Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:05

Бандар-Сери-Бегаван — Бруней Март 2019

После прилета из Сингапура в брунейскую столицу город Бандар-Сери-Бегаван, на которую мы выделили в нашем новом путешествии по Юго-Восточной Азии два полных дня, первым делом с утра познакомились с основными столичными достопримечательностями — двумя главными мечетями и Музеем Королевских регалий. Вторую половину дня будем знакомиться с тем, как и чем живут простые жители столицы одного из самых богатых государств нашего Мира.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Итак, осмотрев обе мечети и слегка перекусив, выходим снова к реке Сангай Кедейн с целью найти там катер для прогулки по руслу реки Бруней, в которую она впадает и там, на наше счастье, сразу подвернулся лодочник. Для приличия немного поторговавшись, садимся в нее и начинаем наше водное знакомство с довольно интересным и уникальным городским районом — Kampong Ayer, который стоит на сваях.

Водная деревня Кампонг-Айер

На самом деле таких Кампонгов (кемпингов?) там можно насчитать больше двух десятков. Но этот — на самом виду. Как говорится — в партере…

Ну, а если взлянуть на данный район с высоты Гугла, то на этом столичном пятачке можно заметить не только эти Кампунги, но и в левом нижнем углу полуостров с громадным комплексом султанского дворца. А вот в правой и центральной частях снимка как раз видны стоящие посреди реки и у берегов коричневатого цвета деревни на сваях.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Ширина реки метров триста-четыреста. Отчалив от берега, с ее середины стала видна вся неброская панорама центральной части столицы, выходящей на набережную.

Панорама центральной части столицы Брунея

Как издавна повелось в Брунее, дома, школы, магазины и мечети в этой деревне стоят на сваях прямо на воде. Собственно, сам город и начинался с этой деревни. Отсюда всего несколько километров до впадения реки в Южно-Китайское море. И сейчас довольно значительное количество населения Бандар-Сери-Бегаван все еще живет в такого рода свайных поселениях. Да и еще в недалеком от нас 19 веке, дворец султана тоже был домиком на сваях. И нынешний дворец также находится на этой же реке Cунгай Бруней, но уже на берегу. Проплывая, мы увидели только его золотой купол над густой береговой зеленью деревьев.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Река — главная улица подобных Кампонгов и моторная лодка является здесь основным транспортным средством. На ней широко развит как частный, так общественный водный транспорт со своими маршрутами и оборудованными остановками.

Такого рода поселения являются традиционными для Юго-Восточной Азии, но в Брунее деревня Кампонг-Айер считается самой большой в мире водной деревней. Собственно, это даже не деревня, а город на сваях, раскинувшияся на многие километры по обоим берегам реки. А в старые времена и, тем более во времена Магеллана, все предпочитали жить в этих местах только в таких домах на сваях.

Бруней. Многоликость столичной жизни
На этой реке таких водных деревень насчитывается аж 28 штук. Границы между ними весьма условны и незаметны. Дома в них самые разные — и старые деревянные, и целые кварталы новых и современных. Так, за поворотом реки ближе к устью, по обоим берегам реки расположены большие и современные кварталы домов A и B Bolkiach (здесь точно чувствуется и рука, и карман султана) современной постройки.
Бруней. Многоликость столичной жизни

Везде есть электричество и видны много тарелок спутникового телевидения. Наверное, есть и интернет. Но еще много и старых, ветхих дощатых домов, крытых шифером или старой и пожухлой соломой. Но даже у таких домов около причала всегда стоят хоть и недорогие, но автомобили.

Бруней. Многоликость столичной жизни

На главном причале деревни Кампунг-Айер в одном из современных домов расположился Музей водной деревни. Собрано много экспонатов, рассказывающих о жизни жителей речных деревень. Старых фотографий очень мало и все иллюстрации о старой жизни сделаны на основе чьих-то записей и воспоминаний.

В таких водных деревнях есть все, что нужно для жизни — школы, мечети, госпиталь, отделения полиции, заправочные станции и даже видели пожарную команду. И все это расположено на воде — на сваях и мостках.

Здание пожарной команды

Сейчас во многих частях деревни выстроена система водоснабжения и канализации, а раньше таковой не было и можно только представить себе всю ту гигиену, в которой жили люди. Но почему-то мирились с этим столетиями и не переселялись на берег.

Из информации, полученной нами в Музее водной деревни, мы узнали, что большинство живущих здесь брунейцев — довольно успешные люди. Они живут в достатке, имеют хорошую работу и дорогие автомобили, которые стоят на «Большой земле». Почему же они живут здесь, в условиях постоянной влажности, а не на сухом берегу?

Бруней. Многоликость столичной жизни

По-видимому, многие жители султаната, приемля и современные технологии, и старинные обычаи, сохраняют таким образом свою самобытность. И все это в городской черте столицы — самого богатого государства нашей Земли!

Такое мне трудно представить в Киеве на Днепре или на Москва-реке около Кремля! Это — загадка!

Но — это же ведь Восток! И, думаю, местные жители не зря полагают, что Вода все-таки лучше Земли во многих отношениях: она уносит проблемы и не дает разуму застывать в косности, очищает душу и приносит покой. Возможно это и так — ведь это поселение существует уже больше тысячи лет…

Бруней. Многоликость столичной жизни

Причалив к городской набережной, вышли и прошлись пешком до нашего отеля

Городская жизнь

Улицы города застроены невысокими зданиями в 2–3 и редко в 4 этажа. Никакой особой мумульманской архитектуры в жилых постройках нет. Видно, что много домов построены по единому проекту и являются как-бы коттеджными городками. Скромные двух-трехэтажные дома. Наверно, это и есть тот брунейский «коммунизм», который построил султан для своих рядовых подданных.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Город состоит из нескольких микрорайонов — Kiulap, Gadong, Tutong, Bandar. Сплошной застройки на этом пространстве нет. Районы соединены между собой автострадами и пройти, прогуливаясь, между ними пешком, некомфортно — тротуаров не существует.

Почти все жители ездят на автомашинах. Машины не старые. И все белые или серебристые и без «понтов» и «счастливых номеров». Черный цвет машин — только у официальных лиц. Да ведь он и непрактичен при постоянной круглогодичной жаре. Мотоциклов в городе, в отличие от виденного кошмара в Джакарте или Ханое, не видно совсем. И вообще — улицы и площади кажутся пустынными. Особенно в полдень…

Бруней. Многоликость столичной жизни

В брунейской столице нужно забыть про общественный транспорт — его попросту нет. Есть только такси, которое можно вызвать по телефону. Никаких стоянок такси на улицах тоже нет и поймать машину на дороге невозможно — слишком уж редко ими пользуются местные жители. Почему? А у всех местных поголовно имеются личные автомобили.

На улицах — никакого особого шика и блеска. Обычные скромно оформленные магазины, банки и бутики на первых этажах уличных зданий. Но все чистенько. Штраф за выброшенный мусор в неположенном месте может достигать 1000 БНД. Вечером народу больше в продуктовых магазинах. Все закупаются по пути домой. А в промтоварных — пусто. Женщины ходят в длинных платьях и с покрытой платком головой. Но их лица открыты.

Бруней. Многоликость столичной жизни

В целом, это очень опрятный, чистый, современный город с широкими дорогами и многоэтажными современными общественными зданиями, многочисленными мечетями и рынками. Один из этих рынков работает и по ночам.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Никаких согревающих напитков кроме чая-кофе, нигде не продается. На прилавках супермаркетов в этом отношении тоже — хоть шаром покати. Нельзя купить даже пива.

Дойдя до нашего отеля Radisson Brunei Darussalam, заказали там машину и выехали на небольшую автопрогулку по городу.

Султанский дворец

Сначала посетили место расположения султанского дворца, а потом местный рынок, работающий даже по ночам. От нашего отеля султанский дворец Истана Нурул Иман (Большой королевский дворец и мечеть) находится в 4 километрах на улице с длинным названием Jalan Raja Isteri Pengiran Anak Saleha. К красивым воротам с одиноким охранником можно подъехать вплотную и даже спокойно сфотографировать внутренности парадной части дворца.

Проехав по этой улице дальше и выйдя на берег реки Сангай Дамуан, мы увидели верхнюю часть дворца, спрятавшегося за густой зеленью. Этот дворцовый комплекс насчитывает 1788 помещений общей площадью 200 тыс. кв. метров. Помимо них, в резиденции имеются 5 бассейнов, 18 лифтов и 257 комнат для гигиены. Главными материалами, использованными при отделке дворца, являются мрамор и золото. В общем, все сделано в лучших традициях Востока — красиво, роскошно, с размахом и денег на это строительство никто не жалел.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Просто так переплыть эту речку вплавь проблематично — в ее водах водятся крокодилы и об этом красноречиво напоминает табличка.

К сожалению, попасть на территорию дворца нам в этот раз не удается, но, если приехать в конце Рамадана -обязательного для мусульман поста (саум), который является одним из пяти столпов ислама, то будет шанс в течении трех дней (в этом году он будет с 23 апреля по 23 мая 2020), попасть в гости к султану! Кстати, всех таких гостей лично встречает султан со своей семьей и даже можно рассчитывать получить от монарха подарки. Особенно — детям.

На том берегу, где мы остановились, напротив дворца находится большой рекреационный парк, в котором отдыхают и набираются сил жители брунейской столицы.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Говорят, неподалеку отдельно живет и вернувшийся из ссылки некогда опальный брат султана Джеффри, с которым владыка из-за обнаруженных сделанных им растрат на миллиарды! долларов, лет 20 назад «побил горшки». За это он отправил брата вместе с женами в ссылку в Лондон, где «на хлеб и воду» дал всего $300 тыс. содержания в месяц.

Городской рынок

По дороге в отель заехали на ночной рынок. Здесь можно или недорого перекусить, или что-нибудь взять и поужинать уже в отеле. Рынок расположен на перекрестье основных трасс столицы и с него прекрасно видна подсвеченная вечерними огнями мечеть Jame’Asr Hassanil Bolkiah mosque. Он является только продуктовым — на нем богатый выбор фруктов, овощей, рыбы, мяса, сладостей. И все это тут же готовят. Цены вполне приемлемые, так как в основном, здесь закупают продукты и питаются местные жители.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Он похож на большинство других рынков восточных стран и представляет собой очень колоритное и интересное зрелище. Все вокруг вкусно пахнет, кипит или «шкварчит». Можно попробовать на месте или попросить завернуть приготовленные на гриле несколько видов рыб, кальмаров, креветок, куриных бедрышек-крылышек…

Бруней. Многоликость столичной жизни

И все свежее, только выловленное или выращенное у себя дома и уж точно безо всякого там ГМО. Отравиться здесь невозможно — все что не продается в течение вечера — назавтра уже в продажу не идет и безжалостно выбрасывается.

Что еще приятно — никто из продавцов назойливо не пристает. Они постоянно улыбаются и совершенно не понимают никакого языка, кроме местного. Так что, в основном приходится объясняться на пальцах — рукой покажешь, что хочешь, а потерев большой палец об указательный — спросишь сколько надо платить.

Бруней. Многоликость столичной жизни

Из иностранцев мы были здесь единственными. Кругом только мусульмане и мы среди них как белые вороны. Да еще и с фотоаппаратами. Люди реально удивлялись, что мы фотографировали их обыденную жизнь — кто-то жарил куриные крылышки, а кто-то рыбу и или бананы. Наверно, это выглядело, как если бы у нас какой-нибудь африканец стал фотографировать на нашем рынке капусту или простоквашу.

Можно было бы набрать приготовленных на гриле безотказных для путешественника в дороге куриных бедрышек с рисом и овощами, фруктов, но, понадеявшись на ресторан нашего отеля, этого не стали делать. А в нем было, в основном, то же самое. Но, правда, сервис на +5*…

Завтра нам предстоит большой автопробег по всей стране — мы проедем вдоль океанского побережья с Востока на Запад и увидим — чем живет глубинка Брунея и где скрываются ее главные нефтяные богатства…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия