Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 1:13

Ла-Пас — Боливия Январь 2008

Закончилась третья неделя нашего путешествия «Вокруг Южной Америки», которое мы начали 20 декабря. Оставив позади Бразилию, Аргентину и Чили, мы преодолели по высокогорному боливийскому плато Альтиплано более 400 км дорог на высотах 4,5–5 км и выехали прямо к знаменитому и самому большому солончаку в мире — озеру Уюни.

Думаю, поездка по нему многим из нас запомнилась на всю жизнь — зеркальная гладь соляной поверхности, громадные и безбрежные пространства и, конечно, гигантские кактусы на одном из островов. Запомнились и города Потоси и Ла-Пас — два столичных города. Первый — как столица добычи серебра, а второй — собственно Боливии.

Тиауанако — древняя столица Боливии

10 января. Покидая Боливию на арендованном в Ла-Пасе автобусе, по дороге в Перу мы посетили самый знаменитый памятник древности Боливии — заброшенный город Тиауанако (Tiwanaku). Когда-то он был духовным и политическим центром мощной индейской империи, господствовавшей в Южных Андах.

Территория доинкской империи Тиауанако

Проехав 77 km в северо-западном направлении в сторону границы с Перу и озера Титикака, мы остановились у стен этого городища. Собственно, понятие и стен, и города — условное. Города, как такового нет — кругом одни ухоженные и восстановленные современными историками и археологами древние развалины.

Загадки боливийских руин Тиауанако

Сразу у входа расположен музей «Центр археологического изучения Тиауанако», основанный в 1957 году. Одну из его стен занимает большое панно, повествующее о том, что, где и когда было на нашей Земле, когда существала цивилизация Тиауанако.

Карта временнЫх событий нашей Земли в сравнении с цивилизацией Тиауанаку

Загадки боливийских руин Тиауанако

Она возникла примерно в 3 веке до нашей эры и достигла вершины своего развития через тысячу лет в период с 500 по 900 гг. н. э. В пору наивысшего расцвета площадь этого государства была около 300 тыс. кв. км. Половина Украины.

Здесь же находится и лодка, выполненная из тростника озера Титикака. Позже мы увидели такие лодки наяву и даже походили на них по этому озеру в районе перуанского города Пуно. Были ли такие лодки ещё и в те давние времена той Империи или это фантазия организаторов музея, осталось для нас загадкой…

И вряд ли тогда паруса делали из тканей. Скорее всего — тоже из тростника. И такие сувениры мы видели.

Загадки боливийских руин Тиауанако

Пройдя на территорию собственно развалин древнего города, увидели все сохранившиеся руины, по которым даже сейчас можно представить себе то древнее великолепие канувшего в Лету города.

Сохранились Ворота Солнца, Ворота Луны, подземные пирамиды, полуразрушенные дворцы. Стоят каменные истуканы типа наших трипольских каменных баб. Пока еще даже не все раскопано. Боливийцы гордятся — как же! Доинковская цивилизация.

Загадки боливийских руин Тиауанако

Когда точно был построен этот город, никто не знает. Существовали версии от десятков тысяч лет и аж до сотен! Вот какие были в этих местах талантливые индейцы! Но, в конечном счете, ученые согласились с результатами боливийского археолога Карлоса Понсе Санхинеса, основанных на определении возраста построек с помощью радиоактивного углерода. И эти результаты показали, что возраст сооружений можно датировать 3-м веком до нашей эры.

Мы проходим между развалинами и сооружениями города и чувствуем как аура древности окутывает нас. Фрески и барельефы самых необычных форм. Никакой письменности у тех индейцев не было, поэтому можно только догадываться об их содержании и предназначении.

Своим главным Богом индейцы империи Тиауанако считали Кон-Тики Виракоча. Именно он создал Солнце и Луну и первых людей, которых сотворил из камня.

Загадки боливийских руин Тиауанако

Ученые полагают, что наивысший расцвет города пришелся на 7 век нашей эры. Затем, непонятно по каким причинам, в 11 веке город был покинут его жителями и заброшен…

Время и пришедшие позже в эти места индейцы-аймара и испанцы довершили его разрушение. Не думая об исторической ценности этого места, были разобраны по камушку многие его сооружения, включая тиауанакскую Цветную лестницу и Дворец саркофагов. Монолитная статуя в честь Бога грома и грозы была расколота на четыре части. И вряд ли — молнией и грозой. А в начале 20 века строителям железной дороги, прошедшей через центр города, очень здорово помог изобретённый недавно динамит…

Сотрудникам музея Тиауанако удалось восстановить часть города, который назывался Каласасайя. Здесь мы видим развалины Дворца саркофагов и т.н. «Полупогруженный храм», основание которого находится ниже окружающей его местности метра на два.

Загадки боливийских руин Тиауанако

Он представляет собой участок с прямоугольным основанием, обнесенный стеной из каменной кладки, в которую встроены монолитные колонны.

Загадки боливийских руин Тиауанако

По периметру стен находятся вмурованные в неё резные каменные головы. И все с разными выражениями своих лиц.

Раньше в Каласасайю жители города могли попасть через большие каменные ворота по ступенчатой лестнице. Сегодня проход через них запрещен и это место доступно только для обзора. По свидетельству испанского конкистадора Педро Сьеса де Леон, побывавшего здесь в 1549 году среди своих земляков одним из первых, это были ворота дворца правосудия.

Загадки боливийских руин Тиауанако

В центре дворика установлены статуи Понсе, названные так по имени откопавшего их археолога.

Загадки боливийских руин Тиауанако

Еще одной статуе присвоено название «монолит Беннетта» — тоже по имени обнаружившего ее в 1932 году археолога. Ее высота более 7 метров.

Загадки боливийских руин Тиауанако

А вот и самый знаковый памятник Тиауанако — Ворота Солнца (Инти-Пунку). Он тоже восстановленный. Этот, расколотый на части мегалит, нашли в середине 19-го европейцы и, после долгих дискуссий относительно места его первоначального расположения, Ворота были реконструированы и установлены.

Они вытесаны из десятитонного целостного блока андезита размером 3×4 метра. На верхней части ворот видна человеческая фигурка с головой, окруженной нимбом из 24 лучей. Считается, что это и есть главный бог Тиауанако — Кон-Тики Виракоча. В руках он держит царский жезл с головками кондоров наверху.

Глядя на эти изделия, диву даешься — как и чем индейцы обрабатывали тогда эти камни? Ведь ни металла, ни изделий из них, типа зубил, сверл и долота, они не знали…

И чем они делали такие круглые отверстия?

Загадки боливийских руин Тиауанако

Не имели индейцы времен империи Тиауанако и своей письменности. Тогда как они передавали свои знания потомкам? Еще одна загадка…

Следы тиауанакской культуры в виде изобразительного искусства и религиозных представлений встречаются на территории современных Чили и Перу.

Осмотрев Тиауанако, мы простились с приятно поразившей нас Боливией и переехали в другую интересную страну - Перу. Там мы познакомимся и с культурой индейцев, живущих на озере Титикака, и с культурой инков, оставивших, пожалуй, самый значительный след в истории Южной Америки ...

--------------

Фотографии автора и Петра Лыпко

Документальный фильм автора «Вокруг Южной Америки» — 1,56'

Эпизод с посещением города-музея Тиауанаку — с 1,11′32″

На конкурсе фильмов о путешествиях, ежегодно организуемых петербургским телеканалом «Телепутешествия HD», этот фильм получил Первую премию за 2008 год.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия