Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Верхотурье — Россия Февраль 2013

Осмотрев Спасо-Николаевский мужской монастырь, мы продолжили свое ознакомление с городом Верхотурье. Следующим объектом на нашем пути был Верхотурский Кремль с Троицким собором. В настоящее время собор — единственный объект на территории Кремля, вызывающий интерес. Он заслуживает внимание, как выдающийся памятник церковного зодчества Урала.

Путь в Уральский Иерусалим. Часть 3. Верхотурский Кремль и  Покровский женский монастырь

В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором.

Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось.

В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны.

Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года.

А вот Кремль Верхотурья интересен тем, что это самый маленький Кремль в России (квадрат стен 100 на 200 метров).

Подробнее о Верхотурском кремле и его истории можно прочитать здесь.

Времени на осмотр достопримечательностей Верхотурья у нашей группы было совсем мало, а в планах было еще посетить, находящийся немного поодаль Покровский женский монастырь, в котором находится икона Богородицы «Умиление».

Женский монастырь был основан в 1621 году первым епископом Сибирским Киприаном. Поначалу был построен деревянным, а затем из-за частых пожаров постепенно в XVIII веке отстроен в камне.

Иждивением Максима Походяшина построены церкви Покрова Богородицы (1744—1753 гг.) и Рождества Иоанна Предтечи (1768 г.).

В 1764 году Покровский монастырь был официально расфомирован. Когда фактически прекратил свое существование Покровский женский монастырь неизвестно. Многие исследователи-краеведы называют 1782 г., некоторые утверждают, что монахини продолжали «преобитать» при бывших храмах обители вплоть до 1853 г., когда при Покровской церкви было официально признано существование женской богадельни. 1782 год как дата окончательного закрытия монастыря, кажется, впервые был указан в 1854 г. в сочинении игумена Макария «Описание города Верхотурья». Далее в истории обители наступил перерыв, затянувшийся на несколько десятилетий. И уже примерно в середине XIX в. (точная дата неизвестна) снова образовалась неофициальная община из женщин, стремящихся к иноческому уединению. Именно они положили начало новой странице истории древнего монастыря.

Жизнь общины возобновилась в 1896 году. Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы, принадлежавшие некогда женскому монастырю, теперь находились вне общины и являлись приходскими. Именно потому сестры добились разрешения построить при общине новый каменный Покровский храм. Покровская (Ново-Покровская) церковь Покровского женского монастыря, каменная, однопрестольная. Заложена 12 сентября 1898 г. Освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы 11 сентября 1902 г. Закрыта в 1925 г., патриаршей ориентации. Возвращена в 1991 г. Освящена 15 октября 1996 г.

На территории монастыря находится Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Ново-Покровская церковь). Возведена церковь в начале ХХ века.

Этот монастырь привлекает паломников тем, что в нем находятся мощи святого блаженного Космы Верхотурского. В 2006 году для них были изготовлены новая рака и сень над ней.

Но мое внимание привлекла большая икона Богородицы «Умиление» справа от алтаря. Какая-то необычная, очень красивая и богато украшенная бусами, золотыми и серебряными цепочками, кольцами, серьгами. Ясно было, что эта икона — особо почитаемая, раз люди приносят ей украшения в дар по благочестивому обычаю.

В монастыре и в Троицком храме шла служба, экскурсии для нас уже не проводили. И пока члены нашей экскурсионной группы стояли на службе, я гуляла по окресностям, так как поломник из меня никакой, а подобные места меня привлекают своей историей, стариной, атмосферой и живописностью.

Места здесь действительно живописные. Живописность местности придают и ожидающие часа возрождения полуразрушенные церкви, и величесивенные соборы действующих монастырей, и даже висячий мост. И, кажется, что время застыло как река Тура зимой.

Очень мне захотелось вернуться туда летом. Чтобы уже неспешно побродить и полюбоваться окрестными пейзажами уральской глубинки, заслушаться переливами колокольного перезвона, полюбоваться архитектурой монастырей и храмов, которыми так славен город Верхотурье.

И пока я мечтала и любовалась, время шло. Группа собралась и мы двинулись дальше к конечной остановке на нашем маршруте — источнику на реке Актай.

Цикл материалов "Свердловская область"

1. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме
  2. Музей автомобильной техники в Верхней Пышме
  3. Путь в Уральский Иерусалим или коллективная поездка в Верхотурье. Часть 1. Село Меркушино
  4. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 2. Верхотурье. Спасо-Николаевский мужской монастырь
  5. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 3. Верхотурский Кремль и Покровский женский монастырь
  6. Путь в Уральский Иерусалим. Родник в селе Актай
  7. «Высоцкий»: смотровая площадка + музей
  8. Порог Ревун
  9. Шарташские каменные палатки — природный парк в городской черте
  10. Пряничный домик в селе Кунара
  11. Парк-отель "Ровесник"
  12. Покатушки до Гилевского водопада и другим достопримечательностям Каменского и Белоярского районов
  13. Из уральской зимы в тропики на один час
  21. Небо вместо моря
  22. На уикенд в Сысертский район
  23. Никольская слобода
  24. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 1
  25. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 2
  26. «Важнейшим из искусств для нас является кино»