Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Сысерть — Россия Февраль 2023

В этом году на празднование главного мужского праздника всем дали 4 дня. Поэтому резонно, что возник вопрос «Как отдохнуть, чтобы потом не было мучительно больно?» Ну, или просто, мучительно. С 23 февраля сложилось как-то все само собой, а вот что делать с остальными? А тут еще и Масленица выпала на эти дни и гуляния всякие… Ну, не сидеть же дома? Друзья из Екатеринбурга предлагали где-нибудь отдохнуть, но конкретные места не называли.

Решение в мою голову пришло как-то сразу — Сысерть. Причин тому несколько: 1. не надо ехать далеко; 2. здесь есть чем заняться и семьям с детьми, и любителям природных красот, и любителям истории, и даже гурманам. Обо всем этом я сейчас вам расскажу.

Для начала давайте прогуляемся по Сысерти и ее историческому центру. Здесь отлично сохранился исторический центр, много старинных домов, бывших купеческих лавок.

Его история началась в 1680 году, когда известные рудознатцы братья Бабины, выходцы из Арамильской слободы, нашли здесь железную руду. Арамильцы плавили ее в малых печах. Однако, официальной общепризнанной датой основания города считается все-таки дата пуска завода. А произошло это лишь спустя полвека, когда начальник уральских горных заводов узнал об использовании руды. Вильгельм де Геннин запретил арамильцам самовольно плавить железо и «на то место, где оная железная руда от арамильских крестьян объявлена… на реке Сысерти… послал нарочных и сам ездил… и нашел удобное место». Таким образом, де Геннин — один из основателей Екатеринбурга — принял непосредственное участие и в выборе места строительства Сысертского завода. К строительству нового казенного чугуноплавильного и железоделательного завода приступили в 1732 году. А в августе 1733 года завод был уже построен и выплавил первое железо.

На уикенд в Сысертский район

В то время строительство завода на Урале всегда начиналось со строительства плотины. Ведь именно вода в те времена была главной движущей силой, приводившей в движение все заводские механизмы. И Сысерть здесь не исключение. Плотина получилась настолько прочной и надежной, что благополучно служила почти два с половиной столетия! В 1978 году плотина была основательно реконструирована. Не буду рассказывать вам всю историю города, хотя она очень интересная, но, как вы уже прочитали выше, у меня в этом рассказе стоит другая задача. К тому же, мои коллеги туристеровцы сделали это за меня.

На уикенд в Сысертский район

Рядом с городским прудом в двухэтажном здании бывшей конторы Сысертского горного округа находится музей. Это одно из старейших зданий Сысерти и одно из самых примечательных, вполне закономерно является весьма ценным памятником архитектуры. Здесь в стене можно заметить две старинные чугунные плиты с надписями. Одна из них гласит: «САФТ кантора строена 1779 года». Строительством управлял сам А. Ф. Турчанинов. Помимо конторы горного округа Турчанинов организовал здесь минералогический музей и научную библиотеку.

А вот и Турчанинов собственной персоной. Стоит, отлитый в чугуне, рядом со зданием бывшей конторы.

На уикенд в Сысертский район

А недалеко от него Симеоно-Аннинский храм 1773 года постройки, полностью построенный на средства заводовладельца. Роспись храма была выполнена по эскизам великого Карла Брюллова. В сентябре 1824 года храм посещал… сам император Александр I. В 1935 году храм был закрыт, взорвана колокольня и разрушен купол. В 1991 году храм возвращен верующим.

Помню, когда были здесь с Сашей в 2015 году, то обратили внимание не только на плотину и храм, но и на хорошо сохранившиеся сооружения старинного Сысертского завода.

На уикенд в Сысертский район

Кстати они являются памятником промышленной архитектуры середины XIX века (1840—1850 гг.). Здесь сохранился корпус доменных печей, литейный двор, эстакада, водороводное сооружение.

Долгое время они пустовали. Все изменилось в 2020 году, когда впервые на территории Сысертского железоделательного завода состоялся фестиваль «Лето на заводе». И вот уже несколько лет этот туристический креативный кластер успешно развивается, уверенно перетягивая внутренний турпоток области.

Но креативная команда решила не ограничиваться только летом, а сделать привлекательным город Сысерть для туристов и горожан круглогодично. Здесь открыли самый большой на Урале каток прямо в акватории реки Сысерть, а так же запустили гастрономический фестиваль уральской кухни «Переборщи».

На уикенд в Сысертский район

Главная задача фестиваля — знакомство жителей и гостей региона с уральской кухней.

Для этого в историческом центре на плотине напротив здания завода открылся суповой домик «Супница», что, на мой взгляд, символично — суп он, как и металл в доменном котле варится.

На уикенд в Сысертский район

По праздничным дням именитые шеф-повара и специально приглашенные гости готовили блюда по уникальным рецептам прямо на улице в котле. Так, глава Сысерти Дмитрий Нисковских вместе с олимпийским призером Иваном Алыповым угощали гостей «мэрским» супом, а победитель шоу «Адская кухня» Георгий Матвеев и чемпион ралли «Дакар-2017» Сергей Карякин создали для зрителей блюдо «дикий уральский суп» из оленины и косули. Про историю бажовского супа-гуляша рассказал ресторанный критик Яков Можаев, а заместитель председателя общественной организации, лидер Курултай Башкир» Валерия Тюменцева познакомила с национальным блюдом кулламой.

В день нашего посещения гастрошоу не устраивалось, но около супницы очередь из желающих отведать супчик из фермерских продуктов все же была. Ведь, что может согреть зимой лучше горячего супа? Это вкусно, тепло, по-домашнему. Я очень люблю супы, поэтому не упустила возможности насладиться уральским супом из уральских продуктов. Выбрала казацкий кулеш — это такой очень вкусный густой суп.

На уикенд в Сысертский район

Пробовала впервые в жизни. Приехав домой, поискала рецепт, но, то, что попробовала, отличалось от традиционного кулеша. В традиционном — из продуктов используется сало и пшено, а на фестивале чечевица и говядина. Теперь хочу дома сварить такой же, как на фестивале. А всем, кто приезжает в Сысерть, рекомендую приобщиться к уральской кухне, заглянуть на фестиваль и, конечно же, съесть порцию казацкого кулеша. Хотя, одной порции, пожалуй, будет мало. А вообще хотелось попробовать все супы! Поэтому статистика департамента информационной политики Свердловской области не удивляет: 15 тысяч человек посетили гастрономический фестиваль уральской кухни «Переборщи», который длился 18 выходных дней. Гости съели 5 тысяч литров различных супов уральской кухни и выпили более 800 литров морсов от местных фермеров. Впечатляющие цифры, не правда ли?

В планах организаторов продолжить традицию знакомства с уральской кухней и летом. Так что, как говорится — велком!

Как я уже сказала, вариантов полноценного отдыха в Сысертском районе хватает. Здесь все: уральская кухня, исторические экскурсии, представления и мастер-классы. Да, да, несмотря на зиму исторические экскурсии, как и летом, пользуются популярностью. Видели экскурсионную группу собственными глазами, когда разглядывали здание завода, но подслушивать не стали. А в информационном центре была возможность отлить аромасвечи, раскрасить домик, а также погреться, выпив чашечку кофе, Т. к. погода в этот день на городском пруду стояла ветреная. Есть также возможность пройтись по Сысертской сотне — маршруте, включающем значимые объекты района. Но, мы предпочли ограничиться прогулкой по природному парку. Зато какому!

На уикенд в Сысертский район

«Бажовские места» — природный парк, особо охраняемая территория, расположенная в Сысертском районе. Будто сошедший со страниц известного писателя, парк радует своей удивительной красотой.

Территориально природный парк «Бажовские места» находится недалеко от г. Сысерть, на родине поэта Павла Петровича Бажова. Поскольку писатель любил свою малую родину, её природу, а также изображал действия некоторых сказов в этих местах, парк был назван в честь уральского поэта.

Мы отправились по природному парку без экскурсовода. Конечно, все достопримечательности (а их более 10) посетить не удалось. Но прошлись по одному из самых популярных маршрутов.

Сердцем этого маршрута в прямом и переносном смысле, притягивающим туристов как магнитом своей невероятной красотой, является Тальков камень. Это не настоящее озеро, рожденное природой, а заброшенный и затопленный грунтовыми и атмосферными водами старый тальковый рудник, и его правильнее было бы считать прудом. Но по красоте своей он нисколько не уступает природным озерам, а некоторые возможно даже превосходит.

На уикенд в Сысертский район

Дойти до Талькова Камня можно по оборудованной туристической тропе с протяженностью около двух километров. Такой маршрут подойдет для людей с любой физической подготовкой: даже детям. Проверено. 5-летний ребенок с маршрутом справился, а 8-летний был в восторге!

На уикенд в Сысертский район

По пути можно встретить много чего интересного: мост рыбака, мыс влюбленных, золотого полоза и т. д.

На сегодняшний день сотрудники парка делают все возможное, чтобы сохранить природные богатства. Также здесь проводятся образовательные мероприятия. А самостоятельные посетители парка по маршруту могут просвещаться благодаря вот таким информационным стендам.

На уикенд в Сысертский район

Этот нам особенно понравился. Задача — совместить животное, его след и среду обитания. Маленькая подсказка — внизу у каждого стенда есть маленькие цветные кружочки, каждый цвет соответствует животному. В общем, этот интерактив зашел на ура и детям, и взрослым.

На уикенд в Сысертский район

Озеро Тальков Камень имеет очертания неправильного многоугольника, наибольшая длина которого по диагонали достигает 60–70 м. А при съемке сверху похоже на сердце. Согласитесь сердце-озеро — это куда как поэтичнее неправильного многоугольника.

Тальковые зеленовато-белые берега образуют высокие, до 20–30 м над зеркалом воды, почти отвесные уступы.

Верхние части берегов и углубления по склонам, где накопился мелкозем, покрыты редким сосновым лесом, отвесные уступы совсем голы. В ясный солнечный день стены зеленоватого талька сверкают яркими бликами.

Добыча талькового сланца проводилась здесь в последних десятилетиях прошлого века. Тальк служил огнеупорным материалом на металлургических заводах бывшего Сысертского горного округа. Работы велись вручную, открытым способом. К 1905 году здесь образовался глубокий карьер, на дне которого стали просачиваться грунтовые воды. Поэтому добычу талька пришлось остановить. В первые годы советской власти разработка талька иногда возобновлялась. В 1927 году было открыто новое крупное месторождение талькового сланца — Шабровское (Старая линза), и добыча талька под Сысертью окончательно прекратилась. Постепенно карьер наполнился водой и превратился в водоем.

До революции район Талькова Камня был местом проведения нелегальных рабочих собраний, на которых выступали большевики Екатеринбурга.

На уикенд в Сысертский район

В настоящее время берега водоема и его лесные окрестности являются излюбленным местом отдыха жителей Сысерти и Екатеринбурга, его очень часто посещают туристы, особенно в выходной день. Вот и мы встретили в районе этой достопримечательности немало народа.

Здесь есть возможность с комфортом отдохнуть: зоны для барбекю, беседки и даже глэмпинг есть на территории парка. Отдохнуть в экологически чистой живописной местности с прекрасным свежим воздухом и благоустроенной территорией — ну разве это не мечта жителя мегаполиса? Очень заманчиво. Не правда ли? Вот и мы соблазнились этой идеей. Вот только нашли другой вариант не рядом с Тальковым камнем. На самом деле это лишь малая часть парка «Бажовские места». Территория его гораздо масштабнее и на ней расположены различные базы отдыха.

Наш выбор — база отдыха «Дача Уралочка» — по-настоящему чудесное место, расположившееся на территории уникального природного парка «Бажовские места» на берегу Верхне-Сысертского пруда. Это место, где есть всё, как для умиротворяющего времяпрепровождения с семьей, так и для отдыха в компании друзей. А именно: прокат квадроциклов, конные прогулки, русская баня, бильярд, детская игровая комната и все это в окружении соснового леса.

На уикенд в Сысертский район

Чарующая красота и энергетика этих мест по-настоящему вдохновляет, наполняет невероятной силой и является мощнейшим тотализатором для перезагрузки и прекрасного отдыха!

Шатер стройных сосен и белоствольных красавиц-берез, а так же кристально чистый воздух наполняет живительной силой. А если добавить к этому шашлыки, настольные игры, сауну и общение с давними друзьями под треск поленьев в камине,

На уикенд в Сысертский район

то получится первоклассный отдых, на который одних суток мало!

Но на следующий день нас ждала Масленица. Замечательный и вкусный праздник! И всегда особое отношение к проводам Масленицы. Хочется интересного, событийного и душевного времяпрепровождения. Предстояло выбрать между масленичными гуляниями в Сысерти и в загородном клубе «Белая лошадь». В Сысерти мы были накануне, а в «Белой лошади» некоторые из членов нашей команды никогда не были. К тому же среди нас есть любители лошадей, поэтому выбор был очевиден.

Загородный клуб «Белая Лошадь» — это уникальная база отдыха в красивейшем и экологически чистом месте региона; конный клуб, комфортабельный отель, уютный ресторан, контактный зоопарк и многое другое Цены на проживание здесь не бюджетные, а вот афиша праздников всегда насыщенная и интересная, а вход бесплатный.

Нельзя обойтись и без народных гуляний и сожженного чучела, иначе зима не уйдет. С гуляниями у нас как раз все сложилось, а вот с сожжением чучела нет. Слишком поздно оно было запланировано, а еще предстояло добраться до дома, т. к. на завтра предстоял рабочий день. Уезжать, не дождавшись главного события праздника, было немного обидно. Т. к. было заявлено целое пиротехническое шоу, а 10-метровое чучело язык не поворачивается называть так эту красотку впечатляло.

На уикенд в Сысертский район

Но не будем о грустном, давайте лучше о том, что успели сделать на празднике.

На верхнем поле детей катали на собачьих упряжках, но мы всего лишь решили поглазеть на это действо со стороны, а вот в удовольствии пообщаться с милыми собачками себе не отказали.

Как я уже сказала, среди нас были любители лошадей, поэтому прокат в санях и верхом состоялся.

Мне же больше всего понравились олени. Один, правда, напомнил, отсутствием одного рога, оленя Элиота из мультфильма «Сезон охоты».

Так же на территории есть зимний спортпрокат, каток, термальный бассейн и гриль-площадки. Но мальчики, есть мальчики… и их привлек тир,

а также тест-драйв автомобилей и молодецкие забавы по киданию валенка, перетягиванию каната и забиванию гвоздя одним ударом. Не обошлось и без поедания блинов.

А девочкам лишь бы в фотозонах сфотографироваться, а таких в загородном клубе было организовано несколько.

Ну, и, конечно же, здесь есть уникальная возможность, поедая пироженки и запивая их чаем, смотреть, как тренируются дети на Малом манеже.

Вот такие варианты отдыха, но это, конечно же, не все, а лишь несколько, что может предложить туристу Сысертский район.

Цикл материалов "Свердловская область"

1. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме
  2. Музей автомобильной техники в Верхней Пышме
  3. Путь в Уральский Иерусалим или коллективная поездка в Верхотурье. Часть 1. Село Меркушино
  4. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 2. Верхотурье. Спасо-Николаевский мужской монастырь
  5. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 3. Верхотурский Кремль и Покровский женский монастырь
  6. Путь в Уральский Иерусалим. Родник в селе Актай
  7. «Высоцкий»: смотровая площадка + музей
  8. Порог Ревун
  9. Шарташские каменные палатки — природный парк в городской черте
  10. Пряничный домик в селе Кунара
  11. Парк-отель "Ровесник"
  12. Покатушки до Гилевского водопада и другим достопримечательностям Каменского и Белоярского районов
  13. Из уральской зимы в тропики на один час
  21. Небо вместо моря
  22. На уикенд в Сысертский район
  23. Никольская слобода
  24. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 1
  25. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 2
  26. «Важнейшим из искусств для нас является кино»