Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:10
Мы будем путешествовать!

Постойна, Шкофья-Лока, Предъяма — Словения Август 2017

Сегодня полностью словенский день. По плану — городок Шкофья Лока, Предъямский Замок и наилучшие пещеры Европы — Постойнска Яма.

Начали с маленького (около 12,5 тысяч жителей) очаровательного словенского городка Шкофья Лока, который выстроен на реке Сора, точнее — на слиянии двух рек и превращении их в Сору.

История городка похожа на историю подобных средневековых городков. Это поселение в 973 году король Оттон Второй передал поселение епископу Фрайзинга, вследствие чего он и получил свое название (шкофья — епископ). Статус города он получил в конце 13 века, и начал активно развиваться, но король Пржмысл (мы его упоминали всю неделю, в конце поездки группа выкрикивала его имя хором, что очень всех развлекало. Бывают имена и похуже!) подчинил город, передал его под управление судьи, который запретил крестьянам торговать всем, кроме даров своего огорода. Мука и пшено начали уходить в королевскую казну, а укрывателей попросту казнили, чего с ними церемонится — помните раскулачивание? К счастью (для горожан) в 1278 году Пржемысл погиб в битве у Сухих Крут и жизнь в городе начала налаживаться, вновь развивались ремесла.

Была выстроена крепостная стена с башнями и (он же на слиянии двух рек) множество мельниц. Но, недолго Шкофья Лока процветала — в 1457 году чешский военачальник Джан Витовик с многоговорящим прозвищем «Истребитель» сжег город. Только начали отстраиваться — Шкофью Локу захватили турки.

Ну, и еще пара катаклизмов — в 1511 году случилось серьезное землетрясение, разрушившее значительную часть города, а в 1660 — большой пожар. Вот после него начался пик строительства и развития.

Не забыли про мельницы? В 1630 году — 173 мельницы, 23 из которых работают круглосуточно, нон-стоп! Но — технический прогресс подкашивает это производство — в конце 19 века мельниц осталось 88, а после Второй Мировой Войны — только 42.

Начинаем прогулку с каменного моста Капуцинов — очень красивое место, с него открываются отличные виды.

Мост выстроил в 14 веке епископ Леопольд, но судьба сыграла с ним (епископом) злую шутку — лошадь Леопольда споткнулась на мосту, епископ упал в реку и погиб. Печалька. Здесь всегда всеобщая фотопауза, я тоже фотографируюсь — с руководителем группы Павлом и туристом Андреем — главным фотографом и добровольным помощником во всем, за что ему спасибо!

На мосту обязательный покровитель мостов — Непомук, интересно, сколько в Европе Непомуков на мостах? Вот бы посчитать!

Одна из главных достопримечательностей Шкофьи Локи — замок Шкофьелошки Град, он был построен к 1202 году (хотя, конечно, неоднократно достраивался и перестраивался). Сегодня там Краеведческий музей.

Замок (как и все замки) очень удачно расположен, виды на него отличные, как, впрочем, и с него!

Безусловно, Шкофья Лока — один из наиболее привлекательных из сохранившихся городков Словении. Узкие улочки, арки, дворики — все просто восхитительно!

В центре колонна Мариинское Знамение, в честь Девы Марии. Колонна в стиле барокко, установлена в 1751 году.

Недалеко, в живописном дворике, церковь Жупнийска 15 века (может, им наши названия тоже кажутся смешными?).

Она интересна алтарем из черного мрамора.

В финале прогулки — кафе, где мужчины радуются пиву, а я наслаждаюсь национальным блюдом — гибаницей. Это что-то типа штруделя, тоже из слоенного теста, тоже с яблочной начинкой и изюмом, только еще с грецкими орехами, творогом, и, конечно, сахаром и сливками. Несмотря на все это — гибаница не приторная, совсем не сладкая (курьез), производит впечатление очень легкой, В общем — пирожное для похудания — едите и худеете!

Выдвигаемся к главной цели сегодняшнего дня — пещерам Постойнска Яма. Активная туристическая жизнь этих пещер началась в начале 19 века. Началось благоустройство пещер, прокладка тропинок, была введена плата за вход, и, начиная с этого времени, экскурсии в пещеры вели проводники.

В этом подземном царстве, которое создала вода полуподземной реки Пивки, система галерей, туннелей и залов простирается более, чем на 20 км.

Первая часть прогулки проходит на туристическом поезде. Перед посадкой туристы, которые не запаслись теплой одеждой (хотя их предупреждали) покупают себе ветровки и куртки. Температура в пещерах постоянная — колеблется от 8 до 10 градусов. Весь маршрут составляет 5 км, из которых 3 на поезде и 2 пешком. Уже при посадке на поезд становится понятно, что нас ожидает что-то необыкновенное! Никакие фотографии не могут передать эту красоту и многообразие цветов, форм и типов поверхностей.

Но, самое интересное начинается при прогулке пешком! Два километра полного восторга! Во время прогулки экскурсоводы на мгновение выключают свет, и мы понимаем — какие мы песчинки в этом мире! Невозможно это описать!

Здесь все имеет свои названия: груда известнякового туфа Черепаха», трехметровый сталактит Кукуруза», зал «Прачечная», потолок которого украшен плоскими сталактитами, напоминающими вывешенное на просушку белье. За «Пальмами» расположен вход в «хрустальный туннель», рядом величественные «Развалины», над которыми возвышается «Кипарис», а сбоку складки «Кружев», как настоящие кружева. А «Концертный зал» отделяет «Занавес». Еще — «перевернутый столб», диаметр которого 4,5 метра, сталактит «Гном», «Разноцветный туннель», «Волшебный сад», «Красивые пещеры», «Попугай», и, даже, «Русский туннель». Он был так назван из-за моста, который во время Первой Мировой Войны построили русские военнопленные.

Один из самых известных залов — с аквариумом, в котором живут Европейские Протеи. Когда они подрастают — их возвращают в реку. На мой взгляд — редкостная гадость, но там даже сувениры и детские игрушки — протеи! Белый, гнусный червяк!

Стены этого Концертного зала слышали «Аиду» и «Травиату»!

Возвращаемся назад на поезде. Еще раз любуемся и восторгаемся.

Я очень сухо описала посещение этой пещеры по одной-единственной причине: у меня нет слов и возможностей это описать. Это надо увидеть! Кстати, жителей городка Постойна называют «Сумочниками», благодаря легенде, связанной с этой Пещерой. Говорят, что в давние времена, в пещере жил дракон, который очень досаждал местным жителям. А под горой Нанос жил пастушок Якоб, славящийся своей смекалкой. Он набил тушу теленка негашеной известью, и бросил ее дракону, как приманку. Дракон проглотил тушку, а когда захотел пить — напился из реки Пивки. Речная вода смешалась с известью и живот лопнул. Из тушки нашили сумки, а самую большую подарили пастушку Якобу.

И кто только не любовался этими красотами (кроме нас, конечно!) — наследник престола Фердинанд Первый, китайские и японские властители, Бразильский Император Дом Педро Второй, император Франц Первый, вдова Наполеона императрица Мария Луиза, Максимилиан Второй Баварский, император Франц Иосиф Первый, принцесса Монако Стефания, и список можно продолжать бесконечно….

И, совершенно ошарашенные этой восхитительной красотой, мы делаем еще одну остановку, на этот раз — возле Предъямского Замка. Это один из живописнейших дворцов Словении. Он парит на 123-метровой Скале. Собственно — это вход в гигантскую пещеру. История наиинтереснейшая! Настоящий детектив. В 13 веке замком владел Эразм Ямский, сын губернатора Триеста. Эразм убил на дуэли императорского маршала Генриха фон Паппенхайма, который, случайно, состоял в родстве с Императором Священной Римской Империи Германской нации Фридрихом Вторым Габсбургом. Убил за дело — за оскорбление памяти своего друга Андреаса Баумкирхера. По этому поводу вспыхнула война между императором и бароном. Предъямский замок становится базой барона Эразма.

Да плюс к замку еще и покровитель нашелся — венгерский король Матьяш Первый, прозванный (не просто так!) «новым Аттилой». Ситуация сложилась патовая — Митиаш теснит Габсбурга, Габсбург теснит Эразма, а Эразм активно огрызается — грабит торговые караваны императора.

«Витязь, пред коим трепетали и Триест, и Вена!» — это об Эразме.

В Триесте сменился губернатор и Император приказывает ему взять замок в клещи. Осада длится целый год. Через подземный ход из Випавы Эразм получает помощь и деликатесы продовольствие. Он доводил осаждающих до белого каления, скидывая им со стен провизию и теплые одеяла! Но, как всегда, нашелся предатель, который за 30 сребреников ну не знаю за сколько, продал хозяина и зажег в его спальне фонарь, куда полетели ядра. Нападающие утверждают, что геройский Эразм погиб от ядра, словенцы — что от рухнувшего обломка стены.

Похоронен он в Предъяме, а замок, начиная с 16 века бесконечно переходил из рук в руки.

Это один из самых необычных замков Европе. Именно здесь снимался фильм «Доспехи Бога» с Джеки Чаном. Виды на замок стОящие, но и виды вниз восхитительные!

Вот так, замечательно, прошел еще один день этого тура. Завтра расскажу о Любляне.

Часть первая, Австрия, Каринтия — «Высокогорная дорога Гроссглокнер» здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_21938

Часть вторая, Австрия, Каринтия — «Клагенфурт, замок Хохостервиц» здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_21953

Часть четвертая, Словения - "Любляна" здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_21972

Часть пятая, Хорватия - "Плитвицкие озера" здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_21976

Часть шестая, Италия, Словения - "Триест, Пиран" здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_21992

Часть седьмая, Словения - "Винтгарское ущелье, озера Блед и Бохинь, Фогель" здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_21991

1. Радовлица — город и река, где застыло время
  12. Лучшая смотровая площадка Словении — гора Фогель
  13. Музей кузнечного дела в маленькой кузнечной Кропе, Словения
  14. Долина зимних прыжков в летней Словении
  15. Предъямский замок — в скале, «перед ямой»!
  16. Сад вкусов — место релакса
  17. Ущелье Винтгар
  18. Недельное путешествие по Словении, Хорватии. Австрии и Италии. Словения — Винтгарское ущелье, озеро Блед и озеро Бохинь, гора Фогель
  19. Недельный тур по Словении, Хорватии, Австрии и Италии. Триест и Пиран
  20. Недельное путешествие по Словении, Австрии, Хорватии и Италии. Словения — Любляна
  21. Недельное путешествие по Словении, Хорватии, Австрии, Италии. Шкофья Лока, Предъямский замок, Постойнска Яма
  22. Шкофья Лока — город мельников
  23. Крепость Шкофья Лока над городом
  24. Восхитительная домашняя словенская кухня и божественный суп!