Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Рованиеми — Финляндия Март 2019

Утром, удивившись сверх пунктуальности Норвежских Авиалиний, отправляемся из Хельсинки в Лапландию. Пунктуальность поразила меня настолько, что подумываю — не отправить ли немцев на курсы точности. Все было не минута в минуту, а секунда в секунду! Регистрация самостоятельная, в автомате, сдача багажа тоже самостоятельная — никакого персонала. Я уже писала, что я люблю сидеть у окна, муж — только у прохода. Во время регистрации мы раз десять поменяли места, так, что вконец запутали автомат. В результате — в самолете было единственное свободное место, и оно оказалось между нами!

По тому, как тщательно обрабатывали наши крылья от льда, мы вспомнили, что летим на Полярный круг. То, что Полярный круг пересекает взлетную полосу Рованиеми я знала, но что это официальный аэропорт Санта Клауса стало понятно, как только мы вышли в здание аэропорта (кстати, он хоть и маленький, но с телескопическими трапами — никаких поездок по полю в автобусе). В аэропорту уже было не по-норвежски, на табло горело, что багаж на ленте 1, в реалии — на ленте 2. Но, это мелочи, пока ждали, я начала втягиваться в новогоднее настроение (в марте). Интересно, что на прилете не было так называемой «чистой зоны» — встречающие ожидают прямо возле ленты получения багажа. Отзыв об аэропорте здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/rovaniemi/airports/4381/responses/4953

Из аэропорта идет шаттл, который развозит по всем отелям Рованиеми. Стоимость на человека 7 евро. Нас привезли почти последними, так как водитель подумал, что нам в другой Скандик — отелей с таким названием в Рованиеми три! Но, группа, к которой мы должны были присоединиться, прилетала после обеда, так что — времени у нас было вагон и маленькая тележка. Завезли вещи в отель, комнаты еще не освободились, пришлось оставить чемоданы в камере хранения т отправились гулять по столице.

Рованиеми — столица Лапландии. Современный городок, расположенный на берегу реки Оунас — йоки, почти в месте слияния ее с рекой Кеми-Йоки (сейчас они замерзшие, конечно, но народ по набережной фланирует).

Лапландия. День лесной и столичный

Говоря «городок» — немного не права — Рованиеми является самым большим городом Европы по площади! Жители города утверждают, что сверху он похож на рога северного оленя.

Основано поселение было еще в 15 веке, название саамское — не знаю, нормально ли это звучит по-русски «Залесенный холм» — именно так, не лесной. Холм, слегка покрытый лесом. В 19 веке начали развиваться лесная промышленность и золотодобыча. А «золотая лихорадка» всегда дает импульс к активному развитию города. Поселение было полностью разрушено немцами во время Второй Мировой Войны — вот так странно, ведь, казалось бы — союзники. Эти события носят название «Лапландская война». Архитектор Алвар Аалто отстроил новый город, но, если честно — руки архитектора не видно вообще. Мне он показался очень хаотичным, а строения напоминают худшие советские времена, сибирскую глубинку. Опять же, на мой, совершенно субъективный вкус — город совершенно безликий. В 1960 году поселение получило статус города, сегодня в нем проживают чуть более 60 тысяч человек с тенденцией к увеличению. Увеличение не за счет естественного прироста. Тут надо сказать, что в этот же день вечером, когда прилетела группа, наша сопровождающая группы удивила меня информацией, что средняя финская семья имеет двух детей. Удивила — не то слово, скорее — изумила. Я точно знала, что в Западной и Северной Европе нет ни одной страны достигшей простого воспроизводства. Лучше всех ситуация у французов, которым активно помогают выходцы из стран Магриба, но и они до заветных двух не дотягивают. Услышав про два, подумала, что ничего себе, финны молодцы — тихони. Так и осталась бы в неведении, но затем поняла, что все сказанное надо проверять, полезла смотреть статистику — 1,65. Да, просто в цифрах — невелика разница, но когда речь идет о коэффициенте рождаемости (это называется коэффициент фертильности — количество детей на одну женщину) — то это очень принципиальная разница. В общем — и здесь не рожают, а прирост — за счет людей, приезжающих на работу, а работа — за счет обслуживания туристов, количество которых увеличивается с каждым годом. Вот и мы пополнили.

Лапландия. День лесной и столичный

Что еще можно сказать о городе? В Рованиеми расположен самый северный Университет.

Рованиеми побратим с Мурманском (вот почему не с Ялтой, например? Так нет — Баден Баден с Ялтой и Сочи, а север — к северу).

Резюме: не смотря на то, что город очень большой по площади, ориентироваться очень легко. Взяли в отеле карту и пошли гулять, но карта не понадобилась.

Лапландия. День лесной и столичный

Надо сказать, что это было воскресенье. И, через час мы поняли, что поесть негде. Закрыто все — или совсем, или — до вечера. Торговый центр открыт, но шоппинг нас не интересует, а рестораны кормить нас не хотят. Нет, Фаст фуд никто не отменял, но мы его дружно не любим. Мы уже почти совсем согласились с кебабной, но увидели итальянский ресторан, куда и рванули. Сели у окна, и, видимо, приманили таких же голодных — во всяком случае, через 30 минут ресторан был полный. В восторг мы не пришли (мягко говоря), при этом отдав кучу денег. Но, согрелись. Отзыв о ресторане здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/rovaniemi/cafe/32065/responses/4951

На обратном пути пришли на мини — базарчик, где настоящие лапландцы продавали сувениры и предметы народного творчества. Вопрос с необходимыми сувенирами для коллекционеров в Германии был решен за пять минут.

Вернувшись в отель, думали, что придется еще несколько часов ждать группу в холле. Только угнездились на диване, служащая сама подошла к нам с ключом, и мы спокойно заселились, до приезда группы еще и вещи разложить успела. Отзыв об отеле здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/rovaniemi/hotels/3163/response/9130

Встретились с группой — радость — три мои «старые» туристки, все три замечательные! И прекрасная семейная пара, с которыми мы были знакомы заочно — через их дочь, которая была у меня туристкой. Я была очень рада знакомству, и общением с ними всеми на протяжении недели.

Нас сразу повезли на склад — получать вещи. Выдают все: самое главное — комбинезоны, плюс ботинки, носки, шапки, варежки и шарфы. Мелочами мы не пользовались, свое было, но комбинезоны и ботинки носили исправно. Да, не солдаты мы — экипировались долго и сложно, но к концу недели уже могли натянуть на себя все, пока спичка горит. Еще один нюанс, мне кажется, к концу недели все женщины группы могли ходить в туалет только два раза в день — утром и вечером, потому как делать это в комбинезонах, под которыми еще куча одежды — даже вспоминать не хочется. Теперь советую всем мужчинам, которым жалко себя при ежедневном бритье — вспомните про женщину в зимней одежде и комбинезоне в общественном туалете….

Мы отправляемся на лесную прогулку. Мой телефон сообщил мне, что мы в местечке с легко запоминающимся названием Raudanjoki. Удивили проталины на реке, неужели были настолько теплые дни, что лед растаял?

Лапландия. День лесной и столичный

Солнце садилось, был великолепный розовый закат. Даже нам нравилось, представляю ощущение людей из группы, которые в массе или видели такое очень давно, или вообще не видели! На фотопаузу остановились на подвесном мосту, на нем висел плакат: «Не более 10 человек, при дистанции не менее 5 метров), но, плакаты не для нас — мост изрядно раскачивался. Мне показалось, что только три человека остановились ждать — мы с мужем, как законопослушные «немцы» и еще один турист, как оказалось впоследствии, проживший в Германии больше 10 лет.

Мой старый телефон, которому, кажется, четыре года (айфон 7), при температуре -17 сразу «умер». Холодно стало батарейке. В последующие дни, я, уже опытная, носила его в теплом кармане, больше не подводил, что порадовало, так как фотоаппарат я давно не вожу.

По лесной тропинке, в сумерках, по скрипящему снегу, добрались до костра, с чайной паузой. Чай вкуснющий, больше похож на ягодный пунш. Впоследствии, мы пили его во время всех прогулок. Здесь, к чаю, еще и печенюшки давали.

После полета, прогулки, обустройства и ужина — раннее укладывание на сон, ведь завтра ждал очень ранний подъем, отъезд был назначен на 7.00., и день предстоял с экстримом.