Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 9:30

Стамбул — Турция Март 2019

Наверно самыми незабываемыми путешествиями остаются спонтанные.

Так судьба вновь свела меня с подругой и Стамбулом.

Сидела я как-то на работе, в приложении VK выскочила информация о Стамбульском фестивале. Ровно 5 лет назад мы с Дарьей отплясывали там и знакомились с городом. Я без всякой надежды переслала Даше уведомление с вопросом: «А слабо повторить?!" и не ждала положительного ответа, так как ее интерес к танцам «подугас». Но вдруг зазвонил телефон. Это была взволнованная Даша: «А давай! Есть горячие предложения по перелету». В такие моменты аппетит приходит сам по себе…и я говорю: «А может включим в поездку еще и Каппадокию?!». А в ответ раздался восторженный крик: «Это судьба, хочу! Мне на день рождение подарили волшебную картину с воздушными шарами! Это знак! Поехали!».

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Затем последовали покупка билетов, оплата фестивальной гостиницы и пассов, планирование маршрутов. У меня маячила поездка в Милан, поэтому всей логистикой занималась Даша, я только говорила ок, за что ей огромное СПАСИБО. Ведь первый раз за все последние пять лет за меня кто-то что-то делает.

В Стамбул мы прилетали вечером (и улетали соответственно) компанией Пегасус — турецкими лоукостерами.

Наш отель Green Park Pendik Hotel 5* располагался в … мира (уж не стала я нецензурно выражаться), что мы выяснили это уже потом, зато все удачно совпало. Пегасус прилетает в аэропорт имени Сабихи Гёкчен, расположенный на азиатской стороне, а до нашего отеля не так уж и далеко (по стамбульским масштабам).

Добираться мы решили своим ходом. Для этого в начале надо купить стамбульскую карту (а в идеале две, чтобы было более выгодно). Но вот где ее купить мы не догнали сразу. Поприставали к жителям и гостям города, но все либо не знали английского, либо пожимали плечами… «дескать сорри, мы не местные». На помощь двум брюнеткам пришел водитель автобуса, но купить мы смогли только одну карту и закинули на нее сразу 100 лир, так как более мелких денег у нас не было. Запрыгнули внутрь салона и поехали.

Ехать нужно было с пересадкой на остановке Velibaba Sapagi (мы посмеялись, переведя ее как Вели баба купить сапоги). Разобраться в логистике очень легко, на табло высвечивается текущая остановка и следующие четыре, так что проехать свою сложно. Остановки даже в самых спальных районах удивили — мультимедийное табло показывало номера приближающихся маршруток и автобусов, интервал их движения и даже местонахождение на интерактивной карте. Очень круто!

Заселились в отеле быстро и пошли исследовать номер. Отель находится на береговой линии, и мы очень надеялись получить номер с видом на море, но не повезло. Хотя как сказать, мне и наш вид очень понравился — особенно вечерний. На пять звезд, на мой взгляд, отель не очень тянет, но все было цивильно и хорошо. Особенно в таких отелях я люблю завтраки — в частности омлеты. Не умею так вкусно их готовить.

В эту же ночь нам предстояли танцы до самого утра. И первый раз в жизни я в начале завтракала, а потом шла спать))) Как оказалось и на сытый желудок спится прекрасно и сладко.

Днем к нам присоединилась еще одна моя знакомая девочка и мы поехали в центр.

Настало время освоить новый транспорт — поезда Marmaray. Эти поезда, запущенные в 2013 году, соединили Азию и Европу, значительно облегчили жителям и туристам жизнь, сократив время в пути. Часть линии проложена в тоннеле под самим Босфором на глубине до 60 метров.

Очень позабавил знак в поездах и метро! Надо взять на заметку для нашего транспорта.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Проехав примерно час в пути, мы вышли на новенькой станции Сиркеджи (Sirkeci) и сразу направились к береговой линии. Ведь никак нельзя представить Стамбул без Босфора.

Босфор имеет сложный характер, никогда не узнаешь в каком духе он проснулся: будет ласков и привелив или хмур и сердит. В этот день он явно встал не стой ноги: и вымещал свое настроение на нас, да и бедным чайкам не сладко приходилось.

Сильный ветер трепал наши волосы, не давая сделать фото.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Волны разбивались о причал и разлетались на миллионы капелек. Не очень нам удалось подружиться с Босфором, наверно стоило его задобрить, но мы пока не знали как. Продрогнув за считанные секунды, решили уже двигаться дальше. На противоположном берегу нас манила Галатская башня.

Пройдя одноименный Галатский мост, мы ступили на новую землю, ранее незаслуженно обойденную стороной. И сразу обратили внимание на приют для кошек. Вот точно не зря говорят: «Стамбул — город котов». Потом не раз мы встречали подобные кошачьи дома, еще поделюсь в рассказе.

Не будем смущать усатых, пойдем дальше вверх по узким улочкам.

Через несколько минут мы уже стояли у подножья башни, правда подниматься на нее не планировали, оставим это до следующей встречи со Стамбулом, она состоится на 100%.

Деревянный предшественник упоминается еще в 507 году, а в XIV веке стены стали каменными. Долгое время Галатская башня служила в качестве маяка, освещающего и указывающего дорогу торговым суднам, проплывающим через Босфор, а также пожарной каланчой. Сейчас в башне располагается музей и смотровая площадка.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Не будем оригинальными и далее пойдем исследовать улицу Истикляль (в переводе с турецкого улица Независимости), вдоль которой расположены сувенирные лавочки, магазины, бутики, многочисленные кафе.

Вот уже который год подряд мечтаю привезти себе лампу домой — так они мне нравятся.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Народ неспешно прогуливается, поглядывая на прилавки, есть такие кто бежит и торопится, но в основном присутствует неторопливый дух.

Когда видишь в обувном магазине такого очаровательного продавца, то пройти мимо сложно. Если и не купишь ничего, то за ушком красавчика точно почешешь.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

В начале улица Истикляль достаточно узкая и поднимается вверх, но уже скоро превращается в просторную пешеходную зону, по которой бегает исторический трамвайчик Nostalgik. А мальчишки-зацеперы балуются и катаются на нем. По улице проложена лишь одна колея, чтобы трамваи могли разъехаться, в центральной части предусмотрено место разветвления путей.

С давних времен этот район привлекал европейцев, которые строили свои дома, открывали магазины и ремесленные мастерские, что очень хорошо прослеживается в эстетическом облике зданий. Можно представить, что прогуливаешься по Гранд Виа или улице Майор в Мадриде.

А если продолжить фантазировать дальше, то можно легко перенестись в Венецию, ведь за типичным итальянским фасадом скрываются не менее уютный дворик и католическая базилика Святого Антония Падуанского. Первая церковь была построена в 1724 году итальянскими монахами, просуществовала она 180 лет, пока городские власти не решили проложить трамвайные пути. Пришлось ее снести. С 1905 по 1915 года началось строительство нового храма Святого Антония. Перед храмом установлена статуя Папы Римского Иоанна XXIII.

Это самая большая католическая церковь Турции, в которой службы проходят на турецком, итальянском, польском и английском языках.

Внутри церковь декорирована фресками со сценами из Святого писания и разноцветными витражами. Мы не могли пройти мимо и на секундочку заглянули внутрь, шла служба, мешать никому не хотелось, поэтому сделали несколько кадров и вышли во дворик.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

В Европе модно гулять с собачками, а тут я всего один раз увидела песика, да и то бездомного. Что он грыз и с чем играл мы не поняли, но выглядел он вполне доброжелательно. Немного попозировал нашим объективам.

Наши желудки объединились в желании отведать чего-нибудь вкусненького. Немного пометавшись, решили сесть в первую точку и отведать чего-нибудь местного. Заглянули в какую-то забегаловку, сомневались остаться или искать дальше, но нас официанты все-таки засадили. Заказали по острому чечевичному супчику-пюре, к нему подали огромный пакет хлеба, мы в начале посмеялись, а потом поняли — суп действительно острый и одним кусочком не обойдешься. Подруга решила отведать фаршированные рисом и специями мидии (Midye Dolma).

Фото моей подруги - Анастасии Карасевой

Пока мы обедали, вечер подкрался к нам. На улице стали появляться первые огни, город замер в предвкушении вечернего активити.

Покинув одно едальное заведение, нас моментально охватило желание отведать турецкий кофе и сладости в фирменном месте. Дойдя до площади Таксим, мы заглянули в Hafiz Mustafa, витрины которого манили десертами на любой вкус. Сделать выбор очень сложно — глаза разбегаются.

На площади Таксим располагается памятник Независимости, в виде арки в восточном стиле, она была установлена в честь основания Турецкой Республики. На памятнике изображены люди, которые внесли огромный вклад в независимость современной Турции, во главе с первым президентом — Ататюрком. Именно на площади Таксим проходят все демонстрации, митинги, военные парады.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Уже изрядно стемнело и сильно похолодало. Пришлось оставить мысль спуститься к часовой башне и дворцу Долмабахче, повернули обратно домой. Нам ведь еще надо отдохнуть и привести себя в порядок перед следующей вечеринкой.

На следующий день мы отправились исследовать район Бешикташ, в этот раз вышли на станции поезда Marmaray Üsküdar Istasyonu, пересели на паром до Beşıktaş Iskelesi. Каждый раз путешествие на пароме приносит массу удовольствия. День выдался солнечным и теплым, Босфор встретил нас сегодня радушно.

К сожалению, пройти по береговой линии крайне проблематично, но дорога вдоль улицы Çırağan очень живописна. На всем протяжении ее пути встречается очень интересная османская архитектура. Это один из самых старых и престижных районов: здесь султаны выстроили свои роскошные дворцы и охотничьи резиденции, в которых сейчас расположены пятизвездочные отели и университеты.

В нынешнем отеле Чираан Палас (Çırağan Palace) вплоть до XXвека заседали местные парламентарии.

Изредка удавалось найти лазейку между зданиями и выйти к морю, полюбоваться Босфорским мостом (15 Temmuz Şehitler Köprüsü) и мечетью Ортакей.

Так незаметно мы дошли до района Ортакёй, известный своим университетом под названием Галатасарай (Galatasaray Üniversitesi), а также учебным заведением — лицеем Kabataş Erkek Lisesi, в котором обучаются исключительно мужчины.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Жемчужиной района по праву считается мечеть Ортакей (Ortaköy Mosque) или Большая мечеть Меджидие. Сложно представить, что ее построили за каких-то два года (1853–1854) по указу султана Абдул-Меджида. Автором проекта является известный армянский архитектор Никогос Бальян.

Мусульманская святыня находится на особом месте, когда-то жители Византии именовали его «ключом от Босфора».

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Мечеть поражает своей красотой и воздушностью, в образе смешались неоклассический и барочный стили архитектуры. Султан слыл искусным каллиграфом и принял личное участие, собственноручно расписывая ее стены.

Вокруг мечети расположены торговые павильоны и старенькие деревянные дома,

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

кафе и лавочки, предлагающие отведать местное блюдо кумпир или переводя на наш язык печеный картофель с начинками на ваш выбор. Как вы понимаете не отведать местное традиционное блюдо мы не могли.

Мы мечтали добраться на пароме до Эминёню, но не нашли нужного нам парома, запрыгнули в автобус и двинули в центр. Любуюсь видами из окна автобуса, я вдруг с содроганием в сердце замерла, мы вновь проехали мимо дворца Долмабахче. Не судьба в этот раз, значит нам с ним еще предстоит встретиться.

Ровно пять лет назад именно в это время парк Гюльхане поразил нас обилием ярких красок тюльпанов и гиацинтов.

Парк Гюльхане 5 лет назад

И мы были в предвкушении феерии цвета, но, увы, весна в этом году поздняя, да и такого обилия тюльпанов не намечается.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Зато вечерний закат вознаградил все наши ожидания.

В эту поездку Даше официально было дано звание «Королевы закатов», а мне «Королевы вечерних огней».

Каждая из нас получила колоссальное удовольствие от увиденного. Этот вечер я буду долго хранить в памяти, ведь согласитесь такие виды не часто увидишь.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

А такой закат и вечерний город стоит обязательно отметить, и уж если мы находимся в мусульманской стране, то конечно чаем и восточными сладостями.

Мне кажется многие из вас побывали в этом замечательном и атмосферном месте Capadocia Restaurant (а для нас еще и символичном, так как скоро нам предстояло побывать в Каппадокии), а уж если не побывали, то обратили внимание на женщину, раскатывающую гёзлеме и кутабы прямо у всех на глазах. Думаю столько фото, как у нее, нет ни у кого. Ведь пока мы сидели, только ленивый не заглянул и не запечатлел ее (хотя что греха таить, мы тоже это сделали).

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

На этом наша насыщенная культурная программа закончилась, и мы поехали домой. Но ночь то только в разгаре, танцы до утра никто не отменял.

Настал наш прощальный день в Стамбуле, мы выселились из отеля. Нам предстояло скоротать пару часиков до отправления в славную долину Каппадокии. Ехать далеко не было возможности, поэтому вышли подышать морским воздухом, да и просто посидеть на камушках, наслаждаясь Босфором.

Наверно наглядеться им невозможно.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Так бы и просидели долго, если бы наше спокойствие не нарушили котики, ну, а как же без них. А у них тут тоже свой дом, бар и ресторан. Люди работают на них, ловят рыбу, кормят, чешут.

Что нужно еще сделать перед долгой дорогой — конечно подкрепиться. А здесь и место есть замечательное и очень вкусное. Единственная проблема — это незнание английского языка.

Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то не отпустит никогда

Было забавно, когда я стала просить счет, молодой официант совсем меня не понимал. Вспоминая наш опыт с фразой «Check us please», когда вместо счета нам принесли еще чая, рисковать не стала. «Invoice us, pls» тоже не прокатило, он мне показывал то меню, то воду, то мороженое… Пришлось достать кошелек и деньги, только тогда ясность настала. Но это даже забавно и весело, будет, что вспомнить.

Как вы поняли из названия рассказа, Стамбул меня пленил давно, и я надеюсь, хотя нет, уверена, мы еще не раз с ним встретимся. Да и вам очень рекомендую попасть в его объятия.