Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Свердловская область — Россия Май 2018

Уральская весна суровая, иногда очень затяжная и не радует хорошей погодой. Снег может выпасть и в апреле, и в мае и даже в июне! Даже лето у нас молоснежным бывает, что уж говорить о весне:) В этом году хорошая погода выпала на один из майских праздников. Дороги немного подсушило, выглянувшее солнышко. Решили покататься по полям и огородам населенным пунктам нашего и соседнего Белоярского района. И так получилось, что наш маршрут был связан с двумя фамилиями: писателя Мамина-Сибиряка и уральского купца Василия Жирякова.

Первым пунктом маршрута стало село Черноусово, основанное в 17 веке, которое раскинулось на берегах сразу двух рек Исеть и Брусянка.

Из интересного в селе: плотина на речке Брусянка — первое на что упираешься, заехав в село.

С этой точки очень хорошо видна церковь — еще одна достопримечательность села, но к ней мы решили подъехать чуть позже.

А вот с реки Исеть отлично видно еще одну достопримечательность. Хорошо сохранившееся здание бывшей льнянопрядильной фабрики.

Решили доехать до нее и осмотреть поближе. Поехали по одной из улиц села, остановились спросили у мужика, доедем ли по этой дороге до старой заброшенной фабрики. Он, посмотрев на нас как на идиотов, ответил, что доедем, только надо взять левее. Потом я поняла почему он на нас так посмотрел. Мы так и сделали и уперлись в забор. Но раз уж приехали, нашли в этом заборе брешь, через которую можно пролезть на территорию. К слову, долго искать не пришлось, мы возле нее припарковались. А пока мы лезем через дыру в заборе, расскажу немного из истории фабрики.

В 1757 году на реке Исеть возвели плотину и построили водяную мельницу. За год мельница перемалывала более 70 тысяч пудов зерна, на ней работали 40 человек.

В 1897 году на месте сгоревшей к тому времени мельницы купец Василий Жиряков построил в Черноусово льнопрядильную фабрику. (В нашем сегодняшнем маршруте мы еще встретимся с творениями этого деятельного купца).

Но вскоре фабрика стала убыточной, требовала модернизации. Жиряков застраховал фабрику и, как считается, устроил поджог. А получив страховку, построил новую: с каменными стенами, паровой машиной фабрики «Ятеса», с 50 станками и 2 полировочными машинами немецкого производства. В 1914 году обновленная фабрика вновь заработала, на ней работало 600 рабочих.

В советское время здесь работала шпагатная фабрика им. В. П. Ногина. Источник

Территория не производила впечатления «заброшенной». В облезлых старых корпусах стояли пластиковые окна. Пытались найти хоть какие-то мемориальные таблички, по интернет источникам они там должны быть. Но обнаружили только собачьи следы. Вот с людьми можно договориться, а с собаками это сделать сложнее. Решили, что надо закругляться с осмотром. Собака нас обнаружила быстрее, чем мы покинули территорию. А потом и сторож/охранник показался на горизонте, но не пустился за нами в погоню. Спокойно под собачий лай проводил нас… взглядом. Да и мы удирать не пытались, как какие-то нарушители. Спокойно дошли до забора и ушли тем же способом, какие и проникли на территорию.

Как потом прочла, сейчас здесь размещается производство по производству чистящих средств — «Фабрика Чистоты». Так, что территория не заброшенная.

Далее поехали в сторону Свято-Троицкой церкви, 1859 года постройки.

Ограничившись внешним осмотром, отправились ко второму пункту маршрута — Гилевскому водопаду. Ехать прямо от церкви по улице, потом направо, персечь железный мостик и мы на месте!

Выходишь из машины водопада не видишь, но уже слышишь грохот падающей воды.

Этот водопад искуственного происхождения. Возник после создания на Брусянке небольшого Гилевского пруда. Как итог, русло речки здесь сместилось в сторону. Старое русло можно заметить чуть правее. Сделав дамбу, водосток пустили по скале, с перепадом высот.

Живописный водопад известен туристам давно. Его описание можно найти в путеводителе Е. П. Масленникова и Р. Б. Рубель «По окрестностям Свердловска» 1978 года.

Рядом с водопадом красивая солнечная полянка и сосновый лес. Отличное место. Хотели устроить пикник, благо с прошлогоднего лета мангал и решетка в багажнике катаются, но не судьба. В местном магазине продуктами для пикника разжится не удалось. Ну и ладно! Едем дальше.

Следующий пункт нашего маршрута деревня Колюткино. Ехали туда с целью полазить по базальтовым скалам, попутно посмотреть церковь и здание старой мешочной фабрики 19 века постройки.

Заехав в село первым делом увидели каменную однопрестольную церковь, стоящую на холме. Церковь была перестроена из часовни в 1914 году на срества купца Василия Жирякова. Того самого, фабрику которого мы уже посетили в Черноусово. Кстати она была не первой. Изначально Жиряков построил фабрику в деревне Калюткино, которую впоследствии перенес в Черноусово. Находится она на окраине села. Чтоб вы примерно понимали, церковь и базальтовые скалы на одном краю села, а фабрика на другом. Само же село вытянулось вдоль реки Исеть.

Решили прогуляться до здания фабрики пешком. Долго шли, но так и не дошли, зато насмотрелись на деревенские домики. Эх, неповторимый колорит деревенских домов! Каждый из них совершенно особенный и не похож на своего соседа. Не то чтобы постройки сильно отличались друг от друга, но у каждого есть свои необычные детали. У этого интересные наличники, у соседнего роспись на воротах, а у этого вообще чеканка!

Базальтовые скалы представляют собой выходы мрамора на поверхность. Еще в 18 веке местным жителям дали разрешение разрабатывать здесь находящуюся мраморную жилу. Базальтовые скалы в Колюткино — геоморфологический памятник природы Свердловской области. К памятникам природы их отнесли в 1983 году. Село Колюткино дважды посещал писатель Мамин-Сибиряк вместе с членами УОЛЕ, которые приезжали сюда на геологические раскопки.

Налазившись по скалам, отправились в сторону села Маминское и порога Ревун, что в деревне Бекленищево.

Маминское — одно из наиболее интересных сел на реке Исеть (Свердловская область). Его созвучность с фамилией писателя Мамина-Сибиряка не случайна. Названо оно в честь одного из предков писателя.

Село с богатой историей, многочисленными дошедшими до нас старинными домами из кирпича, живописной церковью и старой разрушенной мельницей.

В 18 веке выше по течению реки Исеть было найдено золото, гораздо раньше, чем в Березовском. А 19 век ознаменовался золотой лихорадкой и постройкой красивого храма. Для постройки которого, насыпали холм. Поэтому храм виден еще с моста при подъезде к селу.

Строили на века! Раствор замешивали на яйцах, которые собирали по всей округе. Видимо, поэтому храм так хорошо сохранился, хотя с 1930-х годов и до 1990 года стоял в запустении, и, конечно, попытки растащить на кирпичи безусловно были. Уцелели и фрески конца XIX века, выполненные художником Ивановым. В настоящее время продолжается восстановление храма. Является памятником культурного наследия Свердловской области.

За селом, на правом берегу реки Исеть (чуть ниже автомобильного моста через реку, построенного в 1965 году), можно увидеть еще одну интересную достопримечательность села. Раньше на этом месте стояла водяная мельница. В 1947 году на её месте была построена электростанция. До наших дней сохранилась часть плотины и частично машинный зал с фундаментами.

Осмотрев все достопримечательности села Маминское, закупив продукты для пикника, мы отправились в сторону порога Ревун. (Фотографии этого замечательного места я уже публиковала здесь).

Ревун популярен и известен не только у любителей сплавов, которые каждые майские праздники утраивают здесь тренировки. Его видели люди, которые здесь даже не были, но смотрели фильм «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли. Так вот съемки натуры и сплава проходили на Ревуне. Хотя действие по книге и фильму происходит в Пермском крае. Хабенский, конечно до наших краев не доехал, но съемочная группа была. В этом эпизоде фильма снимались спортсмены-дублеры, поэтому присутствие актеров не требовалось.

А мы приехав на Ревун, с небольшим, но трудом, т.к повторюсь место популярное и в майские здесь негде яблоку упасть мангал поставить, нашли место для пикника.

Сытые, надыщавшиеся свежим воздухом и утомленные солнцем, отправились домой.

Цикл материалов "Свердловская область"

1. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме
  2. Музей автомобильной техники в Верхней Пышме
  3. Путь в Уральский Иерусалим или коллективная поездка в Верхотурье. Часть 1. Село Меркушино
  4. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 2. Верхотурье. Спасо-Николаевский мужской монастырь
  5. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 3. Верхотурский Кремль и Покровский женский монастырь
  6. Путь в Уральский Иерусалим. Родник в селе Актай
  7. «Высоцкий»: смотровая площадка + музей
  8. Порог Ревун
  9. Шарташские каменные палатки — природный парк в городской черте
  10. Пряничный домик в селе Кунара
  11. Парк-отель "Ровесник"
  12. Покатушки до Гилевского водопада и другим достопримечательностям Каменского и Белоярского районов
  13. Из уральской зимы в тропики на один час
  21. Небо вместо моря
  22. На уикенд в Сысертский район
  23. Никольская слобода
  24. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 1
  25. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 2
  26. «Важнейшим из искусств для нас является кино»