Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Верхотурье — Россия Февраль 2013

Город Верхотурье, который, если честно, назвать городом трудно, я бы сказала, большое село. Был основан как острог в 1597 году для защиты одного из важнейших путей в Сибири: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а затем вниз по Туре в Обь.

Несмотря на то, что это небольшой городок (проживает тут всего 7500 человек), Верхотурье — центр православия на Урале и один из старейших городов России за уральскими горами.

Главной достопримечательностью города является Свято-Николаевский монастырь, в котором хранятся мощи Симеона Верхотурского и поэтому был и остается центром паломничества. Основан он был 1604 году.

Именно он и был нашим первым экскурсионным объектом на территории города Верхотурья.

Выгрузившись из автобуса. Мы прошли через Святые ворота. Над нами Надвратная Симеоно-Анненская церковь (1855 г.). Она возведена на месте пришедших в ветхость Святых ворот и имела двухэтажный четырехгранный со скошенными углами объем, прорезанный сквозным арочным проходом. На основном объеме помещался световой четверик, также со скошенными углами, а над ним была выведена луковичная главка. На главном южном фасаде были воспроизведены в прежнем виде Святые ворота. Декоративное убранство церкви дополнялось формами, близкими архитектуре классицизма и русскому стилю второй половины XIX века.

Пройдя через надвратную церковь, мы очутились на территории мужского монастыря.

При входе нужно помнить, что это место, связанное с церковью, а значит и выглядеть вы должны соответствующие. В основном это относится, конечно, к женщинам. Справа в монастырском магазине можно взять бесплатно юбку и платок. Что собственно мы все и сделали.

С левой стороны на площади находится здание каменного настоятельного корпуса. В нем сейчас находится музей монастыря. Но, к сожалению, за отсутствием времени мы в него не зашли.

Так как уже очень скоро должна была начаться служба. Времени у нас на экскурсию осталось немного. Поэтому наш экскурсовод ограничилась лишь посещением жемчужины этого монастыря — Крестовоздвиженским собором, рассказав об истории собора и монастыря в целом.

Крестовоздвиженский собор 1905–1913 годов — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. Собор способен одновременно вместить около 4000 человек.

Храм был заложен 12 сентября 1905 года — в праздник перенесения мощей Святого праведного Симеона Верхотурского. Строительство собора было обусловлено тем, что все существующие храмы уже не могли вместить всех желающих. Освящение собора и перенос в него мощей Симеона Верхотурского состоялись 11 сентября 1913 года, во время празднования 300-летия династии Романовых. В Крестовоздвиженском соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей. Сень была вызолочена под старое золото с серебряной надписью: «Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александоровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25».

Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Его центральный иконостас был изготовлен из фаянса на московской фабрике М. С. Кузнецова.

В 1919 году в Верхотурье была установлена советская власть, а годом позже, по настоянию органов губернской власти в Крестовоздвиженском соборе состоялось вскрытие мощей Святого Праведного Симеона Верхотурского. В 30-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Варварски был разбит его фаянсовый иконостас. Были предприняты попытки переоборудования помещения храма под кинотеатр, а позднее, для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря.

В 1990 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Православной церкви.

Сегодня храм снаружи восстановлен полностью. Роспись в храме отсутствует, так как бетонное покрытие стен должно высохнуть прежде, чем на него можно было наносить роспись. Мощи Святого Симеона Верхотурского главное, что ведет сюда многих паломников. Рядом с мощами находится альбом с отзывами и фотографиями чудесно вылечившихся прихожан.

Выходим с собора и перед нами, чуть правее Спасо Преображенская церковь.

Со стороны Крестовоздвиженского собора у церкви проведено захоронения оставшихся погостов с разграбленного кладбища монастыря.

Церковь была заложена.28 августа 1821 г. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским.

Еще одна церковь — храм-часовня Николая Чудотворца была построена в 1996–1998 годах на месте разобранного в 1930-е годы храма Николая Чудотворца 1712–1736 годов.

Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи Святого Симеона праведного, не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с 2-мя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами — главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого Симеона Праведного до 1914 года.

Осмотр монастыря мы закончили прогулкой по его территории и посещением церковной лавки.

Небольшая часть нашей туристической группы. Остальные разбрелись, очарованные красотами монастыря и сувенирных лавок.

Продолжили мы знакомство с Верхотурьем прогулкой по Верхотурскому Кремлю.

Цикл материалов "Свердловская область"

1. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме
  2. Музей автомобильной техники в Верхней Пышме
  3. Путь в Уральский Иерусалим или коллективная поездка в Верхотурье. Часть 1. Село Меркушино
  4. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 2. Верхотурье. Спасо-Николаевский мужской монастырь
  5. Путь в Уральский Иерусалим. Часть 3. Верхотурский Кремль и Покровский женский монастырь
  6. Путь в Уральский Иерусалим. Родник в селе Актай
  7. «Высоцкий»: смотровая площадка + музей
  8. Порог Ревун
  9. Шарташские каменные палатки — природный парк в городской черте
  10. Пряничный домик в селе Кунара
  11. Парк-отель "Ровесник"
  12. Покатушки до Гилевского водопада и другим достопримечательностям Каменского и Белоярского районов
  13. Из уральской зимы в тропики на один час
  21. Небо вместо моря
  22. На уикенд в Сысертский район
  23. Никольская слобода
  24. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 1
  25. 3 фестиваля за один день или как мы ездили в старинный уральский город Камышлов. Часть 2
  26. «Важнейшим из искусств для нас является кино»