Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Пномпень — Камбоджа Ноябрь 2014

В Камбоджу мы прилетели самолетом вьетнамской авиакомпании Vietnam Airlines из Лаоса. Вот так сложно. Просто у вьетнамцев рейс был из Вьентьяна в Хошимин с промежуточной посадкой в Пномпене. Ну вот мы там и вышли :)

В отель поехали на самом дешевом виде транспорта — на туктуке. Туктуки в Камбодже выглядят вот так — это просто коляска на четверых, которую цепляют к мотоциклу. Очень удобно - если не таксуешь, то коляску оставляешь дома, а сам едешь по своим делам на мотоцикле.

Королевский Пномпень

Как и в остальной Юго-Восточной Азии, основной вид транспорта в Камбодже — двухколесный

Мотоциклисты

Королевский Пномпень

Сидя в коляске очень удобно снимать назад, стекло не мешает :)

Грузовой мотоцикл с прицепом :)

Королевский Пномпень

Архитектура в Пномпене примерно вот такая, большинство зданий малоэтажные.

Но иногда встречаются и современные небоскребы

Типичная Азия — перевозка фруктов

Вход в подъезд

Королевский Пномпень

Спать можно, не слезая с мотоцикла

Сортировка мусора, в данном случае это алюминиевые банки

У входа в мастерскую

Государственная религия в Камбодже, как и везде в ЮВА — буддизм. Повсюду можно видеть буддийских монахов в традиционных оранжевых одеждах.

Монахи на туктуке

Итак, что мы знаем о Камбодже? Ну, в основном то, что в 1970-х годах здесь существовал совершенно человеконенавистнический режим «красных кхмеров», за время существования которого было убито около трети жителей. Как страна дошла до такой жизни?

Королевский Пномпень

А начиналось все очень даже неплохо. В 1953 году Камбоджа получила независимость от французов. Причем королем еще с 1941 года был хорошо известный ныне Нородом Сианук. Человек он был неплохой, со всеми старался жить в мире, во время холодной войны пытался соблюдать нейтралитет. Но все испортило американское вторжение во Вьетнам. Когда рядом идет большая война, в стороне остаться невозможно. Сианук встал на сторону вьетнамцев, позволив им возить оружие и припасы через свою территорию. Разумеется, это не понравилось американцам, и в 1970 году Сианука свергли.

Дальше маховик насилия было уже не остановить. Против военной хунты Лон Нола началась война, которую вели партизаны под руководством Пол Пота, прозванные «красными кхмерами». В 1975 году они победили и захватили власть в Пномпене. Во главе страны встали пять человек, известных народу лишь по номерам. Пол Пот — Брат № 1, Нуон Чеа — Брат № 2, Иенг Сари — Брат № 3, Та Мок — Брат № 4, Кхиеу Самфан — Брат № 5. Поддерживаемые КНР, они решили творчески развить китайскую концепцию «аграрного социализма», где единственным прогрессивным классом объявлялись революционные крестьяне. Полпотовцы пошли дальше — все остальные классы было решено уничтожить. Всего за несколько дней все городское население было изгнано в сельскую местность, где их под дулами автоматов заставили сажать рис. Кто отказывался или не проявлял достаточного рвения — тех расстреливали. Заодно убивали всех, имевших высшее образование или даже просто носивших очки. Такой вакханалии насилия мир еще не знал — всего за 4 года в крошечной Камбодже было убито несколько миллионов человек. Непонятно, как при этом уцелел король Нородом Сианук. Удивительно, но его «красные кхмеры» не тронули, все эти годы он находился лишь под домашним арестом.

Королевский Пномпень

Неизвестно, чем бы в итоге все кончилось, но оставшихся в живых камбоджийцев спасло вторжение вьетнамских войск, поддержанное СССР. В январе 1979 года Пол Пота и его хунту свергли, а их сторонников загнали в джунгли на границе с Таиландом. А теперь самое интересное. Как на это отреагировали США? А они осудили советско-вьетнамское вторжение и выступили в поддержку свергнутых полпотовцев! Для придания видимости приличия во главе коалиции оппозиционеров американцы поставили Нородома Сианука. И вот все 80-е годы эта «коалиция», костяк которой составляли все те же «красные кхмеры», устраивали набеги на территории под контролем правительства, а Радио Свобода вещала нам, что это камбоджийцы так борются за демократию. Нормально, да?

Но наступила Перестройка, и национальное примирение дошло и до Камбоджи. В 1989 году вьетнамские войска оттуда ушли, премьер-министром стал умеренный коммунист Хун Сен, а в 1993 году было объявлено, что в Камбодже восстанавливается монархия, а королем становится все тот же Нородом Сианук. Которому на тот момент было уже 70 лет. Или всего 70?

Королевский Пномпень

Однако противоречия между бывшими коммунистами и монархистами на этом не закончились. Сторонники Хун Сена хотели найти и покарать бывших лидеров «красных кхмеров», сторонники же Сианука всячески их выгораживали. В 1997 году Хун Сен совершил военный переворот и стал единоличным руководителем Камбоджи. Монархию, впрочем, оставили. А в 2007 году были наконец арестованы и преданы суду все оставшиеся в живых лидеры «красных кхмеров». Брат № 2 — Нуон Чеа и Брат № 5 — Кхиеу Самфан были приговорены международным трибуналом к пожизненному заключению. Брат № 3 — Иенг Сари и Брат № 4 — Та Мок умерли в тюрьме, не дождавшись окончания процесса. Сам Пол Пот то ли погиб, то ли умер при невыясненных обстоятельствах еще в 1998 году.

Сейчас формальным главой Камбоджи является король Нородом Сиамони. Король уже далеко не так молод, как может показаться, ему уже 64 года. По образованию он гуманитарий, причем любопытно почитать, в каких странах он учился —

Большую часть жизни прожил за пределами Камбоджи. В 1962 году Сианук послал его в Прагу, где он получил начальное и среднее образование, обучался в Академии Музыкальных искусств, учился классическим танцам. Жил в Праге до 1975 года. Свободно владеет французским и чешским языками, хорошо говорит по-русски и по-английски. Во время переворота Лон Нола в 1970 году Сиамони остался в Чехословакии. В 1975 году покинул Прагу и начал изучать киноискусство в Северной Корее, а в 1977 году вернулся в Камбоджу. Вскоре правительство красных кхмеров свергло монархию. Сиамони был арестован и пребывал под домашним арестом до Вьетнамского вторжения в 1979 году. В 1981 году Сиамони переехал во Францию, где занимался балетом, а позже стал президентом Кхмерской ассоциации танцев.

Вобщем, вот такой человек искусства находится сейчас на троне королевства Камбоджа.

Королевский Пномпень

Мы же дальше отправились в королевский дворец, на главных воротах которого висят три портрета — действующего короля, его отца Сианука и королевы-матери Монинеат. Она, кстати, до сих пор жива.

Ну, внутри королевского дворца, конечно, торжественно.

Королевский Пномпень

Мне даже понравилось здесь больше, нежели в королевском дворце в Бангкоке.

Панорама с Google Maps

Удивительно, но дворец пережил правление «красных кхмеров». А ведь могли и сжечь.

А вот главный тронный зал я почему-то не заснял, возможно было уж очень против солнца. Так что фото с Википедии.

Королевский Пномпень

Одна из ступ на территории дворца

Памятник королю Нородому I, правившему в 1860–1904. При нем Камбоджа стала французской колонией.

Королевский Пномпень

Мы же, покинув королевский дворец, направились на набережную реки Тонлесап.

Как раз в этом месте Тонлесап впадает в главную реку всей Юго-Восточной Азии — Меконг. Вон там справа вдали видна вода — это уже Меконг.

Королевский Пномпень

По Тонлесапу ходят прогулочные кораблики. А на той стороне возвышается 5* отель Sokha Phnom Penh. Номера недорогие — всего 77 евро :)

Набережная — любимое место отдыха местных жителей. Тут же ходят торговцы.

Королевский Пномпень

Туристы тоже любят здесь посидеть. Потому как в городе это наверно самое приятное место.

Мы же идем дальше по набережной

Королевский Пномпень

Параллельно набережной тянется проспект с весьма оживленным движением

Транспорт идет сплошным потоком, перейти дорогу очень тяжело

Королевский Пномпень

Тут мы набрели на вот такой перформанс под музыку :)

Вот то же самое на видео :)

Тем временем уже совсем стемнело

Под конец прогулки мы набрели на самую большую из буддистских ступ Пномпеня — Ват Пном. Довольно внушительная конструкция, жалко было уже темно.

Днем же она выглядит более впечатляюще. Фото с Википедии.

Королевский Пномпень

А на вечер мы заказали у себя в отеле ужин в номер. Сопроводили это все бутылочкой красного камбоджийского. Так вот, такого откровенного пойла под видом якобы вина я в своей жизни никогда не пил. А если быть точнее, пить это было вообще невозможно, там был один сплошной уксус. Пришлось вылить. Да, видимо разучились в Камбодже вино делать. А вот во Вьетнаме вино было очень даже ничего.

Напоследок сегодняшний маршрут на карте

А завтра мы на кораблике поедем знакомиться с Камбоджей дальше. Впереди нас ждет загадочный Ангкор!

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОНа кораблике по озеру Тонлесап

Общее оглавление проекта Кругосветка-2014 —

День 1. Дримлайнер, Трансатлантика и Нью-Йорк

День 2. Как, вы не бывали на Багамах?

День 3. Сезон дождей в Коста-Рике

День 4. Вулкан Ирасу || Сан-Хосе — столица Коста-Рики

День 5. Небоскребы Панама-Сити || Панамский канал и шлюзы Мирафлорес

День 6. Никарагуа и Сандинистская революция || Вулкан Масайя || Историческая Гранада

День 7. Все же ту страну назвали Гондурасом;) || Тегусигальпа и Христос Эль-Пикачо

День 8. Сан-Сальвадор — Спаситель Мира || Парк Кускатлан и гражданская война

День 9. Пешком по Гватемала-Сити — от рельефной карты до Ла-Ауроры

День 10. По столице Мексики на красном автобусе || Площадь Сокало и смотровые площадки Мехико

День 11. Пирамида-дель-Соль и Пирамида-де-ла-Луна

День 12. Ёжик в тумане и Золотые Ворота || Трамвай, управляемый дрыном + 11 км пешком

День 13. Ё-семиты и перевал Тайга

День 14. Перл-Харбор — жемчужная гавань острова Оаху

День 15. Мауи — остров невезения в океане есть

День 16. Мауна-Кеа — марсианские пейзажи острова Биг || Puʻu ʻŌʻō — как это по-русски?

День 17–18. Парадокс Филеаса Фогга и туманная Манила

День 19. Сайгон, ставший Хошимином

День 20. На круизной джонке по бухте Халонг

День 21. Два девятых вагона и мавзолей дедушки Хо

День 22. Королевский Луанг и водопад Куанг Си

День 23. На лодке по Меконгу || Триумфальная арка Лаоса. И клоуны

День 24. Королевский Пномпень

День 25. На кораблике по озеру Тонлесап || Древний Ангкор и деревья-мутанты

День 26. Театр Кабуки в бангкокской подворотне

День 27. Мандалай! Как много в этом звуке!

День 28. Фидель Кастро на Кубе, а мы — на Шаре! || Невероятный Баган и электротранспорт

День 29. Бирманский поезд — родной брат зимбабвийского поезда

День 30. Янгон — завершение кругосветного путешествия