Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:05

Пуно — Перу Январь 2008

Сегодня мы покидаем четвертую страну Южной Америки, по которой путешествуем уже три недели. Мы оставили позади Бразилию, Аргентину и Чили, преодолели по высокогорной Боливии на высотах 4–5 тыс. метров более 400 км дорог и выехав к озеру Уюни, посетили два столичных города — Потоси и Ла-Пас. Первый известен как столица добычи серебра, а второй — собственно Боливии.

Из Ла-Паса путь в нашу пятую страну Южной Америки — Перу — лежал через Тиауанако — древнюю столицу Боливии. От развалин этого города, в котором мы пробыли часа три, до пограничного Десагуадеро (Desaquadero), расположенного на границе с Перу, путь был недолог — всего 44 км.

Граница Боливии с Перу

Граница между Боливией и Перу проходит по мосту через одноименную городку реку. Десагуадеро является единственной рекой, вытекающей из озера Титикака. Выходя в другое озеро и болото Поопо, она компенсируюет около трети притока воды, попадающей с осадками и притоками 25 рек в Титикака. В своем верхнем течении эта река пресная и судоходная, однако дальше, проходя через засоленные земли, она становится солёной, мелеет и превращается в болото.

Мы оставляем на боливийской стороне наш автобус и идем пешком по мосту на другую сторону реки. Некоторые для комфорта и экзотики берут велорикш. Несложный процесс проверки документов, и мы в Перу — следующей стране контрастов и древних культур. В ней есть и пустыни, и горные цепи Анд под 7 тысяч метров высотой, и тропические джунгли бассейна Амазонки. В стране смешались древние культуры Чавин и цивилизации, из которых инки оставили самый заметный след. Им удалось соединить две различные и, казалось бы, при том уровне жизни и технологий, несоединяемые зоны Перу — горную и береговую тихоокеанскую.

Тростниковые острова перуанских индейцев Урос

Здесь нашу группу из 24 человек уже ждал большой комфортабельный автобус и, удобно устроившись, мы двинулась в сторону нашего ночлега в городе Пуно, тоже расположенном на берегу Титикаки.

Путь, длиной около 190 километров, проходил на высотах 3900–4000 метров вдоль извилистых берегов озера.

Карта маршрута Тиауанака - Десагуадеро - Пуно

Титикака…

Интересное название, имеющее несколько толкований. И одно из них, на языке индейцев Аймара — «оловянное поле», обозначающее цвет воды, является, на мой взгляд, самым подходящим. И, действительно, когда на следующий день мы совершили вояж по этому озеру, цвет слегка колеблющейся воды был именно таким — оловянным. И напоминал жидкое расплавленное олово…

Тростниковые острова перуанских индейцев Урос

Озеро находится на высоте 3809 метров над уровнем моря и является самым высокогорным судоходным водоемом в мире. Его общая площадь 8560 км². Извилистая береговая линия образует многочисленные полуострова и бухты. В его водах находится около 40 островов, часть из которых принадлежит Перу, а другая — Боливии.

По индейской космогонии Солнце родилось из вод Титикаки …

Сделав на пути остановку на ланч около одного из прибрежных ресторанчиков, уже поздно вечером приехали в Пуно и заселились в отель El hotel Tumi (Cajamarca 243).

Панорама городка Пуно. Из интернета

Тростниковые острова урусов в Пуно

Пуно — первый большой город на территории Перу. Другая культура и больший достаток по сравнению с Боливией сразу бросаются в глаза. Город расположен на берегу озера Титикака и знаменит своими плавающими островами Урос. Пару десятков таких островов видны на горизонте в нескольких километрах от города. С незапамятных времен на них живут индейцы Уру (Урос). Когда-то они владели всеми центральными Андами, но позднее, под натиском переселенцев с севера, им не осталось другого места кроме холодных вод озера.

Согласно легенды, индейцы Урос, спасаясь от преследовавшего их Инки Пачакутека, были вынуждены бежать в эти места и основать свои поселения прямо на холодных водах озера. Память об этом у них хорошо сохранена и из века в век они передают потомкам свои легенды и традиции.

Практическим результатом их жизни стали более 40 рукотворных островов, созданных из растущего на озере тростника Тотора. Поначалу цель построения таких островов была защитной — в случае опасности всегда можно было уплыть в другое место. В наше время это стало туристическим аттракционом и хорошим способом зарабатывания на жизнь. Индейцы Аймара, живущие на берегу, наверно, стонут от зависти к Уру…

Тростниковые острова перуанских индейцев Урос

Утром катером идем на один из таких островов. Нас встретили песнями пышненькие женщины, усадили в кружок и дали на пробу по стеблю молодого тростника. Его нижняя белая часть оказалась вкусной и даже сладкой…

Затем гид рассказал об устройстве острова и соорудил за пять минут его макет. На данный момент племя Урос состоит из более чем 2000 человек. Основным занятием островитян является ловля рыбы и охота на птиц — чаек, уток и фламинго. Однако сейчас самый большой доход приносит туризм.

Технология построения острова и поддержания его жизни очень проста. Когда тростник высыхает, его рубят и укладывают на поверхность острова. Нижний слой постепенно от воды набухает и тонет и его заменяют укладыванием нового слоя. И так — без конца…

Если попрыгать — поверхность острова пружинит. Провалишься — внизу 200–300 метров холодной водички. Но пока такого не случалось…

Из этого же тростника строят все — и домики, и подсобные помещения. Сделаны и туалеты, но грязи от них на воде мы не видели…

Внутри домиков спартанская обстановка с минимумом мебели, тоже сделанной из тростника. Чисто, никаких неприятных запахов. Рядом пасутся курочки, растет картошка. Есть телевизор, «питающийся» от солнечных батарей.

Тростниковые острова перуанских индейцев Урос

В общем — курорт. Так и живут — плавают, рыбку ловят, с туристами вась-вась. Курочки яйца несут. И все кругом экологически чисто — и дома, и мебель, и даже наблюдательные вышки, сделаны из тростника. Тростником топят, да и кушать его, когда молодой, можно. Убедились.

Из него же и лодки делают. Где-то здесь построили лодку «РА-2» для Тура Хейердала, когда он задумал пересечь Атлантику. Кстати — успешно…

Тростниковые острова перуанских индейцев Урос

Есть в домиках и очаги, основание которых сделано из плоских камней.

На острове имеется большой огороженный прудик для рыбы. Хозяйке нужен только сачок и у нее всегда будет для стола свежая рыба. Как она попадает в этот прудик — осталось для нас загадкой… Думаю, это мужчины, поработав сетями, его наполняют.

Первая полоса островов — для бизнеса. На них торгуют, принимают туристов, позируют, кормят пескадой — рыбой по-нашему. Танцуют и поют песни. На дальних островах видны постройки, более подходящие для проживания. Там уже есть школа, церковь, магазин и рестораны. У самых зажиточных видны солнечные батареи и спутниковые антенны.

Тростниковые острова перуанских индейцев Урос

После знакомства с образом жизни Урусов, садимся на большую тростниковую лодку и гребем к более дальним островам. Тишина. Под веслами тихо плещется вода. Приятно пахнет сухой соломой тростник.

Тростниковая лодка для прогулок по  озеру
Тростниковая лодка для прогулок по озеру
Тростниковые острова перуанских индейцев Урос

Причалили к острову с ресторанчиком, заказали обед с пескадой — по-нашему — рыбой и искупались в Титикаке. Вода более чем бодренькая — около +10 градусов. Кстати, высота борта такого острова над водой около полуметра и вылезти на него без посторонней помощи было сложновато.

До туристического бума индейцы Урос жили натуральным хозяйством, обменивая все то, что давало им озеро — рыбу и водоплавающих птиц — на другие «земные» продукты. И заниматься такими торжищами могли исключительно женщины. А мужчины Урос почти никогда не выходили на берег и не общались с индейцами, живущими на суше.

До свиданья, гости дорогие!

Вечером садимся в комфортабельный автобус с раскладывающимися сиденьями и покидаем Пуно. Ночь в пути — и мы в Куско — столице империи инков. Она также находится на большой высоте — около 3200 метров. Но за десять дней, которые мы провели в высокогорных частях Чили и Боливии, мы уже полностью адаптировались к таким высотам и сейчас никто не испытывал никаких проблем.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия