Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Южно-Сахалинск — Россия Июнь 2017
Краеведческий музей, отражение в пруду

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: музей в стиле «тейкан дзукури»

В районе «Чехов — Центра» Коммунистический проспект пересекает самую длинную улицу города — проспект Мира, последний тянется на более чем 15 км с севера на юг, упираясь в поселок Хомутово, в районе аэропорта.

Справа от перекрестка поставлен памятник Геннадию Ивановичу Невельскому. Это, на мой взгляд, самый удачный из всех Геннадиев Ивановичей, которые есть на Сахалине. Памятник торжественно открыт 25 октября 2013 года и действительно является украшением города.

Памятник Г.И. Невельскому (2013)

А самый первый памятник Невельскому установили во Владивостоке 17 мая 1891 года. Примечательно, что на закладке памятника присутствовал цесаревич Николай (Николай II), возвращавшийся в Петербург после кругосветного путешествия. Цесаревич заложил в основание памятника серебряную табличку и мазнул цементным раствором первый камень монумента. Памятники Невельскому стоят в Николаевске-на-Амуре, Корсакове, Невельске, Южно-Сахалинске, его имя носят корабли, училища, улицы и географические объекты. В Южно-Сахалинске Невельской имеет высоту 3,7 м. выполнен из бронзы и стоит 2,5 млн. рублей, что является мелочью, по сравнению с тем, что дал адмирал России. Это не больше, не меньше, а юг Дальнего Востока, в пределах Приамурья, Приморья и Сахалина. Работа выполнена компанией «Лит Арт» из Жуковского Московской области. Это не единственная работа этой компании на Сахалине, в материалах я уже упоминал о четырех героях произведений А. П. Чехова у «Чехов — Центра». Артем любит Г. И. Невельского и с удовольствием гладит постамент, когда проходит мимо. Он уже давно знает о подвиге этого офицера и о его вкладе в присоединении острова, при этом в детском саду иногда поглядит на детей, ползающих в песочнице, и говорит важно: «Если бы не Невельской, вы бы здесь не ползали!».

Двигаясь вверх проходим один из корпусов СахГУ, «форпоста высшего образования» на Сахалине. В последний десяток лет всех конкурентов из высшего образования, в виде филиалов ликвидировали, и на острове выбора не осталось: либо на материк, если есть деньги, либо СахГУ, у кого их нет. В этом корпусе находится Институт Экономики и Востоковедения СахГУ или попросту «Восточка». Здание построено на том месте, где находилась средняя школа г. Тойохара возведенная в 1925 г.

Следующая громада — комплекс «Green Palace Люкс», по адресу Коммунистический проспект 31 Б, возвышающаяся над городом на 12 этажей. Управляющие этим комплексом позиционируют сооружение, как элитное жилье, ценник соответствующий. Заходим на сайт по продаже квартир, набираем «Green Palace Люкс». Результат без комментариев:3-к., новая пл., 130 м.кв, этаж 11/12 — 31 999 000 руб. Как говорят: «Красиво жить не запретишь!».

Идем дальше, по левой стороне улицы выстроились суды: арбитражный, городской, областной. Над гербом СССР, который забыли снять в начале 90-х, трехцветное полотнище, а что прикольно!

На стене областного суда памятная доска П. А. Леонову, который 18 лет, с 1960 по 1978 год, возглавлял область, будучи первым секретарем Сахалинского обкома КПСС. Это самый эффективный период подъема экономики Сахалина в советский период, во время которого была построена Сахалинская ГРЭС, которая останавливается, когда селедка забивает ковш, откуда берут воду для технического обслуживания. При Леонове была открыта морская паромная переправа Ванино — Холмск, связавшая материк и остров, железная дорога Альба — Ноглики, которую наконец достроили, связав север с югом острова, высоковольтные ЛЭП, давшие электричество в деревни, которые никогда полноценного света лампочек не видели. Рыбная отрасль получила новые суда, развернулось строительство жилья рассчитанного на 6-бальное землетрясение, при реальном в 9 баллов, сети школ и больниц. Павел Артёмович повсеместно закрыл на острове корейские школы, существовавшие с 1946 года, уничтожил до конца все, что оставалось от пребывания японцев на острове (кроме того, что в хозяйстве пригодится…). По иронии судьбы взгляд Леонова направлен на здание краеведческого музея. Того самого, который он собирался уничтожить превратив его в «современное здание эпохи социализма», предварительно дополнив существующие стены бетонными плитами, дабы закрыть «японщину». Леонов одинок в своем желании не был, до этого, в 50-е году существовал проект превращения музея в онкологическое отделение городской больницы на 50 коек. Кстати, кроме памятной доски Леонову, есть еще бюст, в сквере Памяти, по адресу Коммунистический проспект, 39 «В», о котором я писал в предыдущем материале.

Бюст П.А. Леонову первому секретарю обкома КПСС в Сквере Памяти
Бюст П.А. Леонову первому секретарю обкома КПСС в "Сквере Памяти"

Краеведческий музей находится по адресу Коммунистический проспект, 29 и это самое красивое здание в Сахалинской области, визитная карточка Южно-Сахалинска, его символ, без которого город сейчас уже не мыслим. Подобного здания в России больше нет, и это то, что обязательно необходимо посмотреть в Южном. Строительство музея Карафуто началось в 1935 и торжественно открыто в 1937 году. С 1937 года в здании, вот уже 80 лет, находится музей. Архитектором здания стал Ёшио Кайзука, который решил выполнить проект в нео-японском стиле «нихон-суми», который впоследствии получил название «тейкан дзукури» (стиль императорской короны). По замыслу автора здание символизирует дракона, в парадный вход его раскрытую пасть, направленную на север, где находился Советский Сахалин. Догадались на что он пасть раскрывает?

Здание краеведческого музея (1937). Центральный вход
Здание краеведческого музея (1937)
Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: музей в стиле «тейкан дзукури»

Территория вокруг музея была скопирована с планировки сада шведского музея Скансэн в Стокгольме. К рубежу веков здание музея и сквер во дворе музея пришли в запустение. «Нулевые» стали поворотной вехой для реанимации музея, в 2005–2007 проведено благоустройство территории, к 2009 завершён капитальный ремонт и реставрация фасада музея. Сейчас музей является любимым местом горожан и обязательным объектом обзорных экскурсий. В самом музее интересные экспозиции по истории, культуре и природе Сахалинской области.

Более подробно о музее в материале «Южно-Сахалинск. Хранилища памяти» и «Южно-Сахалинск: осколки Тойохара».

Сразу за музеем, через соответствующую улицу Музейную, на месте когда-то стоящей здесь высшей женской школы Тойохара, находится ветшающее здание гарнизонного дома офицеров в стадии «неопределенного консервирования». Раньше на Сахалине квартировалась целая армия, штаб Дальневосточного округа находился в Южном и ГДО был необходим. Сейчас офицеров мало, по клубам они уже давно не ходят, а содержать это огромное здание не могут. Но я думаю, это все часть грандиозного плана по усыплению бдительности вероятного противника. Глядя на военную инфраструктуру Сахалина от которой остались бетонные заборы, некогда окружавшие военные части и гарнизоны можно действительно подумать, что все развалилось. Ан нет! На самом деле все в боевой готовности и только поступит внезапный приказ, Сахалин наводниться техникой и солдатами, как это произошло во время последней «внезапной проверке» боеготовности несколько лет назад. Тогда, помнится, неделю в аэропорту Хомутово приземлялись тяжелые самолеты, из них выдвигались танки, БТР, БМП и прочая техника. Потом прилетел Путин, поставил положительную оценку, улетел и учения закончились. Целую неделю из аэропорта вылетали тяжелые самолеты с техникой, наполняя пространство грохотом, от которого наперебой визжали сигналки джипов бедных сахалинцев. Кстати, мне кажется, что аэропорту так и не заплатили за работу по приему, выгрузки и загрузки, я так понимаю «по законам военного времени»…

Напротив ГДО, находится Дворец детского юношеского творчества, рядом с которым в зарослях тиса, находится «замаскированный памятник» Андрею Первозванному местного скульптора Церетели Чеботарева, а на ДДЮТ находится памятная доска посвященная актрисе Елене Майоровой.

Через улицу Комсомольскую, на углу с Коммунистическим проспектом по адресу Бульвар Святого Иннокентия, 3 (?!) расположился Воскресенский собор, освященный в 1995 году. В пределах храма два поклонных креста. Один губернатору И.Фархутдинову и 14-ти членам его команды, погибшим в авиакатастрофе летом 2003 г. и армянский хачкар, выполненный камнерезами Араратской долины из армянского туфа, установленный в 2005 году.

Надо заметить место довольно «интернациональное», достаточно посмотреть на фамилии на надгробьях во дворе храма. По мне, так это дикая смесь детской площадки, кладбища, автостоянки и находящегося через ограду «Хоккайдо-Центра» с милым японским садиком. Но наши батюшки толерантны ко всему что возможно и этот микс их видимо, не волнует. Более подробно о храмах Южно-Сахалинска в материале «Южно-Сахалинск: почем опиум для народа».

Воскресенский собор
Воскресенский собор. Вид на Хоккайдо-Центр
Воскресенский собор. Вид на "Хоккайдо-Центр"

Соседний «Хоккайдо-Центр», о котором я упомянул, на фоне навороченных черных бумеров, черных могильных плит смотрится довольно гармонично. С западной стороны небольшой садик камней, японские каменные фонари, мостики и альпийские горки в стадии эмбрионального развития — заложено недавно и еще не выросло. Со стороны парка спортивная площадка, с препятствиями, для велосипедов, скейтов и прочих молодежных средств передвижения, о которых я к своему счастью ничего не знаю.

Хоккайдо - Центр и кафе Хоккайдо
"Хоккайдо - Центр" и кафе "Хоккайдо"
Японский сад в Хоккайдо-Центр
Японский сад в "Хоккайдо-Центр"
Японский сад в Хоккайдо-Центр
Японский сад в "Хоккайдо-Центр"

Далее, по этой стороне только парк культуры и отдыха, заложенный японцами в «нулевых» ХХ века, в настоящее время носящий имя Юрия Гагарина. История с парком, как и со всем японским, интересна, драматична и полна метаморфоз связанных с изменением не только дизайна, но и функциональности. Парк после Южно-Сахалинской наступательной операции захватили военные, разместили там прачечный комбинат, который обстирывал 16-ю армию. Топили дровами — деревьями из парка, а грязную воду сливали в речку Тамагава (Рогатка), которая протекала через город. После того, как прачечное подразделение вывели из парка, военные отхватили южную часть парка и разместили там небольшую военную часть связистов, гостиницу командного состава и отстроили дом для командующего. Они и по сей день там стоят, с той только разницей, что в доме командующего находится детский сад для детей военных.

На противоположной стороне улицы тянется квартал «хрущевок», возведенных в первой половине 60-х, названный «Черёмушки». Это первый микрорайон, где осуществлялась массовая застройка типовыми четырех и пятиэтажками, на месте пустыря эпохи Карафуто. Район тихий, спокойный, зеленый, в котором народ получил свое первое жилье, обзавелся детьми, состарился и умер, дети выросли, обзавелись своими детьми, состарились и готовятся умереть, сидя на скамеечках и ожидая, когда тряхнет землетрясение или начнется ядерная война, что, по сути, для стариков одинаково.

Коммунистический проспект выходит на площадь Славы, примыкающую к лесному массиву горы Большевик, высотой 601 метр, где находится «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух».

На самой площади находится Мемориал в честь советских воинов, погибших в боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов, торжественно открытый 3 сентября 1980 года. На самом деле история с комплексом тянется на протяжении десятка лет и представляет обычный долгострой. Краткая хронология такова: первое письмо о необходимости такого мемориала было написано в 1963 году. В 1971 году была произведена торжественная закладка основания монумента. В 1976 году комиссией был рассмотрен эскизный проект. Четыре года ушло на отливку фигур, резание сметы, поиск гранита. Комиссия приняла работу 2 сентября, а 3 сентября 1980 года состоялось торжественное открытие мемориала.

Гранитными плитами железобетон покрыли в 1982 году, и только в 1985 году в рамках мероприятий по празднованию 40-летия победы над милитаристской Японией был наконец закончен монтаж медных досок с именами павших воинов. Число увековеченных на досках воинов — 1945 человек. Тогда же, в 50 м к югу от памятника павшим, была открыта аллея Героев. Она представляла собой постаменты высотой 1,6 м с пятью гранитными бюстами Героев Советского Союза, удостоенных этого звания посмертно. Автор бюстов московский скульптор Р. Х. Мурадян, архитектор Н. Ф. Лушникова. В 2005 году Аллею увеличили на 100 метров, добавив еще 9 бюстов. Автором новых бюстов стал всем известный скульптор из Южно-Сахалинска В. Н. Чеботарев. В 2009 году, было организовано постоянное горение Вечного огня.

Вверх идет лестница, соединяющая нижнюю и верхнюю часть мемориала, строившегося в последние годы правления прославленного губернатора Хорошавина.

На верхней площадке мемориала находится памятник дважды Герою Советского Союза, Главнокомандующему войсками в войне с милитаристской Японией маршалу А. М. Василевскому. Рядом с памятником располагаются образцы военной техники: танки (ИС-3, ИС-2 М), пушки (зенитное орудие, ЗиС-3, М-30 и 122 мм орудие береговой артиллерии). Слева от памятника Василевскому на граните выбиты названия всех воинских соединений принимавших участие в Сахалино-Курильской наступательной операции.

Верхняя площадка мемориала в честь советских воинов, погибших в боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Памятник маршалу Василевскому (2015), на фоне Дачи Леонова (гостиница партактива), которая стоит на месте храма Карафуто дзиндзя
Верхняя площадка мемориала в честь советских воинов, погибших в боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Памятник маршалу Василевскому (2015), на фоне "Дачи Леонова" (гостиница партактива), которая стоит на месте храма Карафуто дзиндзя

Между Аллеей героев и верхней площадкой находится Мемориал воинам-сахалинцам, погибшим в Афганистане и Чечне. В центре мемориала расположена скульптура Скорбящей матери, по бокам — 14 вертикально установленных чёрных гранитных плит с именами 42 погибших сахалинцев.

Нужно отметить, что это место горожане любят не меньше чем музейную территорию и приходят сюда гулять с детьми, в первую очередь из-за простора площади, дети здесь катаются на велосипедах, роликах и досках, воздух наполнен смехом и радостью. Здесь же проходят парады, смотры, соревнования военных оркестров и иногда появляются площадки с интересными экспозициями. Вот и этот раз путешествуя с Артёмом мы в самом конце нашего путешествия по Коммунистическому проспекту, попали на смотр ретро-автомобилей и прочего ретро-военного снаряжения приуроченный к Дню России.

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: музей в стиле «тейкан дзукури»

Количество выставленного, не порадовало, было всего четыре машины, да и те трудно вписывались в понятие ретро. Радует то, что это появилось, и хочется надеяться, что это будет продолжаться. И еще хочется, чтобы история войн за острова ограничилась тремя прошедшими, две из которых были с Японией. Ну, а если не получится, тогда нужно доставать припрятанное в тайге оружие…