Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Южно-Сахалинск — Россия Январь 2018
Выставочный зал ЦНТИ РЭА с работами Натальи Тикк

Южно-Сахалинск: понавалило тут…

Оставил сонный Биробиджан замерзать в припорошенном снегом болоте. Мучимый сомнением в скором вылете из Хабаровска, в аэропорту, я с радостью обнаружил электронное табло, на котором красовался номер моего рейса в Южно-Сахалинск, без всякого опоздания. Рейсы утренние, обеденные, отправлялись с задержкой в 22.00. Таким образом, мой последний вечерний рейс на 20.20 улетел по расписанию раньше, чем предыдущие. Люди с предыдущих, с тоской и завистью провожали последующих, улетавших первыми. Причиной этих пертурбаций был жуткий циклон, продефилировавший мимо Сахалина на Курилы и лишь коснувшийся потоками снежных зарядов в размотавшейся воронке диаметром около 2 тыс. км. «Касание» продлилось около десяти часов, но за это время успела выпасть почти месячная норма осадков, были заметены все дороги, блокированы все населенные пункты, остались без электричества тысячи островитян. На острове был введен режим ЧС, к которому все привыкли, дети с удовольствием не пошли в садик и школу, а взрослые нехотя опаздывали на работу.

Отвыкшие за несколько лет от сильных метелей сахалинцы начали вспоминать нехитрые правила выживания в экстремальных условиях. А ведь всего-то несколько лет назад все помнили, что как только начинает приближаться циклон, нужно в срочном порядке бежать в магазин и покупать хлеба на 3–4 суток, десяток свечей и столько же газовых баллончиков для портативных газовых плит. Беременным, у которых приближаются сроки родов, немедленно отправляться в соответствующие учреждения и, затаив дыхание прислушиваться к биению внутри молодых растущих организмов, желающих посмотреть на непогоду. То же самое касается больных, ну скажем мочекаменной болезнью, непогода провоцирует процессы в почках и нужно прихватить со свечками пару упаковок сосудорасширяющих препаратов, пока не прижало.

на улицах...

Не соблюдая эти нехитрые правила, вы рискуете остаться без горячего, питаться всухомятку несколько дней, наощупь нашаривая в темноте кусочки припасов и ломая голову, что у вас находится в руке. Имея свечи и баллончики — вы король! Ваша комната романтично освещена, вы пьете горячий чай, а дребезжание стекол и завывание метели за окном не вызывает спазматического страха перед стихией. В эти моменты начинает казаться, что вы полярники, заброшенные на зимовку, куда-нибудь на маленький остров в Северном Ледовитом океане и само по себе к вам возвращаются нежные чувства ко второй половине, потому как больше и заняться нечем. Давно установлено, что трехдневные метели на Сахалине, способствуют увеличению поголовья рождаемости.

А-319 затрясло мелкой неприятной дрожью. Сын посмотрел в иллюминатор, поднял палец и сказал: «Папа, мы летим над Татарским проливом». За свои шесть лет он уже досконально изучил трассу и блистал эрудицией, прежде всего для девочки сидящей спереди. Маневр удался. Девочка, извернулась под ремнем безопасности и просунула глаз в щель между креслом и корпусом. Артём сделал вид, что изучает припущенную шторку, изредка посматривая в щель, где глаз поблескивал.

Когда летишь из Хабаровска до Южного, то, как правило, трясёт два раза. Над береговой линией, где Сихотэ-Алинь сваливается в море, образуя отвесные обрывы и над берегом Сахалина. Восходящие потоки над побережьем так мощны, что иногда самолет подбрасывает и за долю секунды можно ощутить состояние невесомости. Артём уже знает, что после второй тряски начинается снижение, а там скоро и ремень ненавистный и сковывающий движение отцепят. Вариантов для посадки в Южном только два, либо с юга, когда ветер с севера, либо наоборот. Садились с юга. Лайнер делает петлю, накреняясь на правое крыло и соскальзывает в залив Анива. В эти минуты, кажется, что он вот-вот упадет в воду. Затем выпрямляется и скользит над водой, входя в пространство острова. Мне всегда нравится летать последним рейсом. Он самый непродолжительный по времени и вместо заявленных 75 минут, может лететь 50. Однажды я долетел за 43 минуты — это рекорд. Экипаж спешит домой, поэтому в Хабаровске, при взлете резко вверх, по газАм и вот ты уже на острове.

Посадка была не мягкой, чувствовалось, что полоса была покрыта льдом и мокрым снегом, пока ее не почистили (циклон был при -2), порывы затихающего ветра уходящего циклона до 21 м/сек, что тоже ощущались по движению самолета. Командир не стал напрашиваться на аплодисменты, опасно раскачивая самолет перед мягким касанием, сел профессионально, между сугробами, ставшими неимоверно высокими при взгляде с земли.

Ночью, в развалах снега город выглядел фантастично. Мой друг Саня, встретивший меня на джипе, взахлеб рассказывал о событиях, произошедших на острове, за время моего трехнедельного отсутствия. Конечно, в первую очередь это было связано с прошедшими циклонами, так как жизнь на острове зимой, корректируется именно ими.

Тут нужно пояснить, что циклонами, снегопадами и штормовыми ветрами, на Сахалине никого не удивишь. При их прохождении обычно повышается температура и выпадают обильные осадки. Иногда в феврале или марте теплая погода удерживается в течение одной — двух недель, причем нередко выше 0°.

В 1903 году был аномально теплый январь и термометр держался днем на отметках +3 — (+10°)С. Но это происходит, если приходит малоподвижный циклон, выдавливая с острова антициклон с сухим холодным воздухом из Восточной Сибири. Так-же, как и по всей России, Сахалину не чужды аномальные погоды, и происходят они тоже с завидной периодичностью. Например, в 1990 году в начале ноября воздух прогревался до +18°C, а на протяжении всей первой половины декабря температура стабильно держалась на уровне от +3°C до +7°C. Отсутствовал снежный покров и наблюдались сильные дожди с порывистым ветром. Окончательно снежный покров появился только в последних числах месяца, а в 2015 году последний снег выпал 5 июня.

В среднем, за зиму через Сахалин проходит до 30 циклонов, в зависимости от их количества количество дней с метелями и сильными снегопадами может варьировать с широким интервалом. На побережьях метели наблюдаются чаще, чем в центральных районах, а их продолжительность достигает 3 — 4 суток, при этом температуры воздуха не ниже -5 -10°С. Но вот на севере, заметает при более низких температурах доходящих до -20°С. Не следует забывать, что каждые 2 м/сек, добавляют по ощущениям еще 1° и при скоростях в 20 м/сек, можно смело добавлять еще 10°. Сплошное «дуло» наблюдается на крайних точках острова, на мысе Крильон, Анива, Терпения, там самое большое количество дней со штормовыми ветрами. Продолжительность метелей и сильных ветров зависит от степени внедрения и скорости перемещения. Обычно это 1,5 — 3 суток и еще пару-тройку дней вдогонку бушует шторм. В среднем, на юге острова в течение месяца наблюдается от 6 до 14 дней с метелями. Отдельные метели начинаются в октябре и заканчиваются в начале мая. Самые метельные месяцы — январь и декабрь. Погода любит сахалинцев и «поздравляет» их с завидной периодичностью на 23 февраля и 8 марта.

Так как остров вытянут с севера на юг (или с юга на север, кому как нравиться) почти на тысячу километров, зима на Сахалин приходит с севера, а лето с юга. На севере первый снег выпадает в сентябре, сходит в июне, на юге соответственно на месяц позже, а сходит на месяц раньше — в мае. Максимальной высоты снежный покров достигается в марте, от 50 см на севере, до 100 см на юге. А вообще из-за вытянутости острова, можно наблюдать несколько типов зим, от влажной и теплой на юго-западном побережье, до холодной и сухой в Тымовской долине. При этом разбег средних и абсолютных температур впечатляет. Вот на этой карте, все это, воочию и можно увидеть. Я эту карту сделал, тогда, когда мне в 7 страниц нужно было вместить всю географию Сахалина, я эту географию и сделал в 7 картах — удобно и наглядно. На этой карте видно, что на острове может быть одиннадцать совершенно разных зим. А что, очень удобно — надоела теплая и влажная зима, проедете несколько сотен километров и вот вы уже подставляете красное личико под струи жгучего ледяного ветра, надоел ветер, езжайте в Тымовскую долину, где при -50°, глаз мерзнет.

дупло...
аллеи парка

Из-за глубоких распадков речных долин и сильных ветров снег распределяется неравномерно и может достигать глубины до 6–7 метров. Такие вот у нас непростые экстремальные зимы. Конечно, приходится держать огромный парк снегоуборочной техники и зима для работников этой структуры дается непросто, После каждого циклона еще неделю-две, в зависимости от интенсивности убирают, чистят, вывозят. А тут и следующий циклон на подходе и все снова повторяется. И так каждый год, с ноября по апрель.

Я почему вам так подробно рассказываю, да потому как наш сахалинский климат — часть образа нашего острова, его неотъемлемая часть, которая иногда, увы, вносит форс-мажор в туры и тогда уж ничего не поделаешь. Так, что надумаете на Сахалин, планируйте соответственно прогнозам, которые иногда сбываются.

Южно-Сахалинск: понавалило тут…

На следующий день, соскучившись по Сахалину за три недели и движимый желанием показать вам сахалинскую зиму я, вооружившись фотоаппаратом, отправился по городу. То, что творилось во время циклона, снималось и выкладывалось в интернет. Через сутки город уже приходил в себя. Состояние можно сравнить, с состоянием больного после скачка горячечной болезни, когда все силы были направлены на борьбу с лихорадкой, а утром «отпустило», температура упала, но слабость чувствуется.

Южно-Сахалинск: понавалило тут…

Повсюду, как в фильмах про апокалипсис с ядерной зимой, заметенные автомобили, свисающие сосульки, огромные горы сдвинутого снега. Надо отметить, что не так много и выпало. Это пятый или шестой циклон за зиму, еще штук 20 впереди…

И не так плохо с расчисткой. ЖКХ старается — выборы на носу, мэр лично контролирует. Новогодние елки на этот раз выдержали, да и новогодняя иллюминация осталась. Видимо не хуже, чем в центральных городах смотрится в темноте, только вот лень ночью по сугробам тащиться снимать.

новогодняя иллюминация у Чехов-Центра
новогодняя иллюминация у "Чехов-Центра"

Прошелся заметенными дворами к Коммунистическому проспекту, заглянул в парк Юрия Гагарина. Там хорошо подготовились и к Новому году и к последствиям циклона, которые нужно ликвидировать. Поразили вычищенные аллеи, фигуры из искусственного льда и обилие новогодней иллюминации. Без ёлки, которую администрация города от сюда забрала взамен сгоревшей у Ильича, смотрелось это великолепие незавершённо. В этом году парк подошел творчески к встрече Нового года, наваяли много: тут и герои из мультфильма «Ледниковый период» и Снежная королева, почти под десять метров и огромные фигуры Кая и Герды с подсветками, и галереи со светодиодами. Да и разных зверей светящихся по лесу разбросано не мало — медведи, олени. Одно неприятно, ледовые фигуры циклон припорошил снегом, не слишком рельефно смотрятся.

сосна корейская, 100-летняя....
Герда
Санта Мария затертая льдами на пруду Одзи
"Санта Мария" затертая льдами на пруду Одзи
Снежная королева

А планы у администрации парка на опережение направлены: там уже бассейн на Крещение готовят (губернатор любит принародно в купель окунуться), там крепость строят, в общем, работают и это уже хорошо. Увиденное подвигло на создание фотоальбома про ледовые фигуры, если это вам интересно, на днях выложу.

В летнем парке зима в летнем парке концерт
Все начнется вот-вот жаль что зрителей нет
И оркестр укрыт снегом
Словно вата глухим снегом
И соната слышна едва-едва
В летнем парке зима в летнем парке концерт Все начнется вот-вот жаль что зрителей нет И оркестр укрыт снегом Словно вата глухим снегом И соната слышна едва-едва

Сиротливо и с другой стороны весело смотрятся памятники и малые архитектурные формы, запорошенные снегом. Им чугунным и бронзовым все равно, залепил ли снег глаза или воротники создал. По пояс в снегу чеховский «Человек в футляре», клоун с утонувшей в снегу Каштанкой, герой гражданской войны Цапко сгорбился под ношей белого снежного воротника. Ничего, скоро откапают. Но вот уже продираются жители Киргизстана через сугробы, в люминесцентных спецкостюмах, с лопатами на перевес спасать бардык эл кадырдаган киши — футляр.

Южно-Сахалинск: понавалило тут…
Смеркалось и лишь блестел нос дамы с собачкой
Клоун и Каштанка. Нос Каштанке потерли: Исполняй желание!, а откопать поленились!
Клоун и Каштанка. Нос Каштанке потерли: "Исполняй желание!", а откопать поленились!

Заглянул в Краеведческий музей, там был последний день проекта «Выставка-конкурс «Ретроёлка-2018», пофотографировал старые ёлочные игрушки. Это уже XV выставка, работающая с 2003 года, смысл проекта в том, что местный народ приносит из своих запасников старые новогодние игрушки, украшения, открытки и участвует в конкурсе по семи номинациям. Конкурс семейный, за 15 лет приняло участие 513 семей, экспонировалось более 5000 ёлочных игрушек, украшений и новогодних открыток.

Южно-Сахалинск: понавалило тут…

Этот год соревновались 62 семьи с 218 предметами (до 1980 года), 49 ретро фотографиями. Вообще идея неплохая, нужно сказать, особенно для детей, которые уже привыкли к другим образам, другим героям и к пластмассовым новогодним игрушкам. При посещении даже энергетика старая, советская, окутывает. Свое детство, и детское ощущение Нового года вспомнилось.

Кроме «Ретро-ёлки» и постоянных экспозиций, в музее пара сменных выставок. «Бородино — слава России», из фондов Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника (Московская обл., д. Бородино) и выставка «Главные…», из фондов Мемориального музея космонавтики (г. Москва). О них я расскажу позже.

экспозиция «Бородино - слава России», из фондов Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника (Московская обл., д. Бородино)

Походил вокруг музея, все занесено снегом (как и по всему острову), немного подмерз.

порт-артуровские пушки спят
Южно-Сахалинск: понавалило тут…

И вот тут сделал для себя открытие. По порядку. Рядом с музеем находится небольшое, достаточно невзрачное здание, где размещается Центр научно-технической информации — структурное подразделение РЭА (российского энергетического агентства).

Там у меня работает хороший друг, к которому я и отправился кофейку попить, да погреться. Пока он спускался ко мне со второго на первый, бабуся на вахте, оторвав взор от газеты предложила: «А вот в выставочный зал, может быть пройдете, там очень красиво…». Ну сами подумайте, что может быть красивого в выставочном зале, такой организации, как ЦНТИ РЭА — мелькнула мысль, но в эту же секунду, из предлагаемого зала кто-то вышел. Как-то из двери полившийся свет озарил все вокруг золотом и серебром. Как будто в том зале происходило встреча Всевышнего с поклонниками или совершалось что-то важное и торжественное. Привлеченный непонятным свечением я приоткрыл дверь и можно сказать остолбенел…

Вначале я не совсем понял ЧТО это? Выставка, фотостудия, картинная галерея или еще что-то и уже потом, в процессе общения с создателем всего ЭТОГО понял, что созданное — удачный результат совмещения работы, основной деятельности, увлечения, хобби и много еще чего, превратившееся в эту красоту.

Работы Натальи Тикк

Остолбенение как процесс закономерно. Вот посудите сами, я, протискиваясь сквозь завалы снежных сугробов, изворачиваясь от бульдозеров, погрузчиков и самосвалов, продираясь сквозь толпы рабочих с лопатами, после морозного воздуха, темной вахты РЭА с перегоревшими лампочками, заглянул в теплый, уютный зал, наполненный сказочными образами и ярким светом. Автор сказки, которую я здесь увидел — Наталья Тикк. Все что здесь находится, сделано ее руками. Это, прежде всего объекты декоративного дизайна, флористические композиции, и светильники. Сделаны светильники из «подручного материала», который буйно растет в сахалинских лесах, из отходов производства с применением энергосберегающих светодиодных лампочек (вот она связь увлечения и работы в РЭА). Я в этом рассказе разместил несколько фотографий из альбома, который назвал "Светодиодная жизнь". А в живую, эту экспозицию можно посмотреть совершенно бесплатно, в рабочее время с понедельника по пятницу. Приходите, смотрите, делайте фотографии себя и своих друзей на фоне этих чудесных интерьеров.

С другом я кофеек так и не попил — общался с Натальей, смотрел ее работы, фотографировал. Так что когда будете на Сахалине и пойдете в Краеведческий музей, знайте, справа от входа находится небольшое здание, в котором тоже есть, что посмотреть. Ведь такие люди как Наталья, со своими неповторимыми и оригинальными работами и составляют понятие «геокультурный бренд территории». Именно такие работы и являются сувенирами (а не китайским ширпотребом), которые можно увезти с Сахалина (даже в голове, как идею) и потом вспоминать о заснеженном острове с теплотой и тихой грустью. Завернутся в теплый плед, поджать ноги в уютном кресле, поставить рядом чашку чая пахнущего летними травами и вспомнить о том, что есть на краю земли остров, задуваемый со всех сторон метелями, терзаемый циклонами, засыпаемый снегом, имя которому Сахалин.

Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: вверх по Пятой южной…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: музей в стиле «тейкан дзукури»

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. часть 1

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. Часть 2

Южно-Сахалинск: Я памятник себе. Ко мне не зарастёт!

Южно-Сахалинск: в летнем парке зима…

Сахалин: мозаичный привет из социализма

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 1.

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 2.

Южно-Сахалинск: светодиодная жизнь

Южно-Сахалинск: пятница, 13, тайфун

Южно-Сахалинск: почем опиум для народа?