Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 21:28
Мы будем путешествовать!

Вайль-на-Рейне — Германия, Хельсинки — Финляндия Март 2019

Ничего не предвещало этого путешествия. Я, конечно, знала, что мой израильский шеф-компаньон продает туры в Лапландию, но меня это, вроде мало касалось — где я, а где Лапландия? Потом несколько раз я услышала от своих туристов, побывавших в Лапландии, что это очень красивый тур, с великолепной природой и умеренным экстримом. Умеренного экстрима хотелось очень, но… зима смущала — по снегу не скучаю вовсе, а когда поднимаемся в горы, мне вполне хватает часового общения с ним, со снегом. И вот, в каждом туре я рекламирую туристам эту поездку, сама в нее не собираясь. Но, моя самая постоянная туристка Зоя и фб-овский друг Роман убедили, что пора начинать хотеть ехать. Захотела и хотела в течении полугода. Еще через несколько месяцев хотение оформилось в вопрос: сколько это стоит? И вот в этом месте я поняла, что у меня лучший шеф в мире — я покупаю только полеты и тур для мужа, а свою поездку получаю в подарок!!! Ну, многие могут похвастаться таким работодателем?

Несколько месяцев оставалось на подготовку. Совсем зимней одежды у нас нет, только тонкие пуховики, но мы знали, что теплую верхнюю одежду выдадут. Поэтому, пришлось запастись термобельем (муж не одел ни разу — сказалась сибирская закалка), шапкой для супруга (у него ни одной не было), и, не удержалась — пошла покупать мужу шарф — приобрела два одинаковых — с оленями и снежинками, очень уж тематически! Лыжные очки и перчатки у сына позаимствовали.

Перед самым отъездом получили информационные листы, пришлось сбегать за ремнями — подпоясывать комбинезоны, и раздобыть палки для ходьбы.

А, да, все это делалось в тайне от мужа, ему сообщила в ноябре, будучи в Сербии — в качестве подарка на день рождения. Он ооооочень изумился выбору! Второе его удивление было, когда он узнал про мой выбор полетов, показавшийся странным. Мы живем в 250 км от Франкфурта (южнее), или в 90 км севернее Базеля. Самолет на Хельсинки из Франкфурта, но надо ехать накануне, там ночевать, либо ночью. Стоянки во Франкфурте очень дорогие, билеты на поезд еще дороже. Я взяла билеты Люфтганзой: Базель — Франкфурт — Хельсинки. Да, полет из Базеля во Франкфурт всего 30 минут, зато — ехать в аэропорт меньше часа и парковка дешевая.

По сложившейся традиции, при раннем вылете, мы едем накануне и ночуем в отеле возле аэропорта. Обычно, это французский городок Сен Луи, в этот раз — немецкий город Вайль ам Райн, расположенный ровно на границе трех стран (а Евро аэропорт принадлежит трем странам — Германии, Швейцарии и Франции, на чьей территории и стоит, в паре сотен метров от границы со Швейцарией и в паре километров от границы с Германией). отель просто замечательный, лучше не пожелаешь.

Отзыв об отеле здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/weil_am_rhein/hotels/114586/response/9126

Смешной диалог приключился при заселении. Девушка на рецепшене интересуется, не хотим ли мы завтрак. Мы отвечаем, что не хотим. Ее ответ убивает: «Совсем не хотите?». Хотелось сказать, что хотим, но чуть-чуть. Вот что видно из окна отеля:

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

(фото из интернета, у нас номер на другую сторону был. Тот самый мост трех стран).

Утром отправляем багаж в Хельсинки, сами летим на Франкфурт, где совсем короткий, 30 — минутный стык, без вторичного прохождения досмотра. Благополучно сели в Хельсинки, и, бросив багаж в отеле в аэропорту, поехали в город. До отеля пять минут хода, но в аэропорту идет стройка, и мы, не заметив перехода, пошли через стройку (с чемоданами, по снегу). Какой-то рабочий что-то делал, мы на английском спрашиваем — есть ли проход к отелю напрямую, он нам на хорошем русском отвечает, что есть.

Железнодорожная станция прямо в аэропорту, спуск к платформе, не выходя из здания аэропорта. Билеты продаются в автомате, что интересно — в один конец — 5 евро, туда и назад — 14 евро. По всей платформе ходят «специально обученные люди», помогают купить билеты. Мы справились сами, но спросили — что за нонсенс? Если все правильно поняли — билет туда — назад на несколько видов транспорта, а только на поезд нету.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Тридцатиминутную поездку до вокзала в Хельсинки использовали для чтения информации о Финляндии — как-то так получилось, что эта страна для нас была совершенно «белым пятном». Все наши знания — страна озер, Маннергейм, советско — финская война, Нокия, Муми Тролль, шоколад Фазер, финны, напивающиеся отдыхающие в Питере, хоккей. После 9 дней, проведенных в Финляндии, показалось, что мы знали все — во всяком случае, ничего принципиально нового мы не услышали.

Выйдя на вокзале (да и еще в аэропорту), нас удивило большое количество беженцев, мы не ожидали увидеть такое количество в Хельсинки. Местный хельсинский гид озвучила статистику: в 15 году — 7 тысяч; в 16 году — 30 тысяч; в 17 и 18 годах — по 8 тысяч. Что ж, для пяти с небольшим миллионной Финляндии — достаточно много. Вокзал сфотографировали уже на обратном пути, в темноте.

История города относительно новая — в 1550 году шведский король Густав Ваза начал строить на финской территории портовый город. Это был второй по важности порт Шведского королевства на Балтике — после Ревеля (Таллина). Местность была совершенно дикая, продуваемая всеми ветрами, с густой растительностью, в дельте реки Вантаа. Со временем, новый город обогнал столицу Турку, и занял ее место. Были этому объективные причины: Швеция приходила в упадок, а Финляндия присоединилась к России, и логично было сделать столицей город, расположенный поближе к Петербургу. Интересно, вспоминают ли об этом сегодняшние жители Турку?

Но, после большого пожара, Хельсинки нуждался в реконструкции. По плану Иоанна Эхренстрема (подозреваю — шведа), немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель отстраивает город. Именно тогда Хельсинки приобретает неоклассический облик, который замечательно соседствует с послевоенными постройками. Как только мы вышли из вокзала, мы увидели это в полной мере.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

У нас на город было пол дня. Вокзал был построен к 1914 году, на месте старого — 1862 года, который стал «мал». На тот момент проект был очень новаторским, в стиле модерн из местного гранита, и по бокам от главного входа скульптор Эмиль Викстрем установил четыре фигуры, держащие светильники.

Мы двинулись к историческому центру. По пути «собирали» магазины со «шпециалитетами», как говорят немцы — финские бренды — шоколад, вазы, Муми Тролли, кофе, украшения. Поскольку, все это нас интересует очень мало, то вспомнили об этом только неделю спустя, в деревне Санты (в отчете о деревне Санты описала то, что финны продают туристам, отзыв здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/rovaniemi/parks_ent/3679/responses/4972).

Вот один из брендов — шоколад Фазер в специализированном магазине (о шоколаде Фазер тоже в отчете про деревню Санты)

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Рядом с магазином — забавный памятник, очень напоминающий петуха. На самом деле, скульптор, создавший это — Бьорн Векстрем, создал позвонок лосиного скелета. Карл Фазер был охотником, отличным стрелком, даже в Олимпиаде 1912 года участвовал, и очень любил лосиную охоту. Вот на месте первой кондитерской Фазера и был установлен столь необычный памятник. Но, правда, похож на петуха.

В одном из кофейных баров — магазинов очень впечатлили барельефы кошек. Они такие милые, добрые, во всяком случае — необычные:

Кстати, кафе полно народу, но не выглядит уютным — слишком проходимое. Финны, как и скандинавы, большие потребители кофе, наравне с немцами и швейцарцами. Странно, когда думаешь про кофейную нацию, сразу на ум приходят итальянцы, а они даже в пятерку главных европейских потребителей не попадают.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Еще одна приятная мелочь — в каждом городе есть место для туристов, которое надо потереть и загадать желание — в Хельсинки оно тоже есть, причем, по странному стечению обстоятельств — совсем рядом с вокзалом — для удобства туристов, видимо. Вот, где-то между зубами и есть та самая, волшебная точка исполнения желаний:

Когда я говорила друзьям, что специально беру билеты так, что бы у меня было время в Хельсинки, то все смеялись и пытались убедить нас, что в этой деревне нечего смотреть. Вы знаете — мне показалось, что город достаточно мил. Во всяком случае, я бы с удовольствием прогулялась здесь в теплый летний день.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Подходим к порту, ветер и влажность здесь ощущаются гораздо сильнее. Но, можно представить, что в теплое время года, сидеть на веранде какого-нибудь кафе очень приятно. Например, такого:

Перед зданием ресторана, в парке Эспланада, маленькая скульптурка — девочка с рыбкой. Ее создал отец девочки, дочка послужила моделью, а когда подросла, ее фамилию узнал весь мир — это знаменитая создательница Муми Тролля — Туве Янссон.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Далее парк Эспланада, приближаясь к морю, переходит в Рыночную площадь. В самом центре стоит интересный фонтан, с фигурой обнаженной девушки. Она, прямо как Ботиччелевская Венера, выходит из воды. Зовут ее «Морская нимфа», по-шведски это звучит «Havis Amanda», но жители Хельсинки ласково называют ее Манта. Интересна история ее создания. Более ста лет назад ее заказали скульптору Карлу Вилле Валгрену. Заказчиком выступила местная мэрия. Но, когда скульптура была готова, чиновников шокировала ее нагота и они отказались устанавливать скульптуру. Три года пуританские городские власти вели дебаты — допустима ли такая вольность. В итоге — разрешили, но гонорар автора значительно урезали, а не стоило этого делать. Обиделся и поставил Манту спиной к Ратуше. Вот теперь и должны все чиновники смотреть на ее… не самую худшую часть тела!

Моделью послужила Марсель Делькини, 19 — летняя горничная жены Вальгрена (интересно, что сказала жена). Но, местные чинуши называли ее не иначе, как «французская шлюха».

Когда Карл Валгрен создавал ее из розового гранита, он вложил в нее огромный смысл. Это вечно юная душа Финляндии. Из пасти окружающих Манту морских львов течет вода в фонтан, что позволяет забавляться не только туристам, но и жителям. В Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая, в праздник выпускников (в Финляндии), Аманду моют с мыльной пеной, затем водружают ей на голову студенческую фуражку, а потом продолжают вспенивать воду, но уже шампанским, а не мылом. Студенты с удовольствием купаются в этой пенной воде, их совершенно не смущает, что в это время года в Хельсинки еще совсем не жарко!

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Ничего не напоминает? Точно, день десантника!

Выходим на самую административную площадь города, расположенную на набережной. Это Площадь Крытого рынка — Кауппатори. Сам крытый рынок — это место, где продают все… почти все. причем, далеко не всегда финское. Но, здание смотрится интересно, похоже на вокзал.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Сама площадь — пример дальновидности. Юхан Хейденштраух, «владелец заводов, газет, пароходов», причем — в буквальном смысле, в 1814 году купил землю на берегу Залива, купил дешево — район был, мягко говоря, не очень. На месте старого склада построил себе дом в стиле ампир, заказав проект архитектору Перу Гранштедту, а через 25 лет, Российская Империя выкупила здание для резиденции Генерал — Губернатора. Именно здесь до 1917 года останавливалась царская семья. Сегодня это Официальная резиденция Президента Финляндии.

Перед резиденцией Президента — памятник — Обелиск императрице Александре Федоровне, супруге Николая Первого, посетивших Хельсинки в 1833 году. Обелиск установили по проекту того же энгеля (такое ощущуние, что этот немец половину Хельсинки выстроил). Конечно, с золоченным российским орлом, который, конечно же, в 1917 году был сброшен на землю, но в 1972 благополучно вернут на место. Это был первый общественный памятник Хельсинки.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

На этой же площади, Ратуша (к которой девушка попой повернута). В 1833 году оно было построено как здание биржи, зала торжеств, зала для собраний и отель — все в одном. Построено все тем же немцем, Карлом Людвигом Энгелем. Но, постепенно приходило в упадок, разрушалось и только в 1901 году его выкупила городская администрация, и приведя в порядок, разместила здесь мэрию.

С этой же площади открывается прекрасный вид на Успенский Собор, самый большой православный Собор северной и западной Европы. Архитектор Собора — Алексей Горностаев, выдержал русско-византийский стиль с романскими элементами. Собор построен очень практично — из красного кирпича, который привезли с островов, собрав остатки от разрушенной крепости Бомарсунд). Когда-то квартал Катаянокка, где он построен, или, по-просту, «Можжевеловый рынок», был не самым фешенебельным местом города. Но богатые россияне ходили в эту церковь, постепенно скупая землю вокруг собора и застраивая район. Для любителей югендштиля — самое подходящее место.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

С пристани этой площади отходят паромы, белоснежные красавцы. В ста метрах от нас горячие финские парни выбегали из сауны и бросались в ледяную воду. А мы замерзли ужасно, я даже не захотела на колесе обозрения прокатиться, что делаю всегда.

По очень аристократично выглядящей улице направляемся на вторую (или — первую) по важности площадь Хельсинки, с Ретербургским названием — Сенатская. Тут нам встретился «родной» чешский трамвайчик фирмы «Шкода». Я знаю, что автомобильная «Шкода» принадлежит «Фольксвагену», считала, что и трамвайная «Шкода» тоже. Но недавно, пражский гид заверила меня, что это не так. Я, правда, не поняла — как компания с одним названием и логотипом может принадлежать совершенно различным концернам.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

Сенатская площадь, застроенная в 19 веке оооочень похожа на петербургский ампир. Знаю, что повторяюсь, но главный архитектор — то же немец. Доминирует на площади Кафедральный собор Святого Николая. С двух сторон от него — Сенат, Университет и Национальная Библиотека.

В центре площади — десятиметровый Памятник Александру Второму. Создан двумя скульпторами — Вальтером Рунебергом и Йоханнесом Таканеном, 120 лет назад. Александр очень много хорошего сделал для Финляндии — ввел финскую марку (еще до образования независимого государства!), по его приказу были основаны почта, телеграф, телефон, национальный суд и национальная армия, разрешены собственные чиновники, вместо присланных из центра. Объвил о создании сейма, сделал финский язык государственным, наравне со шведским. Его очень чтут в Финляндии.

Александр изображен в парадном мундире, во время объявления о даровании автономии в 1863 году. Вокруг него четыре символические фигуры, на которых держится государство (в идеале): труд, закон, мир и просвещение.

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

За памятником — главная доминанта площади — Лютеранский Кафедральный (с 1959 года) Собор Святого Николая. Пятикупольное строение в стиле неоклассицизма. Вот не поверите, но архитектор — Карл Людвиг Энгель, интересно, он стал миллионером после строительства Хельсинки? Четыре купола посвящены Марку, Луке, Иоанну и Матфею — четырем евангелистам, пятый — Иисусу. На крыше — 12 апостолов. Собор построен на высокой лестнице, что делает его очень заметным из многих точек города. Внутри по-лютерански скромно, три скульптуры — главного столпа Реформации мартина Лютера, Филипа Меланхтона и первого епископа Хельсинки Микаэля Агриколы. В алтарной части картина придворного художника Николая Первого — Тимофея Неффа «Положение во гроб». Орган новый, с 57 регистрами, датской компании, но корпус оригинальный — немецкой фирмы «Walcker».

На этом мы решили закончить знакомство с финской столицей, и вполне замерзшие и проголодавшиеся отправились лакомиться горячо нами обожаемой китайской кухней. Да, новая страна, новая кухня, но мы знали, что впереди еще неделя в Лапландии, где нас с этой самой кухней и познакомят. Отзыв о ресторане здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/helsinki/cafe/32053/responses/4947

Если вдруг, кто-то заблудился или надоело в Хельсинки - всегда можно выбрать направление для отхода:

Финляндия. Лапландия. Начало — Хельсинки

После еды еще прогулялись по вечернему городу и остались вполне им довольны. Очень мило, и, даже не холодно (видимо, после еды). Что интересно — весь район вокруг вокзала — сплошные магазины, мне всегда казалось, что это не самая шоппинговая страна. Или, это относится только к Скандинавии?

А мы вернулись в аэропорт и пошли обустраиваться в свой Хилтон. Я люблю эту сеть и иногда, мы останавливаемся в ней в аэропортах. Если бронировать заранее, то цена не особо отличается от других аэропортовских отелей. Нас принял портье — турок, с великолепным английским и лицом и статью киношного султана. Отзыв об отеле здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/vantaa/hotels/22356/response/9129

На следующий день нас ждало начало лапландских приключений.

Второй день путешествия - столичный и лесной - здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_26854

Третий день путешествия — моржей и ледянщиков — здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_26715

Четвертый день путешествия — гонщиков и рыбаков — здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_26726

Пятый день путешествия — собаководов и Санта Клауса — здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_26757

Шестой день путешествия — оленевода и зверовода — здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_26737

Седьмой день путешествия — северного сияния, водопада и гонщиков — здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_26819