы Cave of the Winds (Пещера ветров) и Clear Water (Чистая вода) находятся рядом друг с другом и взаимосвязаны между собой. Первой на нашем пути была Cave of the Winds. Выйдя на берег у входа в пещеру, видим нависающий над нами гигантский гребень сталактитов. Красота! Сколько же им лет?

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Зайдя внутрь, поняли, действительно — Пещера Ветров! Сквозняк здесь был довольно сильный. Но это и немудрено Wind Cave — является частью системы Clearwater Cave с ее длинной подземной рекой.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Кругом очень много сталактитов-сталагмитов. Порой, достигающих длины нескольких метров и даже как бы сросшихся друг с другом. Такие образования специалисты называют уже сталагнатами.

Эта пещера небольшая и для ее осмотра было достаточно минут 15–20. Перейдя в следующую — Чистой воды (Clearwater Cave), уже в ней мы застряли подольше.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Спустившись по ступенькам вниз и оглянувшись назад, видим, словно струящуюся воду, солнечные потоки света. Ступеньки хорошей лестницы ведут дальше вниз и там уже будет только электрическое освещение.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Спускаемся по ступенькам вниз все дальше и дальше. Слышно, что там шумит река. А вот и она сама. Тихое и плавное течение. Видно, что в некоторых местах глубоко и в них тянет даже искупаться. На наш гид, видимо уловив наши мысли, сказал, что температура воды меньше 10 градусов тепла.

Очень трудно передать на фото масштабы пространств, через которые мы проходили и наши ощущения, которые мы при этом испытывали. В этом комплексе был очень красивый подземный мир и он, как сказал гид, включает в себя около 150 км разных ходов и переплетений. Но для посещения туристами открыта лишь небольшая часть пещеры, которая оборудована лестницами, дорожками и электричеством.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Многие подземные участки до сих пор являются «белым» пятном и неизведаны человеком.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Выйдя из пещеры, лучше не спешить плыть обратно, а стоит насладиться природой джунглей. Тем более, что в этом месте находится хорошо организованное место для пикника и даже имеется возможность искупаться в небольшом чистом озере с вышедшей на белый свет из-под земли прохладной водичкой. Какие-то две смелых парочки сразу нырнули в эти воды. А многие просто сидели за столиками и выжидали — присоединятся к ним за компанию аллигаторы или нет…

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Хоть вода и казалась чистой, но купаться мы не стали и, вернувшись лодкой к административному корпусу Парка, пообедали и в три часа дня вышли самостоятельно пешком к двум следующим пещерам — Оленьей и Ланга. До них расстояние было около четырех километров и весь этот путь проходил по проложенным среди мангровых зарослей прилично сделанных деревянных дорожек.

Пещеры Оленей (Deer Cave) и Ланг (Lang Cave)

Эти четыре километра мы неспешно прошли, лишь изредка делая фотоостановки. Но, собственно, и снимать-то особо было нечего — из пейзажей были только болота и редкие речушки, из животного мира — всякого рода червячки и пиявки, которые в большом количестве повылезали на пол и перила нашей дорожки.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Наконец, дойдя до конца этой искусственной тропы, увидели справа большую поляну с расставленными у одного конца удобными скамейками. Позади них было здание офисв и туалеты. Что это такое? Как оказалось, каждый вечер, когда стемнеет, с этого места туристы наблюдают вылет сотен тысяч летучих мышей. Получается целый сепктакль с танцующими в небе мышками. Правда — летучими…

Две пещеры, которые были нашей целью, находились немного в сторонке и мы направились к ним. Проверив ваучеры, дежурный пропустил нас к первой пещере Ланг, которую, впрочем как и вторую — Оленью, мы осматривали без гида — самостоятельно.

Карта-схема Пещерныз комплексов Олень и Ланг

Судя по описанию, пещера Ланг является хоть и не самой большой в этом парке, но уж точно — самой красивой. Ее открыл в 1977 году житель местного племени Berawan по имени Lang Belarek. Потому ее и назвали его именем.

Пещера Ланга относительно небольшая — ее длина 240 метров, но она обильно украшена сталактитами, сталагмитами и так называемыми скальными занавесями, «сотканными» из сталактитов.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Выйдя из нее, направились к пещере Deer Cave (Оленей), которая была совсем рядом. Зайдя в нее, все ахнули — ну и высота! Она имеет самый большой в мире вход. Его высота 120 м, а ширина 100 м. Если присмотреться, то видно, как высоко над головой сверху нависают летучие мыши, покрывая потолок и верхние стены пещеры своей массой. Специалисты подсчитали, что их там около 3 миллионов штук!

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Deer cave была открыта сравнительно недавно — в 1978 году, а для посещения туристами — в 1984 году. Ширина пещеры — 170 м, высота — 125. Увидеть всю пещеру целиком — сложно, так как нужно иметь хорошее освещение. Большая ее часть подсвечивается, а низвергающиеся с высоты водопады, образующиеся после дождей, представляют собой невероятное зрелище. Во время нашего посещения потоки были, но не такие сильные, как описывали другие.

Почему она носит название Оленьей? Да просто раньше, до появления туристов, это место, действительно, любили дикие олени и искали здесь не тоько прохладу, но и соль, которая выступала на стенах…

Оленья пещера считается самой известной из той четверки, которую мы сегодня увидели. Она знаменита не только своею высотой, но и самым длинным в мире пещерным коридором. Правда, когда во Вьетнаме в 2009 году была обнаружена пещера Son Doong с габаритами более пяти км длиной, 200 метров высотой и 150 метров шириной, то пальма первенства от Оленьей пещеры перешла к ней.

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

Как я уже говорил выше, Оленья пещера является хорошим убежищем для миллионов летучих мышей, которые днем висят на сводах пещеры, а с заходом солнца срываются с места и покидают пещеру, улетая в джунгли на ночную охоту. Этот феномн каждый день привлекает много зрителей. Но помимо этих мышей, которые днем тихо себе спят на потолке, на перилах пешеходных дорожек можно невзначай взяться рукой и за такую красивую рептилию. И кто знает, насколько она ядовита…

Что еще можно найти интересного в этом парке кроме этих пещер? Есть небольшое активити — прогулка по 500-метровой подвесной дорожке среди джунглей. И мы сделали это следующим утром перед выездом в аэропорт. Эта дорожка подвешена между крупными деревьями и надежно за них закреплена. И задача туриста — сделать трек по этой качающейся дорожке на высоте метров 20. Никакой опасности нет — просто поставить «птичку» по выполненным мероприятиям!

Борнео. Пещерный комплекс Мулу

На этом наше знакомство и с пещерным парком Мулу, и с островом Борнео закончено и вечером мы вылетаем в последнюю точку нашего весеннего путешествия по Юго-Восточной Азии — малайзийскую столицу Куала-Лумпур

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия