Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 21:40

Верхотурье — Россия Февраль 2013

Идея совместного отдыха в умах нашего коллектива зрела давно. И вот свершилось!!! Мы, а это — большая часть коллектива библиотеки им. А. С. Пушкина + несколько человек из библиотек-филиалов ЦБС, отправились в духовную столицу Урала — город с четырехсотлетней историей — Верхотурье. Помимо Верхотурья запланировали посетить такие близлежащие населенные пункты как Меркушино и Актай.

Путь предстоял не близкий от Каменска-Уральского до Верхотурья 418 км + от Верхотурья до Меркушино примерно 50 км. Итого предстояло преодолеть на автобусе 468 км и это только в одну сторону (!). Но мы библиотекари — народ выносливый и терпеливый, подтвердили слова Л. Улицкой, которая библиотекаря сравнивала с верблюдом — нежным и терпеливым животным. В общем, забегая немного вперед, мы эту экскурсию осилили за одни сутки, хотя обычно она рассчитана на два дня.

И вот оно — 9 февраля! Дата нашего коллективного отдыха. Выехали в 5:45. Первым пунктом экскурсионной программы было интересное село Меркушино, расположенное в 50 км восточнее Верхотурья.

По пути в Меркушино сделали две остановки, на которых закупили орешков и рыбы, размяли ноги и устроили фотосессию.

Торговля в полевых условиях.

«Живая реклама» кедровых орешков.

Примерно к полудню добрались до села Меркушино.

Вид из окна автобуса на село.

Село Меркушино является местом паломничества с давних пор. А все потому, что здесь когда-то, в 17 веке, жил Симеон Меркушинский, проводивший свои дни в постоянных молитвах. В перерывах между молитвами он ловил рыбу и шил шубы для жителей Меркушино.

Сохранилось даже место, где, по преданию, он любил рыбачить. В XIX веке поблизости от этого излюбленного Симеоном места была поставлена деревянная часовня. Позже большевики ее уничтожили, но в 1997 году здесь возвели красивый поклонный крест, а в 2005 году построили деревянный храм в честь всех святых в земле Сибирской просиявших.

Так он и жил, ничем особенным не отличаясь, пока в 1642 году в возрасте 35 лет не умер. Его похоронили в Меркушино на местном кладбище. А слава об этом святом вышла за пределы деревни спустя 50 лет после его смерти в 1642 году, когда погребенный рядом с храмом архангела Михаила гроб вдруг вспучило и приподняло вырвавшимися наружу подземными водами. Верующими это было воспринято как знак свыше. И потянулся народ со всех губерний к источнику за исцелением. В 1704 году мощи Симеона перенесли в Верхотурье. С тех пор стали называть его Симеоном Верхотурским.

Церковь считает Симеона Верхотурского небесным покровителем уральской земли. Это главный святой Урала.

Сохранилась легенда, что сопровождали останки сотни людей, среди которых был юродивый Косьма, проползший весь путь на коленях (50 километров!). Когда он падал от изнеможения, гроб становился неподъемным, и никто не мог сдвинуть его с места. В местах этих остановок у излучин реки Тура позднее возводились часовенки и церквушки. Впоследствии и Косьма был причислен к лику святых и его мощи находятся в одном из храмов Верхотурского района.

Грянувшие в 20 веке трагические события не обошли стороной и архитектурный ансамбль села Меркушино, состоявший из Свято-Симеоновской церкви, Михаило-Архангельского собора и соединявшей их галереи. Священников расстреляли, источник в Меркушино засыпали, а мощи святого из Верхотурья перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, затем — в Екатеринбург, спрятав их в Ипатьевском доме, позже — в запасниках краеведческого музея. В 1931 году взорван собор, а в 45-м разобрана на кирпичи галерея. Свято-Симеоновскую церковь не тронули, превратив ее в спортзал. Но вскоре забросили, и церковь стала разрушаться. Лишенная духовной опоры деревня была обречена на вечное, как казалось, запустение.

Но времена снова изменились. С 1997 года в Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. В 2001 году заложили фундамент Михаило-Архангельского собора, и со временем архитектурный комплекс в Меркушино, где проживают 20 сестер, которые несут послушания, был полностью восстановлен.

Михаило-Архангельский собор. Главный иконостас храма Архангела Михаила выполнен по проекту Петра Березкина в стиле московского (Нарышкинского) барокко.

Алтарь Свято-Симеоновского храма. Внизу место обретения нетленных мощей Симеона Верхотурского

Одна из сестер провела для нас экскурсию по храмам, рассказав о святом Симеоне Верхотурском, об истории обретения его мощей, храмах и случаях исцеления.

Красивые осветительные приборы в храмах, разглядывать затейливое кружево которых устанет шея.

Это место на меня произвело неоднозначное впечатление. С одной стороны величие и богатство храма. С другой покосившиеся деревенские дома. Слишком разительный контраст.

Повсюду покосившиеся и почерневшие хаты, тронутые временем.

«Блеск и нищета» села Меркушино

Вид из окна галереи, соединяющей два храма

После экскурсии, отобедав в трапезной, мы отправились дальше — в Верхотурье.

Цикл материалов "Свердловская область"

1. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме
  2. Музей автомобильной техники в Верхней Пышме
  3. Путь в Уральский Иерусалим или коллективная поездка в Верхотурье. Часть 1. Село Меркушино
  4. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 2. Верхотурье. Спасо-Николаевский мужской монастырь
  5. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 3. Верхотурский Кремль и Покровский женский монастырь
  6. Путь в Уральский Иерусалим. Родник в селе Актай
  7. «Высоцкий»: смотровая площадка + музей
  8. Порог Ревун
  9. Шарташские каменные палатки — природный парк в городской черте
  10. Пряничный домик в селе Кунара
  11. Парк-отель "Ровесник"
  12. Покатушки до Гилевского водопада и другим достопримечательностям Каменского и Белоярского районов
  13. Из уральской зимы в тропики на один час
  21. Небо вместо моря
  22. На уикенд в Сысертский район
  23. Никольская слобода
  24. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 1
  25. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 2
  26. «Важнейшим из искусств для нас является кино»