Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 10:09

Бандар-Сери-Бегаван — Бруней Март 2019

Заканчивается наш второй день пребывания в султанате Бруней. В первой половине дня мы сделали эдакое автопутешествие по побережью всей страны с востока на запад и познакомились в возможностями пляжного отдыха и нефтедобычи в стране. И то, и другое находится в хорошем состоянии. Только замечательные пляжи совершенно пусты, а нефтедобыча, хоть и сокращается, но работая на полную мощь, обеспечивает благосостояние народа и, в первую очередь, несменяемого вот уже более полувека султана Болкиаха.

На обратном пути, возвращаясь с западной части Брунея, решили заехать в еще одно знаменитое место. Оно расположено неподалеку от поворота на Бандар-Сери-Бегаван в местечке Jerudong. Дорога к нему идет вдоль моря и, миновав громадную спортивную зону с многочисленными полями для футбола, поло и гольфа, мы незаметно подъехали к самому известному после дворца султана объекту в стране — отелю The Empire Hotel & Country Club 5*dlx.

Шик и блеск для народа Брунея

Зайдя через шикарный вход, увидели громадный холл с рецепцией и пару метрдотелей, которые поклонились нам «в пояс» — проходите, господа евро-туристы! Будьте как дома! Мы вас заджались!

Шик и блеск для народа Брунея

Пройдя вперед, мы видим перед собой громадную стеклянную стену в пять этажей. Это центральный холл отеля. За этой стеной — его приморская территория с бассейнами, шезлонгами, дорожками для прогулок и пляжем на открытом море.

Этажами ниже — рестораны, кафе и бары. Туда и мы заглянули для ланча. Цены были вполне адекватными, а обслуживание недолгим.

Шик и блеск для народа Брунея

Наш, тоже пятизвездочный отель Radisson Brunei Darussalam, в котором мы остановились в столице султаната, по сравнению с этим, показался нам жалким сарайчиком.

За ланчем вспомнилась история про этот отель. Поначалу это сооружение задумывалось как гостевой домик для родных и близких султана. И поэтому в нем все должно было быть уникальным: хрустальные светильники — австрийскими, зеленый мрамор — итальянским, шелк для обивки внутренних стенок шкафов — только китайский, а серебро — не иначе как английское.

Шик и блеск для народа Брунея

Не абы какая посуда была и в ресторане, где мы сидели — только серебро и лиможский фарфор. А все столовые приборы были с золотыми ручками. Эту стройку курировал лично родной младший брат султана — Джеффри, который занимал с 1986 по 1998 года должность министра финансов Брунея. И — прогорел на растрате государственных (читай — семейных), средств. Его обвинили в присвоении суммы в размере 14,8 миллиардов долларов. За это преступление он был наказан султаном и выслан в ссылку в Англию вместе со всеми своими женами. На его содержание султаном было выделено всего $300 тыс. в месяц.

Пробыв почти десять лет в этой ссылке, Джеффри в 2009 году вернулся Бруней и продолжает наслаждаться своим экстравагантным образом жизни — коллекционирует картины, покупает в собственность отели в ведущих столицах мира. Принц Джеффри Болкиах имеет пять жен (с двумя он в разводе) и восемнадцать детей. Есть для кого трудиться.

После его изгнания стройку переформатировали и перестроили в «как отель для всего народа». И, надо сказать — получилось неплохо — золотом оказались украшены не только панели на 25-метровых мраморных колоннах холла, но и многие предметы санузлов — щетки для чистки туалетов, сантехника, дверные ручки, кнопочки кондиционеров и даже мозаика на полу бассейнов. Сегодня поселиться в этот отель может и каждый гость страны, и каждый гражданин Брунея — стоимость номеров разного класса в диапазоне $200–500/сутки.

Шик и блеск для народа Брунея

В отеле около пятисот шикарных номеров в нескольких зданиях вокруг. Он стал поистине народным — скромный двухместный номер площадью в 60 кв. метров с видом на море стоит в сутки чуть больше 200 долларов. Многокомнатная вилла со своим садом — около тысячи. Больнинству местных жителей это по карману.

На территории отеля расположены 5 пляжей, есть корты для игр в боулинг, сквош и теннис. Вокруг территории можно прогуляться пешком или проехаться на электромобиле с шофером. Территория о-о-чень большая…

Шик и блеск для народа Брунея

Спустившись на эскалаторе вниз, выходим и вдоль анфилады фонтанов попадаем к бассейнам у моря.

Шик и блеск для народа Брунея

Здесь народу тоже не густо. Десятка полтора-два туристов лениво лежали под зонтиками на лежаках или сидели в джакузи с горячей водой.

Даже не спросив в каком номере мы живем, нам выдали большие полотенца и мы расположились у бассейна с пресной водой. Через стенку от него располагался громадный бассейн с естественной морской водой, но там что-то никого не было.

Шик и блеск для народа Брунея

Поплавав в бассейне и поостыв от 30-градусной жары и затем «погревшись» в джакузи, пошли прогуляться вокруг. Пройдя по территории, вышли на пустынный песчаный пляж, ограниченный справа выходящим в море искусственным полуостровком в виде запятой.

Шик и блеск для народа Брунея

Он небольшой и его берега укреплены круглыми каменными валунами. Здесь можно, глядя на мутные волны Южно-Китайского моря, отдохнуть в тени высоких хвойных деревьев. В открытое море купаться не тянуло — там немного болтало и вода была какя-то мутноватая. Нигде — ни души.

Шик и блеск для народа Брунея

Вся морская береговая линия, начиная от Муары, в которой мы были утром укреплена каменной кладкой. Но сделано это не просто в виде ровной каменной стенки, а красивыми плавными фигурами, выдающимися в море, между которыми образованы красивые песчаные бухточки. Все это было безлюдным.

Вот такой нежданный подарок получил брунейский народ от своего султана. Спортивными сооружениями, расположенными на прилегающей к отелю территории, пользуются все граждане страны и, думаю, что хотя это и стоит каких-то денег, но рядовому брунейцу это не будет бить по карману. И все это благодаря одному человеку — султану Болкиаху!

Султан Болкиах

Каков он сейчас, когда ему уже 73 года? Я уже говорил, что он получил хорошее образование в Британии, продолжает, выполняя прямые султанские обязанности по руководству страной, вести активную спортивную жизнь, увлекаясь играми в крикет, поло, теннис и гольф. Но, помимо этого он еще организовывает и участвует во всякого рода беговых марафонах. К настоящим мужским достоинствам султана можно отнести и его умение пилотировать не только вертолет, но и громадный Боинг во время своих межконтинентальных перелетов!

Султан считается самым богатым монархом в мире — в 2010 году его личное состояние оценивалось в $20 млрд. Но далось ему это не так легко. Как независимое государство Бруней существует не так давно — протекторат Великобритании официально был отменен лишь 1 января 1984 года. От «владычицы морей» этот султанат откололся едва ли не позже всех иных частей некогда огромной Британской империи. Волею судьбы и умной дипломатии он сумел сохранить независимость султаната на клочке громадной малайзийской территории!

Шик и блеск для народа Брунея

Весьма разнообразна была ранее и личная жизнь султана. Его первой женой является Хаджа Саллеха (Hajjah Saleha) — на снимке слева. Она же имеет титул официальной супруги султана. Недавно назад Хассанал Болкиах развелся со своей второй женой, бывшей стюардессой Мариам Абдул Азиз (Mariam Abdul Aziz), брак с которой продолжался 22 года.

В августе 2005 года султан вновь женился. Третьей его супругой стала журналистка — бывший диктор малайзийского телевидения Азриназ Мазар Хаким (Azrinaz Mazhar Hakim). Свадебная церемония состоялась в резиденции султана, расположенной в центре Куала-Лумпура. На ней присутствовали только члены семьи и близкие друзья жениха и невесты. Кстати, он развелся уже и с нею. И самой законной и верной осталается первая…

Что касается детей, то их и у султана десять: четверо сыновей и шесть дочерей. Его наследником является старший из сыновей — крон-принц Хаджи Аль-Мухтади Билла (Haji Al-Muhtadee Billah). Султан Брунея еще имеет свое законное право иметь четвертую жену! Воспользуется ли он этим правом в свои 73 года? Как знать…

Какие выводы можно сделать по Брунею?

Бруней — не очень дешевая для туризма страна. На сегодняшний день Бруней занимает в Азии одно из ведущих мест по уровню жизни и, учитывая высокие зарплаты врачей, инженеров (около 5–6 тыс. долларов в месяц), медсестер и учителей (2–3 тыс.), это становится понятным.

Образование в Брунее, как и медицинское обслуживание — бесплатное. И это только часть социальных достижений, которыми пользуются брунейцы. Из плюсов для туристов — Бруней является безопасной страной. Здесь практически невозможно встретить насилие или воровство. За кражу здесь наказывают физически жестко — за первый пойманный раз отрубают кисть руки, за второй — левую ногу. Но все же за своими вещами лучше присматривать, чтобы не расслабляться перед другими восточными странами. Дешевых хостелов и отелей в стране практически нет, но со средними ценами $40–60/день отелей достаточно много.

Шик и блеск для народа Брунея

Бруней — высокоморальная страна и на флирте с местными девушками здесь надо поставить большой крест. Здесь не удастся «снять» ее на вечерок — cначала надо на ней жениться! Ибо секс с брунейской гражданкой, с которой вы не состоите в браке, это серьезное уголовное преступление за которое полагается и тюрьма, и даже битье палками. То же самое касается и местных жителей: сначала брак — потом постель. Проституции в Брунее практически не существует, но, если привезти с собой какую-нибудь тайку-филлипинку и зарегистрировать ее при вселении в отель, то проблем не будет. Не сладко здесь придется и любителям однополых отношений — если кто-то что-то заметит — запросто могут побить камнями.

В целом, для туристов обстановка в Брунее вполне нормальная — здесь нет никаких навязываний исламских идеалов. Но нужно не переходить четко определенные и вполне разумные границы поведения и как следует нормально одеваться — т. е. в меру прикрывать свои «достоинства» — как женские, так и мужские. Это также касается и алкоголя. Думаю, даже самые большие любители этого дела вполне могут обойтись несколько дней без бухла. Но для тех кто все-таки не может, то разрешается провозить кое-что с собой и пить в номере. Но, на улице — нет! И даже пива!

Иностранцам можно провезти с собой две бутылки крепких напитков, однако их надо обязательно задекларировать на таможне, иначе получится нелегальный ввоз, что брунейскими законами тоже карается. В брунейских магазинах ничего из алкоголя купить нельзя — ни водки, ни вина, ни даже пива.

Ну, а уж наркотики в Брунее — это самый быстрый и прямой путь на Тот свет.

Итак, наше короткое двухдневное знакомство с небольшим султанатом Бруней, закончено и завтра мы вылетаем на восток в соседнюю Малайзию — тоже мусульманскую страну. Но там мы будем знакомиться только с ее природными достопримечательностями — животным миром и естественными красотами — морем, островами и пещерами. Это будет тоже остров Калимантан или, как его все привыкли называть Борнео. И мы планируем посетить там три места, расположенные в Сандакане, Кота Кинабалу и Мулу.

Первая встреча с животным миром состоится на острове Селинган. Там мы увидим таинственный процесс финальной части размножения черепах - закладку самкой своих яиц и рождение новых малышей ...

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия