Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:15

Архангельск — Россия Сентябрь 2022

Продолжу рассказывать о Набережной Северной Двины, протянувшейся вдоль мыса Пур-Наволок, являющегося теперь одной из главных достопримечательностей первого и до начала 18 века единственного морского порта России — Архангельска.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Я уже писала, что именно в этом месте по приказу царя Ивана Грозного в 1584 году была заложена деревянная крепость, от которой и начал расстраиваться северный город Архангельск. В честь памятной даты установлена стела «Мыс «Пур-Наволок».

Так как город имел не только оборонительное значение, но и внешне торговое, то в крепости были построены торговые ряды. Весной 1667 года в городе произошел сильный пожар, сгорело много деревянных зданий и Архангельские гостиные дворы тоже не уцелели. Через год по указу царя Алексея Михайловича началось строительство сразу двух каменных гостиных дворов-Русского и Немецкого. В 1683-м году возведение одного из грандиознейших сооружений того времени, занимавшее площадь около 9 гектаров, было закончено. «Каменный город» был сложным комплексом, объединившим административные, торговые и оборонительные функции, защищавшие устье Северной Двины. В годы Северной войны по указу Петра I для укрепления обороны Гостиных дворов были достроены угловые башни.

После упразднения его оборонительных функций в конце 18 века Гостиный двор был перестроен в классическом стиле. На его территории разместились различные казенные учреждения: таможня, губернский суд, полицейская управа, архив, соляные и винные магазины и другие.

В годы Великой Отечественной войны в Гостином дворе размещался узел связи Беломорской военной флотилии, обеспечивавший связь в западном секторе Арктики до Карского моря. В подвалах под Соляными складами жители города прятались во время бомбежек.

После масштабной реставрации памятника федерального значения «Архангельский Гостиный двор», длившейся с 1992 по 2010 годы, в историческом здании был открыт один из старейших музеев в России — Архангельский краеведческий музей.

Я, к своему огромному сожалению, проморгала этот музей, хотя и посетила несколько других, не менее интересных.

В сентябре 2009 года городу Архангельску было присвоено звание «Город воинской славы». 31 августа 2011 года на пересечении Набережной Северной Двины с улицей Свободы состоялось торжественное открытие памятника Стела «Город воинской славы».

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

На 12-метровом гранитном монументе установлены табличка с текстом указа о присвоении Архангельску почетного звания «Город воинской славы», а также четыре барельефа с изображением основных вех военной истории Архангельска.

Вершину стелы украшает позолоченный герб Российской Федерации. На постаменте выделяются символические носовые части кораблей в знак того, что Архангельск — «Город морской славы России».

На пересечении Набережной Северной Двины и улицы Свободы, позади стелы главным фасадом с видом на Северную Двину высится отель «Пур-Наволок».

Напротив стелы, на гранитном ограждении набережной установлена 40 сантиметровая фигурка сказочного персонажа- «Кудесник с птицей счастья».

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Вообще на набережной недалеко от стелы есть еще два малыша, персонажи проекта «Кудесники — хранители Севера», но я о них не знала, а они хорошо спрятались. Может быть кому-то повезет запечатлеть всю троицу.

За стелой «Город морской славы России» начинается Аллея Городов воинской славы, торжественное открытие которой состоялось 25 октября 2017 года. А летом того же года была заложена Сиреневая аллея.

Впервые почетное звание «Город воинской славы» было присвоено 27 апреля 2007 года городам Белгороду, Курску и Орлу. Город Архангельск стал 22-м по счету. Всего же это почетное звание присвоено 45 городам Российской Федерации.

Слева, прямо на пляже в 2022-м году установлена надпись «Счастье не за морями».

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Длина конструкции более 21 метра, высота букв 1,8 метра. Кстати, выбор именно этой фразы, которую следует трактовать, как «Счастье не за морями», оно здесь и сейчас, пришлось выбирать из тридцати вариантов. В вечернее время суток конструкция подсвечивается, а на зиму ее убирают.

В этом месте на набережной установлены щиты фотовыставки «Часовые погоды» с красивыми фотографиями прекрасного Северного региона России.

Я подошла к памятнику, более всего впечатлившему меня в Архангельске — он посвящен Северным конвоям и героическим морякам из стран антигитлеровской коалиции.

По словам автора, замысел памятника объединяет несколько символов: «Сама стена – это символ морской блокады, через которую преодолевая огромные трудности под бомбежками и атаками подводных лодок, ценой жизней тысяч моряков прорывались Северные конвои. Второй символ – это корабль, который не только прорывает эту стену - блокаду, но как-бы уходит в другое измерение. Это символизирует то, что души всех погибших моряков уходят в мир иной, на небо“.

Сложная тема, но автору удалось передать невероятный трагизм в этой, казалось бы, совсем небольшой композиции, я реально его ощутила. Возвращалась к памятнику дважды, пристально вглядываясь, обходила его со всех сторон.

Первый союзный конвой «Дервиш», загруженный стратегически важным сырьём, состоявший из 5 английских судов и одного голландского вышел из порта английского порта в Ливерпуле 12 августа 1941 года и прибыл в столицу Поморья 31 августа 1941 года.

Приход первого союзного конвоя, имевший важное значение как для Советского Союза, так и для западных стран, послужил началом беспримерной в истории военной операции, растянувшейся на долгие четыре года.

„ Огромное значение имела и моральная составляющая операций, которые благодаря усилиям рядовых моряков и летчиков на деле демонстрировали союзнический дух и являлись практическим воплощением сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом. В арктических морях, где холод полярных широт, льды и штормы приумножали ужасы войны, прошёл свою первую закалку союзнический долг стран антигитлеровской коалиции.“

Всего с 1941 по 1945 год через Баренцево море британские военные корабли провели 78 караванов судов.

Место для памятника выбрано не случайно: именно здесь на рейде Северной Двины встали на якорь корабли и суда первого союзного конвоя под кодовым названием «Дервиш».

31 августа 2021 года в Архангельской, Мурманской областях и в Санкт — Петербурге проходили торжественные мероприятия, посвящённые 80-летию конвоя «Дервиш».

Автор скульптуры на Набережной Северной Двины архангельский скульптор, заслуженный художник России Сергей Сюхин.

Напротив находится площадь Мира а на ней в 1969-м году по проекту заслуженного скульптора В. Михалева, скульптора Ю. Чернова и архитектора В. Кибирева установлен Обелиск воинам-архангельцам, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941–1945 годах.

В арке остроконечной бетонной стелы горит вечный огонь, а рядом в почетном карауле застыли отлитые из бронзы фигуры: Солдат, Матрос и Женщина-воин.

На территории Архангельской области военных действий не происходило, тем не менее северяне сражались на всех фронтах, одних только эвакогоспиталей было развернуто более 30.

А я вновь возвращаюсь на гранитную набережную к еще одному памятнику, отражающему трагизм военного времени- памятнику «Тюленю- спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда». Памятник создан по проекту скульптора и архитектора И. Скрипкина, а его торжественное открытие состоялось 6 мая 2010 года. На постаменте выбита надпись «О, сколько ты народа спас от голода и холода».

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Я знала эту историю, но совсем другое дело увидеть скульптуру тюленя кормильца и спасателя в реальности.

В годы Великой Отечественной войны кроме военных грузов через город на Северной Двине доставляли тысячи тонн продовольствия, но все это было для фронта, а местные жители голодали. Норма выдачи хлеба иногда составляла 150 граммов-это не намного больше нормы блокадного Ленинграда и по смертности мирного населения Архангельск оказался на втором месте после Северной столицы.

Чтобы хоть как-то снизить смертность от голода в конца 1942-го года в Архангельской области была организована заготовка продуктов: мясо морских птиц, морские водоросли, ягоды и прочие дары природы. Одновременно с целью охоты на тюленя в Белом и Баренцовом морях были организованы промысловые экспедиции.

Добытые тонны мяса и жира, а также шкуры этих северных морских животных спасли от голодной смерти, от холода тысячи людей не только в Архангельске и близлежащих местностях, но и в блокадном Ленинграде.

Для ликвидации последствий блокады из Архангельска в Ленинград было отправлено более тысячи тонн пищевого и медицинского жира из тюленьего сала, который также использовался для смазки орудий на кораблях Северного флота.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Чтобы отвлечься от трагических видений прошлого, я свернула на улицу Карла-Маркса, меня интересовала старинная евангелическо -лютеранская церковь освященная в честь Святой Екатерины, возведенная в 1768 году и являющаяся памятником архитектуры регионального значения.

Я уже писала, что в середине 17 века город был на пике торговли с иноземными державами и в северный город устремилось множество иностранных купцов. Поселяли их в специально отведенном районе: начиная от современной улицы Свободы и далее разворачивалось целое иностранное поселение — «Немецкая слобода». Многие англичане, голландцы, немцы, норвежцы и жители других стран, приехавшие в город для легкой наживы на непродолжительное время, оставались в Архангельске навсегда, обживались, строили усадьбы, одна другой краше.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

В те времена кирха, образованная немецкими и голландскими купцами, постоянно проживавшими в Архангельске, была центром некогда единственного протестантского прихода России и центром Немецкой слободы. Вокруг же располагались жилые дома и предприятия иностранцев, некоторые из них сохранились по сей день и я вам их покажу.

С кирхой меня ждало разочарование, здание церкви, в настоящее время используемое под камерный зал филармонии, была замурована в «леса».

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Уходить дальше от набережной не стала, а повернув назад, напротив кирхи увидела красивое отреставрированное трехэтажное здание, построенное в 1916-м году для Карла Юльевича Спаде.

Хозяин дома, купец, сын мещанина родом из Эстляндской губернии, в настоящее время это территория Эстонии, был учредителем множества коммерческих предприятий, имел определенный вес в обществе, выдвигался в Городскую Думу.

Кирпичное здание, пребывавшее в плачевном состоянии, в 1989 году было восстановлено и в настоящее время в доме Спаде размещается Администрация морского порта.

И вновь я на набережной, так и дальше буду курсировать зигзагами — не хочется пропустить ни одной детали. На пересечении с улицей Карла-Маркса в 1993-м году был установлен памятник юнгам Северного флота, невероятно трогательный и пронзительный.

Юнга, совсем еще мальчик, с опущенной головой он стоит, согнувшись то ли от ветра, то ли от усталости. Вся фигура подростка выражает страшное напряжение, кулаки крепко сжаты, а памятник в своих выразительных формах словно напоминает историю воинского служения мальчишек на Северном флоте.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

В 1942 году в Архангельске было сформировано шесть школ юнг, в том числе и Соловецкая и на острове тоже есть памятник Юнгам, я его помню. Вот, нашла у себя в альбомах.

Среди выпускников школы такие известные люди, как писатель Валентин Пикуль и певец Борис Штоколов. Место для памятника на набережной Северной Двины выбрали автор композиции Ф. Согаян и бывший юнга Северного флота Ким Кузнецов.

Далее я опять отвлекаюсь от набережной и попадаю в, чудесным образом сохранившийся фрагмент исторического архитектурного городского ансамбля.

Крошечная улица Немецкой слободы, состоящая всего из двух кварталов, носила своё первое имя — Захарьевская, когда в 1863-м году в самом ее начале началось строительство усадьбы для английской подданной, сотрудницы английского консульства Элизабет Вандет.

Главный дом — строение в духе классицизма и флигель в глубине участка были возведены на уникальном фундаменте из толстых брёвен огромных лиственниц, который уже послужил достаточно долго и еще послужит.

В последующие годы улица шесть раз меняла свое название: когда в конце 19 века в особняке разместили почту, стали называть Почтамтской, потом она была Финляндская, Пролеткульта, Клемента Ворошилова, и наконец улице дали фамилию русского физика, изобретателя радио Александра Попова, потому как именно в особняке Вандет родилось архангельское областное радио.

А еще в этом удивительном здании был организован Архангельский областной театр кукол, знаменитый Северный русский народный хор родился тоже в этих стенах.

Антонина Яковлевна Колотилова родом из Великого Устюга, в 1931-м году приехала в Архангельск на родину матери, да так и осталась в северном городе. От певицы на радио она дошла до руководитель государственного академического Северного русского народного хора, получила звание Народной артистки РСФСР.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

В настоящее время во флигеле находится Архангельский научно-образовательный центр «Ломоносовский дом», открытый в 2006 году,

В маленьком севере рядом -памятник великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову в виде книги.

На первом этаже двухэтажного особняка разместился пивной ресторан «Боброфф».

Напротив усадьбы Элизабет Вандет привлекает внимание украшенный резьбой деревянный особняк принадлежавший крупному архангельскому промышленнику Альберту Юльевичу Суркову. Сам особняк был построен в 1851 году в стиле эклектики, а его декор был выполнен в 1908-м году.

Здание долго не использовалось и ветшало, разрушалось, пока в конце 20 века было полностью разобрано. Воссоздание происходило на основании обмеров, архивных документов, фотографий. В настоящее время в бывшем особняке Суркова находится детская школа искусств.

В украшении особняка Суркова использованы все виды домовой резьбы. Колонки оконных наличников и кронштейны под эркерами выполнены в технике глухой резьбы; верх оконных наличников оформлен накладной резьбой в виде «городков» и несложных овалов; кронштейны под свесами крыши – в технике прорезной резьбы.

За особняком огромную площадь занимают строения, находящиеся в жутком руинированном состоянии — бывший пивоваренный Суркова.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Построенный купцом в 1883–1913- х годах, он, словно отслуживший свое, был забыт и заброшен, долгие годы стоял, как немой укор безхозяйственности, разрушаясь под воздействием сурового северного климата. В 2014-м году он перешел в собственность Группы Аквилон, являющейся федеральным девелопером полного цикла в России.

Прежде чем приступить к реабилитации завода, входящего в список объектов культурного наследия региона, компании следовало: выполнить детальное обследование пивзавода, разработать проект, который должен был пройти историко-культурную экспертизу и государственную, провести противоаварийные работы по укреплению элементов здания, которые можно сохранить, и, наконец, получить разрешение областной Инспекции по охране объектов культурного наследия.

Компания с поставленными задачами справилась достойно, всё, что еще можно было сохранить, она сохранила, даже кирпич, пригодный для дальнейшего строительства, был отсортирован и использован при воссоздании фасадов. Так что совсем скоро обновленный пивзавод станет креативной площадкой, там возможно будет и современный бутик-отель.

На пересечении с улицей Логинова находится областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова, а рядом установлен бюст литературоведу и публицисту, Федору Александровичу Абрамову, который стал первым в России памятником писателю. Открытие бюста состоялось 29 августа 2020 год, автор — архангельский скульптор, заслуженный художник России Надежда Шек.

Слева открывался вид на небольшой причал, здесь находится Архангельский областной яхт-клуб.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Панорама на Северную Двину, рядком стоящие яхты, приготовившееся к спуску за горизонт солнце настроило меня на расслабленный и поэтический лад — хотелось созерцать эту умиротворенную картину бесконечно. Чуть в стороне на одиноко стоящей яхте команда поднимала парус. Так бы и шла по берегу,

Любуясь видами, наблюдая за работой парней, не отвлекаясь — хотелось увидеть яхту с раздувшимся на ветру парусами.

Но путь преградил мост, а впереди сверкали купола белоснежного храма Успения Божией Матери.

Первая церковь на этом месте была построена еще в 1740-е годы, в 1930-е годы 20 века в период гонений она была снесена. В 2000-е храм отстроен заново, но его внешний вид существенно отличается от первоначального.

Сразу за храмом целый квартал, вплоть до улицы Садовой, занимают морские учебные заведения. Первое — это Торгово-мореходное училище, построенное в начале 19 века, сейчас в нем находится Институт экологических проблем Севера.

Второе здание по адресу набережная Северной Двины 111 — это бывшее Архангельское мореходное училище, основанное согласно Указу императрицы Екатерины II в. 1781-м году как мореходная школа. Сначала школа, ставшая первым учебным заведением на севере России, размещалась в Холмогорах, на родине великого русского ученого М. В. Ломоносова.

Жизненная необходимость вынуждала население Северного края осваивать просторы Белого, Баренцева и Карского морей и поморы веками занимались морским промыслом и рыболовством. Практические знания моря, течений, ветров, ледовых условий, судостроения передавались поморами из поколения в поколение. А когда через Архангельск началась вестись внешняя торговля, то для подготовки грамотных судоводителей торгового флота встала острая необходимость иметь в стране морское учебное заведение. И где, как не в Архангельске? За свою двухвековую историю училище прошло через множество преобразований, с 1944 года это мореходное училище, а в настоящее время Арктический морской институт имени В. И. Воронина.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Владимир Иванович Воронин прославленный капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих советских экспедиций в Арктике.

Мореходное училище может гордиться своими выпускниками: более пятидесяти судов нашей страны названы именами выдающихся питомцев училища. Выпускник А. Т. Холин, начальник Радиоузла связи 1 — го Белорусского фронта и единственный из уроженцев Архангельской области присутствовал в ночь с 8 на 9 мая 1945 года на акте подписания немцами акта о безоговорочной капитуляции. Именно через развернутую им радиостанцию было передано в Москву первое сообщение о том, что капитуляция подписана немецким командованием. П. А. Пономареву выпала честь быть первым капитаном атомного ледокола «Ленин».

На живописной набережной меня привлек Каменный лабиринт, заложенный в сентябре 2020 года. Читала, что это копия лабиринта «Большой Вавилон», расположенного на Большом Соловецком острове.

Впереди, в самом начале очередного отрезка набережной уже привлекал все мое внимание огромный бронзовый памятник адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Кузнецов смотрит на Северную Двину, подставляя лицо северным ветрам- морю он посвятил всю свою жизнь. Шестиметровая композиция словно врезается в склон холма, высота фигуры адмирала — 4,3 метра.

Человек удивительной судьбы, родившись в крестьянской семье в Архангельской области в 15 лет Николай начал службу на флоте, в 26 лет он уже командир корабля, а в 34, с 1939 по 1946 годы возглавлял советский Военно-Морской Флот, был членом Ставки Верховного Главнокомандующего.

Именно адмирал Кузнецов за несколько дней до начала Великой Отечественной войны объявил мобилизацию флота. На постаменте написаны слова адмирала, ставшие его жизненным кредо: «Принимаю ответственность на себя».

Памятник воздвигнут на пожертвования предприятий и жителей Архангельской области в знак уважения к памяти земляка — легендарного флотоводца.

Мне стоило трудов забраться на пьедестал к адмиралу и сфотографировать текст на постаменте.

На правой стороне улицы через листву едва просматривается большое и очень красивое здание, а построено оно было в начале 19 века купцом Брандтом под сахарный завод! Судьба купца не менее интересна, чем история здания. Родился в Гамбурге в небогатой семье страхового маклера и впоисках приключений в пятнадцатилетнем возрасте отправился в далекий и неведомый Архангельск. Город настолько понравился юному путешественнику, что он принял русское подданство и поселился в нем, навсегда связав свою судьбу с Русским Севером.

Построенное с размахом 4-х этажное каменное строение в 1819-м году готовили к встрече с императором Александром I: достроили пятый этаж, а перед центральным входом красивейшую колоннаду. Но к концу 19 века здание почему-то стояло заброшенным, в нем просушивали лен.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

К 1893 году к 200-летнему юбилею первого посещения Архангельска Петром I в. этом образце строго классицизма разместилось Техническое училище имени Петра I. В 1916-м именно в этом образовательном учреждении, в одном из первых в России стали преподавать научный кинематограф. На базе Технического училища был создан сначала политехнический, затем лесотехнический техникум. В военные годы в здании разместился эвакуационный госпиталь.

Последние 20 лет в здании располагается Октябрьский районный суд города Архангельска.

Дальнейшую прогулку по набережной Северной Двины я решила продолжить в непосредственной близости к воде. Благо погода благоволила, дул легкий бриз и настроение было на высоте.

Шпиль маяк

Но впереди показался белоснежный Свято-Троицкий храм, самый старый из сохранившихся храмов Архангельска был построен в 1747-м году.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Прихожанами храмы были в основном военные. В годы советской власти Троицкая церковь разделила трагическую судьбу большинства российских храмов: были изъяты утварь и ценности, здание лишилось главки, а колокольня — верхнего яруса. Дальше-больше: в 1930 году церковь была переоборудована под общежитие. Позднее в здании размещались самые разнообразные предприятия: мыловаренный завод, обувная фабрика, камнерезный завод. В 1992-м году Свято-Троицкий храм был передан Архангельской епархии и началось его постепенное возрождение. Внутрь зашла, все очень скромно, даже аскетично.

После осмотра храма постояла на высоком берегу любуясь полноводным рукавом Северной Двины — рекой Кузнечихой. По тропинке прошла вдоль берега, где очень своевременно и уместно на незначительном расстоянии друг от друга были установлены лавочки.

Уселась, довольно щурясь на солнышке-ну вот, окончание моей прогулки, задуманное выполнено — впереди второй мост Кузнечевский, до которого я и обещала вас выгулять.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Конечно, я уже предупреждала, что на самом деле я гуляла иначе, но в рассказе все показала последовательно, по правильному выстроив маршрут.

Первый мост через реку Кузнечиха был наплывной и построили его в 1805-м году и за проход, а тем более за проезд через него надо было платить. В 1867 году на средства города был построен новый деревянный наплавной мост, да и то он наводился только в летнее время, осенью его разбирали и весной после ледохода строили заново. К зиме 1924 года был построен постоянный деревянный с железными фермами мост. Новый постоянный автодорожный металлический висячий мост через Кузнечиху и соединяющий Архангельск с историческим районом Соломбала был построен в 1956-м году.

Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание

Мост длиной 385 метров предназначен и для пешеходов, чем я не преминула воспользоваться, но это уже другая история.

Цикл материалов "Прекрасная осень 2022"

1. Волшебной осени прекрасные мотивы
  2. Старый Петергоф: усадьба Сергиевка, Собственная дача Его Императорского величества
  3. Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк
  9. Сады Адмиралтейского района Петербурга
  10. Палаты Постниковых и их выставки
  11. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и его фрески
  12. Мои прогулки по историческому Пскову (первая)
  13. Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)
  14. Мои прогулки по историческому Пскову (третья)
  15. Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
  16. Псковский Кремль
  17. Варлаамовская и Высокая-башни Псковского Кремля, восставшие из руин
  18. Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
  19. Михайловское — приют спокойствия, трудов и вдохновенья для Пушкина
  20. Пушкиногорье: Городище Воронич и имение Тригорское
  21. Деревня Бугрово. Музеи «Пушкинская деревня» и «Мельница»
  22. Святогорский Свято-Успенский монастырь, место, где похоронен Пушкин
  23. Однажды осенью в Пушкинских горах
  24. Тысячелетие северного мореплавания
  25. Архангельск и набережная Северной Двины. Начало
  26. Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание
  27. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (начало)
  28. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (окончание)
  29. Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
  30. Продолжение знакомства с Архангельском (город, окончание)