96 туристов уже
были в этом месте

Пролив Босфор

  85 голосов на Туристер.Ру 14 октября
Пролив Босфор
24
фото

Босфор — один из самых примечательных проливов на планете, на его берегах расположился турецкий мегаполис Стамбул, который является единственным в мире городом, лежащим и в Европе, и в Азии. Пролив — гордость жителей Турции и точка притяжения туристов, съезжающихся сюда со всего света. Ежедневно они пересекают эти 30 км солёной воды на паромах, яхтах, атомобилях и поездах.

Описание

Пролив, который представляет собой заполненную осадочным материалом трещину в породах девонского песчаника возрастом 355 млн лет, образовался 5500–7600 лет назад. Считается, что он возник в конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега.

Первое поселение на берегу Босфора было основано в 685 году до н. э. А первым серьёзным исследователем пролива стал итальянский учёный Луиджи Фердинандо Марсильи, который в 1680 году измерил глубину пролива и скорость его течений, после чего опубликовал первую карту Босфора с указанием глубин.

Ширина пролива, соединяющего Чёрное и Мраморное моря, варьируется от 698 м до 3.6 км, а глубина — от 50 до 110 м. Ежегодно по нему между Мраморным и Чёрным морями проходит до 80 000 грузовых судов, нефтяных танкеров и океанских лайнеров.

На берегах Босфора раскинулся Стамбул, который является единственным в мире городом, лежащим и в Европе, и в Азии.
 
На берегах Босфора раскинулся Стамбул, который является единственным в мире городом, лежащим и в Европе, и в Азии © AsiaGate

В 1936 года была подписана Конвенция Монтрё, касающаяся непосредственно Босфора и имеющая большое значение как для Турции, так и судоходства всего мира. Она дала право свободного прохода по проливу любым торговым судам.

Несмотря на загруженность судами, вода в Босфоре чистая — здесь водится много рыбы (от меч-рыбы до родственной анчоусу мелкой рыбки хамси). Дары моря подают в многочисленных ресторанах на всём протяжении пролива. В настоящий момент на берегах Бофора располагаются семь стамбульских районов: четыре на европейской стороне (Фатих, Бейоглу, Бешикташ, Сарыер) и три на азиатской (Кадыкёй, Ускюдар, Бейкоз).

Берега Босфора представляют собой обширную коллекцию жемчужин османской архитектуры: помимо старинных крепостей и впечатляющих мечетей, тут построены потрясающие по своей красоте дворцы: Долмабахче, Бейлербей, Кючюксу и другие.

В проливе установлено 35 маяков, имеется три моста и два туннеля.

Первые паромы начали ходить по Босфору в 1837 году. Сейчас в проливе насчитывается 28 паромных причалов: 16 на европейской стороне и 12 — на азиатской. Каждый день более 2 млн человек пересекают Босфор на различных видах транспорта.

В проливе насчитывается 28 паромных причалов: 16 на европейской стороне и 12 на азиатской
 
В проливе насчитывается 28 паромных причалов: 16 на европейской стороне и 12 —на азиатской © AsiaGate

Мосты и туннели Босфора

Босфор соединяет два континента, Европу и Азию, а его берега соединены тремя мостами и двумя туннелями.

Все мосты через Босфор предназначены только для транспорта, пешеходам, желающим перебраться на другой берег пролива, необходимо пользоваться автомобилями, автобусами, электричкой или паромами. Въезд транспорта на мосты платный, средства от сборов за проезд играют большую роль в формировании вклада Босфора в экономику города и страны в целом.

  • Первый Босфорский мост был открыт в 1973 году к 50-летию основания Турецкой Республики. Позже он был переименован в мост Мучеников 15 июля. Его длина — 1560 м, самый длинный пролёт составляет 1074 м, ширина — 33.4 м, общая высота 165 м, а высота над водой — 64 м. На мосту имеется шесть полос автомобильного движения. На момент постройки Первый Босфорский мост стоил 200 млн долларов, а в день открытия по нему проехало 28 126 автомобилей.
  • Второй мост назван в честь султана Мехмеда Фатиха, завоевателя Константинополя. Он был построен в 1988 году в 5 км севернее от Первого Босфорского моста в месте, где Босфор имеет минимальную ширину — всего 660 м. Длина моста составляет 1510 м, ширина — 39 м, общая высота 105 м, а высота над водой 64 м. По нему проложены восемь полос автомобильного движения.
  • Третий мост султана Явуза Селима пересекает Босфор в северной части прямо у Чёрного моря. Его открытие состоялось в августе 2016 года. Длина моста составляет 2164 м, ширина — 59 м, общая высота 322 м. Мост насчитывает восемь автомобильных полос движения по четыре в каждую сторону, между ними проходят две железнодорожные линии. Сегодня этот мост находится на десятом месте в ТОП-10 крупнейших подвесных мостов планеты.
  • Туннель «Мармарай» — четырёхполосный подводный железнодорожный путь, который открылся в октябре 2013 года. Он соединяет стамбульские районы Ускюдар и Йеникапы и используется только для движения поездов. Общая длина туннеля — 9.8 км, длина подводной части — 1.4 км, самый глубокий участок находится в 60 м от поверхности Босфора. Электрички «Мармарай» могут перевезти под Босфором 1.5 млн пассажиров в день.
  • Второй туннель — так называемый Евразийский, он появился в декабре 2016 года. Туннель связывает районы Казличешме и Гёзтепе, по нему могут двигаться только легковые автомобили и микроавтобусы. Общая длина составляет 5.4 км, из которых 3.340 км проходят под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность сооружения достигает 14.6 км, а максимальная глубина под водой — 106 м.
    Ночной вид на Первый Босфорский мост
     
    Ночной вид на Первый Босфорский мост © discoverynn

Дворцы на берегах Босфора

На берегах Босфора высятся султанские дворцы — настоящие жемчужины османской архитектуры.

Дворец Топкапы

Главным, безусловно, считается Топкапы — дворцово-парковый ансамбль, бывшая главная резиденция османских султанов. Дворец занимает мыс Сарайбурну, вдающийся в Босфор и отделяющий от него залив Золотой Рог.

Строительство дворца началось в 1450–1470 годах по приказу султана Мехмеда II Завоевателя. В XVI веке в Топкапы перевели султанский гарем, он находился здесь до 1854 года.

Дворец имеет форму неправильного прямоугольника и состоит из четырёх дворов, разделённых воротами. Комплекс окружает крепостная стена, на территории много зелени, клумб, фонтанов.

Сегодня Топкапы является одним из крупнейших по площади музеев в мире. Посетители могут увидеть лишь часть коллекции — 65 000 экспонатов из истории Османской империи, а также важнейшие мусульманские святыни.

Дворец Топкапы занимает мыс Сарайбурну в проливе Босфор
 
Дворец Топкапы занимает мыс Сарайбурну в проливе Босфор © Анна Струкова

Дворец Долмабахче

Дворец Долмабахче, расположенный в стамбульском районе Бешикташ, — самый крупный дворцовый комплекс Турции и самый посещаемый в Стамбуле.

Долмабахче был построен на берегу Босфора в середине XIX века 31-м султаном Османской империи Абдул-Меджидом I. Дворец в стиле барокко, способный своей изысканностью соперничать с лучшими королевскими дворцами Европы, построили архитекторы из знаменитого семейства Бальян.

Роскошная резиденция занимает площадь в 45 000 кв. м. Она делится на три части: государственные помещения, султанский гарем, личная жилая зона правителя и членов его семьи. На территории дворца также имеется большой парк, работает художественная галерея с уникальными полотнами, в том числе работы Ивана Айвазовского.

В Долмабахче после Абдул-Меджида I жили ещё шесть султанов, хотя следующий правитель — Абдул-Хамид II — переехал в резиденцию Йылдыз. Однако его преемники вернулись в Долмабахче.

После падения Османской империи первый президент республики Мустафа Кемаль Ататюрк также жил в этом дворце и умер в нём. С 1952 года во дворце работает музей.

Рядом с Долмабахче высится одноимённая мечеть, известная также как мечеть Безмиалем Валиде Султан (XIX век), построенная в честь матери Абдул Меджида I.

Дворец Долмабахче — самый крупный дворцовый комплекс Турции и самый посещаемый в Стамбуле
 
Дворец Долмабахче — самый крупный дворцовый комплекс Турции и самый посещаемый в Стамбуле © AsiaGate

Дворцы Ферие

За дворцом Долмабахче расположено ещё одно внушительное сооружение, в нём сейчас помещается отель Four Seasons Hotel Istanbul at the Bosphorus 5*. Это османский дворец Атик-паши, построенный в XIX веке.

Это здание является первым среди ряда особняков, называющихся дворцами Ферие (Feriye) и высящихся вдоль европейского берега Босфора. Они принадлежали султанам, но были менее известны, чем Долмабахче, например.

Неподалёку на берегу Босфора стоит ещё один дворец Ферие, спроектированный знаменитым архитектором Саркисом Бальяном в 1871 году для султана Абдул-Азиза, который позже, после свержения его министрами в 1876 году, именно в нём покончил с собой. Резиденцией султанов дворец оставался до 3 марта 1924 года, когда был упразднён халифат и всех членов султанской семьи принудительно депортировали. Позже в зданиях дворца размещался Морской колледж, потом Морская школа Стамбульского технического университета, а с 1982 года — Анатолийская высшая морская школа Зийи Кальвакана.

В одном из зданий комплекса размещается Университет Галатасарай (Galatasaray Üniversitesi) — высшее государственное учебное заведение, созданное в 1992 году на основе образованной ещё в 1481 году при султане Баязиде II придворной элитной школы Эндерун.

В 1995 году ещё одно из зданий дворца отреставрировали и превратили в высококлассный ресторан Feriye Lokantası.

Османский дворец Атик-паши, построенный в XIX веке
 
Османский дворец Атик-паши, построенный в XIX веке © AsiaGate

Дворец Чыраган

Между Бешикташем и Ортакёем находится бывший султанский дворец Чыраган, построенный в 1863 году. Здание протянулось вдоль Босфора более чем на полкилометра. Воссозданный в 1990-х годах из руин дворец султана Абдул-Азиза сегодня занимает шикарный отель Çırağan Palace Kempinski Istanbul 5*.

Посетить этот дворец без проживания в отеле, к сожалению, невозможно, однако всегда можно увидеть его с воды.

Дворец Бейлербей

Дворец Бейлербей, находящийся на азиатском берегу Босфора, называют уменьшенной копией Долмабахче.

Первые строения на этом месте появились ещё при Византии, правители переправлялись сюда для отдыха, однако более основательные постройки возвёл тут в 1829 — 1831 годах султан Махмуд II. Эти строения сгорели в пожаре 1851 года, и султан Абдул-Азиз велел руины разобрать и построить большой мраморный дворец. Что и было сделано в 1863 — 1865 годах знаменитым архитектором Саркисом Бальяном.

Дворец использовался как летняя резиденция, в нём султанская семья отдыхала каждое лето. Также здесь принимали официальных правительственных гостей. В частности, во дворце Бейлербей останавливались император Австро-Венгрии Франц Иосиф, французская императрица Евгения, принц Уэльский, герцог и герцогиня Виндзорские, персидский шах Насреддин, король Эдуард VIII, германский император Вильгельм II. Первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк устраивал тут деловые встречи.

Сегодня в трёхэтажном дворце, состоящем из 24 комнат и шести залов, работает музей.

Дворец Бейлербей, находящийся на азиатском берегу Босфора, называют уменьшенной копией Долмабахче
 
Дворец Бейлербей, находящийся на азиатском берегу Босфора, называют уменьшенной копией Долмабахче © AsiaGate

Дворец Кючюксу

Султанский дворец Кючюксу на азиатской стороне в Бейкозе считается одним из самых изящных сооружений на Босфоре.

Здание высится меж двух речушек, впадающих в Босфор: Гёксу (в переводе с турецкого — «Небесная вода») и Кючюксу («Малая вода»). Размеры белокаменного дворца — всего 15 на 27 метров. Это вилла султана Абдул-Меджида, построенная армянскими зодчими Бальянами в 1857 году. В архитектуре здания сочетаются барокко, рококо и османский стиль. Своим парадным фасадом, обрамлённым двумя изящными лестницами и фонтаном, дворец обращён к Босфору, так как султаны и гости попадали в него по воде.

Дизайн интерьера принадлежал французскому декоратору Шарлю Сешану, который работал в Парижской опере. Внутри — мрамор, лепнина, росписи, паркет, ковры, мебель в европейском стиле с богатой шёлковой обивкой, а также картины Айвазовского.

Миниатюрный дворец с 1944 года является музеем.

Дворец Кючюксу считается одним из самых изящных сооружений на Босфоре
 
Дворец Кючюксу считается одним из самых изящных сооружений на Босфоре © catys

Крепости на берегах Босфора

На берегах Босфора расположено несколько крепостей, которые сыграли важную роль в военных сражениях. Рассмотрим некоторые из них.

Румели Хисары

Румели Хисары — османская крепость, построенная в 1452 году. Она появилась в самом узком месте Босфора на руинах более ранней византийской крепости Фонеус.

С её постройкой связана известная легенда. Считается, что османы, завоевав все земли вокруг Константинополя, долгое время не могли взять сам город, и султан Мехмед II решил отрезать его от внешнего мира. Он приказал отремонтировать крепость Анадолу, одновременно с чем отремонтировать старый форт напротив — Анадолу Хисары.

Говорят, что султан попросил у императора Константина XI Палеолога маленький участок земли у пролива, площадь которого не превысила бы размер шкуры барана. За это он готов был заплатить большим количеством золота. Нуждавшийся в средствах император согласился, но вскоре узнал, что османы строят огромную крепость в самом важном и самом узком месте Босфора. В качестве ответа разгневанным византийским послам султан Мехмед II показал шкуру барана, разрезанную на тончайшие полоски — ими охватили весь периметр новой крепости.

Именно крепость Румели сыграла решающую роль в падении Константинополя 29 мая 1453 года. После его завоевания форт служил таможенным контрольно-пропускным пунктом, затем тюрьмой, страдал от землетрясения и пожара. Заброшенную с XIX века крепость начали реставрировать лишь в 1953 году. Внутри неё открыли Музей артиллерии и Летний театр, где в наши дни проходят концерты и мероприятия Стамбульского фестиваля музыки.

Крепость Румели сыграла решающую роль в падении Константинополя в 1453 году
 
Крепость Румели сыграла решающую роль в падении Константинополя в 1453 году © AsiaGate

Анадолу Хисары

Напротив Румели Хисары, на азиатской стороне пролива, находится Анадолу Хисары, или Анатолийская крепость. Она — старейшее османское сооружение в Стамбуле.

Анадолу Хисары — маленькая крепость, построенная на берегу Босфора в 1393 году при султане Баязиде I. При Мехмеде II Завоевателе крепость была перестроена, расширена и укреплена: вокруг неё появились дополнительные рвы, стены стали шире и прочнее.

Основная башня крепости имеет форму прямоугольника, её высота 25 м. Башня окружена крепостными стенами, напротив через дорогу высится донжон. В каждом из углов выстроены дополнительные башни.

Власти Стамбула частично отреставрировали форт в конце 1990-х, а в мае 2023 года она открылась после масштабной реконструкции, длившейся почти два года.

Крепость Анадолу Хисары на берегу Босфора — старейшее османское сооружение в Стамбуле
 
Крепость Анадолу Хисары на берегу Босфора — старейшее османское сооружение в Стамбуле © AsiaGate

Крепость Йорос

Крепость Йорос расположена в месте слияния Босфора и Чёрного моря, на азиатском берегу пролива рядом с рыбацкой деревней Анадолу Кавагы в Бейкозе.

Вероятнее всего крепость на высоком холме была построена в XII веке при византийском императоре Мануиле Комнине. Она также известна как Генуэзская крепость из-за того, что во второй половине XIV века её контролировали генуэзцы.

Попасть сюда из Стамбула можно на регулярных паромах или на экскурсионном кораблике. В Анадолу Кавагы стоит увидеть руины крепости Йорос, полюбоваться третьим Босфорским мостом и Чёрным морем вдали, погулять по рыбацкой деревне и отдохнуть в одном из местных рыбных ресторанчиков.

Другие примечательные сооружения на Босфоре

Помимо султанских дворцов и крепостей на берегах Босфора имеется масса самых разных объектов, заслуживающих внимания, — от пристаней и мечетей до османских особняков и общественных зданий.

Галатапорт

Галатапорт — одно из самых важных сооружений на берегу Босфора. Он представляет собой круизный порт Стамбула и модное многофункциональное общественное пространство.

Круизный терминал разместился на месте старой городской гавани, существовавшей с XIX века. В 2013 году был разработан проект нового Галатапорта стоимостью 1.8 млрд долларов и уже 1 октября 2021 года сюда прибыл первый лайнер с туристами.

Порт способен принимать в день три круизных судна с 15 000 пассажирами. Уникальность гавани в том, что вся административная часть находится под землей, а прибрежная линия доступна для посетителей. Когда здесь швартуются лайнеры, вдоль набережной поднимаются специальные экраны, обеспечивающие зонирование, открываются люки в подземные помещения. Подземная инфраструктура имеет четыре этажа: там находятся пункты паспортного и таможенного контроля, залы ожидания, багажное отделение, парковки автобусов и такси, паркинг.

Набережная Галатапорта на Босфоре
 
Набережная Галатапорта на Босфоре © AsiaGate

На территории в 400 000 кв. м сегодня размещаются, помимо терминала, магазины, кафе, смотровые площадки, арт-пространства, отреставрированные исторические памятники.

Мечеть Ортакёй

Рядом с Первым Босфорским мостом высится знаменитая мечеть Ортакёй, она же Большая мечеть Меджидие, считающаяся символом Стамбула.

В первой половине XVIII века на этом месте стоял дворец Кантемир и мечеть меньших размеров, которые были разрушены в 1731 году. В последующие сто лет территория пустовала, а в 1856 году для султана Абдул-Меджида I здесь построили мечеть Ортакёй. Султан был искусным каллиграфом и собственноручно расписывал золотом декоративные панели для её интерьера. Сооружение в стиле османского барокко спроектировал знаменитый армянский архитектор Никогос Бальян.

Мечеть страдала от землетрясения и пожара, последняя её реконструкция прошла в 2011–2014 годах.

Особняк Эсмы-султан

Рядом с мечетью Ортакёй высится краснокирпичное полуразрушенное здание: это особняк Эсмы-султан, пятой дочери султана Абдул-Хамида, овдовевшей в 24 года.

Особняк в середине XIX века построил Саркис Бальян, представитель знаменитого семейства архитекторов, «построивших весь Стамбул». Не так давно сооружение реставрировали: каменные стены оставили, а внутри добавили конструкции из стекла и стали, устроили бар, ресторан и зал для мероприятий на нескольких этажах. В наши дни в этом здании устраивают концерты, фестивали и свадебные торжества.

Мечеть Ортакёй и особняк Эсмы-султан справа от неё
 
Мечеть Ортакёй и особняк Эсмы-султан справа от неё © discoverynn

Остров Галатасарай

Остров Галатасарай — небольшой островок, один из двух островов в водах Босфора, относящийся к району Куручешме на европейском берегу.

В 1872 году султан Абдул-Азиз подарил его придворному архитектору Саркису Бальяну, который возвёл на нём трёхэтажный особняк для своей семьи. Знаменитый русский художник Иван Айвазовский часто останавливался в усадьбе Саркис-бея на острове и написал здесь множество картин для дворца Долмабахче.

В начале прошлого века Ататюрк подарил остров своей любимой футбольной команде «Галатасарай». Там разместили рестораны, бары и даже бассейны.

Особняк Али-паши

На берегу Босфора в квартале Бебек высится красивое белоснежное здание особняка Али-паши, называемое также дворцом Хедива, то есть наместника Египта. Его построил для матери хедива Аббаса Хильми-паши итальянский архитектор Раймондо д`Аранко в 1902 году.

Примечательно, что особняк и по сей день используется практически по назначению — в нём размещается консульство Египта.

Особняк Али-паши, называемый также дворцом Хедива
 
Особняк Али-паши, называемый также дворцом Хедива © catys

Особняк Юсуфа Зия-паши (Призрачный дом)

Прямо под этим мостом высится красное здание с башенкой, накрытой конусообразной крышей. Это особняк Юсуфа Зия-паши, он же Призрачный дом.

Построенный в 1911 году похожий на замок особняк из красного кирпича с витражами имеет 9 этажей. С ним связана история о том, как османский государственный деятель и дипломат Юсуф Зия-паша захотел построить для своей жены-египтянки соответствующий её красоте дворец. Однако, не дождавшись окончания строительства, супруга паши вернулась в Египет, а в коридорах особняка стал появляться призрак женщины. Восстановили особняк только в наши дни, в XXI веке. Теперь в нём находится штаб-квартира холдинга Борусан и Музей современного искусства Борусан.

Особняк Остророг

На азиатском берегу Босфора в районе Кандилли можно увидеть интересный особняк-ялы Остророг.

Его название связано с именем польского юриста графа Леона Остророга, купившего этот дом в 1894 году и поселившегося тут с женой, происходившей из влиятельной левантийской семьи. Считается, что в особняке гостил сам Пьер Лоти. В 2001 году ялы купил и отреставрировал известный турецкий предприниматель и меценат Рахми Коч. Сейчас это один из самых дорогих особняков Стамбула: его цена превышает 100 млн долларов.

Ялы Остророг — один из самых дорогих особняков Стамбула
 
Ялы Остророг — один из самых дорогих особняков Стамбула © catys

Вокзал Хайдарпаша

На берегу Босфора находится также самый большой и удивительный вокзал Турции — Хайдарпаша. Он был построен в 1906 — 1908 гг. немецкими архитекторами Отто Риттером и Гельмутом Куно в неоренессансном стиле.

С этого похожего на сказочный замок вокзала некогда отправлялись поезда в Багдад: пассажирам знаменитого Восточного экспресса, чей путь лежал далее в Азию, приходилось пересекать на пароме Босфор и садиться на поезд именно здесь. В настоящий момент на вокзале продолжается реконструкция.

Здание военной школы Кулели

Одно из самых узнаваемых зданий на Босфоре — здание Высшей военной школы Кулели, отличающееся двумя башенками.

Здание было построено в начале XIX века на месте бывших янычарских казарм по проекту знаменитого архитектора Карапета Бальяна. Первый камень в постройку заложил султан Махмуд II, решившийся переформатировать османскую армию по европейскому образцу.

Во время Крымской войны здание служило госпиталем, в котором работала небезызвестная Флоренс Найтингейл. Ей, кстати, посвящён отдельный музей в ещё одном примечательном здании на Босфоре — в монументальных казармах Селимие.

Военная школа проработала в нынешнем здании до 2016 года, а после попытки государственного переворота в Турции была закрыта наряду с несколькими другими военными вузами. В здании разместили музей.

Одно из самых узнаваемых зданий на Босфоре — здание Высшей военной школы Кулели
 
Одно из самых узнаваемых зданий на Босфоре — здание Высшей военной школы Кулели © AsiaGate

Особняк Фетхи Ахмед-паши

Этот традиционный стамбульский особняк-ялы, стоящий прямо на берегу Босфора в квартале Кузгунджук с азиатской стороны, некогда принадлежал Фетхи Ахмет-паше, важному государственному деятелю времён правления султанов Махмуда II и Абдул-Меджида.

В последние годы ялы принадлежал Ченгизу Валчину, родственнику бывшего президента клуба «Фенербахче» Азиза Йылдырыма. Особняк входит в пятёрку самых дорогих ялы на Босфоре: его стоимость — 150 млн долларов.

Девичья башня

На азиатском берегу Босфора прямо в акватории пролива, на маленьком островке высится Девичья башня, словно вырастающая из воды.

Трёхъярусная 23-метровая Девичья башня — символ Стамбула. С ней связана романтическая легенда, её также называют Леандровой. Точно неизвестно, когда была построена башня. Первые сведения о существовании самого островка относятся к V веку до н. э., а каменной башни — к 1725 году. Она стала маяком в 1857 году.

Девичью башню восстановили в нынешнем виде при султане Махмуде II, а не так давно — в мае 2024 года — она открылась для посетителей после масштабной реставрации.

В мае 2024 года Девичья башня открылась для посетителей после масштабной реставрации
 
В мае 2024 года Девичья башня открылась для посетителей после масштабной реставрации © AsiaGate

Лучшие смотровые площадки с видом на Босфор

Прекрасные виды на Босфор — то, что привлекает в Стамбул туристов из разных стран. В городе множество смотровых площадок и кафе с манзарами (с турецкого manzara — вид), откуда можно полюбоваться проливом.

Так, самой известной обзорной площадкой в старом городе является терраса дворца Топкапы, находящегося на историческом мысе Сарайбурну. Дворец с двух сторон окружён водой: он имеет выход на Босфор и на бухту Золотой Рог. С Мраморной террасы у Багдадского павильона можно увидеть панорамы залива и пролива, а также башню Галата и Галатский мост.

В квартале Джанкуртаран стоит подняться на смотровую площадку отеля Seven Hills. Это популярная и всегда многолюдная терраса отельного кафе, откуда открываются самые лучшие виды не только на Босфор, но и на главные достопримечательности города — Айя-Софию и Голубую мечеть. В отель пускают всех желающих бесплатно, можно воспользоваться лестницей или лифтом, чтобы оказаться на террасе на крыше.

Смотровая площадка у мечети Сулеймание — ещё одна популярная обзорная точка, откуда прекрасно виден Босфор и его азиатский берег, а также залив Золотой Рог. на смотровую площадку Сулеймание свободный, как и в знаменитую мечеть.

Смотровая площадка отеля Seven Hills, откуда открывается хороший вид на Босфор
 
Смотровая площадка отеля Seven Hills, откуда открывается хороший вид на Босфор © AsiaGate

Галатская башня высотой 67 м — одна из старейших сохранившихся башен в мире, она была построена при византийском императоре Юстиниане I в. 528 году. С её вершины открываются отличные виды на весь Стамбул, в том числе и на пролив Босфор.

Галатапорт, новый круизный порт Стамбула представляет собой огромную смотровую площадку с видами на Босфор. Прекрасная панорама пролива, мыса Сарайбурну с дворцом Топкапы, азиатского берега пролива открывается с набережной Галатапорта и с террас каждого кафе и ресторана.

Отличные виды Босфора ждут всех тех, кто поднимется на стены двух самых известных крепостей Стамбула — Румели Хисары и Анадолу Хисары. Прямо над крепостью Румели находится холм Нафи-Баба, там же разбит парк Догатепе: со смотровых площадок открывается хороший вид на пролив и мост султана Мехмеда Фатиха.

Парк Улус на европейской стороне также может предложить туристам великолепный вид на Босфор и его азиатский берег. В парке есть детские площадки, кафе, бары и рестораны.

Наккаштепе — общественный парк с обзорными площадками и местами для пикника. Он находится на одноимённом холме на азиатской стороне между кварталом Кузгунджук и дворцом Бейлербей.

Ещё одна точка для любования Босфором находится на холме Отагтепе в квартале Каваджик в районе Бейкоз. На его склонах разбит одноименный парк, примыкающий ко Второму Босфорскому мосту. В парке произрастает около 15 000 растений, есть небольшой пруд с черепахами, дорожки и лестница с прекрасным видом пролива и европейской стороны.

Вид на Босфор и Второй Босфорский мост с холма Отагтепе
 
Вид на Босфор и Второй Босфорский мост с холма Отагтепе © AsiaGate

Живописные кварталы на берегу Босфора

На берегу Босфора раскинулись яркие и аутентичные кварталы Стамбула, которые туристы посещают для прогулок и фотосессий.

Один из самых популярных — Арнавуткёй, или «Албанская деревня», где сегодня можно найти потрясающую коллекцию старинных деревянных особняков-ялы. Многие из них не сохранились, но и то, что можно увидеть в наши дни, впечатляет. Бебек известен тем, что на его территории находится крепость Румели Хисары. Квартал очень зелёный, на его холмах расположены виллы и симпатичные особняки, в частности — особняк Али-паши с консульством Египта внутри. В местной гавани швартуются яхты.

Чингелькёй — аутентичный зелёный квартал, расположенный в живописной бухте Босфора на азиатской стороне. Среди местных достопримечательностей — узнаваемое здание Высшей школы Кулели с двумя башенками, павильон Вахдеттин — официальная резиденция президента Турции и масса кафе и ресторанов, в частности, чайный сад Tarihi Çınaraltı, раскинувшийся под огромным 800-летним платаном.

Кузгунджук, яркий и немноголюдный, — один из старейших кварталов на азиатской стороне, он известен с византийских времён. Здесь есть разноцветные деревянные домики, исторический ялы Фетхи Ахмед-паши, стоящий прямо на берегу, масса рыбных ресторанов и кондитерских. А ещё тут снимают сериалы и с наивысших точек здешних улиц открываются отличные вида на Босфор.

Мода — один из кварталов района Кадыкёй, расположенного на азиатском берегу Стамбула. Здесь можно увидеть исторические особняки как в европейском, так и в османском стиле, покататься на ретро-трамвайчике, отдохнуть в кафе и ресторанах. А ещё Мода славится своим уличным искусством: с 2013 года при поддержке местных властей тут устраивают Международный фестиваль граффити.

Квартал Арнавуткёй с потрясающей коллекцией старинных деревянных особняков-ялы
 
Квартал Арнавуткёй с потрясающей коллекцией старинных деревянных особняков-ялы © discoverynn

Интересные факты о Босфоре

Босфор — одна из естественных границ между Европой и Азией. Именно по Босфору разделяют две эти части света в Стамбуле. С проливом связан ряд интересных фактов.

  1. Босфор — самый узкий в мире пролив, используемый для международного судоходства. Причём из-за своего исключительного местоположения, являясь единственным выходом из Чёрного моря, он является едва ли не самым загруженным морским проливом на планете. Ежегодно Босфор пропускает до 80 000 грузовых судов, нефтяных танкеров и океанских лайнеров. Плотность движения здесь втрое больше, чем в Суэцком канале и в четыре раза больше, чем в Панамском канале.
  2. Босфор считается одним самых трудных для навигации водных путей в мире из-за присутствия на пути крутых поворотов, коварных течений, сильных ветров и резких изменений погоды в холодное время года. Самой громкой аварией в проливе за последние сто лет считается столкновение греческого сухогруза и румынского танкера Independenta, произошедшее 15 ноября 1979 года, в результате которого погибло 43 члена экипажа, а выжить смогли лишь трое. Тогда в Босфор вылилось 94 000 тонн сырой нефти, из которых 30 000 тонн сгорело, остальное ушло в море. Пожар в проливе продолжался месяц. С тех пор в проливе в результате поломок или аварий затонуло 28 судов, 11 из них были крупными танкерами, перевозившими мазут. В наши дни безопасность в проливе обеспечивают более 2000 человек личного состава Главного управления береговой охраны, они дежурят на 103 морских судах.
  3. По легенде, название Босфора — «коровий брод» — возникло из-за того, что возлюбленная Зевса Ио в образе коровы, спасаясь от гнева Геры, перешла этот пролив вброд. Однако имя пролива вероятнее всего с мифами не связано. Учёные полагают, что греческие географы называли Босфорусом («коровьим бродом») любой протяжённый и узкий пролив, а для уточнения приписывали его местоположение: например, пролив между Чёрным и Мраморным морем был Босфором Фракийским, между Азовским и Чёрным морем — Босфором Киммерийским и т. д. Вероятно, названия возникали по аналогии с глубокой бороздой, которую при вспашке поля оставляли волы, откуда возникло понятие «бычий путь, брод».
    Круизные лайнеры, швартующиеся в Галатапорте
     
    Круизные лайнеры, швартующиеся в Галатапорте © discoverynn
  4. Несмотря на своё географическое положение, зимой Босфор может замёрзнуть. За всю историю задокументировано шесть таких случаев. Первый случай относится к правлению византийского императора Аркадия (401 год), тогда лёд держался 20 дней. Ещё два случая замерзания пролива были отмечены в 763 году (лёд держался четыре месяца) и 928 году. Затем пролив сковало льдом уже при Османской империи — в январе 1621 года, тогда результатом природной аномалии стал голод: к Стамбулу не могли причалить корабли с продовольствием. В 1878 году история повторилась. Последний случай относится к 24 февраля 1954 года, когда в Стамбуле было отмечено всего -6°С: замёрз не столько сам пролив, сколько морозом сковало глыбы льда, принесённые течением из Дуная. Тогда Румыния решила возобновить остановившееся на Дунае судоходство посредством подводных взрывов. В итоге льдины скопились в Босфоре, а в Стамбуле наступил транспортный, продовольственный и энергетический кризис. Военным пришлось обстреливать лёд из пушек, чтобы вызволить застрявшие в Босфоре судна.
  5. Босфор часто изображал на своих полотнах знаменитый русский живописец Иван Айвазовский. Он неоднократно бывал в Стамбуле и всякий раз плодотворно работал, создавая картины по заказу османских султанов: Абдул-Меджида I, Абдул-Азиза, Абдул-Хамида II. Ивану Константиновичу даже был пожалован чин придворного художника. И его излюбленной «моделью» был Босфор. Работы художника сейчас можно увидеть в самых разных музеях Стамбула, в частности в Художественной галерее дворца Долмабахче на берегу Босфора.
  6. Босфор — крупный центр рыболовства. Пролив действует как экологический туннель, по которому проходят пути миграции различных морских обитателей. Они перемещаются между Чёрным и Мраморным морями, различающимися как по температуре, так и по солёности воды. Этот миграционный маршрут весьма способствует экономике региона. Самые распространенные здесь для отлова виды рыбы — тунец, пеламида, лефарь, ставрида, рыба-игла, морской окунь. Примечательно, что в Босфоре периодически случается нашествие медуз. Их бывает так много, что это создаёт серьёзные трудности для рыбаков.
    Босфор — одна из естественных границ между Европой и Азией
     
    Босфор — одна из естественных границ между Европой и Азией © discoverynn
  7. Первым же человеком, совершившим воздушный перелёт над Босфором, был Ахмед Челеби (Хезарфен), живший в XVII веке в Стамбуле. Говорят, он долго наблюдал за птицами, взлетавшими со стамбульской площади Ат Мейданы и делал расчёты. Летним днём 1632 года Хезарфен поднялся на Галатскую башню, на руках у него были приспособления, похожие на большие крылья. Взмахнув ими несколько раз, турецкий Икар поднялся в воздух, пролетел 3 558 м и приземлился на другой стороне Босфора. Видевший это своими глазами султан Мурад сказал: «Этого человека следует опасаться: что бы он ни захотел — сделает», наградил изобретателя золотом и отправил в Алжир, где Хезарфен и скончался. Таким образом, Ахмед Челеби, по уверению турков, является первым человеком, совершившим межконтинентальный перелёт.
  8. В проливе Босфор имеется два острова — Куручешме (Галатасарай) и островок с Девичьей башней. Первый — Галатасарай (Galatasaray Adası) — известен тем, что в 1872 году был подарен султаном Абдул-Азизом придворному архитектору Саркису Бальяну, который построил на нём трёхэтажный особняк для своей семьи. Иван Айвазовский не однажды останавливался на острове у Саркис-бея и даже написал здесь несколько картин для дворца Долмабахче. В начале ХХ века Ататюрк подарил остров своей любимой футбольной команде «Галатасарай». Там разместили рестораны, бары и даже бассейны. На втором островке находится Девичья башня, которая считается символом Стамбула. Она была восстановлена в нынешнем виде при султане Махмуде II, а не так давно — в мае 2024 года — открылась для посетителей после масштабной реставрации. Добраться до неё можно на лодках от причалов Кабаташ и Саладжак.
  9. Берега Босфора характеризуются особой архитектурой. И сейчас речь идёт не о великолепных дворцах, а об османских особняках ялы (yalı). Ялы — это чаще всего деревянный дом, построенный на берегу пролива и украшенный ажурной резьбой. К сожалению, очень многие ялы были утрачены из-за отсутствия ухода и погодных условий, но до наших дней дошло более 600 прибрежных резиденций, построенных в XVIII–XX веках вдоль побережья Босфора в Стамбуле. Сегодня иметь ялы престижно и очень дорого.
    Крепость Румели Хисары и Второй Босфорский мост
     
    Крепость Румели Хисары и Второй Босфорский мост © catys
  10. С дворцами на Босфоре связан ряд легенд и интересных фактов. Например, в 1862 году во дворец Кючюксу на приём к султану Абдул-Азизу на яхте «Осборн» прибыл будущий король Великобритании Эдуард VII. Это был первый случай в истории, когда султан Османской империи сел за один стол с иностранцем. В этом же дворце гостил младший брат российского императора Александра II — великий князь Константин Николаевич Романов. Кроме того, Кючюксу стал декорацией к одной из серий Бондианы под названием «И целого мира мало» (1999 г.) с Пирсом Броснаном и Софи Марсо. Во дворце Бейлербей произошёл курьёзный случай, когда мать султана Абдул-Азиза дала пощёчину французской императрице Евгении, заподозрив её в романтических отношениях со своим сыном. Султанский дворец Топкапы входит в число крупнейших музеев-дворцов в мире. Площадь комплекса без учёта парка Гюльхане составляет 350 000 кв. м. Также дворец считается одним из самых популярных музеев не только в Стамбуле, но и во всей Турции, он входит в ТОП-3 по количеству продаваемых билетов. В 2023 году его посетили 3 474 760 человек.

Экскурсии по проливу Босфор

Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:

  • Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Расписание можно посмотреть около кассы. Проезд, как правило, равен стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Стамбула.
  • Прогулочные коммерческие паромы. Таковых паромов, проводящие прогулки по проливу, здесь великое множество, и у каждого свое расписание. Прогулка длится в течение полутора часов, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом таких паромов являются их регулярные рейсы, поэтому попасть на них можно практически в любое время в течение дня.
  • Небольшие частные лодки. Те туристы, кто хочет индивидуальную прогулку по Босфору, могут выбрать себе лодку с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
  • Индивидуальные экскурсии с гидом. Один из самых лучших вариантов прогулки, поскольку гид в ходе экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, о его прошлом и настоящем, также показывает самые известные достопримечательности и советует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно поесть.

Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.

Билеты на круизы по Босфору

Экскурсии от Tripster

Как добраться до пролива Босфор

Координаты пролива Босфор: 41°13’16.3"с.ш. 29°07’42.2"в.д.

Поскольку пролив Босфор находится в центре Стамбула, добраться до него очень просто, вдоль пролива расположено огромное количество остановок. Ниже представлены варианты, как доехать до пролива в южной его части с обеих сторон.

С европейской стороны:

  • На метро: станция «Kadıköy» (М4, розовая ветка).
  • На трамвае: Т3, выходить любой из следующих остановок: «Çarşi», «İskele Cami», «Kadıköy İDO».
  • На поезде: поезд Marmaray, выходить на вокзале Хайдарпаша (Haydarpaşa).
  • На автобусе: № 9K, 14A, 14AK, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19M, 19S, 222 (выходить на остановке «Kadıköy») или на автобусе № 13Y, 14A, 14M, 15BK, 19E, 19T, 20E (выходить на остановке «Rıhtım»).
  • На такси: в Стамбуле работают желтые такси, также можно заказать такси через популярное приложение Uber Taxi.

Здесь есть несколько паромных причалов: Kadikoy, Turyol.

С азиатской стороны:

  • На метро: станция «Marmaray Yenikapı İstasyonu» (M1A, M1B, M2, красные и зеленая ветка).
  • На трамвае: Т1, выходить на остановке «Laleli — Üniversite» и идти в сторону пролива.
  • На поезде: поезд Marmaray (остановка «Marmaray Yenikapı İstasyonu»).
  • На автобусе: № 81, BN1, MR5, İST-1, выходить на остановке «Yenikapı Sahil».
  • На такси: стандартные желтые такси, плюс можно заказать такси через приложение Uber Taxi.

Среди паромных причалов здесь есть İdo Yenikapı Deniz Otobüsü Terminali.

Панорама пролива Босфор в Стамбуле:

Нашли неточность? Сообщите нам.

Где искать и бронировать жилье в Стамбуле

Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.

Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.

Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.



Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие интересные места Стамбула

Куда сходить и что посмотреть в Стамбуле

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Магазины и рынки
Оздоровительный отдых

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии