Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 10:12
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Мандалай — Мьянма Ноябрь 2014

Ну вот мы и в Бирме. Самая загадочная и наименее известная из азиатских стран. И единственная, визу куда пришлось делать в консульстве. Да уж, это была целая история. Это вот сейчас визу в Бирму можно сделать у них на сайте, а вот когда мы туда собирались, то на этом сайте а) не делали виз для граждан Эстонии и б) не разрешали въезд через аэропорт Мандалая, куда мы как раз хотели прилететь из Бангкока, дабы лишний раз не мотаться по стране. А потому пришлось обращаться в консульство. А ближайшее от нас консульство находится в Берлине. Ну что же, послали паспорта заказным письмом в Берлин. Деньги - по 25 евро с человека - перевели через банк.

Мандалай! Как много в этом звуке!

А вот Сергей Сергеич тогда куда-то уезжал и с отсылкой документов припозднился, послал потом отдельно. И вот надо было так случиться — нам с Андреем Андреичем паспорта с визами уже прислали, а ему говорят — а ваших документов на почту не передавали. А лететь уже через неделю! Ну Сергей Сергеич стал звонить в Берлин, мол как же так, когда вы собираетесь искать мой паспорт? Ну, а ему отвечают, что почта начинает розыск только через 10 дней, да и то лишь в случае, если отправитель заявит о пропаже. А консульство ничего заявлять не собирается, потому что у них-то все в порядке — они-то документы на почту отвезли!

Но потом, как я предположил, почтовые работники, видимо, еще раз проверили, не завалилось ли письмо куда-нибудь под стол или под шкаф, и нашли его! Во всяком случае, электронный трекинг пришел в движение и стал показывать, что письмо покинуло Берлин и направилось к нам в Эстонию. Ура, Бирма спасена :)

Мандалай! Как много в этом звуке!

Вобщем, вот так не без приключений мы оказались в Мандалае. Поменяли прямо в аэропорту доллары по курсу 1000 местных кьят за доллар — очень удобно — и на такси двинулись в сторону города. План на сегодня у нас был такой — взять билет на самый последний автобус до Багана, а оставшееся до него время провести, осматривая город. Но поскольку основной целью в Бирме у нас был Баган, то вот о том, что мы там будем смотреть в Мандалае, никто даже и не думал. А зря. Потому как Бирма с самого начала поразила просто огромным количеством всевозможных храмов и вот таких золоченых буддистских ступ, разбросанных повсюду, даже в сельской местности.

Наш водитель повез нас по стандартному туристическому маршруту и по дороге в сам Мандалай сначала завез к знаменитому деревянному мосту У-Бейн. Мост этот соединяет город Амарапура с деревней, что на другом берегу озера. Построен он был в 1850-х годах из тика, правда в последнее время часть опор уже успели заменить на бетонные. Что поделать, древесина гниет, а пешеходам ходить надо!

Мандалай! Как много в этом звуке!

Некоторые источники утверждают, что это самый длинный в мире деревянный мост. Хотя вот, оглядываясь назад, я думаю, что время мы тут потеряли совершенно зря. Не такая уж это крутая достопримечательность.

Мы тут и вокруг погуляли, и на сам мост поднялись, и прошли по нему почти до конца первой части. Ну мост как мост на самом деле, ничего такого удивительного. Особенно на фоне всего остального в Бирме.

Местная колесница :)

Что сразу бросается в глаза в Бирме — почти у всех женщин щеки намазаны каким-то белым составом. Вот нигде больше в Азии так не делают, только в Бирме. Смотрится, честно говоря, не очень - как будто взяли и грязью из лужи обмазались :)

А вокруг моста на озере кипит жизнь. У берега стоят вот такие расписные лодки.

Мандалай! Как много в этом звуке!

Местные жители, зайдя по пояс в воду, ловят рыбу

На берегу идет торговля всем подряд. Вдали возвышаются буддистские ступы.

Мандалай! Как много в этом звуке!

Тут мимо со страшным тарахтением прошла вот такая лодка с адски чадящим двигателем. Двигатель дымил так, что когда лодка повернулась к нам кормой, то кроме дыма там вообще стало ничего не видно :)

А автовокзал в Мандалае, куда мы приехали покупать билеты, выглядел вот примерно так :)

Мандалай! Как много в этом звуке!

Асфальта нет и близко, на заваленной мусором площадке стоит масса непонятно каких автобусов, тут же толпы народа, все галдят, вокруг ходят бродячие собаки, козы и овцы. Хоть коров нет, как в Индии, и то хорошо :)

Тут же идет торговля продуктами в дорогу

Мандалай! Как много в этом звуке!

Шве Ман Ту — одна из автобусных компаний, ездящих из Мандалая в Баган. Судя по рассказам в интернетах, таких компаний здесь несколько, и автобусов по нашему направлению ходить должно было немало.

Мы зашли в здание автовокзала, но где продаются билеты — понять было очень сложно. Никаких объявлений или расписаний на английском языке нет, а на бирманском если что и написано, то понять все равно ничего невозможно. Наконец наткнулись на какого-то мужика, который сказал, что автобус один, и отправляется он уже совсем скоро — часа буквально через полтора. Ну и что было делать? Продолжать искать в этом хаосе что-то еще или брать то, что дают? Мы выбрали последнее.

Мандалай! Как много в этом звуке!

Таким образом, времени на осмотр Мандалая у нас не осталось почти совсем. Но таксист, что привез нас сюда, все же обещал попробовать показать нам хоть что-то. Ну и тут неожиданно выяснилось, что центр города набит достопримечательностями ну просто до предела.

Карта маршрута. Сначала мы остановились у моста, потом на автовокзале, а потом приехали в исторический центр.

Первое место, где мы оказались — золоченая пагода Кутодо высотой 57 м. Построена она была в 1857 году, когда в Мандалае обустраивалась столица тогдашнего короля Миндона Мина. К тому времени юг Бирмы уже был захвачен британцами и королю оставалось управлять лишь той частью страны, куда они еще не добрались.

Пагода Кутодо знаменита тем, что здесь хранится самая большая в мире книга. Это Трипитака — свод буддийский священных текстов. Тексты высечены на каменных плитах, всего их 729, плюс еще на одной высечен рассказ о том, как это все строилось.

Мандалай! Как много в этом звуке!

Для укрытия плит с текстами вокруг ступы выстроено невероятное количество отдельных каменных павильонов

А рядом в 1874 году король Миндон Мин построил ступу Сандамуни, посвятив ее памяти своего брата. Брат короля пытался проводить в стране реформы, был любим народом, но в 1866 году он был убит в ходе мятежа, поднятого своими же племянниками.

А вот как читается по-русски название этого храма, я даже и не знаю, так что пускай остается как есть — Kyauktawgyi :)

Как и во всех странах ЮВА, основной транспорт в Бирме — мотоцикл

Мандалай! Как много в этом звуке!

Несмотря на кажущуюся отсталость и патриархальность Бирмы, девушки здесь очень самостоятельные и тоже ездят на мотоциклах :)

Но в целом живут бирманцы конечно же бедненько

Павильон на озере

Тут мы вышли на один из центральных перекрестков Мандалая, откуда видно храм, возвышающийся на вершине горы. Увы, подниматься туда было уже некогда.

Мандалай! Как много в этом звуке!

А между тем, виды оттуда явно заслуживают того, чтобы совершить такой подвиг. Но приходится ограничиться панорамой с Google Maps :)

А вот это главная достопримечательность Мандалая — огромный королевский дворец, скрывающийся за четырехугольной крепостной стеной, окруженной широким рвом. Именно здесь была резиденция короля Миндона с 1857 года и до того, как британцы захватили остатки Бирмы в 1885 году. Придя в Мандалай, они тогда выселили отовсюду и короля, и монахов, заняв все постройки под свой гарнизон. Королевский дворец был переименован в Форт Дафферин, в честь тогдашнего вице-короля Индии, в состав которой Бирму и включили.

Мандалай! Как много в этом звуке!

Мандалай сильно пострадал в годы войны. С 1942 по 1945 он был оккупирован японцами, а в марте 1945 года наступающие англичане разбомбили и сожгли бывший королевский дворец просто дотла. То, что можно увидеть сейчас — это новодел, выстроенный в 1990-х годах. Фото — Википедия.

Пока ждали нашего водителя, я заснял еще нескольких местных жителей. Вот эти ребята везли какой-то груз на своей мотоповозке.

Женщины разбираются с мотоциклом

Помывка ребенка

Мандалай! Как много в этом звуке!

Еще одна женщина с ребенком. Как и у остальных, лицо у нее натерто древесной пудрой танака. Но зачем бирманские женщины это делают, ведь больше так не делает никто? Как я понял — это что-то вроде местных суеверий. Защищает и от злых духов, и от сглаза, и от порчи, и от лучей жаркого южного солнца :)

А еще, возможно, есть в этом и некий тихоокеанский карго-культ ;) Вот посмотрели наверно в свое время местные жительницы на то, как жены британских офицеров делают макияж, и решили собезьянничать с использованием подручных материалов, надеясь стать такими же богатыми и красивыми, как они. Но вот уже и британцев много лет как нет, а дремучие местные жители продолжают мазать лица традиционной танакой. Смотрится, если честно, ужасно :)

Мандалай! Как много в этом звуке!

Детей, в том числе и мальчиков, тоже мажут танакой. А еще, обратите внимание, все бирманцы, даже мужчины, ходят, завернувшись в юбки-саронги. Да, реально удивительная страна. И невероятно аутентичная в своей дремучести :)

Но постепенно и Бирма начинает меняться и модернизироваться. Военная хунта вроде бы от власти ушла. Рядом находится огромный Китай, уже заваливший страну дешевым ширпотребом. Так что надо торопиться. Если для местных жителей модернизация это несомненное благо, то вот туристам перемены могут и не понравиться. Тем более если они будут сопровождаться повышением цен на все услуги.

Мандалай! Как много в этом звуке!

Тут подъехавший таксист говорит — поехали, что покажу! И привозит еще к одному дворцу. Это оказался монастырь Швенандо.

Внутри там вот так. Панорама с Google Maps.

А рядом был обнаружен еще более грандиозный монастырь Атумаши. Изначально он был построен как и почти все другие культовые сооружения в Мандалае — в 1850–1870-годах. Но в 1890 году монастырь сгорел и был восстановлен совсем недавно. Как написано в Википедии, с использованием труда заключенных.

Мандалай! Как много в этом звуке!

Да, следует признать, Мандалай — это просто невероятный город, где есть масса всего интересного. Сюда надо обязательно ехать целенаправленно, а не чисто проездом, как мы. Нам же уже пора было мчаться на автовокзал. Автобус же сейчас уедет!

Но, как это обычно бывает в таких странах, автобус уезжать не торопился, и мы успели. Теперь у нас впереди — Баган. А ехали мы вот примерно так. Что интересно - из Мандалая в сторону Янгона ведет довольно приличная четырехполосная дорога! Вот только проехали мы по ней недолго, вскоре пришлось свернуть направо, и вот тут началась обычная для Бирмы "стиральная доска".

А в следующий раз я начну свой рассказ с того, как в тарахтящем автобусе я буду пытаться говорить по телефону по-английски, и как у меня ничего не получится, потому что будет ничего не слышно :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОФидель Кастро на Кубе, а мы — на Шаре!

Общее оглавление проекта Кругосветка-2014 —

День 1. Дримлайнер, Трансатлантика и Нью-Йорк

День 2. Как, вы не бывали на Багамах?

День 3. Сезон дождей в Коста-Рике

День 4. Вулкан Ирасу || Сан-Хосе — столица Коста-Рики

День 5. Небоскребы Панама-Сити || Панамский канал и шлюзы Мирафлорес

День 6. Никарагуа и Сандинистская революция || Вулкан Масайя || Историческая Гранада

День 7. Все же ту страну назвали Гондурасом;) || Тегусигальпа и Христос Эль-Пикачо

День 8. Сан-Сальвадор — Спаситель Мира || Парк Кускатлан и гражданская война

День 9. Пешком по Гватемала-Сити — от рельефной карты до Ла-Ауроры

День 10. По столице Мексики на красном автобусе || Площадь Сокало и смотровые площадки Мехико

День 11. Пирамида-дель-Соль и Пирамида-де-ла-Луна

День 12. Ёжик в тумане и Золотые Ворота || Трамвай, управляемый дрыном + 11 км пешком

День 13. Ё-семиты и перевал Тайга

День 14. Перл-Харбор — жемчужная гавань острова Оаху

День 15. Мауи — остров невезения в океане есть

День 16. Мауна-Кеа — марсианские пейзажи острова Биг || Puʻu ʻŌʻō — как это по-русски?

День 17–18. Парадокс Филеаса Фогга и туманная Манила

День 19. Сайгон, ставший Хошимином

День 20. На круизной джонке по бухте Халонг

День 21. Два девятых вагона и мавзолей дедушки Хо

День 22. Королевский Луанг и водопад Куанг Си

День 23. На лодке по Меконгу || Триумфальная арка Лаоса. И клоуны

День 24. Королевский Пномпень

День 25. На кораблике по озеру Тонлесап || Древний Ангкор и деревья-мутанты

День 26. Театр Кабуки в бангкокской подворотне

День 27. Мандалай! Как много в этом звуке!

День 28. Фидель Кастро на Кубе, а мы — на Шаре! || Невероятный Баган и электротранспорт

День 29. Бирманский поезд — родной брат зимбабвийского поезда

День 30. Янгон — завершение кругосветного путешествия