Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Южно-Сахалинск — Россия Февраль 2018
Сусунайский хребет. Вид на Южно-Сахалинск с "Горного воздуха"

Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Сидел я как-то перечитывал свои материалы про Южно-Сахалинск на Туристере и умилялся, пытаясь сам себе лайк поставить. Но вот при этом терзали меня «смутные сомнения», что-то я упустил, чего-то не дописал, чего-то не допел в песне акына, и тут меня осенило. Я же самого главного не написал, про общие сведения и про географическое положение! С чего песня начинается, но не того главного, что в Википедии каждый прочтет, а того главного, чего там не написано. А если и написано, то не так, или ошибочка закралась, или оговорка имеется.

Ну, вот например, пишут в Википедии: население Южно-Сахалинска — 194 882 чел. (2017). Шестой по величине город на Дальнем Востоке. Про шестой город соглашусь, а вот про численность и поспорить могу. А куда, по-вашему, делись около 80 тыс. иностранцев официально зарегистрированные на территории Сахалинской области? А столько же, но официально незарегистрированных из среднеазиатских дружеских республик? Ведь сегодня Южно-Сахалинск больше напоминает пограничные с Узбекистаном районы Киргизии. Неужели поехали в депрессивный Макаровский или Томаринский район работать?

Да нет, не поехали, там и для своих аборигенов работы нет, все аборигены на заработки в Южный подались. Осваивают наши бывшие соплеменники по Союзу, северные территории и вполне осваиваются, это видно не только по улучшению дикции в объявлениях остановок маршрутных такси, но и их внешнему виду. Если раньше перед водителем болтались мусульманские штучки с сурами, то теперь киргизский флажок с юртой — обязательный атрибут любой маршрутки. Ну да ладно, не об этом сейчас разговор, а о Южно-Сахалинске, где проживает не 194 тыс. человек, а как минимум 300.

Или вот, опять из Википедии: Основан русскими в 1882 году как посёлок каторжан Владимировка. Да не основывали русские каторжане Южно-Сахалинск. Мне вот эта фраза напоминает крест на берегу реки Сусуя, поставленный в 1982 году, с надписью, повествующей о том, что здесь было основано поселение Владимировка. От этого места по прямой, до бывшей Владимировки 3 км (см. карту). Хотя, на противоположном от креста берегу, поселение было, но называлось оно Ближнее. То что японцы использовали Владимировку, как базу, для строительства Тойохара несомненно. Нужно же было где-то жить землемерам, бригадирам, и всем остальным строителям, не в палатках же посреди леса. Но в планировку нового города она не вошла, о чем говорит планировка самой Владимировки. Там направления «север-юг» не придерживались — положили улицу как удобно было. Это японцы замудрили скопировав Чикаго, практически строго по сторонам света улицы, прямые, параллельные и перпендикулярные, север-юг, запад-восток. Доходят эти прямые улицы до границы деревни и меняют свое направление. И то, что Владимировка, под названием Харуки, была поглощена городом в первую очередь верно. А что делать, жизнь то идет, город сжирает все что рядом, помните в фильме «Брат»: «Город — страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее».

Но мне кажется, это не повод заявлять о том, что город Южно-Сахалинск, это изначально — Владимировка. Сейчас Южно-Сахалинск, где-то естественно, а где-то искусственно поглотил, что было рядом, и превратился в «Большой Южно-Сахалинск». Все что вы видите на этой панораме это Южно-Сахалинск.

Территории размещения старых поселений заложенных каторжанами и Тойохара вписанная в панораму Большого Южно-Сахалинска. первухин С.М., 2018
карта Тойохара с распланированными и застроенными участками. Из личной коллекции Первухина С.М.
планировочный район Дальнее
с. Троицкое, Анивский район
Северная часть Южно-Сахалинска с видом на ТЭЦ
Сусунайская долина вид на север

Нужно сказать, что ни с одной точки горы Большевик, куда мы отправляемся, город полностью не виден. С панорамой этой я изуродовался, не выходит цветок каменный, хоть тресни: с одной точки не снимешь, приходится снимать с трех отстоящих друг от друга почти на 500 метров, да и находятся они на разных высотах, с перепадом почти 80 метров.

На гору с чудесным названием Большевик, мы будем подниматься канатной дорогой.

Дорога на канатную дорогу ГВ

Там находится СТК «Горный воздух». Пешком тоже можно, но это долго и нудно. По грунтовке, вверх, изворачиваясь от встречного транспорта — 2,8 км. Канатка называется официально гондольно-кресельная канатная дорога, но это только зимой. Летом ходят только гондолы, да и сама дорога работает только три полдня. Здесь три посадочных площадки — нижняя, средняя и верхняя. С верхней во все направления уходят трассы, и соответственно подъемники — кресельные и бугельные. Подъем на верхнюю с нижней — 240 руб, до средней площадки 120 руб, дети ростом до 125 см — бесплатно. В остальном стоимость в прайсе — вот он.

Схема трасс ГВ

Внизу идет перманентное строительство, куча машин, из которых лезут люди с лыжами и досками. Все эти люди наполнены какой-то важностью, такое ощущение, что сотни героев идут спасать мир.

Кассы и выход к нижней площадке канатной дороги

Мы с Артёмкой посреди этой вакханалии разноцветных костюмов, шлемов и стрекозиных очков смотримся инородными телами. Покупаем билет, садимся в переполненную кабину ощетинившуюся досками и лыжами и катим на среднюю площадку.

Там суета. Здесь кафе с экзотическим названием «Лиана», большая надпись «Сахалин» на фоне которой можно выигрышно сфотографироваться на фоне города, и киосочки, и народу не протолкнуться. Так как наше восхождение на ГВ пришлось на Масленицу, наверху организовано выступление народной самодеятельности. Две девушки на помосте поют про Сахалин, делая чувственные движения всеми частями тела. До профессионального исполнения песен и плясок им еще ого-го, видно, что замерзли чуток, но пели неплохо, по крайней мере, я бы так не смог. Молодцы.

Кафе Лиана
Кафе "Лиана"
Средняя обзорная площадка
Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Восприятие всего этого не совсем приятное. Очередь шлангом заворачивается на гондолы и кресла идущие наверх. Гондола, кресло, гондола, кресло, гондола, кресло. Две тысячи лыжников в час, конвейер лыж, палок, шлемов, досок. Все это в какой-то зловещей тишине, как в фильме про роботов. Вроде и люди — стоят, двигаются, чего то дам делают, а вроде и нет. Один характерный стук пластика о пластик. Действительно — конвейер. Регулируют движение работники, приодетые в фирменные одежки. Как говорил Жванецкий «Внешним видом овладели, а подробности забыли». На лицах маски (типа — холодно), глаза грузчиков Павелецкого вокзала, от них исходит энергетика важности за порученное дело, свойственная начальнику шлагбаума в глухой степи. Много приезжих, выделяющихся и отличающихся не только лицами, но и поведением.

Очередь на подъем со средней площадки
Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Еще три минуты и мы на высоте 600 метров над уровнем моря. Северный склон продувает, южный напротив в затишье — это чаще всего зимой — перенос воздушных масс с севера на юг по долине. Макушку у Большевика практически вырубили, при этом открылся хороший вид на долину Рогатки и самую высокую часть Сусунайского хребта — пик Чехова и г. Пушкинскую.

Высоты более одной тысячи метров находятся в южной части хребта и появляются только на широте Новоалександровки, где находится обособленный массив горы Августиновича (1035 м). Гора Пушкинская (1047 м) и пик Чехова (1045 м) образуют массив на широте северной части Южно-Сахалинска, а отдельный, южный массив с вершинами Высокая (1021 м) и Майорская (1014 м) находятся на широте его южной части. Кстати заметили, что в северной части тысячники носят фамилии писателей? Пушкин конечно в сторонке отдыхает, особнячком. А вот Августинович, как и Чехов был врачом и тоже баловался писаниной.

Гора Бородавка, 913 м. (ближняя), высота 977 м и пик Чехова, 1045 м.
Гора Бородавка, 913 м. (ближняя), высота 977 м и пик Чехова, 1045 м. Осевая часть хребта соответствующая в рельефе гребневидному водоразделу, протягивается с севера на юг, в южной части меняя это направление на юго-восточное. При этом сплошной массив, разрывается разломом узкой долины реки Марковки с юго-запада на северо-восток. К северу от этой части наблюдается, как минимум десять параллельных Марковке разрывных нарушений, разбивающих горную систему на отдельные блоки.
Дорога на пик Чехова и Чеховский перевал
Хребет имеет сложное тектоническое строение и четко отделен от Сусунайской низменности тектоническим разломом меридионального направления, не проявляющегося в рельефе и скрытого под толщей гравийно-галечниковых отложений.
Гора Лысая, 951 м. Сусунайский хребет.
Гора Лысая, 951 м. Сусунайский хребет. Для сусунайского хребта характерны слабовыпуклые и крутые (до 45-55°) склоны, с глубокими V-образными речными долинами. Глубина расчленения рельефа превышает 400 метров. В северной части хребта, на высотах более 700 – 900 метров находятся достаточно плоские участки древних поверхностей выравнивания, созданные комплексной денудацией.

Ближе всего недотянувшие до тысячника гора Бородавка (поэтические у нас на Сахалине названия) 913 м. и Лысая — 958. Так как был ветер с севера, северный склон был закрыт. Уныло гудело, под напором ветра, устройство для разбрасывания снега. Артём скатился раза четыре с крутого 20-метрового откоса, под площадкой подъемника, остался доволен и мы пошли на южную сторону, по пути заглянув на восточную. Здесь небольшая площадка — загон, для малышей 5–7 лет, только встающих на лыжи и доски. На фоне горы Российской (695 м) и горы Стланик (711 м.) они смотрятся неплохо. В этой части Сусунайский хребет понижается, здесь по Рогатке проходит разлом, а дальше на юг, хребет вновь вздымается на высоты более километра.

Трасса Юг
Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

У айну, хребет носил название Арекаре-Этута. Геолог Сибирской экспедиции ИРГО Глен дал ему название Сусунайский, по реке Сусуя протекающей по Сусунайской долине. Ну, а японцы после 1905 года переименовали его в хребет Судзуя. Пик Чехова, кстати тоже Судзуя назвали. Сама же река Сусуя (айн. Сусунай), переводится, как река поросшая ивой.

Хребет небольшой — в настоящее время длина его осевой части равна 65 км, при ширине от 10 до 20 км. В целом Сусунайский хребет является крутосклонным, массивным, глубокорасчлененным, низкогорным, ассиметричным как по экспозиции, так и по высотам, горным сооружение. Как вам такая фраза? Это я цитирую сам себя из неопубликованного.

Наличие такого хребта под боком у Южного очень хорошо, прежде всего, для любителей побывать на природе. Летом тысячи людей устремляются в горы, ведь Сусунайский хребет является для южносахалинцев самым доступным горным массивом — склоны начинаются на восточных окраинах города. Восхождение на вершины осуществляются, как правило, в течение одного дня, в силу своей географической доступности. Разветвленная сеть горных троп и дорог в речных долинах создает дополнительные факторы, способствующие посещению пипла склонов и вершин Сусунайского хребта с целью оздоровительных прогулок. Вершины Сусуная представляют интерес как обзорные площадки с панорамными видами на южную часть острова. В ясную погоду воздух чист и прозрачен, это позволяет увидеть залив Анива, Мордвинова, Муравьевскую низменность, Южно-Камышовый хребет на многие десятки километров.

«Горный воздух» конечно же хорош, как обзорная площадка. Хотя для этого совершенно не обустроен. На верхней площадке стоит конструкция с сердцами влюбленных, видимо для фотосессий молодоженов. Но вот что-то не видел я там не молодоженов ни просто влюбленных. А ведь это тоже деньги для ГВ, за конские 240 рублей поднять на верх свадьбу. Да и общепит представлен единственным остроконечным чумом, с ценами запредельными. Видимо отметка 600 метров, это еще и 600% накрутки. Водичка питьевая по цене коллекционного шампанского. И как-то инородно смотрится молодая мамочка с коляской, выбравшаяся наверх с дитем воздухом горным подышать.

Проспект и площадь Победы с храмом РХ и ММК Победа
Проспект и площадь Победы с храмом РХ и ММК "Победа"
Грин-Палас
"Грин-Палас"

Вот как-то выпало из голов устроителей, что помимо толп лыжников и сноубордистов, есть люди, которые просто поднимаются полюбоваться Сусунайским хребтом, да и вообще окрестностями. Здесь бы урок хорошо было проводить для школьников по теме: Географическое положение Южно-Сахалинска. Усваивалось бы на 100% лучше, чем в кабинете. Неужели трудно обустроить зоны для пешего передвижения, с одной площадки на другую, чтобы и катающимся не мешать и не катающимся тоже. Когда же наконец щелкнет в головах у чиновников и бизнесменов мысль о том, что комфортность, о которой они так страстно лепечут в PRовских интервью, возникает только тогда, когда учтены интересы всех пользователей.

Неужели не понятно, что помимо людей, которые любят лыжи и сноуборды, есть люди, которым они, мягко говоря, параллельно-фиолетово.

Ну вот я например, не люблю эти деревяшки и пластики, не прикалывают мне спуски с вершин на огромных скоростях и рандеву с лиственницей или елкой, от которой не только шлем в дребезги, но и мозги с веток стекают. Что же мне теперь оставить затею с любованием, за которую я между прочим 240 конских рублей заплатил?

Неужели трудно сделать четкую разметку границы трассы? Переходя с Артёмом с центральной смотровой площадки у чума на смотровую на Лысой (это еще одна Лысая, с отметкой 519 метров), мы почти в лес забились, и все равно, даже среди елок и пихты в безопасности не чувствовали. Особо безбашенные сноубордисты с трассы норовили съехать и меж деревьев проскочить.

Трасса Юго-запад
Храм РХ, высота 77 метров
Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Артём высказал мысль о том, что на них нужно капканы ставить или отстреливать по тихой. Я виду не подал, но мысленно согласился. Но, слава богу дошли до Лысой без травм. На Лысой, кроме как на южные районы Южно-Сахалинска, открывается вид на залив Анива (даже корабли видны) и на аэропорт Хомутово.

Залив Анива. Охотское море
Аэропорт Хомутово. Взлетная полоса
Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Про Лысую я уже как-то писал материал, материал добавить к этому нечего, кроме того, что она еще больше оголилась и облысела. На этом образовавшемся пространстве сейчас выкладывают огромные цифры и фигуры. На Новый год смастерили 120 метровую ёлку из лампочек, а к 135-летию города (упорно отсчитывают с 1882 года, ну и бог с ними, хоть с царства Урарту), цифры «135». Обидно, что склон постоянно вырубают и с каждым годом, леса на сопке становиться все меньше. Трассы на склоне смотрятся как незаживающие раны. По этому поводу вяло наезжают экологи, от которых отмахиваются, как от назойливых мух. А ведь действительно, вершины Сусунайского хребта являются местами произрастания редких и исчезающих видов скальной и горной растительности. Из фонового, банального тоже много чего. Флора здесь представлена, как минимум, тремя поясами высотной поясности. От отметок 850–900 м и выше хребет покрыт гольцовой и тундровой растительностью с кедровым стлаником. Повсеместно, на вершинах, особенно на южном массиве, встречаются останцы выветривания из метаморфических горных пород — сланцев, кварцитов и мраморов.

Склоны хребта расположенные ниже отметок 500 метров имеют выраженные крутые и средней крутизны сильнорасчлененные поверхности, со вторичными елово-пихтовыми и лиственничными лесами с участием широколиственных пород — кленов в первую очередь.

С Лысой, как и со всех других площадок хорошо виден противоположный хребет.

Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

С запада Южно-Сахалинск приперт Южно-Камышовым хребтом, так называется Камышовый хребет в этой части. С ним я вас уже знакомил ранее в рассказе Хосинсэн: место где живут Хито басира

Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Это самый длинный хребет на Сахалине, более 850 километров. Протягивается он через весь остров, с севера на юг, и является стержнем Западно-сахалинских гор. Образовался сравнительно недавно, в кайнозое, но его восточные склоны вывернули наизнанку мезозойский подклад вместе с прелестной фауной теплых мезозойских морей с гигантскими аммонитами и иноцерамусами. Называется эта мезозойская штука — главное меловое поле Сахалина. Как-нибудь сподоблюсь и напишу про него — это, несомненно, туристический ресурс для Сахалина. Да и находятся эти раковины в шаговой доступности от Южного.

Окинув прощальным взглядом окрест мы с Артёмом подались назад. Спускались в пустых кабинах, что скрасило последние минуты нашего небольшого путешествия. Самым большим впечатлением Артема, о котором он вспоминал весь вечер, было сбивание снежных шапок с веток ели. Что собственно можно было сделать внизу, не поднимаясь на ГВ (так сокращенно называют Горный воздух в публикациях, что, по сути, верно, нужно только пару букв воткнуть в аббревиатуру). Я в очередной раз убедился, что никакого цивилизованного туризма на Сахалине никогда не построят, потому, как всесторонне к построению оного никогда не подойдут.

Снежный дождь

Да и не об этом рассказ, ведь в планах у меня не было дать отзыв работе ГВ, пусть те, кто катается, оценку дают. Улетают вон хабаровчане полными самолетами в эйфории, взахлеб рассказывая про то, как здесь хорошо. Ну и хорошо. Им прилетевшим из болот в горы виднее.

А я лишь хотел немного написать про географическое положение. О месте, откуда открывается вид на Сусунайский и Камышовый хребет, которое для отдыха на высоте, для «не лыжников» совершенно не приспособлено. Нет в этой организации процесса ни удобственного, ни красивого, ни душевного (самое главное) — бездушный конвейер. Еще хотелось рассказать про сами хребты, которые зажали Сусунайскую низменность с двух сторон. Про то, что сейчас носит название Южно-Сахалинск. А проще про Южный.

P. S. Теперь серия рассказов о Южно-Сахалинске начинает принимать законченный вид, последовательность в изложении и выстраивается в такой ряд:

Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: вверх по Пятой южной…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: музей в стиле «тейкан дзукури»

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. часть 1

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. Часть 2

Южно-Сахалинск: Я памятник себе. Ко мне не зарастёт!

Южно-Сахалинск: в летнем парке зима…

Сахалин: мозаичный привет из социализма

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 1.

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 2.

Южно-Сахалинск: понавалило тут…

Южно-Сахалинск: светодиодная жизнь

Южно-Сахалинск: пятница, 13, тайфун

Южно-Сахалинск: почем опиум для народа?

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм