Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 20:05

Порт-Элизабет — ЮАР Январь 2018

Проведя последние две ночи в прибрежном отеле Garden Court Kings Beach Hotel, прощаемся с понравившимся нам и своей историей, и своими пляжами городом Порт-Элизабет и отправляемся в двухнедельное путешествие по югу Африки. Конечной точкой после Парка Крюгера будет крупнейший бизнес-центр ЮАР — город Йоганесбург.

Первый день такого путешествия мы начали с посещения национального парка Addo Elephant. Его южную прибрежную часть занимает пустынная зона под названием Дюны Александрия — в ней мы были вчера. В этой части парка животный мир беден, зато его северная часть богата своим поголовьем слонов.

По своей известности НП Аддо входит в тройку лучших в Южной Африке, оставив позади себя только парки Крюгера и Кхалагади. Он является самым южным, в котором можно делать сафари и находится в Восточно-Капской провинции ЮАР примерно в пятидесяти километрах от города Порт-Элизабет. Уже само его название Addo Elephant говорит о том, что там преобладают слоны. Надеяться на «увидеть большую пятерку» там шансы вряд ли будут большими.

История парка поначалу была кровавой — пришедшие в 19 веке на эти земли белые фермеры безжалостно уничтожали слонов, которые, не подозревая в этом ничего плохого, съедали и вытаптывали их посевы. Говорят, что был даже приглашен один из героев WW1 некий майор Преториус, который за год с небольшим убил более ста слонов…

Со временем общественное мнение претерпело значительные изменения и в 1931-м году, когда на этой территории осталось всего 11 слонов, была организована резервация, позже преобразованная в Национальный парк. Сейчас его территория занимает площадь, сравнимую с кенийским парком Масай Мара — 1640 кв. км. И в настоящее время поголовье слонов достигло 600 особей.

Месторасположение въезда в Национальный Парк Аддо Элефант
Карта-схема Национального Парка Аддо Элефант

В настоящее время руководство парка ведет активную работу по его расширению и присоединению к нему соседних прибрежных и морских территорий вместе с рядом островов, таких как Берд, Сент-Круа и др. И тогда парк расширится более чем в два раза и будет носить название Национальный парк Elephant Greater Addo. В случае положительного результата, это будет единственный в мире парк, в котором можно будет увидеть в их естественной среде обитания т.н. «Большую семерку» — слона, буйвола, носорога, льва, леопарда, кита и акулу.

Проехав из города часа полтора, мы попали в парк через его южные ворота Matyholweni Gate Entrance, которые находятся неподалеку от городка Colchester. Первые километры езды по парку как-то не вдохновили — кругом было много растительности и — никаких животных. Может быть кто-то из них и был совсем рядом, но густые заросли скрывали их присутствие.

Первым на пути всех туристов стоит инфоцентр Jack’s Picnik Site Botanical Reserve с большим рестораном и зоной сувенирного шопинга. Миновав эти соблазнительные места, мы вышли на дорожку, ограниченную с одной стороны высоким забором. Она привела нас прямо к видневшемуся вдали водоему, вокруг которого столпилось несколько десятков слонов.

Среди рейнджеров очень много привлекательных женщин

Перед водоемом было небольшое укрытие со скамейками и длинным узким окном. Заняв свободные места, стали наблюдать за поведением пришедших на водопой слонов.

Скрытное от слонов место наблюдения за ними
Первый водоем, к которому приходят слоны, находится в ста метрах от инфоцентра парка

Они были довольно далеки от нас и только наличие хорошего объектива 24–600 мм от Sony RX-10М3 позволяло хорошо увидеть их поближе. Животные толпились возле полувысохшего водоема и, утолив жажду, спокойно отходили, уступая место другим своим собратьям по жизни.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Ничего интересного, кроме неспешного водопоя, здесь больше не происходило и мы, покинув это место, направились на своей машине вглубь парка. По нему, получив соответствующие карты, можно ездить и на своих, и на арендованных легковых машинах. Мы совершили наше 5-часовое сафари с небольшим перерывом на ланч на нашем походном автобусе-траке.

И, хотя по своей площади парк Аддо почти равен кенийскому парку Масай Мара, мне показалось, что животных здесь намного меньше. Этому способствовало еще и наличие большого количества растительности в виде кустарника и деревьев, из-за которых вдали ничего не было видно. Может быть, животные и обитали неподалеку, но густая растительность их скрывала. В Масай Маре было все наоборот — открытые пространства, на которых даже далеко были видны различные животные.

Здесь же они концентрировались у небольших естественных или искуственно созданных водоемов. Возле одного из таких озер, называемых здесь waterhole или pan, мы встретили идущих к нему зебр.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Увидя их, все задаются вопросом — а какие они все-таки по цвету — белые в черную полоску или черные в белую полоску? В последнее время ученые утверждают, что доминантный цвет у зебры все-таки черный. Также эти самые полоски у каждой зебры уникальны и создают свой собственный неповторимый узор, который, между прочим, служит и для практических целей — как раз по этому неповторимому узору детеныши зебры узнают свою мать.

А этот кадр можно было бы назвать — До свидания, Африка! Но, мы ведь только начинаем наше путешествие по ней…

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Немного покружив, водитель подъехал еще к одному месту, в котором за забором с окошками был виден обмелевший водоем, к которому было сложно подступиться.

Окна были вырезаны на разной высоте и везде было удобно наблюдать и фотографировать происходящие у водоема события.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Взрослые слоны задумчиво стояли, склонив головы над грязной водой и словно размышляли — пить или не пить?

Со стороны — кто быстрым шагом, а кто — неспешно, подходили еще слоны одиночками и целыми семьями.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Вскоре водоема стало практически не видно — слоны окружили его со всех сторон и развлекались, обливая и себя, и своих малышей грязной водой. Да-а! Как это отличалось от водяных ванн, которые принимали слоны в полноводной реке Чобе в Ботсване! Там купание было для них истинным наслаждением — большая полноводная река и никакой грязи!

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Такие водоемы служат всем обитателям парка и на его берегах забываются все обиды и распри между различными видами животных. Вот уверенным шагом к озерку направилась семейка кабанов-бородавочников — самка с двумя малышами. Пройдет ли она к воде, заставленной на подходе двигающимися колоннами слоновьих ног?

Увы! Ничего с первого раза у них не получилось. Кабаны чуть отступили и стали спокойно дожидаться своей очереди.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Своих малышей взрослые слоны не отгоняли и даже как-то заботливо подталкивали поближе к воде. Пробыв почти два года в утробе матери, слоненок, родившись, сразу с помощью старших встает на ноги и начинает ходить. Слышал, что сейчас многие ученые тоже бьются над решением такой же задачи и для наших женщин — продлить беременность до двух лет, чтобы ребенок, родившись, сразу встал на ноги и пошел. Представляете, от скольких лишних хлопот, связанных с суетой первого года жизни, мы бы избавились…

Хе-хе!

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Вот в сторонке, по-видимому уже утолив жажду, стояла парочка слонов, что-то мирно обсуждая. Они обвивались хоботами и словно ласкали один другого. Что это? Любовная прелюдия?

Другая парочка молоди, сцепившись клыками, пыталась как бы бороться друг с другом.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Насмотревшись на эти бытовые сценки, поехали дальше. Водитель проколесил еще около получаса — никого…

Во всех национальных парках Африки действуют одинаково строгие правила — можно ездить на машине и выбирать любой маршрут по разрешенным дорогам (и ни шагу в сторону от дороги вглубь саванны!) и останавливаться на любом месте для фотографирования. Но выходить из машины можно только в специально организованных и огороженных мест для отдыха. Вот и сейчас мы остановились на специальной площадке, на которой было разрешено выйти из машины, но «на ваш собственный риск» — как было написано на плакатике у обрыва.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Здесь мы сделали первое групповое фото с нашим гидом Майклом.

Через двадцать минут, размяв ноги, продолжили сафари. В одном месте прямо на нашем пути возник одинокий слон. Как правило, встречи со слонами-одиночками обычно чреваты неприятностями — особенно, если они еще и подранены. Но этот, завидев нас, сам свернул в сторону.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Нашу дорогу то и дело перебегали зебры и кабаны-бородавочники. Последние попадались на этом участке довольно часто. Бородавочники, как правило, живут в одном и том же месте и никуда не мигрируют. Своими клыками, достигающими длину более полуметра, они могут обороняться даже против львов. Интересно, что на затылке и на спине бородавочников имеется даже грива как у лошади.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

В одном из дальних мест парка мы увидели довольно большое и глубокое озеро под названием Ghwarrie Pan. Остановившись в точке с хорошим обзором, мы простояли здесь около получаса, наблюдая за спокойными картинами жизни этого места.

Здесь, в отличие от первых двух водоемов, было много свободных подходов к воде, поголовье слонов было небольшим и каждому выпадал хороший кусочек берега.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Здесь было самое лучшее, на мой взгляд, место и для слонов, и для нас — туристов. На берегу не было никаких изгородей с окошками — просто озеро посреди саванны с подошедшей к ней дорогой. Водитель остановил машину на пригорке, с которого была хорошо видна вся акватория.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Здесь же было много и всякого рода птиц — и хищников, и мирных уток.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Завершив большой круг по парку, около 16 часов пополудни покинули его. К сожалению, никаких других животных из «Большой пятерки», кроме слонов, мы так и не увидели. А ведь, согласно статистике, помимо слонов в парке Аддо насчитывается около 400 озерных буйволов и несколько десятков черных носорогов. Есть также множество видов антилоп. Но, если последние и попадались в пределах видимости, то ни буйволов, ни носорогов нам увидеть не удалось. Не встретились и львы с леопардами…

Но в целом парк оправдал свое название Addo Elefant — Парк Слонов! Так что расстраиваться нечего — знали куда ехали. Через час прибыли на место нашего ночлега — в Kudu Ridge Lodge ***. Получив из рук хозяина лоджа ключи от своих комнат, быстро заселились, приняли душ и начали готовиться к ужину.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Все домики или как их здесь называют — шале, были площадью около 30 кв. метров и их стены выполнены из тентовой ткани. Внутри были все удобства — санузел, душ, умывальник, электричество.

спальная комната в Kudu Ridge Lodge

После заселения прогулялись по территории, обнесенной высоким забором и направились в ресторан, в центре которого была площадка для костра и большая барная стойка с хорошим выбором всяких напитков. Управляла этим лоджем семья белых голландцев средних лет.

Сафари в Национальном парке Аддо в ЮАР

Это был первый вечер, когда наша команда в лице белого гида Майкла и черного водителя Амона, готовила нам ужин-ланч и здесь мы впервые увидели реальные результаты борьбы с апартеидом — весь ужин готовил белый гид, а черный водитель, не двигаясь, преспокойно за этим наблюдал. Ужинал Амон тоже всегда вместе с нами…

Завтра нам предстоит долгий путь около 240 км вглубь континента в сторону городка Грааф-Рейнет, который называют «Маленькой Голландией в африканской пустыне».

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия