Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Южно-Сахалинск — Россия Ноябрь 2017
Южно-Сахалинск. ММК "Победа", Трехмерная панорама «Десант на Шумшу. Последний остров войны», 2017

Южно-Сахалинск: ячейки памяти

Ноябрь на Сахалине был полон событий галактического масштаба. Мало того, что пришел первый серьезный циклон вызвавший налипание снега, отключение от электроэнергии нескольких районов области, да еще наступила круглая дата — 100-летие ВОР, в общем «вихри враждебные веют над нами…».

Коммунисты вяло, и зябко, в порывах снега вышли на митинги, понижение температуры дало о себе знать. А вот учреждения культуры не стали расслабляться. Сахалинский областной художественный музей провел ряд мероприятий посвященной этой дате: 2 ноября состоялось открытие выставочного проекта, посвященного 100-летию Октябрьской революции под названием «7 ноября — первый солнечный день в жизни пролетариата», 3 ноября, в рамках всероссийской акции «Ночь искусств», в музее провели мастер-класс «Конспиративное письмо Ленина» (!).

4 ноября музейно-мемориальный комплекс «Победа» (сам открывшийся недавно), открыл и презентовал проект «Исторический парк «Россия — моя история». Все это дало повод, погулять с сыном. Благо на дворе непогода и самое время ходить по теплым музеям. Сам же этот повод стал поводом для написания рассказа о музеях Южно-Сахалинска, о чем думал еще с лета, но все оставлял на потом. Вот видимо «потОм» и пришел.

Начну рассказ с Сахалинского областного художественного музея, пока еще свежи воспоминания о его посещении. Это один из самых молодых музеев, появился он в 1983 году в сереньком здании, построенном в период Карафуто. О здании уже было написано в материале Южно-Сахалинск: осколки Тойохара https://www.tourister.ru/responses/id_19845

Напомню, что ему уже почти 90 лет и было оно построено в 1930 году компанией «Эндо-гуми», для Хоккайдского банка развития, который курировал вопросы колонизации Карафуто. Головной офис этого банка был в Саппоро, а на Карафуто были его отделения, в том числе и это, в Тойохара. Здание симпатичное и узнаваемое по своей архитектуре, богато украшенное ложными фронтонами, сдвоенными колонами, вертикальными узкими оконными проемами, в общем «классическая псевдоклассика». С улицы оно выглядит двухэтажным, на самом деле, внутри второй этаж есть не везде. Операционный зал по периметру второго этажа, окружен балконом, с которого просматривается все, что в зале делается. Помещений на втором этаже немного и они использовались для персонала и управляющего банком. Вскоре после войны, здание занял Государственный Банк СССР, который в 1983 году и передал его новому владельцу. Для просмотра экспозиций, свои двери музей открыл только в 1989 году, и остается загадкой, чем музей занимался в течение 6 лет. В настоящее время второй этаж используется для основных экспозиций музея, их три. Это зал современного искусства Кореи, зал русского искусства ХIХ — начала ХХ века и зал христианского искусства. Несмотря на относительную молодость, музей имеет 11,5 тыс. ед. хранения, о чем сообщает Википедия. Сами музейные работники это отрицают, утверждая, что на хранении более 13 тыс. единиц.

На первом этаже регулярно размещаются выставки на разные темы. Когда мы с Артёмом подошли к музею, то сразу стало понятно, что мне придется отвечать на многочисленные вопросы, и поверхностными ответами мне не отделаться. Перед входом были размещены два аншлага, из которых явствовало, что мне нужно будет объяснить сыну, как минимум две вещи до настоящего времени недоступные для его воображения: что такое нонконформизм и революция.

До этого момента сын в художественном музее не был, что там находится, не представлял, а взбодренный фразой: «Ты посмотришь, как надо рисовать и у тебя будет стимул, чтобы себя в этом попробовать», был готов восхищаться бессмертными произведениями искусства, всего за 20 рублей. Именно столько я заплатил, как счастливый обладатель удостоверения пенсионера (как не противно это произносить и думать). Артем, как дошкольник, прошел бесплатно, а за фотосъемку с меня содрали 100 рублей. В музей мы заявились уже в конце рабочего дня, поэтому дамы — соглядатаи в залах, встретили нас взглядами людей с мухобойками, уставших от осенних мух, залетающих в комнату во время проветривания. Музей работает во все дни, кроме понедельника, с 10 до 18.00, в четверг до 20.00, поэтому наше появление в воскресенье, в 17.15, не прибавило радостного блеска и положительных эмоций работников музея. Посещенные залы, за нашей спиной обесточивались, закрывались, а взгляды смотрительниц, становились все более раздраженными. Вообще, в какой то момент, мне показалось, что они между собой делают ставки, во сколько мы унесем от сюда свои ноги.

Но, обо всем по порядку. На входе привлекло внимание устаревшее объявление о проведении мастер-класса «Конспиративное письмо Ленина». Сама тема вызвала у меня приступ смеха. Оно, наверное, интересно до безумия, но я представил все это с точки зрения методики и организации.

Например: Материалы и оборудование: хлеб черный — 1 бух., молоко — 2 л (из расчета 25 гр. на чел.), листы бумаги, вырванные из старых книг — по кол-ву участников, желательно печатные работы самого В. И. Ленина.

Тема конспирации — моя любимая тема из Ленинианы. Там всё, если представить, смешно, прежде всего тем, что Ленин как вождь мирового пролетариата — фигура монументальная, возвышенная, почитаемая. А любые бытовые вещи, которые делает эта богоподобная фигура, по определению, уже смешны. Как, например, поедание хлебных «чернильниц», в тот момент, когда надзиратели пытаются быстро в камеру войти. Или систему партийных кличек, больше похожих на воровские погоняла. Это же, умудриться любимую женщину, назвать «Миногой». Тема мастер-класса, спровоцировала появление из глубин памяти старого анекдота про конспирацию: «Когда Ленин сидел в тюрьме, из хлеба он сделал чернильницу, из молока — чернила, а из соседа по камере — Надежду Константиновну». Тут меня уже начало захлестывать от смеха. Артём видя мое состояния и естественно не понимая его корни, тоже начал подхихиковать. И тут мы наткнулись на выставку нонконформистов. Дело в том, что осмотр начинается с коридора, ведущего в выставочный зал на первом этаже, а там нонконформисты и размещены.

Фраза «Ты посмотришь, как надо рисовать и у тебя будет стимул, чтобы себя в этом попробовать», получила зловещий смысл у первого же творения названного автором «Жители Кинешмы». Украдкой посмотрев на Артёма, я понял, что все, что я ему говорил о живописи и рисовании последние три года, теперь не имеет никакого смысла. Произведение «маленькая птичка», вызвало у ребенка бурю эмоционального восторга, а спящая девочка, ассоциации с раскопками динозавров.

Белютин Э.М. Жители Кинешмы, 1952 Бумага, тушь. Бордачёв С.М. Маленькая птичка, 1973. Бумага, акварель
Белютин Э.М. "Жители Кинешмы", 1952 Бумага, тушь. Бордачёв С.М. "Маленькая птичка", 1973. Бумага, акварель

В зале, где размещена революционная выставка ребенка, заинтересовал только булыжник, как орудие пролетариата и сушки с самоваром, в инсталляции революционного сходняка.

Инсталляция Сходка
Инсталляция "Сходка"
Булыжник - орудие пролетариата. Автор неизвестен
"Булыжник - орудие пролетариата". Автор неизвестен

Ленин для Артёма был узнаваем, значки и юбилейные медали, просились ему на грудь. На его просьбу подарить ему юбилейную медаль с Ильичом и партийный билет, смотрительница ответила естественно отказом, с негодованием посмотрев на меня. Я в это время был занят фотосъемкой и обстоятельств просьбы не знал.

Южно-Сахалинск: ячейки памяти

Постоянные экспозиции находятся на втором этаже, а путь туда лежит через коридор и оригинальную лестницу, выполненную из мрамора с Хоккайдо.

Первый зал — зал современного искусства Корейской народной демократической республики, плод совместной работы музея и Творческого центра Мансудэ из Пхеньяна. Экспозиция была открыта в 1990 году и содержит работы современных художников пытающихся возродить традиции декоративно-прикладного искусства и живописи Кореи. Понравилось. И мне и Артёму. В коллекциях выставлены каллиграфические свитки, традиционная вышивка шелковыми нитями на шелке, керамика, фарфор, резьба по камню, инкрустации перламутром по черному лаку. Все красиво и утонченно.

Свадебный свиток «Желаю счастья», свитки «Сыновья почтительность», и «Прекрасная душа». Под каллиграфическими свитками большие фарфоровые вазы, украшенные монохромными живописными пейзажами кобальтом – работы мастеров Сон Ги Рима с изображением горы Моранбон, Чо Ен Хуна с изображением горы Чансу, Ли Хен Суна с изображением дерева.

Во втором зале размещены картины и малая пластика ХIХ — начала ХХ века. Все произведения подлинные. Помимо работ Карла Фильграфа, В. Н. Мешкова, Ф. П. Толстого, М. В. Нестерова, Р. Р. Фалька, о которых я практически ничего не знаю, есть гордость музея — картина Г. Г. Мясоедова «Магдалена на фоне скал», написанная в 1860 году. Артёму больше понравились работы из чугуна мастеров Каслинского завода и бронзовая малая пластика Лансере.

Зал русского искусства ХIХ – начала ХХ века

Третий зал не вдохновил ни меня, ни Артёма. В зале представлена коллекция копий древнерусских фресок XI—XVII вв., выполненных А. К. Крыловым и его учениками. Крылов — преподаватель Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Ни Артём, ни тем более я не знаем, что такой институт существует, кто такой Крылов и его ученики. Зал показался нам блеклым, невыразительным и скучным. Оказалось, что в зале нельзя производить фотосъемку, не смотря на оплату таковой. Потеряв от этого окончательно интерес к христианскому искусству, я сделал несколько кадров и мы, с Артёмом одевшись, окунулись в зябкий, ноябрьский вечер. Сзади загалдели радостные смотрительницы музея, забренчали ключи, захлопали закрываемые двери.

Артём предложил сходить «на Победу». На площади Победы находится одноименный музейно-мемориальный комплекс, состоящий из собственно музея (слева от храма РХ), где разместят все, что касается войн на Сахалине, 1905 и 1945 годов. В настоящее время работает «Зал Победы» и две трехмерные панорамы «Десант на Шумшу. Последний остров войны» и «Штурм полицейского поста Хандаса», размещенные на разных этажах.

Зал Победы и купол ММК Победа
Зал Победы и купол ММК "Победа"

Посещение музея проводится только в составе экскурсионных групп и в строго определённое время. Экскурсии стартуют каждые 30 минут. Со вторника по четверг и в воскресенье, каждый день по 14 экскурсий с 11.00 по 17.30, в пятницу 18 экскурсий с 11.00 по 19.30, в субботу 16 экскурсий с 11.00. по 18.30.

Максимальное количество человек в группе — 20. Стоимость билета с экскурсией обычному гражданину РФ обойдется в 300 рублей (все остальные категории — бесплатно), фотосъемка — 200 рублей.

Здание музейно-монументального комплекса Победа
Здание музейно-монументального комплекса "Победа"

Справа от Храма РХ, 4 ноября был торжественно открыт «Исторический парк «Россия — моя история». Помпезный проект включающий создание однотипных парков в 18 (по другой версии 24) городах России. Это полностью интерактивные экспозиции, охватывающие всю историю России от эпохи Рюриковичей, до наших дней. До конца ноября посещение парка бесплатное, о ценах на билеты пока не говорят. Артему понравилось — здесь можно тыкать пальцами в экран, играть, смотреть, читать интересующую информацию.

Огромный массив информации по истории России, статистике, и тонюсенькой струйкой, просто каплями из испорченного крана — информации о событиях, «случившихся» на территории Сахалинской области. Из серии: там казаки проскакали, там Москвитин проплыл, там русско-японская война прогремела… Оно конечно интересно. Но, на мой взгляд, история — это не только то, что происходит в Европейской части. Если уж история России, то она складывается из истории каждого региона. А так не чувствуется этой причастности, такое ощущение, что вот оно где-то творилось, кем-то, как-то, а Сахалин-то причем? Вот и ребенку говоришь: «Сын, мы живем в России!», а он: «А Сахалин это что?». Вот и я тоже себе думаю: «А Сахалин-это что?». Обидно: ни на одной карте расширяющейся территории Российской Империи, Курильские острова не отмечены как наши острова. Сделано это специально, или это очередной ляп, мне не понятно.

Интерактивные экспозиции «Исторический парк «Россия - моя история».

Может это очередное проявление стыда за наше открытие казаками Курил, или Победу в войне за острова?

Ячейки памяти выпадают из матрицы, растворяются. Сейчас даже не все помнят о том, что был еще один Праздник Победы 3 сентября над Японией, который был утвержден Президиумом Верховного Совета СССР 2 сентября 1945 года. До 1947 года 3 сентября было выходным днём. Позднее в этот день советские граждане работали, но в стране проводились памятные мероприятия. Окончательно праздник был отменён после распада СССР: в законодательство России как правопреемницы Советского Союза его не включили. В законе «О днях воинской славы и памятных датах России» 3 сентября стало Днём солидарности в борьбе с терроризмом (?). В этот же документ внесли День окончания Второй мировой войны (2 сентября). И все! И вот это — Моя история, для островов, где прогремели последние залпы II Мировой войны. Честно говоря, я после посещения парка несколько подрасстроился. А Артём под впечатлением интерактивности был больше чем доволен. Иначе бы второй раз не просился.

Коридоры исторического Парка

Решили в Парк не ходить — поздно, погуляли по скверу А. П. Чехова, он рядом, уже стемнело окончательно. На ближайшей остановке чернели и переминались силуэты жителей СНГ, ожидающих автобусы в пригородные спальные районы. Артём вдруг спросил: «Па, а Кинешма это что, страна, где живут такие люди, как на картине?». Ну да — сказал я, а что я еще мог сказать. Подумалось, что когда-нибудь Тёмка все равно узнает, что Кинешма, это тоже Россия.

Грустное немного у нас получилось путешествие по трем музеям. Ну да ничего, в остальных повеселимся, там музеи интереснее. Областной краеведческий, геологический, истории Сахалинской железной дороги, музей медведя и самый веселый — музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», про каторгу и ссылку. А что, вот и вождь очень с теплотой вспоминает тюрьму и ссылку. В тюрьме можно было чернильницы есть и чернила пить, а в ссылке, в Шушенском, с Надюшей (пардон, с Миногой, конспирацию забыл!), шанежки, котлеты, да когда надоест на охоту, зайцев пострелять, вот так-то батенька!

Южно-Сахалинск: мне сверху видно все, ты так и знай…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: вверх по Пятой южной…

Южно-Сахалинск. Прогулки по городу: музей в стиле «тейкан дзукури»

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. часть 1

Южно-Сахалинск: осколки Тойохара. Часть 2

Южно-Сахалинск: Я памятник себе. Ко мне не зарастёт!

Южно-Сахалинск: в летнем парке зима…

Сахалин: мозаичный привет из социализма

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 1.

Южно-Сахалинск: ячейки памяти. Часть 2.

Южно-Сахалинск: понавалило тут…

Южно-Сахалинск: светодиодная жизнь

Южно-Сахалинск: пятница, 13, тайфун

Южно-Сахалинск: почем опиум для народа?