Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:45

Претория, Йоханнесбург, Дурбан — ЮАР Январь 2018

Итак, половина путешествия по ЮАР — уже позади. За первую неделю мы проехали от Порт Элизабет почти 1300 километров и побывали в НП Аддо с его сотнями голов слонов, в тихом городке Грааф-Рейнет, хорошо сохранившем свою голландскую ауру и, наконец, окунулись в атмосферу малоизвестной для большинства наших туристов горной страны Лесото, затерявшейся на просторах Южной Африки.

Уже выехав из Лесото снова в ЮАР, мы совершили трек по Драконовым горам и местные гиды познакомили нас с древними наскальными росписями, чудом сохранившимися до нашего времени. На следующий день, покинув уютный лодж Gooderson Monks Cowl Golf Resort, раскинувшийся прямо на полях элитного гольф-клуба, продолжили путь на юг к океану — в сторону большого приморского портового города Дурбан.

Впереди нас ждет вторая, и тоже полная впечатлений, неделя странствий, во время которой мы посетим национальные парки Свазиленда и ЮАР с их обилием диких животных. В Свазиленде это будет заповедник Hlane Royal National Park, а в Южной Африке — резервация Hluhluwe-Umfolozi Game Reserve, известная своей большой популяцией носорогов и знаменитый Парк Крюгера, в котором проведем два дня. Ну, а в заключение окунемся в городскую суету Йоганесбурга и столичной Претории.

18.01.18 — Дорога в Дурбан

Выехав в 8 утра, через полтора часа езды по хорошей дороге, преодолев 122 км, прибыли к небольшому городку Howick, ставшему известным благодаря 95-метровому одноименному водопаду. Здесь, на километровой высоте, прекрасный климат и летом нет испепеляющей африканской жары.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Водопад Ховик является священным местом для сангома — знахарей и шаманов, которые славились своим знанием различных трав и излечением с их помощью всяких недугов. Здесь они поклонялись и духам предков. Неподалеку находятся каскады еще нескольких водопадов: Cascade Falls (25 м) и Shelter Falls (37 м), а в 16-и км к востоку — Karkloof Falls (105 м). Ну, а сейчас наверху водопада не до святилищ — народ стирает свои пожитки…

Неподалеку — на дороге № 103, находится еще одна местная достопримечательность — музей Нельсона Манделы. В этом месте 5 августа 1962 года полиция остановила автомобиль, за рулем которого находился сам Мандела. Он был арестован и, получив со своими соратниками за организацию вооруженного сопротивления и попытки свержения существовавшей тогда власти «пожизненное заключение», провел в тюрьме 27 лет. Выйдя, Мандела активно продолжил борьбу с Апартеидом и, победив, стал в 1994 году первым черным президентом ЮАР.

Сейчас на этом месте построен Музей Апартеида или музей Манделы. Вход в него бесплатный, но принимаются пожертвования. Музей небольшой и выполнен в виде лабиринта с черно-белыми баннерами в полный рост и двигаясь по нему можно изучать исторические факты, связанные с Нельсоном Манделой. Все на английском. Рядом уже построено более внушительное здание — по-видимому, оно тоже будет музеем, но в значительно расширенном виде.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Ближе к шоссе № 103 стоит необычный 3D портрет самого Манделы — т.н. скульптура «Мадиба», выполненная из набора, на первый взгляд, хаотично расставленных металлических рельсов разной высоты.

И только с одной точки, на которой стоит человек на верхнем фото, можно было увидеть портрет президента. В ЮАР очень многие улицы, площади и всякие разные заведения названы его именем. Как когда-то у нас — именем Ленина…

г. Дурбан

Покинув это памятное место, через 130 км дорога привела нас в оживленный город Дурбан — крупнейший порт Южной Африки и хорошо известное место для серфинга. Мы остановились в центре города в отеле Garden Court South Beach Hotel, из окон которого открылся захватывающий вид на Индийский океан.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Наш гид Майкл предупредил нас, чтобы мы «не расслаблялись» — город не настолько безопасный как Порт-Элизабет, в котором мы свободно разгуливали по его центральным улицам и набережным в любое время дня. Он вызвался сопроводить нас в близлежащий торговый центр для обмена валюты — там, действительно, было много вооруженных серьезным оружием охранников.

Но все равно, прихватив фотоаппараты, мы прогулялись по главной набережной города и все было безопасно и замечательно.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Эта красивая и широкая набережная, раскинувшаяся между огромным тематическим парком с аквариумом «Морской мир Ушака» и футуристическим стадионом «Мозес-Мабида», была реконструирована к чемпионату мира по футболу 2010 года. Она тянется более чем на пять километров вдоль океана.

Спокойная и умиротворенная обстановка. Шумит прибой океана, разгуливают девушки, похожие своими веночками на головах на украинок, в волнах барахтаются, пытаясь встать на доску, много серфингистов.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Вся эта многокилометровая полоса набережной — сплошной пляж с его развлекательными и питательными заведениями.

Вечером пошли в рыбный ресторан, который был в 100 м от отеля. После ужина с хорошим южноафриканским Chenin Blanc 21 Gables гулять как-то не рискнули — решили отдохнуть перед завтрашней экскурсией по городу и дорогой к зулусам и носорогам.

19.01.18 — Выезд из Дурбана в НП Хлухлуве-Имфлози (Hluhluwe-Imflozi)

На следующий день, чтобы получить хотя бы беглое впечатление от Дурбана, взяли на такси экскурсию по городу (100 рандов/чел. $1=13 Rand). Он показался каким-то наполовину индусским — уж очень много было на улицах индусов с их шумной и грязной торговлей.

После экскурсии направились на восток в сторону небольшого городка St. Lucia.

Устроившись в Forest Lodge, напоминавший своей буйной тропической растительностью джунгли, поехали на океанский пляж. Но из-за сильного прибоя покупаться не удалось — только попрыгали в волнах прибоя, спасаясь от них бегом.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Вечером прямо в нашем отеле был концерт национальных танцев зулусов. Выступали мальчики. Их танцы были с песнями и в основном с большими прыжками.

Ребята были в традиционной одежде зулусов — с набедренными кожаными повязками, а на предплечьях и икрах были еще и хвосты животных. Обычно заслуженные воины этого племени носят еще и особые прически с кольцом на голове из трав и воска. Но среди наших мальчиков таковых не было.

В заключение встречи один из артистов подучил нас немного зулусской грамоте — мы научились говорить Здравствуйте, Спасибо и Досвидания. К сожалению, не записали и через час после ужина вся эта грамота быстро забылась…

20.01.18 — Экскурсия в НП Хлухлуве-Имфлози (Hluhluwe-Imflozi)

В пять часов утра выехали на сафари в Национальный парк Хлухлуве-Имфолози. От нашего отеля до него было около 50 км. Он был образован в 1985 году для защиты носорогов от полного вымирания на территории ЮАР. Поначалу были созданы две резервации — Хлухлуве и Умфозоли, которые позже были объединены в единый парк. Ворота для посетителей открываются в 6 утра и его посещение для иностранцев стоит 210 рандов ($16), для своих — 105.

Въехав на территорию парка, сразу же встетили спокойно идущих по дороге импал и стоящих невдалеке жирафов.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Этот парк площадью около 964 тысяч квадратных километров, является четвёртым по величине в ЮАР после Аддо, Крюгера и Кхалагади. Сейчас популяция носорогов здесь восстанавливается хорошими темпами. Сюда также были заселены несколько семейств львов и слонов.

Слонов мы не увидели, а вот парочку львов удалось лицезреть. Правда далековато. И то лишь благодаря хорошему фотообъективу 24–600. Лев спокойно лежал среди пожухлой травы и что-то выжидал. Наверно, когда львица принесет что-нибудь на завтрак. Ведь известно, что охотятся только самки…

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Но носорогов в парке, действительно, было много. Я такое количество белых носорогов встречал только на озере Накуру в Кении. Встречались также кабаны-бородавочники и множество импал.

Вернувшись на ланч в отель, немного отдохнули и к 16:00 пошли к причалу на двухчасовый круиз по реке Hluhluwe. Круизное судно было двухпалубным и очередь записавшихся была довольно большая, но нам удалось занять места «в партере» — прямо на его носу. На нижней палубе были самые комфортные места со столиками и официантами, которые разносили разные напитки и большинство туристов в первую очередь позанимали именно эти места.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Отчалив, пошли вверх по течению реки. Тут и там на ее мутновато-коричневатой повержности виднелись бугристые пятна. Это были лежащие в воде бегемоты.

Помимо множества бегемотов, встретили и трёх громадных крокодилов, достигавших длины около 4-х метров…

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Но количество бегемотов в реке прямо зашкаливало. Они были повсюду большими стадами. Но все были в воде и только зыркали на нас глазами и изредка сладко позевывали.

В густых камышовых зарослях по берегам реки было видно очень много ярко-желтых птиц-ткачиков. Все виды ткачиков исключительно умелые строители, плетущие закрытые гнезда из травы. Собственно, за эту особенность они и получили свое название.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Закончив круиз-сафари, прошлись пешком от причала до отеля. Там, в тени густых зарослей был замечательный вечерний релакс у бассейна. Ведь ни в реке с ее крокодилами и бегемотами, ни в океане с его сильными волнами спокойно не покупаешься…

21.01.18 — Дорога в Свазиленд. Национальный парк Hlane Royal

Выехав в 8:20 утра, к 11:00 подъехали к границе со Свазилендом. Впереди нас только автобус туркомпании Hilton Ross с туристами из Франции. Пытались пообщаться — по английски не понимают…

С ними был оригинальный чёрный гид, одетый в национальную африканскую одежду зулу. Через полчаса закончили процедуру прохода на границе Свазиленда. Сразу за нами подъехал ещё один автобус фирмы Protour с другими туристами.

В 13:40 прибыли в Hlane Royal National Park. Он состоит из нескольких резерваций, в которых содержатся разные животные. Пообедав, решились на вечернее сафари на джипе (370 ZAR/чел).

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Нашим водителем была обаятельная и веселая женщина по имени Ноличва Нтентеза. Она хорошо знала свое дело и поехала по тем местам, в которых с большой вероятностью мы могли кого-то увидеть.

Выехав в 16:30, часа два колесили по трём резервациям. Удалось увидеть импал, нескольких слонов и с пяток львиц. Повезло и с вечерним водопоем. Подъехали к водоему, к которому подошли три львицы. Увидели хорошие сценки. Львицы, хоть и шли уверенным шагом к воде, но все же оглядывались по сторонам. Почему? Кого им бояться? Зато, когда она проходила всего в паре метров от нашей машины и взглянула, облизавшись, на меня, сидевшего на переднем сиденьи, стало не по себе - а если прыгнет? Отбиваться фотоаппаратом?

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Но все закончилось хорошо - нужно было ни в коем случае не делать никаких резких движений ...

Львицы прошли мимо нас к озеру и склонились, еще раз осмотревшись кругом, над водой. И даже когда они жадно ее пили, то все равно время от времени поднимали головы и внимательно оглядывая все вокруг. А может быть, они высматривали козочек, которые тоже пришли напиться водицы?

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Разместились в круглых афро-домиках со всеми удобствами в лодже Hlane.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

За животными, которые приходят к вечеру на водопой, можно было наблюдать сидя в уютных креслах и не выезжая из лоджа. Животных от людей ограждала тонкая и почти невидимая сетка под напряжением.

Ужин опять готовил Майкл, а черный водитель Амон только наблюдал и совершенно не помогал. Апартеид побежден окончательно!

22.01.18 — Дорога к НП Крюгера. Вечерний Гейм

Простились с маленькой страной Свазиленд.

Утром мы отправляемся в жемчужину Южной Африки — Национальный Парк Крюгера. Если повезет, мы увидим в нем знаменитую африканскую «Big-5» — слона, буйвола, носорога, льва и леопарда. Являясь флагманом южноафриканских национальных парков, парк Крюгер является домом для впечатляющего количества видов растительного и животного мира: 336 деревьев, 49 рыб, 34 земноводных, 114 рептилий, 507 птиц и 147 млекопитающих.

Прибыли в лодж Nkambeni Reserve и заселились в большие тентовые домики со всеми удобствами. Он был огорожен высоким забором с металлической сеткой и имел большой ресторан и комплекс для релакса — бассейн, волейбольную площадку и скамейки для наблюдения за животными, приходящими на водопой к реке.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Устроившись, взяли вдвоем с Петром вечерний трехчасовый гейм за сто долларов c человека. Что мы увидели за эти деньги? Да, практически — мало что. Нашим гидом и водителем джипа был белый молодой человек по имени Роберт. Весь из себя такой важный и всезнающий. Заехав в парк, начал колесить по грунтовым дорогам. Никого…

Вообще, эта часть парка поразила своей лесистостью. Кругом были заросли высокого кустарника и множество деревьев. И даже если кто-то из животных и был рядом — его мы не видели. Да-а-а! Это не Масай Мара или Серенгети с Нгоронгоро с их бескрайними просторами и прекрасной видимостью животных даже за километр!

В одном месте он остановился и, показав на видневшийся в сотне метров от нас гранитный выступ, сказал — там — львы! И, действительно — на камне лениво лежала парочка львов. Минут двадцать наблюдали за ними — они даже не шелохнулись.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Проездив бесплодно еще около часа, Роберт остановился и, чувствуя что надо поднять наше настроение, вытащил из машины походный столик и парочку бутылок с ликерами. Сам не пил, предоставив это удовольствие только нам.

После такого привала, он еще покружил по дорогам парка, но лучшая картина, которую мы увидели, была красивая задница лани Waterbuck, которая уходила вглубь леса на ночлег…

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Выезжая из парка, Роберт еще раз подъехал к тому месту, с которого мы видели парочку львов. И что вы думаете? По прошествии двух часов они лежали почти в той же ленивой позе…

Роберт так и силился что-то еще интересное нам показать. Но — увы! Кроме редких копытных, никого больше не было видно…

23.01.18 — 8:40 выехали на тур Panorama Route

Переночевав, выехали на экскурсию Panorama Route (Панорамная дорога) в интересный горный район Mpumalanga. В итоге, мы поднялись от нашего лоджа почти на 1200 метров. Сегодня мы посетим уникальные скальные образования «Божье окно», «Ущелья Бухты» и «Три Рондвельса» (God’s_Window, Bourke’s Luck, Potholes and the Three Rondavels).

В 10:20 приехали в район Mpumalanga к первой точке God’s Window (Божье окно) — глубокому ущелью с тремя точками обзора и маркетом сувениров.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

В общем-то, для тех кто был в горах, в этом месте ничего особо интересного не было. Глубокое ущелье, заросшее лесом и кустами. И никакого особо красивого обзора. В том месте было две точки для фотографирования примерно с одинаковыми видами.

Через час выехали к следующей точке — Blyde River Canyon Nature Reserve и приехали к нему в 11:45. Это место, наверняка, является самым знаменитым в ЮАР по своим впечатляющим видам.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Здесь мы совершили по его верххней части часовую прогулку. Вышло солнце и все стало как-то веселее и красивее. Под нами был каньон километровой глубины! А его длина была около 20 км.

Над этим обрывом было несколько нависающих над ним каменных блоков, куда стремился забраться почти каждый уважающий себя турист. Никаких заборов или решёток…

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Это место можно было обойти по полукругу и с каждой новой точки открывался еще более захватывающий вид на долину реки Блайд.

Пробыв в этом месте более часа, выехали с каньона к следующей точке — Bourkes Luck Potholes. То, что мы увидели, поразило воображение.

Каньон был небольшим по длине, но одна его часть была глубока и интересна — как будто он был высверлен гигантскими свёрлами…

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

На выходе из каньона нас ожидала группа местных женщин, которые устроили для туристов самодеятельный концерт.

24.01.18 — Сафари в Национальном парке Крюгера

Проведя еща одну ночь в лодже Nkambeni Reserve, в 6 утра въехали через южные ворота в парк Крюгера- одно из самых больших достопримечательностей ЮАР. Он является и самым старым, и одним из самых больших национальных парков в мире.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

В его южной части обзор животных не так уж и хорош из-за высоких деревьев и кустов. Это не Масай Мара с ее огромными просторами саванны, на которых всех животных видно издалека.

Интересна история этого парка. Официально он начал свое существование с 1898 году, когда Пол Крюгер — тогдашний президент Трансвааля, чьим именем парк будет позднее назван, объявил о создании нового заповедника, названного Sabie Game Reserve.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

В 1926 году Sabie Game Reserve, прилегающий к нему Shingwedzi Game Reserve и ряд земель фермерских хозяйств были объединены в Национальный парк Крюгера. Новый парк был открыт для посетителей в 1927 году.

Сейчас он занимает почти девятнадцать тысяч квадратных километров (кенийский Масай Мара — 15 тыс.) и простирается на 350 км с севера на юг и на 60 км с востока на запад. Мы сафарили поначалу вблизи мозамбикской границы. На другой стороне — в Мозамбике — тоже свой парк, но он не такой известный. Ведь животным законы не писаны — они мигрируют до тех пор, пока не наткнутся на препятствия — чьи-нибудь поселения или пулю охотника.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Только в 11 часов увидели львицу. Лежала себе в тенечке и сладко позевывала.

Через пару часов остановились на площадке, на которой можно было безопасно выйти, размяться и сходить в туалет. На ланч заехали в один из отелей, расположившихся на территории парка.

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

В парке рек мало. Да и те немногие, что мы видели, были в основном пересохшие. Мало и натуральных озер. Но смотрители парка делают все, чтобы животные не страдали от жажды — копают водоемы и бурят скважины, моторы которых достают воду из глубин земли подпитываясь энергией от Солнца. Все современно.

В одном месте у натурального озера заметили красавца гепарда. Он неспеша вышел из-за кустов и, постоянно оглядываясь по сторонам, осторожно спустился к воде.

И даже во время водопоя он постоянно поднимал голову и осматривался — нет ли поблизости врагов. А кто у него может им быть? Наверно, только лев…

Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Уже ближе к четырем часам вечера, выезжая из парка увидели такую картину, которую можно назвать — «Прощай, Африка»!

Да! Так оно и есть. Завтра выезжаем в Йоганесбург и оттуда вылетаем домой…

25.01.18 — Приезд в Йоганесбург

Итак, наше путешествие подошло к концу. Выехав из парка Крюгера после завтрака, к обеду мы, проехав в общей сложности за две недели около трех тысяч километров, прибыли в наш отель Belvedere Estate в небольшом городке Midrand под Йоганесбургом.

Карта маршрута 2-й недели путешествия по ЮАР и Свазиленду

Фото на память со всей нашей туристической командой, гидом Майклом и водителем Амоном.

До будущих встреч на африканских дорогах!

Вот и конец путешествия. Какие можно сделать выводы?

Только положительные. За те 11 лет, когда я был в тех краях первый раз, ЮАР очень изменилась. Она стала более безопасной, открытой и дружелюбной. Эта страна своей природой и сохраненным диким животным миром относится к одному из самых красивых уголков мира.

Здесь есть все! И два океана, и пустыни, и бескрайние равнины, и величественные Драконовые горы, и множество национальных парков с большими современными городами. Во всех городах хорошая дорожная инфраструктура. Меня поразило, как из центра пятимиллионного Йоганесбурга мы через пять! минут выехали на многорядный хайвей, ведущий в другую часть города и за его пределы. Не могу этого представить себе ни в Киеве, ни в Москве…

Мы восхитились, управляя автомобилем с правым рулем, который брали напрокат в первые две недели нашего пребывания в стране, состоянием дорог и безопасным движением на них. За месяц не видели ни одной аварии и ни одного полицейского. Тем более — за кустом.

Ну, а что касается взаимоотношений между европейцами, заселившими эту страну более двухсот лет тому назад, различными многочисленными народностями и племенами ее населяющими, то в Южно-Африканской Республике, согласно её Конституции 1996 года, признаётся 11 официальных языков! И у них нет никаких проблем…

Это — Африка!

4. Южная Африка. Национальный парк Тситсикамма и его окрестности

5. Путешествие по Южной Африке. Первая неделя странствий

6. Путешествие по Южной Африке. Вторая неделя странствий

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия