Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был 6 мая 21:13

Бандар-Сери-Бегаван — Бруней Март 2019

Итак, в нашем весеннем путешествии по Юго-Восточной Азии, которое мы начали в Сингапуре, на Бруней было выделено два полных дня. Много это или мало для такой страны? В принципе, достопримечательностей там немного — одного дня вполне хватило на столичный Бандар-Сери-Бегаван, чтобы увидеть парочку основных музеев и парочку главных мечетей. Интересной и необычной была также прогулка по реке и знакомство с водными деревнями, в которых все еще живет довольно значительная часть столичных брунейских жителей.

На второй день, снова взяв в отеле машину с водителем, мы совершили вояж уже по всей стране. Этого дня было вполне достаточно для знакомства со всеми основными уголками Брунея. Свою поездку начали с посещения самой восточной и портовой части страны — города Муара (Muara) и, проехав по побережью океана, завершили ее у границы с Малайзией в западном портовом городе Куала Белайт — самом известном месте добычи нефти в Брунее. Общий километраж такого дневного пробега составил чуть меньше 500 км.

Карта маршрута поездки по Брунею

Восточная часть Брунея

Хорошая и незагруженная дорога быстро привела нас от отеля к Муаре. Там находится главный порт страны и, вроде, по рекламе — хороший пляж. Городок небольшой и расположен как бы на большом мысу. С южной стороны мыса, защищенной от ветров островом Pulau Muara Besar, раскинулся порт, а с северной — жилые кварталы и пляжная зона. Вдоль дороги много коттеджных поселков с небольшими аккуратными домиками, разделенными между собой зелеными зонами, по которым свободно разгуливали аисты. Жилые кварталы в основном двух-трех этажные, но попадались дома и более высокой этажности.

Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Объехав не спеша весь городок, подрулили к парку и, оставив машину на стоянке, прошли к берегу моря - Южно-Китайского. Прямо на север над нами будет Вьетнам, на запад — Малайзия с Сингапуром, а на восток — Филиппины. Длиннющая пляжная линия с прекрасным песочком и лениво набегающей волной. И по обе стороны — ни души…

Но как-то купаться не хотелось — раздеваться, переодеваться, заходить далеко по мелководью в море — только потеря времени. Побродив немного по пляжу и возвращаясь в парковую зону к нашей машине, увидели направлявшуюся к морю группу брунейских женщин. Шли они явно целенаправленно на какой-то свой дамский пикничок. Неужели будут и купаться? Прямо в одежде?

Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Любопытствовать не стали и поехали в сторону самой западной точки страны — к границе с Малайзией. Там основная кормушка Брунея — ее нефтяные запасы. По пути сделали еще пару заездов на океан — картина была та же самая — прекрасные океанские пляжи с пальмами, чистым песочком на берегу и — снова ни души…

Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Все дороги, по которым мы ехали, были великолепного качества. Движение левостороннее, но будучи пассажирами, особых неудобств не испытывали. Да, думаю, любой из нас справился бы с этим и за рулем без проблем — машин на дорогах ведь практически не было.

Перекресток (круг) на брунейской дороге

Согласно справочникам, в стране есть несколько Национальных парков, которые рекомендуют посетить. К ним обычно относят: Улу-Тембуронг; Змеиное озеро Тасек-Меримбун; Водопады Аир-Терджун-Меньюсоп; Заповедник Сунгай-Лианг; Заповедник Усаи-Кандал. На водопадах мы были в прошлый раз — они «впечатлили» нас своим отсутствием воды.

Заехали, свернув с середины трассы километров на 20 вглубь материка к заповеднику Taman Rеkreasi Hitan Luagan Lalak и прогулялись по его длинному мостику.

Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Скромные пейзажи — большое озеро болотистого типа со множеством кочек-островов. Где-то вдалеке летали какие-то крупные птицы. Возможно аисты. Получасовой прогулки по километровому мостику вполне хватило на обзор этих скромных пейзажей и, вернувшись к машине, вырулили снова на запад — в сторону города Куала-Белайт, который находится на границе с Малайзией. Другие парки, судя по отзывам, были такого же малоинтересного плана, поэтому больше никуда в такие природные места не поехали. Зато в Куала Белайт можно посмотреть процесс добычи брунейского «черного золота».

Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Среди интересных вещей, еще в Брунее есть аттракцион с аборигенами под названием «Охотники за головами», но, к сожалению, за два моих посещения этой страны, нам так и не удалось его увидеть. «Охотники за головами» являются свирепой народностью, которая коллекционирует отрезанные головы своих врагов! Их потомки и сейчас проживают в западной части Брунея - как раз там, где мы сейчас и проезжаем. Но здесь их всех вывели из джунглей и расселили по выстроенным для них домам и, судя по нашей прошлой поездке, они не хотят участвовать в такого рода спектаклях. Может быть в соседней Малайзии нам удастся встретиться с ними — говорят они там тоже обитают ...

Охотники за головами - из Интернета

Западная часть Брунея

Городок Куала Белайт (в переводе с малайского языка — Устье реки Белайт), куда мы приехали, находится на самом западе Брунея на границе с Малайзией. Сам по себе скромный, чистый и низкоэтажный и имеет очень важное значение для страны. Может быть — самое важное. Здесь находится кормушка султана — нефтяные запасы Брунея. Ещё один интересный момент для посещения этого города — любители алко могут «смотаться» туда-сюда в Малайзию и подзаправиться. Правда, провозить с собой обратно в Бруней такой товар нельзя…

Город Куала Белайт (из интернета)

Дома в Куала Белайт в основном коттеджного типа. Особых достопримечательностей в городе нет. Ну, разве что довольно скромный музей развития нефтепроизводства в Брунее, которое открыли и начали развивать британцы еще в конце 19 века. Это дело успешно продолжается и сейчас, принося основной доход султанату. По численности населения, которое составляет около 70 тысяч человек, город является вторым по величине после столичного Бандар-Сери-Бегавана.

Значительная часть его населения занята в нефтяном бизнесе — торговле, переработке и транспортировке. В городе выстроен большой порт, а собственно нефтедобыча находится немного в другом месте, в которое мы заехали на обратном пути. Это город нефтяников Сериа в 16 километрах восточнее Куала Белайт.

В нем находится интересный памятник, посвященный добыче миллиардного барреля нефти с месторождения города Серия. Он был заказан добывающей компанией Brunei Shell Petroleum Company Sdn Bhd (BSP) в 1991 году. Открывал памятник сам султан Болкиах.

Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Он выполнен в виде гигантской арки, представляющей поток сырой нефти, вырывающейся из-под поверхности Земли. Монумент окружен шестью колоннами, символизирующими шесть десятилетий разведки и добычи нефти для достижения миллиардного барреля, в то время как национальный герб на вершине означает процветание Брунея-Даруссалама.

Памятник расположен на береговой линии в городке Серия как раз недалеко от места первой скважины, пробуренной в Брунее в 1929 году. Ну, а если заглянуть в историю, то первая скважина в мире была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входившем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черным городом. Вспоминая мое посещение этого места в 80-х годах прошлого века, в памяти всплывают бесконечные ряды «качалок», стоявших по всему периметру города и даже находившихся иногда во дворах многих частных строений. В метро пахло нефтью…

По объемам добываемой нефти, по данным ОПЕК, Бруней сейчас занимает 38-место в мире. Но ее добыча постепенно снижается и уже сейчас составляет 43% от максимума 1979 года. То есть, дело идет к постоянному снижению объемов добываемого «черного золота». Но, наверняка, думает султан — «На мою скромную, но безбедную жизнь его хватит» …
Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Да и чего тужить — вот немного статистики: Бруней при населении около 500 тыс. человек, является 105-й по величине экспортной экономикой в мире и основными статьями его экспорта являются нефтяной газ (2,83 млрд долларов США), сырая нефть (2,28 млрд долларов США), ациклические спирты (154 млн долларов США) и даже авиационные запчасти (44,6 млн долларов США).

По данным последних лет в год Бруней экспортировал 5,53 млрд долларов и импортировал 3,14 млрд долларов, в результате чего положительное сальдо торгового баланса составило 2,39 млрд долларов. В 2017 году ВВП Брунея составлял 12,1 млрд долларов, а ВВП на душу населения — 78,8 тыс долларов. Для сравнения, в России, входящей в первую тройку добытчиков нефти — 30,3 тыс. долларов США, что соответствует 73 месту в рейтинге.

Прямо с дороги, по которой мы возвращаемся на восток, видны многочисленные «качалки», поднимающие «черное золото» с глубин Земли и рядом с ними стоят громадные хранилища для этого добытого продукта.

Бруней. Автомобильная прогулка по стране

Эти качалки или как их еще называют местные жители — «кивающие ослы», расставлены по всему городу и даже стали эдаким его неофициальным символом. По дороге нас еще долго сопровождали многочисленные резервуары хранения нефти и ее продуктов.

Да-а! Не случайно султан является одним из богатейших людей и бизнесменов нашего Мира. Вот он, источник этого богатства — черная маслянистая жидкость, основная забота которой, сгорая, дать энергию всему, что движется или крутится…

Возвращаясь, уже на подъезде к столице, свернули снова к океану и заехали на еще один знаковый объект Брунея — отель The Empire Hotel & Country Club 5*dlx. После султанского дворца, крыши которого мы видели в столице, это самый шикарный дворцовый комплекс, который был превращен в отель для простого народа — как для брунейского, так и для нас — туристов.

Заглянем туда?

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия