Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 1:13

Ла-Пас — Боливия Январь 2008

Заканчивается третья неделя нашего путешествия «Вокруг Южной Америки», которое мы начали 20 декабря. Оставив позади Бразилию, Аргентину и Чили, мы проехали более 400 км на высотах 4,5–5 км всю высокогорную Боливию и выехали прямо к знаменитому и самому большому солончаку в мире — озеру Уюни.

Переехав в город добытчиков серебра Потоси, мы не отказались от возможности посетить шахту, в которой добывается этот благородный металл. Полные шахтерских впечатлений, садимся в ночной экспресс и отбываем в Ла-Пас — столицу Боливии.

9 января. Ла-Пас

Ночь в комфортабельном автобусе — и мы, преодолев 540 км, уже утром были в Ла Пасе — самой высокогорной столице нашей Земли. Центральная автобусная станция, на которую мы прибыли, по-своему знаменита — ее проектировал сам Густав Эйфель — автор Эйфелевой башни.

Разместившись в отеле Torino (calle Socabaya 457), находящемся всего в 5 минутах ходьбы от центральной площади Plaza Murillo, на которой находится и президентский дворец, решили не отдыхать, а сразу пойти знакомиться с достопримечательностями города. Ведь завтра мы уже должны ехать дальше — в сторону Перу на озеро Титикака. На рецепции нам любезно предложили чай с кокой — пей сколько хочется. Надо сказать, что такие напитки мы употребляли в Боливии везде. И никто наркоманом не стал. Не брезговали и жеванием листьев коки. Прикупил по случаю даже футболку с надписью "Сoca no es Droga" - "Кока - не наркотик!"

За эту последнюю неделю путешествия, мы уже все довольно хорошо адаптировались к условиям высокогорья и чувствовали себя хорошо.

Однако этого нельзя было сказать о наших трех новых членах группы, которые прилетели вчера в Ла-Пас из США для участия в дальнейшей части нашего путешествия по Перу и Галапагосам. Чувствовали они себя преотвратно. Ведь город расположен, хоть и в кратере потухшего вулкана, но все равно на высоте 3500 метров. А его международный аэропорт El-Altо (Высота!), находится и того выше — на высоте 4061 метра над уровнем моря! И они попали сюда безо всякой постепенной акклиматизации сразу с уровня моря — на 3500! Для любого организма — это чудовищный стресс!

Центр Ла-Паса и его кровавая история

16-й градус южной широты, а не жарко. Погода прохладная. Первым делом прошлись по центральной части города — площади Мурильо и улице Хаэн.

Монумент борцу за свободу Боливии Педро Доминго  Мурильо

Монумент борцу за свободу Боливии Педро Доминго Мурильо

Все колониальные испанские города в Южной Америке строились по единому принципу, принятому в метрополии — вокруг центральной площади возводились главные административные здания города и обязательная церковь. Точно также была спроектирована и главная площадь Ла-Паса — Плаза Мурильо. На ней расположились Президентский дворец, Национальный музей искусства, Дворец правосудия, здание Парламента и Кафедральный собор (19 в). И, конечно, это место является излюбленным для отдыха и прогулок горожан.

Площадь Мурильо

Однако не всегда здесь царило такое благоденствие как сейчас. Думаю, по числу казней, совершенных на этом месте, она вполне может бороться за первое место в мире.

Сейчас трудно себе представить, что когда-то на этой площади повесили, сожгли и убили сотни людей. Согласно историческим сведениям, здесь в 1810 году были повешены провозгласившие независимость Боливии Педро Доминго Мурильо и его соратники. А в 1861 году в здании Конгресса были казнены десятки политиков. В 1875 году революционеры подожгли Президентский дворец и в огне этого пожара погибло более 130 человек. Сейчас, кстати, этот дворец носит название Паласио Кемадо (Palacio Quemado — Сожженный Дворец).

Потом пошли убийства президентов — в 1939 году президент Герман Буш покончил с собой (по другой версии — был убит) в Президентском дворце. В 1946 году на этой площади толпа повесила прямо на фонарном столбе другого президента — Гуальберто Вильяроэля. Как видим, народ не очень-то церемонился со своими народными избранниками -депутатами и президентами. Чуть что — и на «тот свет»!

Памятник казненному президенту Гуальберто Вильяроэлю

Улицы города

Пройдя от площади по улицам С. Боливара и Индабуро, мы попали на одну из самых знаменитых улочек страны — Хаен, которую еще называют улицей Музеев. Здесь находятся Museo de Metales Preciosos и Museo Costumbrista — музеи истории и взлета Боливии в эпоху добычи огромного количества серебра. Есть здесь и Дом-музей Педро Доминго Мурильо, провозгласившего независимость страны.

Улочка Хаен, на мой взгляд, более других сохранила свой колониальный стиль испанской знати 16–17 веков.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

На ней, помимо музейных достопримечательностей, много сувенирных лавчонок. Впрочем, таких лавочек хватает и на других улицах. Правда, мостовые на них уже не выложены с такой тщательностью, как на Хаен.

Выходя на центральный проспект Переса Веласко, становится видна и на то время неспокойная жизнь боливийцев — тут и там кучковались какие-то манифестанты, а полиция готовилась к их встрече.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

Ну, а для нас — туристов, главным было пройтись по основным улицам и посмотреть на жизнь жителей этой высокогорной столицы, в которой температура воздуха даже в самые жаркие дни не поднимается выше 15–18 градусов тепла.

Однако, несмотря на такие погодные условия, на многих улицах и скверах были разбиты прекрасные цветники и клумбы.

Ведьмин рынок

Пройдя через проспект Переса Веласкеса, мы попали на улицу Санта Круз, знаменитой своим Ведьминым рынком (Меркадо-де-Брухас). Неискушенного человека он сразу же сражает своими засушенными трупиками птиц и мелких млекопитающих.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

Не зная сути, трудно понять — зачем здесь собраны все эти страсти. На самом деле, это единственное место в мире, специализирующееся на продаже товаров для ведьм, колдунов, знахарей и шаманов.

Здесь можно приобрести огромный выбор амулетов, которые приносят счастье и удачу. Кроме того, здесь продаются сушеные травы, части лягушек и насекомых, семена и другие ингредиенты, используемые в ритуалах и обрядах при различных колдовских манипуляциях.

Ну, а нам — туристам, предлагается большое количество различных украшений из серебра, вязаные изделия из шерсти ламы или альпаки, статуэтки из дерева или глины и много других интересных и самобытных вещей.

Но самым поражающим воображение товаром для нас были высушенные зародыши ламы или альпаки. Ведь без них в Боливии не обходится ни один священный ритуал: все желания-амулеты собирают в одном месте и сверху непременно кладут зародыша ламы или альпаки. А иногда их даже и принаряжают! Такие ритуалы проводят везде — в домах, частных магазинах, офисах фирм и даже банках.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

Считается, что проведение такого ритуала должно гарантировать всем его организаторам «сбычу мечт».

Перед вечерним танцевальным шоу у нас оставалось время для посещения еще одной Лунной долины, которая оказалась в окрестностях столицы. Но перед этим, взяв такси, мы поднялись на смотровую площадку Mirador Killi-Killi, находящейся на Авенида ла Бандера (не путать со Степаном Бандерой), с которой открылся потрясающий вид на всю котловину города. Эта авенида названа в честь Дамиан-де ла Бандера — испанского конкистадора 16 века.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

В поле зрения попал и самый высокогорный стадион мира (3601 м), носящий имя Эрнандо Силеса — одного из президентов Боливии. Стадион был построен во время его правления в 1930 году и на нем боливийцы не раз одерживали побуды над самыми именитыми соперниками — помогали и родные стены, и высота…

Лунная долина Ла-Паса

Проехав километров 15, мы очутились в уникальном месте среди изъеденных дождями, ветром и временем нагромождений утесов, кратеров и каньонов. Прямо инопланетный пейзаж. И некоторые гиды, даже не бывав на Луне, сравнивают его с Лунным.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

Между лабиринтами проложены дорожки, по которым, совершая пешие или велосипедные прогулки, можно почувствовать себя исследователем неизведанных планет.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

Сама по себе долина небольшая и ограничена забором. В ней есть два маршрута — первый рассчитан на 15 минут, второй на 45. В долине много причудливых башен и необычных фигур.

Необычным кажется и сочетание таких лабиринтов со стоящими наверху современными домами и коттеджами.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

Под начавшим моросить дождиком особо по скользким тропинкам не походишь, поэтому, наскоро осмотрев эти пейзажи, вернулись в город.

Вечернее боливийское шоу

По вечерам окунуться в культуру боливийцев можно в национальных музыкальных салонах, которые называются «пеньи». Здесь можно встретить музыкантов, играющих на инструментах аж доколумбовой эпохи — гигантских камышовых трубах и тростниковых флейтах.

В одно из таких заведений — «Уари» — мы и попали вечером.

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

А вообще, боливийцы, несмотря на их кажущуюся неуклюжесть, проводят очень интересный фестиваль-карнавал Фиеста Гран Подер, довольно помпезно отмечаемый в Ла-Пасе с 1930 года. Этим мероприятием они пытаются конкурировать даже с темпераментными бразильцами.

Этот карнавал, в котором произошло слияние доколумбовых культов и католической религии, проводится обычно в конце мая-начале июня и приурочен к празднику Святой Троицы.

Те, кто это видел, говорят, что это фантастическое зрелище — в этот день десятки тысяч танцоров, одетые в костюмы и маски мифических существ, торжественно шествуют по улицам. Но — во главе шествия несут статую Иисуса Христа!

Теплые воспоминания о холодном Ла-Пасе

На этом наше короткое знакомство с боливийской столицей было закончено и утром, выехав в сторону последнего боливийского чуда — древних развалин Тиауанако, мы будем прощаться с этой прекрасной страной высоких гор, соленых озер, листьев коки и зажигательных танцев…

------------------------

Фотографии автора и Петра Лыпко

Документальный фильм автора «Вокруг Южной Америки» — 1,56'

Эпизод с Ла-Пас — с 1,10′50″

На конкурсе фильмов о путешествиях, ежегодно организуемых петербургским телеканалом «Телепутешествия HD», этот фильм получил Первую премию за 2008 год.

P. S. Этот фильм не рассчитан на пару минут. Для его просмотра лучше всего взять еще и бутылочку хорошего чилийского вина Bino Bianko или Bino Tinto и тогда погружение в атмосферу Южной Америки будет более полным…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия