Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Южно-Сахалинск — Россия Июль 2017
Аллея сакуры

Южно-Сахалинск: Я памятник себе. Ко мне не зарастёт!

Гора Большевик, что над Южно-Сахалинском, ставшая «Горным воздухом», на самом деле имеет сбоку небольшую вершинку, называемую в народе Лысой. Оттуда в хорошие погоды взлетают дельтапланеристы, в полном соответствии с договором аренды. На этой вершине стоит камень, видимый невооруженным глазом. Сегодня уже трудно сказать, когда он там появился, так как его установка местными властями была не санкционирована. Говорят, что камень на Лысую заволокли почитатели уфологии, в 90-х годах прошлого столетия, застолбив таким образом площадку для своих уфологических отправлений. У любителей наблюдать летающие неопознанные предметы существует мифологема о том, что Лысая гора является местом, куда из Верхнего мира пришел дух Древнего Ворона и они искренне считают, что энергетически, высота 522 м (г. Лысая), соответствует Юпитеру и Меркурию, в спроецированной на Сусунайский хребет солнечной системе. В камень для авторитетной важности вмонтировали доску с сокращенным вариантом изречения Парацельса и Раньо Неро. В нем говориться об исключительности Лысой, с которой будет исходить «божественный свет, который увидят все жители Земли». Кроме этого, на доске есть информация о том, что остров станет местом Храма («место главного храма — зеленый остров Эрин»). Я тут сам себе домыслил, что трансформация названия острова претерпит изменения и далее во времени. Кто не знает, то название «Сахалин», появилось из длинного названия «Сахалян уда лангахата», что с маньчжурского обозначалось как «Остров в устье Черной реки». Сахалян — Черная река (Амур). Далее «Сахалян», трансформировался в «Сакалин» и наконец в «Сахалин». Возможно, таинственный монах-предсказатель Раньо Неро уже тогда знал, что бесконечная цепь трансформаций на этом не закончится и Сахалин превратится в «Сахэрин».

Памятный камень на Лысой
Южно-Сахалинск: Я памятник себе. Ко мне не зарастёт!

В целом уфологи активно тиражируют миф о том, что гора Лысая, в иерархии подобна месту силы, типа «останец Лягушка» и у камня необходимо загадывать желания в день весеннего солнцестояния, которые непременно сбываются. С другой стороны, тут видимо ошибочка закралась, ведь если вспомнить японское название горы Асахигаока (Холм Восходящего солнца), желания загадывать нужно 22 июня, в день летнего солнцестояния. Ведь именно в этот день солнце встает ровно над вершиной сопки. У монумента, как я уже говорил тусуются дельтапланеристы, но на этом предназначение вершины, на которой он стоит, не заканчивается. С нее, как еще с одной обзорной площадки, открывается вид на южную часть Южно-Сахалинска и южную часть Сусунайского хребта.

Да и Лысую с города всегда видно, а на крутом и голом склоне удобно выкладывать большие слова. За последние годы там регулярно появлялась то реклама Радио FM, то слова любви и ненависти, то свастика, то ЛДПР, а вот недавно выложили на снегу огромное неприличное слово из трех букв. В общем, кто во что горазд. И всегда, в силу своей открытости ее хотели превратить в площадку для памятника.

Был даже один проект установки на вершине Лысой огромного памятника Черчиллю, Рузвельту и Сталину, работы Зураба Церетели, когда от него отказался Крым в середине «нулевых». Обиженный маэстро вначале психанул и решил бесплатно подарить его Южно-Сахалинску, но здесь вступились «космические силы» и не допустили появления трех лидеров, ростом под 4 метра, весом в 10 тонн, на Лысой сопке, а Церетели видимо решил, что выгоднее сдать на лом, чем отправлять такой подарок через всю страну.

Если говорить о маэстро, то по моим наблюдениям они есть в каждом регионе, соответственно имея региональный масштаб. Так вот с сотню таких наберётся. Видимо так уж повелось, и на Сахалине они тоже есть.

Это так к слову, потому, как вы догадались, речь пойдет о скульптУре, виде изобразительного искусства в широком понимании, в которое входит и монументальное искусство, и садово-парковая скульптура, и мозаичные панно (кстати, тоже часть монументального искусства) и много еще чего. Причем, исходя из того, что эти объекты любят размещать в скверах и парках, я решил объединить и то и другое, чтобы не повторяться время от времени. Сразу оговорюсь, что я не являюсь искусствоведом или работником сопредельных сфер и могу заблуждаться как в вопросах систематизации тех или иных объектов (буду рад замечаниям с разъяснениями), так и в остальных понятиях с этим связанных. А так как понятийный аппарат вещь очень необходимая для проживания именно в России, ведь здесь все живут по понятиям, то буду рад комментариям.

Карта маршрута

Если спустится вниз с Лысой сопки, по грунтовой дороге выходящей на улицу Горького, то мы окажемся на площади Славы, где расположен самый большой мемориальный комплекс на острове, он заложен в честь советских воинов, погибших в боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Если обходить его по периметру, то это составит 930 метров. О нем я уже рассказывал в материалах: https://www.tourister.ru/responses/id_19553

Напомню, что строительство мемориала затянулось на полвека, и за это время ветераны прошедшие советско-японскую войну 1945 года, успели все умереть. Первое письмо о необходимости увековечить память погибших солдат в той войне на Сахалине, было написано в 1963 году. В 1971 году была произведена торжественная закладка основания монумента. В 1976 году комиссией был рассмотрен эскизный проект. Четыре года ушло на отливку фигур, резание сметы, поиск гранита на облицовку. 3 сентября 1980 года состоялось торжественное открытие мемориала в бетоне. Гранит нашли только в 1982 году. В 1985 году в рамках мероприятий по празднованию 40-летия победы над милитаристской Японией был закончен монтаж досок с именами павших воинов, и была открыта аллея Героев. Вверх идет лестница, соединяющая нижнюю и верхнюю часть мемориала, строившегося уже в 2013 году.

Южно-Сахалинск: Я памятник себе. Ко мне не зарастёт!

Между Аллеей героев и верхней площадкой находится Мемориал воинам-сахалинцам, погибшим в Афганистане и Чечне. В центре мемориала расположена скульптура Скорбящей матери, по бокам — 14 вертикально установленных чёрных гранитных плит с именами 42 погибших сахалинцев. Фундамент мемориала «Афганцам» был заложен в 1999 году, торжественное открытие произошло через 5 лет, в 2004 году.

Строительство мемориала, растянувшееся на почти полвека, привело к тому, что авторской целостности комплекса не существует. Левая часть с фигурами солдата, матросов и Вечным огнем принадлежит авторскому коллективу под руководством А. А. Тюренкова. Правую часть мемориала составляет аллея Героев. И она не однородна. Первые пять бюстов аллеи выполнены из розоватого гранита и наполнены индивидуальностью, которую вложили их авторы — скульптор Р. Х. Муродян и архитектор Н. Ф. Лушникова.

В 2005 году, «в полку прибыло», в пяти героям СССР, прибавилось еще девять. Некоторые из них были увековечены бюстами при жизни, например Герой СССР Г. Г. Светецкий, приезжавший на открытие мемориала в 1980 году. О ценности работы ваятеля В. Н. Чеботарева судить вам, вот эти бюсты.

Аллея Героев. 9 бюстов работы ваятеля Чеботарева В.Н., 2005 г.

Среди них Герой СССР Гнечко, у него есть усы, и эта деталь выделяет его среди других. Как-то грустно смотреть на «работу» маэстро. Можно конечно представить, что маэстро на самом деле сделал так специально. Вот типа, мол, перед войной все равны, поэтому все и похожи, в кого пуля (дура) попадет, такова и судьба. Война никого не щадит, раны на сердце ветеранов и на теле многочисленны — вот они, в этих черных линиях и выщерблинах, типа: «лица опаленные войной» — для этого и камень такой выбрали. В этом и задумка мастера, в этом и смысл работы! Но нет, не было таких задумок у маэстро, только откровенная халтура с «крупным заказом», шаблон с которого и ваялись обезличенные герои. А еще хочется посмотреть в лица тех, кто эту «работу» принял и акт о приемке подписал — им бы такой памятник на могилу. Мне кажется, что если бы те, кто на амбразуры вражеские кидался, знали, что им такой памятник поставят, они бы этого не сделали. Проходя мимо, я стараюсь не смотреть на эту «память в камне», отводя взгляд и представляя что-то другое, а не получается — подсознание услужливо выдает картинки с острова Пасхи. Кстати, стоящий за аллеей Героев памятник «афганцам», тоже работа ваятеля.

А вот верхняя площадка с Василевским уже внушает уверенность в завтрашнем дне. Памятник дважды Герою Советского Союза, Главнокомандующему войсками в войне с милитаристской Японией маршалу А. М. Василевскому, красив и реалистичен. Бронзовый монумент был изготовлен в городе Жуковском Московской области, привезен и установлен торжественно, в присутствии потомков маршала, которые к моему удивлению оказались одновременно потомками маршала Жукова. Таким образом, память о маршале теперь увековечена в четырех местах: памятник из камня в Калининграде, из бронзы в Южно-Сахалинске и Хабаровске и бюст в Москве.

На мой обывательский взгляд, нахождение мемориального комплекса у границы леса упрощает некоторые вопросы озеленения, а многоярусность пространства на котором он расположился, можно было-бы использовать более выгодно, чем это сделано сейчас. Но, тем не менее, это место горожане любят не меньше чем музейную территорию и приходят сюда гулять с детьми, в первую очередь из-за простора площади, дети здесь катаются на велосипедах, роликах и досках, воздух наполнен смехом и радостью. Здесь же проходят парады, смотры, соревнования военных оркестров и иногда появляются площадки с интересными экспозициями. Открытые пространства за левой частью монумента с фигурами солдата и матросов, прекрасными девушками нашего города используются для получения ровного загара по всей тушке летом и ребятишками, для катания с крутой горки на санках зимой. Остается только сожалеть о том, что эти вещи не совмещаются (я бы с удовольствием въехал на «аргамаке» в загорающих натуристок). Чуть правее «нудистской площадки» на поляне можно увидеть тисы, яблони и кедры, высаженные около сотни лет назад перед храмом Карафуто дзиндзя, который стоял выше. К нему вела «дорога к Храму», которая сейчас носит название «Комсомольская аллея». В общем типичное для Сахалина: «все смешалось в доме Облонских…».

Комсомольская аллея
Памятный знак Комсомольская аллея
Памятный знак "Комсомольская аллея"

Левая часть мемориального комплекса ограничена Алтайским переулком. По нему мы и отправимся, свернув через сотню метров налево, в городской парк культуры и отдыха имени Юрия Гагарина. Здесь окольной тропинкой, не через парадный вход, можно попасть на «Тропу здоровья» и далее в центральную часть парка.

Алтайский переулок и гостиница Юбилейная
Алтайский переулок и гостиница "Юбилейная"
Тропа здоровья
"Тропа здоровья"

Парк имеет весьма интересную историю, которая началась в «нулевых годах» ХХ века, в самом начале периода Карафуто. Восточная окраина Тойохара, где парк разбили, переходила в склоны Сусунайского хребта, прорезанные горной речкой Тамагава. Это живописное место и определили под строительство общественного парка. Окраинное месторасположение позволяло будущему парку плавно переходить в лесной массив, обеспечивая тем самым единство природы и окружающей человека среды. Строителям парка удалось удачно и гармонично соединить необходимые компоненты для полноценного отдыха горожан — парк стал не только центром эстетического восприятия природы, но и общественным центром посещения, которое включало в себя религиозные, патриотические, спортивные и развлекательные объекты, необходимые для развития каждого жителя страны Восходящего солнца.

Религия синтоизма позволила удачно вписать в ландшафт несколько синтоистских храмов. Я, если помните, уже писал о них, в предыдущем материале: Южно-Сахалинск: осколки Тойохара https://www.tourister.ru/responses/id_19845

Кстати о писанине. Когда я начал готовить материал, я наткнулся в развалах компьютера, на небольшой рассказ собственного сочинения, написанный в 2010 году, да так и неопубликованный, его я и размещаю почти без правки. Как всегда, информацию приходилось собирать по крохам и из разных источников, так как единого труда по парку не существует, за исключением небольшой книжки местного краеведа Сергея Федорчука «Рассказы о городском парке», полной лирических отступлений и бесед со старожилами. Мой неизданный рассказ содержал около 50 ссылок на различные источники, в том числе и на японские материалы. Их, в соответствие с форматом «Туристера», я понятное дело опускаю. Так что, как говорят: эксклюзив, на ваш суд.

На восточном склоне горы на территории парка (да, в те времена он был больше по площади и охватывал территории южнее и западнее современных границ) размещался главный синтоистский храм губернаторства — Карафуто дзиндзя. Еще южнее находился храм Гококу дзиндзя (территория городской больницы им. Анкудинова). Лестница, начинавшаяся внизу, на уровне современного входа в больницу, приводила в сад храма. На территории парка кроме этих храмов существовало несколько малых святилищ. Один из них находился в живописнейшем уголке парка, на одном из островков Верхнего пруда. Еще тридцать лет назад островков было два. Они разделялись ныне заилившейся протокой. Кроме основания от него ничего не осталось. Позже на место храма водрузили японскую скульптурную композицию — львицу со львятами, которая постепенно, не без помощи вандалов, была утрачена. Ворота в храм — тории, простояли до 60-х годов, их использовали вместо турника (не перестаю удивляться фантазии нашего человека).

В японском парке нашлось и место для монументов в память о людях много сделавших для развития губернаторства и города. В 1926 году в парке была установлена 3-х метровая стела в память о 26 погибших лесорубах спасавших леса южного Сахалина от нашествия шелкопряда, в 30-е годы возвели памятник погибшим пожарным, а у входа — погибшим при исполнении служебного долга полицейским. Достаточно много было «просто» памятных знаков. Например, на одной из плит были выбиты строки из песни, прославлявшей природные богатства Сахалина. Однако до наших же дней дошла только памятная плита на островке, с иероглифами «Одзи икэ», поставленного в честь открытия Пруда Одзи (Верхнего пруда), все остальные монументы решением облисполкома от 1949 года были уничтожены и о них напоминают только бетонные основания, которые не поддались взрывчатке. Что касается этой плиты, то она уцелела благодаря ленивости тех, кто отвечал за их уничтожение (а может быть, просто работы много было). Её залили бетоном, свалили и присыпали, так она и пролежала под слоем земли до 90-х. Потом ее нашли, и кто-то уже не поленился отколупал бетон и поставил ее. Вот так и стоит…

Памятный знак с иероглифами Одзи икэ
Памятный знак с иероглифами "Одзи икэ"

Парк являлся центром спортивной жизни. У японцев здесь существовало немало спортивных объектов: велотрек, бейсбольный стадион, плавательный бассейн с вышками для ныряния, лыжная база, теннисный корт, корт для настольного тенниса. Пруд Одзи зимой использовался как каток, для любителей покататься на льду. Особо выделялся большой плавательный бассейн в северо-западной части парка. Размеры впечатляют, бетонное сооружение — 30×50 м., глубина 3 метра. Здесь, как при японцах, так и в советское время, до 60-х годов, проводили соревнования по плаванью и другим видам водного спорта (вплоть до соревнований по подводному плаванью). Существовало еще несколько малых бассейнов для детей, так называемые «лягушатники», но и они пришли в упадок, остались только бетонные чаши.

Из двух японских стадионов бывших в парке, до настоящих дней дошел только один. Бывший велотрек, вначале был превращен военными в автомобильный гараж, затем, в 1947 году получил название «Динамо» и использовался для тренировок различных видов спорта. В разные годы на нем сооружались площадки для баскетбола, волейбола, городков, секторы для метания спортивных снарядов, усовершенствовалось покрытие легкоатлетических дорожек. Здесь проходили соревнования авиамоделистов, конкурсы силачей, велогонки с выбыванием, фигурная езда на мотоциклах. После реконструкции 29 июля 1969 года стадион стал называться «Космос» и на нем стали проводить футбольные матчи. Стадион «Космос» был и остается крупнейшим зрелищным сооружением областного центра. За минувшие десятилетия на его поле прошло огромное количество матчей и представлений, собиравших тысячи зрителей. Сейчас стадион опять находится в стадии рецидивной реконструкции, сооружаются новые трибуны, делается искусственное покрытие.

На месте второго стадиона — бейсбольного, размещается хозяйство военных связистов, там торчат антенны, обвисшие натянутые в 45-м провода и кажется, что время там остановилось и на самом деле, все что происходит за забором, живет в режиме «стоп-кадр». О бывшем спортивном сооружении напоминают лишь земляные валы, некогда окружавшие игровое поле.

За забором хозяйство связистов. Вместо Стой! Объект МО РФ. При посягательстве будет применено оружие, другие, более добрые надписи
За забором хозяйство связистов. Вместо "Стой! Объект МО РФ. При посягательстве будет применено оружие", другие, более добрые надписи

Необходимо отметить, что существовала целая система фонтанов, которые естественным образом, за счет разницы высот и давления подпитывала река Тамагава (Рогатка). Сама горная речка изобиловала искусственными порогами и водопадиками, а в центральной части парка была сооружена дамба, откуда вода извергалась мощным водопадом. Искусственная дамба образовала пруд названный японцами Одзи (Верхний пруд). Это было главное украшение парка. Водоем гармонично вписался в окружающий ландшафт, подчеркивая красоту сахалинской природы и до настоящего времени воспринимаемый как естественный природный объект, по которому летом можно было прокатиться на лодках.

Мост влюбленных
"Мост влюбленных"
Станция Комсомольская. Вечер. после трудового дня
Станция "Комсомольская". Вечер. после трудового дня
Верхний пруд, столетняя сосна и скамья примирения
Верхний пруд, столетняя сосна и "скамья примирения"

Дорожки в парке строились с таким расчетом, чтобы подводить посетителя к живописному пруду с различных точек, с которых открывались виды на пруд и склоны горного хребта. Это было достаточно символично, так как это отражало отношение японцев к природе. В этом заключается основное отличие ментальности японцев от жителей континентальных районов. Японцы всегда подчеркивали красоту природы, акцентируя внимание человека на ее неповторимых деталях.

При закладке парка на его территории было высажено большое количество цветущих деревьев — вишен и яблонь.

Весной парк походил на плодовый сад. В это время в нем было особенно многолюдно, особенно во время любованием цветущей сакурой (кансё). В парке были посажены корейский кедр, пихта, туя, несколько видов сосны и ели. Особенно выделялся тис — невысокое дерево с древесиной красного цвета. Он до сих пор встречается, самых необычных очертаний, представляющих собой причудливое сплетение ветвей (в свое время с деревьями поработали японские художники). Выше по течению Тамагавы был заложен лесной питомник, где выращивались деревья и кустарники для парка и города Тоёхары (ныне территория отеля «Санта»). Как я уже отметил, территория парка по сравнению с современной, была больше в несколько раз. Восточной границы не существовало по определению, парк постепенно переходил в лес, при этом грань между искусственным и природным стиралась. Границы парка охватывали территорию, где ныне расположены городская больница, мемориал Славы и переулок Алтайский, северная часть парка простиралась до дороги на Лесное, включая современные границы корта и гостиницу «Санта».

В августе 1945 г. началась новая жизнь парка — советского. Военные, пользуясь правом победителя, занимали в Тойохара лучшие здания и территории. В парке разместились военные подразделения в составе: банно-прачечной части, конюшни, автогаража и пекарни. На поле велотрека стояла автотехника связистов. По распоряжению командования на аллеях, ведущих в парк, установили шлагбаумы. Пройти на территорию можно было только по документам. Летом 1946 года Тоёхара переименовали в Южно-Сахалинск. В этот период местные власти решили открыть парк для посещения гражданским населением. Военным пришлось потесниться. Лишь в июне 1946 года из парка были выведены банно-прачечные отряды, спускавшие при стирке грязную воду в плавательный бассейн и реку Рогатку. Вывод остальных частей затянулся до сегодняшних дней. Часть территории парка занято ими до сих пор.

Парк дважды пострадал от мощных тайфунов — осенью 1947 и летом 1981 года. После их прохождения приходилось восстанавливать дамбу, убирать поваленные и сломанные стихией деревья и проводить очистку и углубление Верхнего пруда. На приведение парка в порядок потратили значительные средства. Построили танцевальную площадку, летний театр, киоски для продажи прохладительных напитков. По всей территории установили скамейки со спинками. Восстановили и оборудовали спортивные площадки, бассейны для взрослых и детей. Долгое время администрация оставалась без помещения — все здания в парке по-прежнему занимали военные.

В мае 1947 года горисполком обязал директора парка установить границы своей территории. Поставили деревянный забор, установили ворота. За вход с отдыхающих решили брать плату — взрослые платили 1 рубль, дети — 50 копеек. Цену утверждали на заседании горисполкома. Плата взималась в будничные дни с 16, в выходные — с 10 часов. С военнослужащих денег не брали. Недовыполнение плана списывали за счет плохого ограждения.

В штате появились должности кассиров входных касс и контролеров. Не желающие платить проходили в парк с восточной, неогороженной, стороны или через многочисленные дыры в ограждении. У администрации был свой способ борьбы с безбилетниками. Верх забора, а также места вокруг оторванных досок обмазывали краской и смолой. Стоимость билетов была незначительной, и большинство горожан оплачивали вход.

Так как деревянный забор быстро ветшал, а его часть разворовывалась на дрова, в 1951 году его заменили металлическим.

В СССР нужны были парки не только для прогулок, развлечений и занятий спортом. Прежде всего, от них требовалось «обеспечить повышение идейного уровня проводимой культурно-просветительской работы». На заседании бюро горкома ВКП (б) в 1947 году отмечалось, что в условиях Южно-Сахалинска, где культурных учреждений недостаточно, парк должен стать центром политико-массовой работы. На аллеях появились многочисленные политические призывы, панно и картины, изображающие достижения страны, портреты вождей и членов политбюро ЦК партии. Но одной наглядной агитации, по мнению властей, было недостаточно. Как правило, при подведении итогов работу парка признавали неудовлетворительной, отмечая, что не организована продажа политической литературы, не проводятся лекции и беседы.

В 60-е годы в парке действовал ботанический экскурсионный пункт. Кроме южносахалинцев на экскурсии приезжали школьники и студенты из других районов области. В 1984 году в парке появилась учебная экологическая тропа. Она начиналась в районе теннисных кортов. Вдоль маршрута протяженностью два километра стояли таблички с информацией о растениях. Активисты из Всероссийского общества охраны природы проводили по тропе экскурсии. Большую помощь по ее содержанию оказывали школьники. Они обновляли таблички, проводили подсыпку земли к корневой системе растений, убирали сухостой.

Работа не осталась незамеченной, в середине 1980-х годов усилия по природоохранной пропаганде в парке была отмечены премией и дипломом Всероссийского общества охраны природы. К сожалению, в эти же годы развалилось хозяйство лесопитомника. Часть его территории позже использовали под строительство гостиницы «Санта».

Почти 40 лет в парке работал кинотеатр. В 1988 г. его, по решению горисполкома снесли, освободив место для размещения зоосада. Тут необходимо заметить, что впервые на территории парка зооуголок появился еще в японский период. В нем содержались медведи, олени, различные мелкие животные и редкие виды птиц. В первые, послевоенные годы на Верхнем пруду еще плавали лебеди, прирученные японцами, а водоем на протяжении нескольких десятилетий чаще называли Лебединым озером. В середине 1970-х годов администрация парка задумала создать на островке у пруда живой уголок. Планировалось разместить в нем лебедей, медведей и лис. Через год подросшие медвежата стали представлять опасность для окружающих и их уничтожили. И это не единственный необдуманный шаг в отношении ответственности к «братьям меньшим». В 1980-е годы в парке была создана конная база, здесь разместили табун в несколько десятков голов и бег лошадей по аллеям стал обычным явлением, а гуляние по тропинкам небезопасным. Зоосад отделился от парка металлической оградой, парк потерял часть своей площади, а завезенные животные начали дохнуть, по большей части от отсутствия условий проживания и питания. После торжественного открытия зоопарка посетителей ждала безрадостная картина, вызывавшая у большинства лишь чувство жалости.

Ситуация изменилась только к 1993 году, когда «Сахалинский зоопарк» стал муниципальным предприятием, а с 2000 был передан в областную собственность и стал называться «Сахалинский зооботанический парк». В настоящее время это единственный зоопарк на острове, где содержится около 200 видов (около 550 экз.) животных, а в ботанической коллекции, если судить по сайту http://sakhalinzoo.ru насчитывается 244 вида растений.

Желающим полюбопытствовать на зверушек сообщаю, что зооботанический парк работает с 10.00 до 21.00 без выходных, в кассе с 10.00 до 19.30 (а в выходные дни до 20.00), можно купить билеты стоимостью 200 рублей взрослый, 100 рублей детский, в праздничные и воскресные дни. В будни цена ниже: взрослый 180, детский — 80 рублей. Пенсионеры — 50 рублей, дети до 3 лет бесплатно.

В парке находится одна из 25 действующих в России детских железных дорог (20-е место по протяженности: 2,2 км).

Кстати побывавший в 1953 году, на Сахалине Никита Хрущев, очень резко подверг критике идею строительства на острове ДЖД, брызгал слюной и матерился. Но она тем не менее, была открыта 6 июня 1954 года и в первый год эксплуатации имела направление движения поездов «против часовой стрелки». В 1955 году его поменяли «по часовой» (видимо голова кружилась у начальника дороги). Длина дороги составляет 2200 метров. За 63 года по ней проехало более 3 млн. пассажиров на более чем 70 тыс. поездах, покрыв расстояние в 95 тысяч километров. А уж сколько девчонок и мальчишек связали свою жизнь с железной дорогой после того как испробовали себя в роли проводников и машинистов — одному богу угодно. Недавно построили новое здание станции «Комсомольская» и ребятишки обрели новые помещения для учебы. Обучение и красивая форма — бесплатно. Да и парк вагонов и подвижного состава меняется, от паровоза серии «159», до современного «Колибри».

Интерьер двухосного деревянного пассажирского вагона (1902, Германия). Фото из архива Южно-Сахалинской ДЖД. 1950-е годы. Источник: http://www.dzd-ussr.ru/towns/yusah/yusah36.jpg
Колибри готов отправиться в рейс
"Колибри" готов отправиться в рейс

Прокатиться по детской железной дороге можно с мая по октябрь, ежедневно, кроме понедельника. Первый поезд отправляется со станции «Комсомольская» в 10.30 утра. Движение поездов производится по расписанию с интервалом движения 30 минут, продолжительность рейса — 13 минут. Время последнего отправления — 17.00. стоимость проезда для взрослых — 120 рублей, для детей — 80 рублей, дети до 3-х лет бесплатно.

Что касается скульптуры, то к 50-м годам были убраны японские памятные знаки и на их месте появились вожди. В 1950-е годы в парке установили бетонные скульптуры Ленина и Сталина. В день рождения основателя советского государства у его статуи проходили торжественные сборы школьников. Здесь их принимали в пионеры. Проходили встречи с ветеранами войн, коммунистами и передовиками производства. Тогда же решили, что одного Ильича в парке мало и установили на территории детского городка еще одну фигуру Ленина. Шло время, появлялись и исчезали парковые скульптуры, череда «мальчиков с осетром», «гордых оленей», «купающихся детей» прошла, оставив пустеющие бетонные основания. Олени «укатили» на трассу Южно-Сахалинск — Корсаков и стоят там, обвешанные ленточками и замками от молодоженов, чаша фонтана, который был построен японцами к своей выставке достижений, пустует без мальчика обхватившего краснокнижную рыбу.

В 1962 году в смотре-конкурсе, организованном Министерством культуры РСФСР островной парк получил звание «Лучший парк республики» и диплом первой степени, а в 1967 году ему присвоено почетное звание «Парк отличного отдыха». Годом позже — 22 апреля облисполком, принимая во внимание ходатайство городских властей, присвоил парку имя первого в мире летчика-космонавта Юрия Гагарина.

Современный парк имеет несколько скульптур, и самая главная это человеку, в честь которого этот парк был назван, уже после его гибели — Юрию Гагарину. Она находится на западном входе парка, со стороны улицы Комсомольской.

Постамент — 3 метра, скульптура — около 1,8 метров, металл. Автор — Г. Левицкая, 1976 год. Установлен 12 апреля 1981 года. Когда скульптура космонавта начала разрушаться, ее решили утилизировать, а с южного входа поставить «нового» Гагарина. Прибывший в деревянном ящике космонавт, долго ожидал, когда его установят, но так и не дождался. Через год его украли охотники за металлом и таким образом «старый» Гагарин, за неимением «нового», остался на своем посту, выкрашенный серебрянкой.

Алея сакуры. Памятный знак почетному гражданину города господину Мияниси Ютака, 2010 год
"Алея сакуры". Памятный знак почетному гражданину города господину Мияниси Ютака, 2010 год

Слева от Юрия Гагарина находится памятный знак почетному гражданину города господину Мияниси Ютака. Поставлен в 2010 году. Мияниси Ютака подарил парку аллею сакуры и с тех пор, каждую весну аллея ведущая в озеру Верхнему, год от года розовеет от нежных лепестков все больше и больше.

Аллея сакуры весной. Фото С.М. Первухин, май 2016

Очень красивый подарок (главное чиновники «распилить» не могут). Если отправиться вверх по аллее, то, через сотню метров, слева, можно увидеть на месте старой японской горки, в обрамлении тисов отреставрированную японскую беседку — бельведер.

Музыкальная беседка
"Музыкальная беседка"

А дойдя до озера, справа каравеллу «Santa Maria». Если пройти еще дальше, то на перекрестке аллей обнаруживается памятный знак «Капсула времени» и рядом творение неизвестного никому ваятеля по фамилии Зверьков. Творение под названием «Муза», по мнению сахалинских критиков, символизирует «нетронутую сахалинскую природу».

Санта Мария, подаренная парку, на 100-летие
"Санта Мария", подаренная парку, на 100-летие
Капсула времени, 2010 и Муза скульптора Зверькова А.
"Капсула времени", 2010 и "Муза" скульптора Зверькова А.

Да, мы ведь чуть не пропустили две «работы» нашего маэстро. Верхнее озеро украшают две фигуры — сивуч и русалка. Если можно я не буду их размещать. По мне, так лучше посидеть на лавочке, полюбоваться девушками, перед тем как отправиться дальше, знакомить вас с парками и памятниками Южно-Сахалинска, которых еще не мало…

Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: вверх по Пятой южной…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: музей в стиле «тейкан дзукури»

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. часть 1

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. Часть 2

Южно-Сахалинск: Я памятник себе. Ко мне не зарастёт!

Южно-Сахалинск: в летнем парке зима…

Сахалин: мозаичный привет из социализма

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 1.

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 2.

Южно-Сахалинск: понавалило тут…

Южно-Сахалинск: светодиодная жизнь

Южно-Сахалинск: пятница, 13, тайфун

Южно-Сахалинск: почем опиум для народа?